скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Главные герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Реферат: Главные герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

План

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

II. Главные герои романа в стихах

Заключение

Библиография


I. Тема и идея произведения, особенности композиции

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")

В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.

II. Главные герои романа в стихах

Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:

Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".

Легкие и поверхностные светские увлечения " разъели" душу Евгения, сделали ее глухой и черствой к настоящему чувству. Вот поэтому Онегин, избалованный " привычкой жизни", в ответ на признание Татьяны раздражается занудной и обидной проповедью: " Напрасны ваши совершенства, их вовсе не достоин я". Выгодский писал: " К сожалению, Татьяна и Евгений стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Не менее важно и то, что Татьяна полюбила на самом деле не самого Онегина, а некий фантом, некий сочиненный ею образ, который был принят за Евгения".

Между тем он, скептик и индивидуалист, превыше всего оценивающий свою драгоценнейшую свободу, личную независимость, не мог да и не хотел жертвовать ею ни для кого да и ни для чего".

"Как! Он, он перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший неясными страстями, - он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, - он увлекся младенческой любовью девочки - мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть. … И что же сулила ему в будущем эта любовь?" - так разъясняет поведение Онегина Белинский.

Действительно, ответить на любовь Тани - это решиться на брак.

... Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной…

Заключение брака - утрата свободы не только в отношениях с женщинами, но и с обществом в целом, а это для Евгения было непозволительной роскошью. В нем кипели стремленья, являвшиеся, по мнению Белинского, гражданскими, общественными. Но никак нельзя оставить незамеченным и то, что во время объяснения с Таней в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все, как есть. Евгений признался, что Ларина старшая нравится ему, но он не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашним кругом", что интересы и цели у него иные, да и прозаическая сторона брака его страшит, семейная жизнь ему быстро наскучит. Словом, с житейской точки зрения Онегин вел себя безупречно.

… Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство"…

Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку, о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинного масштаба личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная натура, гениальная, по мнению Белинского, наделенная исключительными способностями к духовно - нравственному развитию и самосовершенствованию. Евгений не ощутил, сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Тани, не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели:

… Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!"…

Главное же - он не смог угадать того, что любовь Татьяны Лариной - это дар судьбы, это редкое счастье, ради которого стоило изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее.

Глубина чувства проверяется временем и обстоятельствами жизни: Ларина не перестает любить своего избранника даже после того, как он на дуэли убил Ленского. После отъезда Онегина она приходит в его жилище: " Увидеть барский дом нельзя ли?" Героиня пытается понять, какого человека она полюбила:

… Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?"

Книги, "лорда Байрона портрет", "столбик с куклою чугунной", изображающей Наполеона, - все это позволяет по-новому взглянуть на Евгения, понять сущность его натуры. Онегин, как оказалось, был человеком с

Безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящем в действии пустом.

По словам Пушкина, душа Евгения выразила себя в выборе книг: в библиотеке Онегина Татьяна находит такие книги, о которых и не подозревала; это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей - романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других - произведения,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно…

Помогли разобраться в характере этого человека и пометки на полях книг, комментарии к тексту. Таня начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то уже не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями новейшей литературы. Восприятие Лариной Онегина изменилось, но любовь ее не угасла и не стала меньше. Просто Татьяна прячет ее в глубине своего юного сердца, старается забыть о ней.

Более того, Ларина развивается, растет духовно, постигая мир книг, начинает более реалистично смотреть на мир:

Чтенью придалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной".

Не понятно, какие изменения произошли в ней во время визитов в онегинский дом, ведь после этого она согласилась поехать с матерью на "ярмарку невест" в Москву.

Жизнь Московского светского общества " однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера". В этом обществе она кажется посторонним человеком. Неудивительно, что ей " душно здесь". Московские знакомые Лариных наперебой твердят о том, как выросла и похорошела Татьяна. Однако сами же они не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Пытаясь вслушаться в разговоры, Ларина обнаруживает, что всех занимает " бессвязный, пошлый вздор". Тане одиноко и тяжело в гостиных:

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню…

Татьяна мечтает о своей деревне, о природе, связь с которой еще болезненнее ощущается в момент ее разлуки с ней.

Выбор мужа предопределен равнодушием к собственной судьбе, Татьяне безразлично, за кого выходить; "толстый генерал" был первым человеком, обратившим на нее внимание. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с человеком, которого не любит, она, как и Онегин, стала жертвой света." Природа создала Татьяну для любви, но общество пересоздало ее", - писал Белинский. Зачем Ларина вышла замуж за нелюбимого человека? Зачем погубила свою жизнь? Но, к сожалению, автор умалчивает об этом, и нам, читателям, остается только догадываться, что происходит с героиней с момента замужества до встречи с Евгением Онегиным на балу. Встреча с Татьяной - княгиней производит на него сильное впечатление, можно сказать, потрясающее.

Ее новый облик, новые манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и не напоминают "повадок" прежней провинциальной девушки. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своими эмоциями, он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему полной, абсолютной:

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.