скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Главные герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

Но стоило лишь получше приглядеться, чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, что составляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, не свойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время она все-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех групп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна.

К ней дамы придвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялись ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Это и является главной загадкой Татьяны. Какой мы видим ее в конце романа и как ей удалось совершить такую серьезную внутреннюю работу?

Онегин будто "прозревает"; он понимает, что любовь Татьяны - единственная возможность счастья. Евгений настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а, потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви. Точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна. Чувства Тани к Евгению не охладели, а стали еще сильнее, проверились временем, но, несмотря на это, она отказывает Евгению во встречах, т.к верна прежним ценностям и прямо говорит об этом:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

В этих словах проявились лучшие качества Татьяны: искренность и высокая нравственность. У Онегина прояснился разум, обострилось чувство любви: его попытка прожить в полном одиночестве, в состоянии абсолютного покоя, без страстей, душевных бурь, оказалась несостоятельной, обернулась трагическими последствиями:

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

И тут возникает естественный вопрос, ставший камнем преткновения для русских критиков: чего же, собственно, Онегин добивался? Ведь Таня замужем, причем ее муж - видный генерал, герой сражений, известный при дворе. Белинский сурово осудил Татьяну именно за то, что она, продолжая в душе любить Онегина, предпочла все же сохранить верность патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения, " не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны…"

А Федор Михайлович Достоевский расценил этот поступок Тани не просто как высоконравственный, жертвенный. "Женщина истинно русская, - говорил он в знаменитой речи о Александре Сергеевиче Пушкине, - Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Евгением, ибо хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастье другого человека."

На что же все-таки рассчитывал Онегин, на что он надеялся? Да именно на то, что, как ему показалось, Татьяна изменилась полностью, что она стала совершенно другой, что из романтической, наивной и неопытной провинциалки она превратилась в истинную аристократку, светскую даму.

Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? А истинная аристократка, непременно принимая облик преданной своему мужу "верной жены", могла позволить себе тайную связь, которую, разумеется, ни в коем случае нельзя было афишировать.

"Свет" не карает заблуждений, но тайны тре6ует от них" - точно

Сформулировал этот неписанный закон светской жизни сам Пушкин в стихотворении "Когда твои младые лета" в 1829 году.

Но расчеты Евгения не оправдались. В финале, застав Татьяну врасплох, Онегин сделал невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, метаморфозы Татьяны были только внешними, внутренний мир претерпел лишь малейшие, незначительные изменения. Во многом же героиня осталась " прежней Таней", простой девушкой, а такие женщины на супружескую измену не способны.

Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность.

Убедившись, что его страстные признания не достигают цели, что Татьяна окружена "крещенским холодом" и на лице ее можно увидеть лишь "гнева след", Онегин вновь уединяется в своем "молчаливом кабинете" и, отрешившись от света, принимается за чтение.

И что же? Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Он меж печальными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них то он

Был совершенно углублен.

Такое чтение "духовными глазами позволило Евгению, человеку европейской культуры, погрузиться в ранее чуждый ему патриархально - усадебный, народно - поэтический мир, мир старины и преданий, столь близкий и родной Татьяне, ощутить ее укорененность в этом мире:

То были тайные преданья Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны, Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки взор живой,

Иль письма девы молодой.

Можно сказать, что Онегин сумел приблизиться к разгадке тайны Татьяны, ее натуры, ее души. Он начинает постигать все то, что.

Не в состоянии был постигнуть и понять в дни своего деревенского затворничества. Все меркнет перед непрестанной думой о Татьяне, встреча с которой, как все ясней понимает герой, стала главнейшим событием в его судьбе, событием, всю значимость которого он не смог оценить раньше. Любовь к Тане - последнее, что осталось у Онегина, поэтому его последний визит к ней - акт отчаяния. Нарушая все границы приличия, Онегин является в чужой дом в неурочное время, застав Татьяну врасплох - в слезах, за чтением письма, одетой по - домашнему, и, потрясенный ее нежданно знакомым обликом, молча падает к ее ногам "в тоске бездумных сожалений".

Конечно же, глядя на Евгения, Татьяна все прекрасно понимает, чувствует его страдания ("ей внятно все"): ведь она сама пережила нечто подобное, но точно так же, как и Онегин до сей минуты не подозревал о том, что в княгине живет "простая дева", "прежняя Таня"; Татьяна не могла знать, что произошло с Евгением после дуэли с Ленским, что понял Онегин во время странствий по России, что переживал в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, что разглядела Онегина раз и навсегда. Для нее он по - прежнему человек холодный, опустошенный и эгоистичный.

Только этим можно объяснить суровую отповедь Евгения.

Именно "зеркально отраженная" композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию, а значит - лучше понять и оценить поведение пушкинской героини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Евгения Онегина не может поверить Татьяна Ларина. Убежденная в том, что он стал " чувства мелкого рабом", она, кажется, не может допустить и мысли о способности Онегина измениться. А ведь с момента их разлуки прошло целых четыре года! Теперь избежать ошибки не удалось Тане. Предосудительное желание вытащить украшение (Таню) из - под стеклянного колпака не приводит к желаемому результату, а лишь заканчивается такой проповедью, которая доставляет мало удовольствия предприимчивому денди. Оскорбленная женщина упрекает его во всем, незаметно для себя переходит к исповеди, которая не может не поразить своей откровенностью и бесстрашной искренностью.

Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурной жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Евгению: поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья." Чего же боле?" Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!

"Эта встреча, - пишет современный исследователь В.Е. Холуев, - предваряющая разлуку навсегда, отмечена своего рода равенством Онегина и Лариной в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности".

Прежний Евгений - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний, но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется, что " счастье было так возможно, так близко", - это неверно. Раньше счастье не было возможно, т.к Евгений не умел любить. Возможность счастья только теперь настоящая, готовая к воплощению в жизнь с новым Онегиным, но, увы, поздно.

Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений Онегин, равнодушный и эгоистичный, не понял бы и мучений. Теперь же он понимает все: ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот " минуту, злую для него", А.С. Пушкин оставляет своего героя. Да, именно своего героя. Евгений Онегин - это не поэтический портрет Пушкина, что и подчеркивает сам автор.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

Или какой-нибудь издатель

Замысловатой клеветы,

Сличая здесь мои черты,

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как Байрон, гордости поэт,

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

О цели и смысле жизни думают главные герои романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто видится повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути. Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключеньем из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной ей, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, но нелюбимым супругом.

Пушкин показывает на примере Татьяны, что человек, даже непохожий на других, может найти свое место в мире и в то же время сохранить свою душу и те черты, которые отличают его от других. Татьяна приняла законы общества, а оно приняло ее. Это и потрясло Онегина. Во всех поступках Татьяна оказалась верна своей натуре. В заключительной речи героиня показывает, что она сильнее и выше Онегина. В отличие от Тани Онегин не нашел того, в чем нуждался. При первой встрече оба героя были в поисках. Татьяна пишет письмо лишь потому, что она хочет быть похожей на героинь французских романов, а при второй встрече уже Евгений пишет ей, но совершенно по другой причине: он понимает, что Татьяна оказалась сильнее его. Отношения между героями меняются, как и они сами.

Оба героя: и Онегин, и Татьяна глубоко страдают. Пушкин подводит читателя к тому, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут.

С судьбой героев сопоставлена судьба самого автора: он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, в самозабвенном поэтичном труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах, в исканиях героев романа Александр Сергеевич сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX века.

Трагедия Онегина в отсутствии высокой цели, но он ищет эту цель, стремиться наполнить жизнь объемным содержанием. Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и омут враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.

На всем протяжении своего существования наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Самые лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как предмет обожания, поклонения, любви, но, прежде всего, как личность, не менее значительную, нежели мужчина.

И первым, кому это удалось сделать, стал Пушкин.В.Г. Белинский считал создание образа Тани Лариной, истинно русской женщины, настоящим подвигом. Поэт ничуть не скрывал своих симпатий к героине. Меня, как и самого писателя, поражает и, конечно же, привлекает высота ее нравов, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие болезненных противоречий между решением и поступком. Сразу видно, что пред нами личность, значительный человек, а не "деревенская простушка".

Тем не менее ей не чужда природа, - наоборот: автор подчеркивает то, что между героиней и природой тесная, почти неразрывная, связь. Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы. Конечно же, сказалось и воспитание, и сильное влияние няни - крепостной крестьянки.

Таня именно из тех "однолюбок", для которых любовь может стать как великим счастьем, так и великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. Несмотря ни на что, она смогла сберечь, пронести через многие года свое светлое, ясное чувство - любовь. Ее характер, ее внутренний мир не исказился, не деформировался, хотя длительное нахождение в низкой, очернительной среде не могло предполагать иного. Татьяна, как стойкий оловянный солдатик, смогла выстоять, пережить все тяготы и невзгоды, уготовленные ей судьбой, но самое главное: она смогла остаться настоящим человеком с большой буквы, который остался простым и естественным, не лишился своего достоинства. Тане ни к чему подражать кому-либо, она личность сама по себе, в этом сила ее обаяния, вот почему " и нос и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордился своей женой. Татьяна, как автор и Евгений, была так же холодна и равнодушна к светской жизни. Ей видна невооруженным глазом вся фальшь, вся подлость и все подхалимство этого общества. Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Таню тяготит вся эта мишура "постылой жизни". Пожалуй, самым главным в характере и поведении главной героини является ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью, которые берут верх над неимоверно глубоким и сильным чувством любви. Немногие люди могут быть несчастными, если принесут несчастье кому-нибудь, Таня же не могла жить с грузом на сердце, с камнем на душе, зная, что где-то страдает и мучается муж, который еще и "в сраженьях изувечен". Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Благородным девицам нашего времени стоит многому поучиться у Тани Лариной, т.к в наш век, когда технология не стоит на месте, качество жизни ухудшается в связи с безнравственностью каждого пятого человека, в том числе и девушек. Само же общество и сейчас не блещет хорошими человеческими качествами и манерами, поэтому чтобы избежать деградации личности, нужно вернуться к своим корням, начать все с самого начала. Но не следует и переусердствовать, нужно, чтобы было всего в меру: и добра, и упрямства, и откровенности. Не стоит подражать героям прочитанных книг во всем, нужно определиться с наиболее значимой для тебя и нужной чертой характера и попытаться ее себе привить. Некоторые забывают, что судьба того или иного героя в какой-то степени трагична, и повторять ее не стоит. Так и судьба Татьяны трагична: жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой. Но, несомненно, есть в этом и плюсы, например, Таня не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Многие до сих пор спорят, с кого нарисован " Татьяны милой идеал": некоторые считают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири, другие уверены, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ этой героини - это художественное явление русской литературы.


Заключение

Сам художественный образ несет в себе обобщение, " это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение"³. Художник, как и любой поэт или писатель, так или иначе опирается на факты, но не становится их рабом.

Художественное творчество немыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей, которая развивается в произведении. Когда то или иное явление жизни производит на творческого деятеля определенное впечатление, он присматривается к нему, выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасывает все ненужное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся ему действительности и раскрыть авторский замысел. При помощи фантазии дополняются бросившиеся в глаза особенности, таков в общих чертах наиболее характерный путь создания типического образа. Вот и Александр Сергеевич вовсе не нарисовал в своих героях случайное скопление различных черт, а раскрыл определенную индивидуальность, многообразие черт которой приобрело соответствующую окраску в зависимости от ее ведущего, основного качества.

В своем творчестве писатели XIX века поднимали такие волнующие темы и проблемы, как смысл жизни человека, роль культуры, просвещения, науки, улучшения устройства общества и государства, проблемы семейного быта и т.д.

В смене множества конкретных представлений, связанных с развитием общественной жизни, нетрудно проследить устойчивость и повторяемость некоторых из них. Это признание действительностью, общественной средой, обстоятельствами жизни, наконец, понимание той простой истины, что "все течет, все меняется". Следовательно, правдиво показывать жизнь человека и общества, правдиво показать типичные характеры в соответствующих им обстоятельствах, словом, создать такой художественный мир, не тождественный, но адекватный действительному миру.

По моему мнению, в этом произведении соблюдены все эти пожелания и требования, поэтому его можно смело назвать достоянием, настоящим сокровищем, находкой русской литературы как XIX, так и XX веков. А чтобы так точно создать тот или иной персонаж, образ со свойственным ему характером, нужно быть не просто человеком, разбирающимся в психологии, нужно быть очень талантливым, гениальным человеком, именно таковым и являлся Александр Сергеевич Пушкин. Все главные герои романа в стихах получились личностями, индивидуумами, которые прекрасно друг друга дополняют и прекрасно друг с другом сочетаются, словно цветы в букете, оформленном умелыми, профессиональными руками. А благодаря присутствию второстепенных героев, которые не портят, а лишь дополняют этот букет, получается целая "клумба", на которой нет ни одного лишнего "цветка" - героя. Не зря вводит автор второстепенные лица, т.к каждый такой герой выполняет свою определенную функцию, т.е. тоже чему-то учит на своем примере. Правильно говорят, что нужно учиться на ошибках, желательно на чужих, а не на своих. Поэтому надо постараться извлечь из жизненного опыта нашей героини что-то нужное, полезное: постараться избежать тяжелых ситуаций, не повторить горьких ошибок.


Библиография

1) В.Г. Белинский "Избранное"." Московский рабочий". 1954 год.

2) Г.А. Гуковский "Пушкин и проблема реалистического стиля" (Татьяна как тип русской женщины).

3) Издательство "Детская литература". Москва. 1969 год. А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

4) В.Г. Маранцман литература учебные пособия для 9 класса средней школы. Москва. "Просвещение". 1992 год.

5) Н.А. Демин "Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе". Москва. "Просвещение". 1974 год.

6) Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Москва. 1983 год.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.