скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Анализ информационной политики Российского государства

Девятое. В условиях скрытой информационной войны особую роль в информационном обеспечении военной безопасности российского государства играет целенаправленное информационное воздействие на союзников США по НАТО с целью изменения дружественного характера их отношений с Вашингтоном.

Политическая борьба не терпит сослагательного наклонения: используя компромиссы, она остается бескомпромиссной по своей сути. Сегодня в ней трудно переоценить роль информационного противоборства, направленного на разобщение усилий как отдельных государств, так и их коалиций. Для этого необходимо грамотно и умело использовать противоречия как внутри отдельных государств, так и их коалиций. Есть такие противоречия и в Атлантическом военном союзе. К примеру, единое атлантическое пространство, сформированное под эгидой США, выполняет важные оборонно-стратегические функции, но цена гарантий для европейских государств при этом достаточно велика: континентальной Европе угрожает растворение в англо-американской системе с утратой национального многообразия и самобытности западноевропейских государств, поскольку американизация Европы – это не только геополитическая зависимость, но и культурный униформизм, растворение в обезличенной духовной индустрии, скроенной по меркам примитивного массового общества. Двуосность Европы (континентальная – океаническая, романская – германская, католическая – протестантская) уже имеет тенденцию может превратиться в американизированную одномерность.

Или другой пример, связанный с продвижением НАТО на Восток. В перспективе оно не менее опасно для Европы, чем для России. Расширение НАТО, по сути, является процессом закрепления американизации Европы. В долгосрочной перспективе это не только не усиливает, но и ослабляет статус Европы в мире, поскольку уменьшает гибкость и разнообразие ее стратегий. В этом отношении продуманная информационная политика России, направленная на реконструкцию Центральной Европы и дающая шанс восстановить внутреннее многообразие Запада, отстоять самобытность Европы, по сути своей представляла бы характер альтернативы американизму, способствуя изменению характера отношений европейских государств и США[9].

Десятое. Особое внимание с точки зрения защиты от иностранных технических разведок должно быть уделено информационным комплексам вооружения и военной технике, позволяющим сохранить и обеспечить паритет общей безопасности в военном противостоянии. Следует отметить, что наиболее уязвимыми элементами в структуре Вооруженных Сил в вопросах информационного противоборства являются автоматизированные системы военного назначения, относящиеся к так называемым «критическим системам», то есть все вычислительные системы, а также системы управления, которые обеспечивают применение оружия, средств связи, атомных, химических и экологически опасных производств и транспорта, поэтому на них должно быть обращено внимание в первую очередь.

Видимо, назрела необходимость окончательного отказа от тотального сокрытия абсолютно всех сведений об оборонном потенциале нашей страны, как практически неосуществимой, и перехода к реализации принципиально новой методологии информационной безопасности, связанной с интеллектуальным процессом введения противника в заблуждение относительно боевой готовности войск и сил флота, наиболее слабых и уязвимых звеньях системы боевого управления, боевых возможностей перспективных комплексов и систем вооружения. (Разумеется, такая постановка вопроса не бесспорна, но она имеет под собой достаточную основу).

Несмотря на приоритетность информационного обеспечения военной безопасности во всех индустриально развитых государствах, среди военно-политического руководства России до сих пор нет адекватного понимания роста значимости информационно-технической борьбы в ходе и исходе боевых действий. В Вооруженных Силах практически свернута подготовка квалифицированных специалистов по компьютерной борьбе, а это – одна из главных перспектив в развитии информационно-технического противоборства.

Неоправданно медленно внедряются современные средства поддержки научного и инженерного труда. Общий низкий уровень этого обеспечения не позволяет производить исследования и разработки на передовых рубежах науки и техники, что является одной из причин «утечки мозгов» за рубеж.

Одиннадцатое. Крайне важным направлением информационного обеспечения военной безопасности российского государства является информатизация в области средств вооруженной борьбы, обусловленная рядом объективных факторов, характеризующих развитие сил и средств ведения военных действий и условий их осуществления. К наиболее важным из них следует отнести:

• резкое возрастание боевых возможностей войск в связи с появлением информационного и высокоточного оружия;

• принципиальное изменение роли времени в управлении войсками и боевыми средствами;

• лавинообразное нарастание объема и важности информации о боевой обстановке и другие. Целью информатизации средств вооруженной борьбы является повышение эффективности применения вооруженных сил, сокращение сроков и повышение качества принимаемых решений, гибкое реагирование на изменение военно-политической обстановки и прогнозирование ее развития. В связи с этим наиболее важными направлениями информатизации в области средств вооруженной борьбы являются:

а) обеспечение единства процессов управления войсками и оружием на основе автоматизированных средств управления и сопрягаемых с ними комплексов управления оружием на базе технических и программных средств новых поколений. Так, в начале 90-х гг. на вооружение американских войск поступила система PLRS. Две тысячи пользователей с помощью станций PLRS могут автоматически получать информацию о своем точном местоположении на площади 300 кв. км. Системы обработки данных играют ключевую роль, поскольку они имеют и много других применений: от небольшой системы «Такфайр» для артиллерии до крупных SAKRA (Франция), HEROS (Германия), Wavell (Великобритания), MCS (США). Эти крупные системы к концу века планируется интегрировать в систему сбора и обработки данных на поле боя BICES, которая даст возможность получения информации со всего европейского театра войны[10]. В этом отношении военное руководство России должно принимать адекватные меры, позволяющие либо создавать и развивать аналогичные комплексы в Российских Вооруженных Силах, либо идти по неординарному пути, позволяющему максимально снизить эффективность боевого использования этих систем;

б) создание информационных систем вооруженных сил в интересах обеспечения процессов (в том числе интеллектуальных) вооруженной борьбы. Принципиальная разница между автоматизированными (АСУ) и интеллектуальными (ИСУ) системами управления состоит в том, что АСУ реализует только простые операции управления (сбор, обработку информации, ее представление, проведение вспомогательных оперативных расчетов), а ИСУ выполняет за человека и его основную функцию – принимает решение в сложившейся обстановке. Создание таких ИСУ в Вооруженных Силах – насущная задача;

в) внедрение роботов и робототехнических систем, позволяющих реализовать потенциальную эффективность средств вычислительной техники на основе рационального распределения функций по обработке информации и управлению между ЭВМ с элементами искусственного интеллекта и человеком-оператором при одновременном выводе последнего из зоны непосредственного ведения боя (основополагающим направлением роботизации должен стать переход от разработок отдельных боевых и обеспечивающих средств к комплексной роботизации подразделений и частей);

г) использование современных информационных технологий для исследований и внедрения качественно новых средств вооруженной борьбы и форм их применения и другие. Быстрое развитие работ в этих направлениях является крайне необходимым в условиях уменьшения затрат и ассигнований на оборону и может способствовать развитию новых высокоэффективных информационных средств и технологий обеспечения военной безопасности российской Федерации[11].

1.3 Основные направления и содержание государственной информационной политики

Структура информационной политики исследована через субъект–объектные отношения. Субъекты информационной политики условно разделены на два вида.

К первому виду отнесены субъекты, непосредственно участвующие в политической жизни общества. Этот вид включает три подвида, разделяемые по степени их влияния на процессы выработки и реализации информационной политики.

Ко второму виду субъектов отнесены субъекты, принимающие опосредованное участие в политике.

Первый вид субъектов информационной политики (рис. 1.6):

– государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь и уполномоченные на то структуры от имени государства, коалиции государств, международных организаций.

– оппозиция, лоббистские структуры, средства массовой информации, транснациональные корпорации.

– незаконные (неформальные) организации, которые не являются легальными субъектами политики, но могут оказывать на нее влияние (террористические и экстремистские организации, бандформирования).

Второй вид субъектов информационной политики – крупные социальные группы и общности, различные группы интересов.

В качестве субъектов информационной политики рассмотрены любые политические и социальные органы, институты, лидеры, которые активно участвуют в социально-политической жизни и при этом также активно используют информационные средства. Не все социальные субъекты одинаково активны и полномочны в информационной и политической сферах. Скорее, наоборот, равенства между ними не может быть ни в политической, ни в информационной сферах. Например, деятельность появляющихся в последнее время других активных участников информационных процессов (печатных и электронных СМИ, транснациональных корпораций, лоббистских групп, незаконных организаций и т.д.) нуждается в постоянном внимании и регулировании со стороны уполномоченных государственных структур, которые в свою очередь должны реализовывать информационную политику в согласии с общественно-значимыми интересами граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления и т.п.

Основная тенденция развития современного общества заключается в том, что политика, в том числе и информационная, не может быть лишь исключительно прерогативой государства. Все более активными ее участниками становятся общественно-политические объединения, политические партии, институты гражданского общества, структуры масс-медиа (и те, кто за ними стоит), некоммерческие организации, национальные и наднациональные органы.

К объектам информационной политики отнесен весь социум с социальными группами и общностями, элементами гражданского общества, национальными и наднациональными структурами, государствами и их коалициями / союзами с их связями и взаимоотношениями.

Ядром государственной информационной политики является политика информатизации, а ее внешней оболочкой – политика информационной безопасности. Под государственной системой информационной безопасности в этом случае понимается организационное объединение государственных органов, сил и средств информационной безопасности, осуществляющих свои функции на основе закона и под контролем и защитой судебной власти[12].

Содержание этих принципов достаточно подробно раскрыто в самой Доктрине, они носят общий для информационной безопасности характер, поскольку ее субъектами являются здесь как институты государства, так и организации гражданского общества. Автор же предпочитает остановиться на принципах информационной политики, свойственных именно государственному характеру и статусу этой политики. Содержание этих принципов отражает фактическую способность государства обеспечить информационную безопасность, исходя из текущих и перспективных возможностей с учетом обстоятельств, связанных с особенностями той переходной стадии, которая характерна именно для российского государства. Последнее исключительно важно для создания механизмов обеспечения информационной безопасности государства.

Государственная информационная политика – совокупность целенаправленных мер органов государственной власти, осуществляемых в сотрудничестве с другими институтами политической системы (в том числе международного уровня), элементами гражданского общества и иными социальными субъектами в целях развития и регулирования социума посредством информационных средств, а также развития и регулирования информационной сферы жизнедеятельности общества и государства.

Содержание принципов государственной информационной политики отражает фактическую способность государства обеспечить информационную безопасность, исходя из текущих и перспективных возможностей с учетом обстоятельств, связанных с особенностями той переходной стадии, которая характерна именно для российского государства. Последнее исключительно важно для создания механизмов обеспечения информационной безопасности государства.

 


2. Государственная информационная политика Российской Федерации и тенденции ее изменения

 

2.1 Государственная информационная политика Российской Федерации в дореформенный период

Политика информатизации, принципы и положения которой в России начали формулироваться и развиваться с начала 90-х годов, сводилась «с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций[13]«.

Такой вывод делается авторами Концепции государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.).

«На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации», – говорится в упомянутой Концепции. Только «в последние 2–3 года содержание ГИП было несколько расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны».

Концепция государственной информационной политики так определяет предмет своего исследования: «государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих». Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашается построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Одна из главных целей ГИП – согласование интересов граждан, общества и государства, налаживание диалога между ними.

В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП (рис. 2.1).

1.      Принцип открытости политики – все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

2.      Принцип равенства интересов – политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех «правила игры»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.