скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Анализ информационной политики Российского государства

В основе прав и свобод государства в сфере его информированности по вопросам мировой политики, экономики, науки, ресурсов, экологии, обороны и другим лежат действующие нормы и принципы международного права. Главным здесь следует считать принцип равной безопасности. Применительно к информационной сфере можно говорить о его трансформации в принцип адекватной информированности государств мирового сообщества, предполагающий право каждого государства на информационную безопасность и ее обеспечение для всех членов сообщества в равной степени, учет интересов всех сторон без какой-либо дискриминации, исключение односторонних преимуществ, отказ от действий, наносящих ущерб другому государству[5].

Законодательная база, определяющая перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также механизм и порядок ее защиты должны разрабатываться исходя из рассмотренного принципа и многосторонних соглашений государств, входящих в международную систему информационной безопасности. Формирование последней, видимо, будет делом далекой перспективы, знаменующей собой высший уровень проявления доверия, заинтересованности государств мирового сообщества в обеспечении выполнения на практике принципа адекватной информированности.

Третье. Важнейшее требование к обоснованию способов, форм и механизмов их реализации заключается в абсолютном верховенстве права в информационной деятельности. В свою очередь, каждый субъект информационного процесса должен обладать соответствующим правосознанием, быть законопослушным, хорошо представлять последствия своих действий и меру ответственности в случае нарушения интересов государства. И это принципиально, так как применение тех или иных способов зависит от того, являются ли информационные угрозы следствием неумышленных или умышленных действий субъектов информационного процесса. В первом случае обеспечение информационной безопасности осуществляется, как правило, в формах информационного патроната и информационной кооперации, во втором – в форме информационного противоборства.

Информационный патронат – основная форма обеспечения информационной безопасности физических и юридических лиц со стороны государства. Он подразумевает обеспечение органов управления государственной политики информационной безопасности сведениями о дестабилизирующих факторах и угрозах состоянию информированности физических и юридических лиц (информационное обеспечение) и собственно защиту интересов этих лиц от информационных угроз (информационную защиту). При этом информационное обеспечение включает сбор (добывание) сведений о дестабилизирующих факторах и информационных угрозах, их обработку, обмен информацией между органами государственного управления и силами и средствами системы информационной безопасности. Информационная защита достигается путем внесения в форме законодательной инициативы законопроектов, подпадающих под юрисдикцию органов информационной безопасности, а также осуществления судебной защиты.

Информационная кооперация – это форма обеспечения информационной безопасности между равными субъектами информационного процесса (физическими, юридическими, международными) и включает совокупность их взаимосогласованных действий по получению сведений о дестабилизирующих факторах и информационных угрозах и защите от них законными способами и средствами. Для конкретного субъекта информационного процесса такими способами и средствами могут быть (рис. 1.4).

Конечно, на сегодняшний день более развиты способы и средства защиты государственной тайны – тот арсенал, с применением которого должна обеспечиваться информационная безопасность государства как института политической системы. Основными способами ее обеспечения в рамках международного информационного сообщества, видимо, должны стать юридическая защита интересов государства в области информации со стороны Международного суда ООН и защита этих интересов в рамках системы коллективной безопасности ООН.

Четвертое. Внутригосударственные процессы перехода России к новым социально-экономическим отношениям в политической жизни ставят специфические проблемы обеспечения информационной безопасности государства. Сегодня для иностранных информационных служб особую значимость приобретает выявление и использование наибольшего числа каналов информации (наряду с активным использованием имеющихся и складывающихся).

Публикуемая в настоящее время информация зарубежных исследовательских организаций отличается от прежних документов более высоким уровнем обобщения и аналитичности, достижение которого возможно только при наличии обширной базы фактологических и социологических данных. Эта особенность позволяет сделать вывод, что, помимо собственных возможностей и отработанных методик социально-экономических и политических процессов, в подготовке докладов все чаще начинают использоваться экспертные и аналитические работы «местных» исследователей. Осуществляется переход от самостоятельной аналитической обработки первичных материалов (взглядов отдельных политиков, программных документов политических партий и общественных движений) к использованию аналитико-синтетических материалов альтернативных исследовательских структур.

Можно говорить о формировании качественно нового по своим параметрам информационного канала для зарубежных политических исследовательских организаций: у них циркулирует информация, подготовленная квалифицированными специалистами России, хорошо знающими социально-политическую ситуацию в стране. В условиях отсутствия общественных регуляторов использования такой информации, неконтролируемость и юридическая неопределенность функционирования последней может нанести значительный ущерб информационной и национальной безопасности государства.

Качество информации и, естественно, ее ценность для политических кругов Запада (куда в конечном итоге она попадает) определяется следующими факторами (рис. 1.5):

1) профессиональной специализацией новых информационных структур, в которых на каждом направлении информационной деятельности используются ведущие специалисты-аналитики по данному кругу проблем;

2) переходом от принципа информационной избыточности к принципу информационной достаточности, который реализуется с помощью поисковых экспертных систем и позволяет фиксировать лишь значимую для данного круга проблем информацию, многократно снижать так называемые «информационные помехи»;

3) использованием региональных респондентских сетей, которые позволяют оперативно проводить необходимые социологические опросы и исследования, постепенным переходом к формированию региональных и межрегиональных систем социально-политического мониторинга;

4) созданием специализированных прогностических экспертных систем, позволяющих осуществлять альтернативное моделирование поведения «политического субъекта» и давать количественные оценки вероятности действий;

5) активным использованием компьютерных систем анализа и обработки информации с применением новейших аппаратно-программных комплексов.

В отличие от традиционных информационных источников – анализа печатных изданий, опросы граждан и т.п. – уровень и качество информации нового информационного канала может оказать решающее воздействие на выработку активной политики западных государств по отношению к России[6]. Особо следует отметить, что этот канал имеет определенную тенденцию к расширению и повышению своей информационной ценности.

Пятое. Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость российского государства от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. Так, только в 1999 году в России было зарегистрировано 852 компьютерных преступления, что в 12 раз больше, чем в 1998 году[7]. Пожалуй, это самый динамично растущий вид преступности. Однако бороться с ним, как и надлежит любому цивилизованному государству, необходимо исключительно правовыми методами. В УК РФ существуют соответствующие статьи: 272, 273, 274, которые регламентируют меры пресечения неправомерного доступа к компьютерной информации, создания, использования и распространения вредоносных программ (вирусов) для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ и их сетей. Кроме того, росту числа компьютерных преступлений зачастую способствуют сами пользователи информационных систем, которые из-за сиюминутной выгоды предпочитают использовать более дешевые, но не сертифицированные государством средства защиты информации.

Одновременно необходимо отметить повышенный интерес к имеющимся и разрабатываемым в нашей стране информационным технологиям. Происходит расширение каналов «электронной почты» и подключение внутренних информационных массивов к единым массивам международных корпораций. Причем информационные контакты по поводу «высоких технологий» осуществляются на уровне руководителей республик и крупнейших промышленных регионов. В этом отношении интересно замечание прессы о том, что часть, например, российских организаций, прежде занимавшихся продажей компьютерной техники, в настоящее время переключилась на продажу на Запад интеллектуальных продуктов и инновационных проектов.

Активным поставщиком социально-экономической информации аналитического характера могут стать и уже становятся ассоциативные структуры новой экономики, создавшие свои базы данных по коммерческой, деловой, статистической, финансово-банковской информации. Своеобразным отражением действенности этого канала доступа к социально-экономической информации является создание и привлечение структур аудиторских компаний и сети их филиалов на территории России.

Немаловажной в этом отношении является и проблема доступа к экономической информации (платежи, электронные магазины и т.д.) через коммерческие структуры с использованием электронных сетей передачи данных. Этот вид коммерции оказывает масштабное влияние на маркетинг, продажи и стимулирование сбыта, финансирование и страхование, коммерческие операции (заказ, доставка, оплата), послепродажное обслуживание, совместные разработки и другие взаимодействия субъектов рынка. Наиболее важным вопросом здесь является то, что электронная торговля товарами может создавать совершенно новые рынки и вызвать переворот в некоторых отраслях промышленности, поскольку она сильно влияет на конкурентоспособность и создает дополнительные рабочие места. Как отмечают специалисты, в сугубо практическом смысле электронная коммерция ведет к улучшению информированности о состоянии рынка, равному доступу к новым и старым рынкам для малых и крупных предприятий и, следовательно, изменению экономического стратегического планирования[8].

Достаточно определенно складывается и новый поток социально-экономической информации – специализированные журналы и другие издания. Вероятно, уровень информации (которая включает в себя материалы по биржевой и банковской деятельности, экспертные оценки ситуации на рынке товаров и капитала, полную текущую информацию о событиях в экономики страны – от высших структур власти до информации отдельных фирм) может служить основой для анализа ситуации в стране и к использованию выводных результатов в политической практике иностранных государств. Отдельные издания, вероятно, могут самостоятельно представлять особую ценность для получения социально-экономической информации о России.

Седьмое. Важнейшим принципом государственной политики в сфере информационной безопасности является сужение возможностей для информационно-разведывательной деятельности иностранных государств на территории Российской Федерации, усиление контроля за использованием информации на предприятиях военно-промышленного комплекса, совместных и иного рода сопряженных с иностранными фирмами и структурами предприятий.

Это связано в первую очередь с тем, что изменение геостратегической обстановки, реализация международных соглашений о контроле над вооружениями, активное включение российских предприятий оборонной промышленности во внешнеэкономическую деятельность и ряд других факторов позволяют иностранным государствам сформировать качественно новую разведывательную ситуацию. В частности, если раньше техническая разведка велась в основном из-за пределов Советского Союза (за исключением мест постоянного пребывания иностранных представителей), то в настоящее время потенциальный противник имеет возможность вести разведку в России зачастую вблизи или непосредственно на объектах военно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил российской Федерации, что наносит огромный ущерб общей и военной безопасности страны.

Процессы реформирования всех сфер общественной жизни в России обусловили новые формы организационной деятельности иностранных разведок: для добывания необходимой информации, создания «зон влияния» в интересах США и других западных и восточных государств все шире используются действующие в России многочисленные совместные предприятия и различного рода научные центры. Как известно, внешняя военная политика государств всегда базируется на том, что страна, имеющая превосходства в силах и средствах информационной борьбы, в том числе разведки, может рассчитывать на лидерство и в экономической, политической, идеологической и военной областях, иметь стратегическое и тактическое преимущество, более гибко реагировать на развитие вооружений и военной техники, поддерживать преимущество по ряду передовых военных технологий. Указанные новые рыночные коммерческие и иные структуры, которые растут в нашей стране как грибы после дождя, вольно или невольно оказывают потенциальному противнику значительное содействие.

В виду того, что значительная часть новых видов вооружений и военной техники после распада СССР остались за пределами России, информация о них стала неподконтрольной руководству Вооруженных Сил РФ, и существует реальная угроза ее утечки. Конкретные факты такого положения дел уже имеют место (например, продажа Беларусью американской стороне зенитно-ракетного комплекса С-300). Ряд проблем аналогичного характера возникает в связи с окончанием сроков обучения в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ представителями дружественных стран СНГ. Все они пользуются одинаковыми со слушателями и курсантами-гражданами России правами, все допущены к секретным, а часть и к совершенно секретным документам, инструкциям по эксплуатации грифованной техники, вооружения, ядерных энергетических установок и т.д. Так, только в высшие военно-морские учебные заведения до 2000 года должны были закончить более 1000 человек, родители которых постоянно проживают в Латвии, Литве, Эстонии, Беларуси, Украине, Казахстане и других ныне суверенных государствах. Таким образом, на сегодняшний день в информационном столкновении сторон существуют и развиваются с разной степенью интенсивности механизмы, обусловленные как их сотрудничеством, так и их противоборством.

Восьмое. В современных условиях для России исключительно важным является формирование негативного глобального общественного мнения о военных приготовлениях, открытых и тайных (специальных) агрессивных акциях США и НАТО. Здесь нет необходимости заниматься фальсификацией или искажением фактов действительности: объективно внешняя политика США и НАТО направлена на реализацию национальных интересов США в мире и достижение глобальных интересов НАТО на международной арене, установление одного центра силы (экономической, политической, военной) в общей системе международных отношений. В то же время здесь есть насущная необходимость вести данную работу систематически, а не эпизодически (в период кризисных ситуаций, связанных с провокациями, военными конфликтами, локальными войнами и т.п.), с привлечением всех политических средств, особый упор делая на дипломатию и средства массовой информации и коммуникации. Отдельные попытки такой работы проводились руководством МИД

РФ в период югославского кризиса, когда особая позиция России в вопросе использования военной силы НАТО против боснийских сербов реально раскрыла несоответствие между «миротворческими» устремлениями США и их союзников и их действиями против мирного населения Боснии. Миротворчество с целью разрешения конфликта или «умиротворение» сербов с помощью военной дубинки – вот действительные вопросы, на которых можно было с высокой эффективностью показать истинную суть «американско-НАТОвского» миротворчества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.