скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Мономиф

Жгучая кровь Героя стучит в сердце Антагониста; он действует как Герой и не может поступать иначе. Он, не раздумывая, вступает в смертельную схватку с молодым Героем, хотя прекрасно знает, что Герои непобедимы - знает по своему опыту бывшего Героя. Герой принципиально не может проиграть - так человек, сыгравший в русскую рулетку, может рассказать только о том, как он выиграл. Проигравший уже ничего не расскажет.

Но с Антагонистом все совсем иначе. В кризисе середине жизни, как и при любом переходе, человек вновь моделирует столь значимую для него эдипальную ситуацию. Ключевой момент любого перехода - победа над Драконом. С каждой такой победой человек все в большей степени освобождается от власти отца (интроецированного), обретает все большую самостоятельность и самодостаточность. Но общество навязывает свои правила, «обламывая» особо пылких - и к середине жизни интроекция отцовского[35] образа уже неоспоримо доминирует над ослабленными возрастом инстинктами. Интроецированный отец, наконец, окончательно побеждает - и инициант сам становится «отцом» - столпом общества, хранителем традиций. Новым Антагонистом. Вновь повторяется извечная история. Низвергнутый (убитый и сожранный) праотец воскресает и возвращает себе власть, становится богом. Убийца Дракона становится Драконом.

Все это очень правильно и естественно. Для биологического вида сохранение характеризующих его признаков не менее важно, чем приобретение новых. В соматическом плане такую здоровую консервативную инерционность, обеспечивающую само существование вида, несет женщина. В культурном плане эта задача лежит на старшем поколении. Представители старшего поколения, по сути, должны выполнять функции Антагонистов - они должны быть хранителями сокровища. Новым Героям, претендующим на эликсир, придется доказывать, что их сила способна сломить инерцию традиций. Они, конечно, докажут свою мощь, и эволюция продолжит свой путь; но это дело молодых.[36] А дело старших - хранить традиции. Этот паттерн - результат идентификации с Антагонистом, Темным Героем мифа. Идентификации практически бессознательной, в отличие от идентификации с Героем. Именно поэтому исследователи мифов постоянно раскрывали судьбу Героя изнутри; а для Антагониста у них нашлись лишь пространные внешние описания. Не каждый злой властелин обладает привлекательностью Мефистофеля Гете или булгаковского Воланда. В немалой степени идентификация с Антагонистом обязана своей неосознанностью отталкивающему образу злодея. Как обычно, не осознается то, что не соответствует собственному идеализированному образу.

Говоря о следовании паттерну Антагониста людьми старшего поколения, я имею в виду только то, что их основная деятельность направлена не на созидание новых ценностей, а на сохранение старых. Это результат того изменения психики, которое они совершили, пройдя кризис середины жизни. Но это ни в коей мере не значит, что данный паттерн принуждает их совершать пассионарные подвиги, практикуемые Антагонистами. Как мы уже говорили, после прохождения возрастного кризиса психическая энергетика стабилизируется. Такова судьба обычного человека. Но нередко мы встречаем и природных пассионариев, витальных Героев, которые даже пройдя очередной возрастной кризис, продолжают обладать избыточной энергетикой. Они не просто руководствуются паттернами, сформированными в период перехода, но и продолжают отыгрывать их в истинно героической манере. И они сами становятся прекрасным материалом для мифотворчества. Одним из таких Героев и был Пушкин; одним из Антагонистов он стал на закате своей жизни. Пушкин даже не совершил перехода - он, как Минос, мертвой хваткой вцепился в чужое сокровище. Суть истинного Антагониста - одержимость и обреченность.

Нормальный человек, пройдя кризис середины жизни, побеждает Дракона и возвращается с сокровищем - традициями этноса. Он наконец-то окончательно вживается в общество, принимает и его ценности, и свои обязательства их хранить. Эта победа совсем не похожа на все предыдущие. Более того - при прохождении кризиса середины жизни победа очень похожа на поражение. И поражение также легко принять за победу. Критерием здесь может служить то, что Греймас назвал «общественным договором». «Беда / недостаток» мифологемы соответствует расторжению этого договора, а «возвращение» - восстановлению договора на новом уровне. Победа (т.е. возвращение) как раз и характеризуется вовлеченностью человека в новые общественные отношения. А поражение (невозвращение) соответствует забвению общественного договора, активизации эгоизма. На любом исходе кризиса середины жизни лежит тень Антагониста; и победа, и поражение ведут к одной установке - хранить. Но победитель хранит общее - и для всех, а невозвращенец - лишь для себя - и не принадлежащее ему.

В кризисе середины жизни Пушкин не просто свернул с пути Героев - он даже не был готов к нему. Исход был предопределен - ведь поэт так и не завершил свой предыдущий переход. Вспомните трагическую судьбу князя Гвидона. Пушкин создал семью, хотя не прошел соответствующую трансформацию. Время шло, семья росла и развивалась, и вместе с ней рос ком нерешенных (неразрешимых) проблем. Розанов прав - надо было в кого-то стрелять, хоть это и бессмысленно. Но если в жизни что-то не так (все не так), и не ясно - отчего, то узел проблемы неосознанно хочется привязать к чему-то конкретному, найти своего «абсолютного врага». И назначить его источником и виновником всей твоей боли и тоски. А дальше - проще: «в граненый ствол уходят пули», и пошло-поехало…

И еще одно замечание. Хотя паттерн хранителя для подавляющего большинства людей второй половины жизни является полезным и даже необходимым - но вопреки этому, стареющие Герои иногда совершают свои переходы поистине героически. Ряд блестящих подтверждений этому собран в книге Наранхо «Песни просвещения». Это путь немногих избранных, но он возможен. И мы ждем такого перехода от каждого великого поэта, и разочаровываемся, когда вновь встречаем очередного Антагониста.

Вопль тридцатилетнего Пушкина в конце шестой главы:

Так, полдень мой настал, и нужно

  Мне в том сознаться, вижу я,

поразительно похож на вопль Данте:

  Земную жизнь пройдя до половины,

  Я очутился в сумрачном лесу…[37]

Переживая кризис середины жизни, Пушкин мог совершить истинную трансформацию, мог написать русскую «Божественную комедию». Но он так и не завершил свой переход. Вот где убийственно откликнулось невозвращение князя Гвидона. Пушкин остался в надире своей мифологемы, остался, как генерал-Антагонист, как хранитель молодой жены-красавицы.[38] Но все Антагонисты обречены, и Пушкин лучше других понимал это. Есть что-то скорбно-величественное в его гордом полете навстречу неизбежной судьбе.

На Черной речке русская литература понесла невосполнимую утрату. Но свою «Божественную комедию» мы потеряли гораздо раньше, за семь лет до рокового выстрела. Неприятие любых аспектов своей фактичности неизбежно сужает горизонт человека, ограничивает сферу его свободы. Пушкин должен был принять неумолимость потока жизни, принять неизбежность новой социальной роли. И совершить свой главный переход, ведь переход поэта - это новый миф для его соотечественников. А он все еще считал себя Героем-любовником, хотя стал уже отцом четверых детей, хотя начал уже лысеть и седеть. А когда он понял, кто есть кто, было уже поздно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.proekt-psi.narod.ru/


[1] Не следует забывать, что концепция цельности бытия-к-смерти была сформулирована и всесторонне проработана Мартином Хайдеггером. Камю только популяризировал ее - но делал он это со всем своим писательским гением. В результате эта проблематика получила широкую известность - благодаря работам Камю и именно в его формулировках.

[2] В.Высоцкий «О фатальных датах и  цифрах», с./с. в 2 т., М., 1991, т.1, стр.354.

[3] См. К.Лоренц «Агрессия (так называемое "зло")».

[4] В языке есть слова-«сцепки», когда звучание одного слова практически всегда тут же ассоциативно загружает в память второе слово из этой связки (помело - ведьма, Минин - Пожарский, Троцкий - политическая проститутка). В прикладном психоанализе «архаичный» стоит в жесткой сцепке с «инфантильный» (по принципу - «онтогенез в общих чертах повторяет филогенез»). Мифический образ отца-Антагониста позволяет гораздо острее воспроизвести эдипальную ситуацию, чем образы других замещающих фигур.

[5] См. О.Ранк «Миф о рождении героя» и О.Ранк, Г.Закс «Психоаналитическое исследование мифов и сказок»  в кн. «Между Эдипом и Озирисом», Львов, 1998.

[6] Стоит отметить, что все отсылки к тотемизму в данной работе служат не доказательством, но лишь иллюстрацией. Перечисленные способы передачи тотемов (патрилинейные) не только не единственные, но даже не самые распространенные.

[7] Любовь и защита также являются отцовскими функциями. Но после расщепления отцовского образа у Антагониста остались лишь «негативные» атрибуты.

[8] О.Ранк «Миф о рождении героя», в кн. «Между Эдипом и Озирисом», Львов, 1998, стр.191.

[9] М.-Л. фон Франц «Психология сказки», СПб, 1998, стр.177.

[10] А вследствие инцестуозности этой семьи даже дважды дядя - по отцу и по матери.

[11] Имя Гор, означающее «небо» или «высота», было популярно среди египетских богов и требовало расширения. Героя-Гора, сына Осириса, сумевшего победить Антагониста Сета, звали, как мы уже говорили, Гор-са-Исет, т.е. Гор - сын Исиды.

[12] В гневе Гор отрубил матери голову. Тот (Джехути) не смог вернуть на место голову Исиды и заменил ее коровьей головой.

[13] Ф.Ницше «Чем я обязан древним», с.с. в 2 т., «Сирин», 1990, т.1, стр. 417.

[14] Л.Гумилев «Этногенез и биосфера Земли», Л., «Гидрометеоиздат», 1990, стр. 329.

[15] Повышается не внутренняя энергетика, не общее количество либидо. Идет высвобождение именно свободного, несвязанного либидо, снимаемого с отвергнутых (в ходе возрастного кризиса) объектов (при этом  связанное либидо, соответственно, убывает). Избыток свободного либидо и делает иницианта Героем.

[16] Peter Anspach, «Evil Overlord List» - www.eviloverlord.com/lists/overlord.html или на русском в переводе Алексея Лапшина - www.sf.coast.ru/ao/ao-10/main/darklord.html. А недавно, благодаря переводу Кайла Иторра, в «Кодекс Темного Властелина» добавилось еще 131 правило - www.lrpg.ru/projects/mordor/humor_kod.htm.

[17] Считается, что даже такой монстр уязвим - если мать спрячет сына, а отцу для проглатывания подсунет спеленатый камень. В действительности, конечно, сам любящий отец «щадит» сына; но эдипальный психический расклад мальчика грузит на отца весь негатив, который ребенок видит в обоих родителях, а все хорошее в отце приписывает матери.

[18] Повторюсь еще раз - «обыватель» здесь отнюдь не оценочное понятие, и тем более не ругательство. В данном контексте это человек, достойно завершивший очередной переход и живущий стабильной устойчивой жизнью - до следующего возрастного кризиса. В отличии от Героя - человека, совершающего переход. Таким образом, «Герой» и «обыватель» - не различные типы людей, а скорее различные состояния одного и того же человека, соответствующие различным возрастным этапам.

[19] Из собственного.

[20] См. В.Розанов «Еще о смерти Пушкина», статья 1900 года, в кн. «Мысли о литературе», М., «Современник», 1989.

[21] Там же, стр.257.

[22] Рцы «Еще о судьбе Пушкина», там же, стр. 255.

[23] В.Розанов «Еще о смерти Пушкина», там же, стр. 257.

[24] Там же, стр. 254.

[25] Для большинства из нас вся жизнь Пушкина - сплошная романтика. Но в данном случае я говорю об эмоциональной притягательности той одержимости, которая заставляет поэта совершать героические поступки, резко меняющие всю его последующую жизнь (или обрывающие ее). «Героические» - здесь значит пассионарные (антиинстинктивные) и аттрактивные (антиэгоистичные). В этом смысле жизнь Пушкина, при всей ее яркости и пестроте, была довольно однообразной.

[26] Х.Л.Борхес «Скрытая магия в "Дон Кихоте"», в кн. «Проза разных лет», М., «Радуга», 1984, стр.213.

[27] Строго говоря, легенду о зайце-спасителе нельзя считать безусловно достоверной, это скорее мифологизация народом образа своего литературного учителя. Но мы и рассматриваем здесь не конкретного человека (о котором практически ничего не знаем и знать не можем), а его мифологизированный образ, составленный из оставшегося наследия (пушкинских текстов, воспоминаний современников, документов того времени) и подвергнутый обычной фольклорной обработке. Не забавно ли, что народ, создавший легенду о чудесном зайце, ее же использует для доказательства «героичности» Пушкина?

Но я, по крайней мере, не претендую на историчность представленного материала. А сколько пишут о Христе-человеке - хотя неизвестно даже, существовал ли такой человек! Мы все же в гораздо лучшем положении - мы можем быть уверены, что на Сенатской Пушкина не было.

[28] А.Галич «Петербургский романс» в кн. «Петербургский романс», Л., «Художественная литература», 1989,    стр. 14-15.

[29] На следующий день после оккупации Праги, в день той памятной демонстрации протеста.

[30] Если не больше. Не прошло и года, как в записке «О народном воспитании» (15 ноября 1826), Пушкин написал: «должно надеяться, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с одной стороны, они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой - необъятную силу правительства, основанную на силе вещей». Бенкендорф снабдил записку Пушкина комментарием, поистине оскорбительным для любого поэта: «Это уже человек, возвращающийся к здравому смыслу».

[31] «Изувечен» - звучит весьма многозначительно. Ясно, что речь здесь идет не о шраме - шрамы в те времена считали скорее украшением мужчины. Увечьем могли назвать потерю (или неполную работоспособность) руки или ноги, в крайнем случае - пальцев. В устах поэта - т.е. человека, живущего в мире ассоциативных образов - характеристика «изувечен» явно намекает на несостоятельность конкурента в сексуальном соперничестве.

[32] Какое жестокое совпадение - Евгений, пытающийся соблазнить жену генерала, является его родственником. И Дантес для Пушкина не только потенциальный соблазнитель, но и новый родственник (муж сестры жены). Жизнь Пушкина глубоко переплетена с его романом, хотя порою совершенно непостижимым образом.

[33] В.Розанов «Еще о смерти Пушкина», в кн. «Мысли о литературе», М., «Современник», 1989, стр. 258.

[34] Еще одна ухмылка судьбы.

[35] Собирательно-отцовского.

[36] В следующем блоке мы вновь вернемся к проблеме Антагониста, с возрастом теряющего ману, и Героя, призванного убить и заменить стареющего царя.

[37] Данте Алигьери «Божественная комедия», Минск, 1986, стр. 15.

[38] Первой красавицы империи; а для нас - красавицы на все времена. Есть в этом что-то нереальное, архетипическое. «Неземная» красота Гончаровой как будто специально выдумана фольклорной традицией в общем ключе мифологизации образа Пушкина.

Этот момент действительно очень важен. Стоит подчеркнуть еще раз - данный блок (равно как и предыдущий) не претендует на психоаналитическое исследование личности Пушкина. Я рассматриваю здесь мифологизированный образ народного героя, в котором творческое наследие конкретного человека причудливо сплелось с узнаваемыми архетипическими мотивами.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.