скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения

ПОЭМА «Мертвые души» (I том) (главы VI, VII) (7 час)

История замысла, жанр и смысл названия поэмы "Мертвые души". Композиция глав о помещиках. Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека. История жизни Плюшкина. Содержание и роль лирических отступлений в главе. Плюшкин и Чичиков. Гоголь-сатирик. Чиновничество в России как разъедающее страну зло. Образы крестьян в поэме. Приемы контраста, гипербола, сравнение, лиризм.

А.Н. Островский (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

КОМЕДИЯ «Свои люди – сочтемся» (в сокращении) (возможен выбор другой пьесы)

Купеческая среда в изображении Островского. Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образ Большова и Подхалюзина, тема самодурства в пьесе Островского. Нравственная проблематика пьесы.

И.С. Тургенев (15 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗЫ «Записки охотника» («Живые мощи», «Певцы») (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника») (4 час).

Духовная сила человека, открывающая путь к свету в самых тяжелых, трагических жизненных обстоятельствах. Талантливость русского народа, проявление в народной песне разных сторон русского национального характера.

РОМАН «Отцы и дети» (обзорное изучение, чтение глав, в которых раскрываются образы основных героев и представлен конфликт поколений) (9 час).

Творческая история романа. Смысл названия. Базаров и Павел Петрович Кирсанов как представители разных поколений, их взгляды на пути реформирования России. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Черты личности, мировоззрение Базарова. Авторское отношение к Базарову. Базаров и его мнимые последователи. Роль любовной интриги в романе, Базаров и Одинцова. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Тургеневский “тайный психологизм”: психологическая функция портрета, интерьера, пейзажа; описание позы, жеста и мимики.. Пейзаж и его роль в романе.

СТИХОТВОРЕНИЯ из книги «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Два богача») (возможен выбор двух других стихотворений из цикла) (2 час).

Своеобразие жанра «Стихотворений в прозе», сочетание лиризма и философской глубины.

Ф.И. Тютчев (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной…». (стихотворения обязательны для изучения)

«Чародейкою зимою...», «Неохотно и несмело...», «Листья» (возможен выбор трех других стихотворений)

Жанр философской миниатюры. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы, загадке русской души. Образ России, пейзаж в лирике Тютчева.

А.А. Фет (5 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…» (стихотворения обязательны для изучения)

«Ласточки пропали...», «На железной дороге», «Сосны» (возможен выбор трех других стихотворений)

Внутренний мир человека и внешний мир в лирике Фета. Слияние человеческой души с миром природы. Мастерство поэта в передаче красоты каждого мгновения бытия.

А.К. Толстой (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Средь шумного бала, случайно…», «Вот уж снег последний в поле тает...»;

БАЛЛАДА «Василий Шибанов»» (возможен выбор трех других произведений)

Яркая эмоциональность, лиризм стихотворений о природе и любви. Обращение поэта к русской истории и фольклору. Образ Ивана Грозного, нравственная проблематика баллады. Поэтическое изображение чувства любви к родине, верности, чувства долга простого человека из народа.

Н.А. Некрасов (15 час)

Жизнь и творчество (1 час)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Крестьянские дети» (фрагмент), «Железная дорога» (стихотворения обязательны для изучения)

«Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова», (возможен выбор двух других стихотворений) (8 час)

Раздумья поэта о судьбе русского народа, его унижении, страданиях, силе, терпении и покорности. Образ революционера-разночинца. Глубокий лиризм в стихотворениях о русском народе, боль за его тяжелую долю.

ПОЭМА «Кому на Руси жить хорошо» (обзорное изучение с чтением главы «Пир на весь мир») (7 час)

История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы послереформенной России. Образ правдоискателя, преклонение перед теми, кто смог отдать всего себя делу освобождения крестьян: Гриша Добросклонов - образ народного заступника. Образы крестьян. Теневые стороны крестьянской жизни: пьянство, добровольное холопство, предательство народных интересов. Проблема “господского” счастья”. Сатирические образы помещиков. Проблема "счастия народного". Фольклорная основа поэмы. Влияние творчества Некрасова на родную литературу.

Н.С. Лесков (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Кадетский монастырь» (в сокращении) (возможен выбор другого произведения).

Образы «праведников» в рассказе. Проблема воспитания юношества. Понятие о чести, чувстве долга. Своеобразие композиции рассказа.

М.Е. Салтыков-Щедрин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СКАЗКИ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист» (возможен выбор трех других сказок).

Обличение социальных пороков общества. Смысл жизни и человеческое достоинство в произведениях Салтыкова-Щедрина. Объект сатирического обличения в сказках писателя, его неоднозначное отношение к простому народу; раскрытие сильных и слабых сторон народного характера. Своеобразие жанра щедринских сказок. Сатирические произведения в родной литературе.

Ф.М. Достоевский (9 час)

Жизнь и творчество (1 час)

РОМАН «Преступление и наказание» (городские сцены, образ Петербурга, линия семьи Мармеладовых). (8 час)

Замысел романа и его воплощение. Униженные и оскорбленные" в романе, трагедия «маленьких» людей в жестоком мире (образ матери и сестры Раскольникова, семья Мармеладовых, образ Лизаветы). Образ старухи-процентщицы. Образ Петербурга– бездушного призрачного города, убивающего людей; особая поэтичность и красота Петербурга.: урбанистический пейзаж, городские контрасты, цветовая гамма и звуковой фон, уличные сценки. Интерьер в романе и его художественная функция. Образ Петербурга в русской литературе. Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские представления, мотивы, образы в романе. Новаторство Достоевского в изображении города. Проблема смирения и гордости; бунт «маленького» человека. Религиозные и богоборческие мотивы в романе.

Л.Н. Толстой (15 час)

Жизнь и творчество (1 час)

РОМАН-ЭПОПЕЯ «Война и мир» (сцены Аустерлицкой битвы, Бородинской битвы и партизанской войны) 11 ч

РАССКАЗ «Кавказский пленник» 3 ч

ПОВЕСТЬ «Детство» (в сокращении»

История создания. Общие сведения о романе "Война и мир". Верность историческому факту и художественный вымысел у Толстого. Антитеза как излюбленный прием писателя. Разрыв между дворянством и народом и их единение в 1812 г. Тема войны в романе. Философия истории: роль личности в истории, законы исторического движения. Реализм Толстого в изображении войны. Антинародный характер войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Массовый герой у Толстого, изображение народа как единого организма, батальные сцены. Пожар в Москве. Изображение партизанской войны. Платон Каратаев и нравственная концепция Толстого. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Истинный и ложный героизм и патриотизм. Подвиг в понимании и изображении Толстого. Проблема национального характера. Богучаровский бунт. Образы Тушина и Тимохина. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Кавказская тема в творчестве Толстого.

Влияние романа Толстого на историческую романистику в родной литературе.

В.М. Гаршин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения)

Красный цветок как воплощение мирового зла. Прославление великого подвига самопожертвования. Аллегорический смысл рассказа.

А.П. Чехов (8 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗЫ: «Смерть чиновника», «Хамелеон» (произведения обязательны для изучения)

«Толстый и тонкий», «Крыжовник» (возможен выбор двух других рассказов)

Смешное и грустное в рассказах Чехова. Лаконизм повествования. Тема бездуховности, обывательской тупости и трусости. Юмористические произведения в родной литературе.

В.Г. Короленко (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ПОВЕСТЬ «В дурном обществу» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения)

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Мир детства в родной литературе.

Русская литература ХХ века (120 час)

Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ в. Религиозные, философские искания начала ХХ века и их взаимосвязь с эстетическими поисками в литературе. Герой-бунтарь, утверждение им принципов высокой романтики. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и родной литературе. Отражение в литературе неоднозначного отношения интеллигенции и народа к революции. Русская литература советского времени. Проблема героя и тема родины. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и родной литературе, раскрытие лучших черт русского национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Тема детства в русской и родной литературе. Человек и эпоха, человек и государство, человек и природа. Новые подходы к изображению трагических страниц истории советского периода. Новое осмысление темы Великой Отечественной войны. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров в литературе. Проблема человека и природы в современной поэзии и прозе. Проблема исторической памяти. Нравственные и эстетические искания русской литературы последних десятилетий ХХ в. Тема детства в русской литературе.

И.А. Бунин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗЫ «Танька», «Лапти» (возможен выбор других рассказов)

Нравственный пафос рассказов Бунина. Точность и выразительность деталей.

А.И. Куприн (3 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Чудесный доктор»

Рассказ о великом русском хирурге Н.И. Пирогове, утверждение доброты и милосердия как высших ценностей жизни.

М. Горький (8 час)

Жизнь и творчество (1 час)

ПОВЕСТЬ «Детство» (фрагменты) (3 час); рассказ «Старуха Изергиль» (Легенды о Ларре и Данко) (4 час) (возможен выбор двух других произведений)

Автобиографическая повесть «Детство», отражение в ней тяжелых картин жизни; умение писателя в атмосфере жестокости и эгоизма увидеть светлое и доброе начало в людях. Раннее романтическое творчество Горького. Прославление свободы, силы, воли и мужества. Романтическая приподнятость стиля, роль романтического пейзажа, прием контраста. Влияние творчества Горького на развитие родной литературы.

А.А. Блок (8 час)

Жизнь и творчество (1 час)

СТИХОТВОРЕНИЯ «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Россия» (возможен выбор трех других стихотворений). (7 час)

Лирический герой Блока. Два плана стихотворений Блока – реальный и символический. Преодоление лирическим героем ощущения трагической безысходности бытия. Обретение смысла жизни в любви к родине, тема родины в родной литературою.

В.В. Маяковский (8 час)

Жизнь и творчество (1 час)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нашему юношеству» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гуманистический пафос творчества Маяковского, объединяющий его раннюю и зрелую лирику. Лирический герой Маяковского. Драматизм стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Тема поэта и поэзии. Уважительное отношение поэта к народам, населяющим Советский Союз, к их языкам и культуре. Влияние поэзии Маяковского на творчество поэтов представителей родной литературы учащихся.

С.А. Есенин (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Основополагающее значение темы родины в творчестве поэта. Любовь к родному краю, его природе, быту, традициям. Лирический герой Есенина. Ответственность человека за все живое на земле. Картины природы, передающие тончайшие душевные переживания лирического героя. Проникновенное чувство любви к родине у поэтов – представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.

А.А. Ахматова (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Лотова жена» (возможен выбор трех других стихотворений).

Обостренное чувство родины в дни тяжелых испытаний. Восприятие войны как борьбы за национальную культуру, за «великое русское слово». Глубокое понимание женской души, внутреннего мира женщины в стихотворении «Лотова жена», переосмысление в нем библейского мотива.

Б.Л. Пастернак (5 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Снег идет», «Заморозки» (возможен выбор двух других стихотворений)

Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака. Использование поэтом оригинальных, необычных тропов. Изображение природы в стихотворениях поэта.

М.А. Булгаков (10 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ПОВЕСТЬ «Собачье сердце» (в сокращении).

Проблема сохранения традиций культуры и духовности. Мир русской интеллигенции в ее взаимоотношениях с малообразованными представителями новой власти. Губительность противоестественного вмешательства людей в законы природы и общества. Реальность и фантастика у Булгакова. Трагическое и комическое в повести.

М.М. Зощенко (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗЫ «История болезни», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов

Природа комического в рассказах Зощенко. Образ повествователя. Обличение пошлости, невежества, мещанских нравов в сатире Зощенко. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказам Зощенко).

А.П. Платонов (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Рассказ «Цветок на земле» (возможен выбор другого произведения)

Мир детства в рассказе. Идея созидательного добра. Романтический пафос рассказа. Особенности языка и стиля.

А.С.Грин (5 час)

Слово о писателе.

ПОВЕСТЬ «Алые паруса» (возможен выбор другого произведения)

Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Романтические характеры героев.

К.Г. Паустовский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Избушка в лесу» (возможен выбор другого рассказа)

Единство человека и окружающего его мира природы. Возвышающее и очищающее воздействие искусства на душу человека. Роль искусства в жизни родного народа.

М.М. Пришвин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СКАЗКА-БЫЛЬ «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения)

Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Гармония человека и природы. Художественная функция пейзажа.

Н.А. Заболоцкий (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка» (возможен выбор двух других стихотворений)

Философские мотивы в лирике Заболоцкого в сопоставлении с лирикой родной литературы.

А.Т. Твардовский (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ПОЭМА «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).

Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату - победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.

М.А. Шолохов (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Судьба человека» (в сокращении).

Героическое и трагическое в рассказе. Преодоление личной трагедии любовью. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Роль пейзажных зарисовок в композиции рассказа.

В.М. Шукшин – (4 час)

Слово о писателе

РАССКАЗЫ «Чудик» и «Срезал»

Образы бескорыстных правдоискателей («чудиков») в рассказах, осуждение писателем эгоизма и бездушия.

А.И.Солженицын (3 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Как жаль»

Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.

Русская проза второй половины ХХ века (22 час)

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. Произведения не менее трёх авторов по выбору, например:

В.П. Астафьев – (4 час)

Слово о писателе

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.