скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Изображение сопротивления в концентрационном лагере "Бухенвальд" по роману Бруно Апица "Голые среди волков"

Еще один интересный прием, используемый в романе, это перечисление: "На его обширном, покатом к северу апльплаце выстроились заключенные для вечерней переклички. Блок за блоком - немцы, русские, поляки, французы, евреи, голландцы, австрийцы, чехи, богословы, уголовники..." Такое необычное перечисление, которое начинается с национальностей, а заканчивается сферой деятельности, способствует понимаю того, что Бухенвальд - общая беда, вне зависимости от места рождения и профессии. Особое внимание следует обратить на использование автором незначительных деталей, которые не важны для сюжета[14], но нужны для возникновения у читателя более полного представления о происходящем. "Эсэсовцы забрались в вагоны и прикладами выталкивали тех, кто еще там находился. Больных и обессилевших они сбрасывали вниз, как мешки. Остались только мертвые, которых во время долгого переезда складывали в углу, с трудом находя место для этой цели. Один из трупов полусидел и ухмылялся." Выделенное предложение - всего лишь штрих, не важный для общей идеи повествования, но какой яркий и страшный, как четко эта делать передает ужас происходящего. И в тоже время, в этой ухмылке можно прочесть насмешку над фашистами - смерть им не подвластна, умершего сложно пытать и мучать, от него не добиться никакой информации.

Еще одна особенность повествование - передача диалогов между людьми разных национальностей[15]. Поскольку произведение было написано на немецком, то переводчик столкнулся с необходимостью передачи разговора, к примеру, немца и поляка, средствами русского языка. При этом важно было отразить, что для немца язык повествования - родной, а для поляка - нет. И автор произведения, и переводчик с успехом справились со своей задачей. "Втиснутому в шеренгу Янковскому оставалось только идти к вещевой камере.

Ничего худо? Совсем нет худо?

Гефель только махнул рукой.

Ничего худого, совсем ничего худого..." В данном случае, для передачи плохого знания немецкого языка поляком Янковским используется замена частей речи. По смыслу в предложении должно использоваться прилагательное, в то время как в тексте используется наречие.


2.2 Анализ сюжета романа

Кратко сюжетную линию романа "Голые среди волков" можно описать следующим образом: польский заключенный Янковский прибывает в концентрационный лагерь Бухенвальд вместе с чемоданном, о котором проявляет странную заботу. Работники вещевой камеры Пиппиг и Гефель находят в чемодане маленького мальчика. Ребенок в свои три года научился не плакать от страха, быть беззвучным и практически невидимым, что и позволило его отцу довезти дитя до Бухенвальда. Появление ребенка в лагере поставило под угрозу работу коммунистического подполья. Заключенным приходится делать тяжелый нравственный выбор: сохранить жизнь одному ребенку, прятать его от эсэсовцев и рисковать при этом жизнями тысячи заключенных или же выдать ребенка фашистам. В конце концов, верхушка подполья приходит к решению: ребенка и Янковского необходимо отправить следующим эшелоном в другой лагерь смерти. Таким образом, они хотели избавиться от необходимости прятать ребенка от эсэсовцев в Бухенвальде, однако, вероятность того, что отец и сын доберутся до следующего лагеря живыми была очень мала, т.к. перевозка людей из одного лагеря в другой проходила в зверских условиях. На подходе к Бухенвальду были русские и американские войска, а вместе с ними и надежда на освобождение... В конце концов, ребенок остался в лагере, он стал общим дитем. Много страданий пришлось пережить заключенным из-за этого дитя, а некоторые даже поплатились своими жизнями. И все же, жертва была не напрасной: мальчик дожил до освобождения заключенных из лагеря Бухенвальд.

Это краткое резюме произведения, но данный роман, безусловно, заслуживает более детального анализа. Однако, прежде чем анализировать сюжет, следует определить жанр произведения.

Роман Бруно Апица "Голые среди волков" по жанру является драмой. Драма - это литературный и кинематографический жанр, получивший особое распространение в искусстве XVIII-XXI веков. Постепенно вытеснил другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[16].

Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Это описание четко подходит к исследуемому произведению.

В разное время были популярны разные типы драм. XVIII век - время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П. - О. Бомарше, Г. Лессинг, ранний Ф. Шиллер). XIX век - реалистическая драма (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А.П. Чехов). Затем развивается символистская драма, сюрреалистическая драма, экспрессионистическая драма, абсурдистская драма и др.

Роман "Голые среди волков", по данной классификации, является реалистической драмой.

Перед переходом непосредственно к анализу структуры сюжета, следует в целом охарактеризовать, что же понимается под этим словом и каковы основные компоненты сюжета произведения.

Сюжет - (от франц. sujet - предмет, тема) - это последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями. В исследуемом романе: время действия - весна 1945 года, место действия - концентрационный лагерь Бухенвальд[17].

Событие является основой любого сюжета. В каждом событии участвуют люди - персонажи литературного произведения. Событие складывается из действий, поступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровождаются жестами, мимикой, монологами или репликами. Комментатором событий - в эпических произведениях - является повествователь. В драматических произведения, коим является роман "Голые среди волков", непосредственного комментатора событий, как правило, не существует, и авторская точка зрения на происходящие события передается опосредованно, через мысли и реплики героев, иногда через состояние погоды и т.п[18].

Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются те события, которые непосредственно показаны, а не те, о которых только сообщается. Как правило, сообщения о событиях важны для характеристики героев, они дополняют или уточняют общую картину происходящего, побуждают героев к совершению поступков. Если же писатель предпочитает не показывать события, а рассказывать о них, это замедляет сюжет, делает его рыхлым, нединамичным.

Примером такого события, не имеющего отношения к сюжету, можно считать описание порядка вечерней перекличке на апельплаце Бухенвальда. На этом же апельплаце проходил разговор, в ходе которого заключенные передавали друг другу новость о том, что "американцы перешли у Реймагена Рейн..." Этот разговор можно считать значимым для развития сюжета, так как он дает почву для понимания дальнейшего поведения заключенных. Но автор приводит кроме разговора еще и ряд мелких деталей и событий. "Рейнебот снова подошел к микрофону.

Шапки надеть!

Руки вскинулись! Засаленные шапки, как пришлось, взлетели на головы, с перекосом вперед, назад на сторону, и заключенные стали похожи на компанию весельчаков. Зная, что военная точность доводит в этом случае до комизма, комендант, по усвоенной им привычке, скомандовал в микрофон:

Поправить!

Десятки тысяч рук завозились с шапками.

Кончай!

Единый удар руками по швам брюк. Теперь шапки должны сидеть правильно. Квадрат стоял навытяжку."

Эти детали незначимы для сюжета, но помогают лучше понять атмосферу и порядки Бухенвальда.

В основе сюжета могут быть не только такие действия персонажей, в которых проявляется их характер, воля, отношение к другим людям. Персонажи становятся участниками событий, совершающихся помимо их воли и намерений. К таким событиям относятся стихийные бедствия, бунты, войны, революции.

События в таких сюжетах зависят не только от поступков персонажей, но и от тех сил, которые не подчиняются отдельному человеку или группе людей. Это дает возможность проследить взаимоотношения личности и общества, поставить проблему связи судеб людей с ходом истории, показать, как в локальных конфликтах между людьми отражаются конфликты более масштабные - социальные, исторические и т.д.[19].

В сюжете очень важна мотивировка событий, то есть обусловленность каждого последующего события предыдущим. Случайность, бессвязность событий, умолчания создают впечатление немотивированности происходящего, разрушают цельность сюжета, так как нарушается логика событий или их временная последовательность[20]. Бруно Апицу удалось показать в своем романе мотивы поступков героев, раскрыть их внутренний мир и психологические особенности.

В большинстве сюжетов классических произведений ход событий в большей или меньшей степени соответствует жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит, как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь событий в сюжете определяются развитием конфликта. Роман "Голые среди волков" можно отнести к такого роду произведениям.

Сюжет, основанный на конфликте, содержит следующие компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия.

Следует подчеркнуть, что наличие всех компонентов сюжета вовсе не обязательно. Отдельные его компоненты (например, экспозиция или развязка действия) могут отсутствовать. Это зависит от художественной задачи, поставленной писателем. В исследуемом романе присутствуют все компоненты сюжета[21].

Экспозиция - наиболее статичная часть сюжета. Ее цель - представить некоторых персонажей произведения и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые произойдут впоследствии, как бы проливает на них свет[22].

В исследуемом произведении экспозиция включает в себя описание местности, погоды, порядков и устройства Бухенвальда, а также в экспозиции происходит знакомство с некоторыми героями книги, как то: Гербертом Боховым, Шюппом, старостой Рунки, комендантом Рейнеботом, и другими.

Следует отметить, что от экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспозицию и является завязкой действия. В романе "Голые среди волков" окончанием экспозиции можно считать появление поляка Янковского, вместе со своим чемоданом с загадочным содержимым.

Обстановка действия, представленная в экспозиции, совсем не обязательно сохраняется в ходе сюжета. В данном романе "единство места" сохраняется практически на протяжении всей сюжетной линии в силу специфики произведения, исключения составляют лишь те моменты, когда на сцене появляется Гортензия (жена Цвейлинга, одного из работников лагеря).

Иногда в экспозиции используется повествовательный прием, который называется предысторией. В исследуемом романе автор не прибегает к такому приему.

Завязка действия - событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор.

Важно правильно определить момент начала основного сюжетного действия. Для этого необходимо найти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся систему отношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всех последующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередко предопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие стандартные для завязки действия ситуации, как, например, встреча или приезд героя, слабо проясняют последующие события. Напротив, спор, резкое столкновение героев сразу определяют конфликтные отношения между ними, которые, очевидно, и будут воплощены в сюжете[23].

В романе "Голые среди волков" не возникает проблем с определением момента завязки действия: это момент, когда в лагере появился ребенок.

Развитие действия - наиболее протяженная и сложная для анализа часть сюжета. В развитии действия реализуется конфликт, если он есть в произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия складывается из хроники событий, действий, поступков персонажей.

Если сюжет основан на конфликтных отношениях, то в развитии действия напряженность между конфликтующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события[24].

В исследуемом романе развитие конфликта прослеживается довольно хорошо. Первоначально, когда ребенок попадает в лагерь, о его существовании знают только Гефель и Пиппиг. Через несколько минут о прибытии в Бухенвальд маленького человека узнает Кропинский. В начале развития действия конфликт разворачивается между этими тремя людьми: Куда деть ребенка? Что с ним будет? Как стоит вести им себя в этой ситуации? Имеют ли они право рисковать жизнями других заключенных и успехом движения Сопротивления ради этого дитя? У каждого из заключенных свой ответ на этот вопрос.

Чем больше людей узнают о ребенке, тем напряженней становится конфликт. Каждый герой реагирует на это событие по - своему: Пиппиг отдает свою жизнь, так и не выдав местонахождение ребенка; Цвейлинг обещает помощь и защиту заключенным, которые прячут дитя и, не задумываясь, сдает их; трусливый Розе боится за свою жизни и лагерному мучителю не составляет особого труда выведать у него нужные сведения о малыше.

Характеризуя темп развития действия, следует обращать особое внимание на остановки, замедления, которые могут возникнуть, если писатель использует разного рода внесюжетные компоненты (например, вставные произведения, авторские отступления). Широкое использование описаний, вводящих рассказов, необходимых для того, чтобы представить новых героев, а также "исповедей" героев, диалогов, в которых выясняются их идейные позиции, также тормозит развитие действия, снижает его темп.

Темп развития действий в романе "Голые среди волков" довольно высокий. И хотя автор делает иногда отступления, все же действия в произведении развиваются довольно динамично.

Кульминация - высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остроты и напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так как конфликт оказывается исчерпанным. Кульминация - поворотный момент в отношениях между противоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации изменения конфликтующих сторон становятся неизбежными[25].

В исследуемом романе кульминацией является момент, когда одному из эсэсовцев все же удалось найти малыша в бараке, но фашист не посмел тронуть ребенка. И хотя это событие произошло до того, как заключенные подняли восстание, само это событие не оставляет у читателей уже никакого сомнения в конечно исходе борьбы.

Вот как описывает это событие Бруно Апиц в своем романе: "Дернув дверь, Клуттиг ворвался в барак. Его глаза за толстыми стеклами очков сверкали: он быстро огляделся. Все заключенные при его внезапном появлении встали. Рунки поспешно спрятался где-то позади. Клуттиг, выпятив нижнюю челюсть, осматривал одного за другим безмолвных людей. Вдруг его глаза расширились. Он оттолкнул двух стоявших перед ним заключенных и шагнул вперед. На столе старосты он увидел ребенка. Мальчик задрожал и испуганно ухватился за Бохова, который обнял его рукой. Клуттиг раскрыл рот, и кадык у него запрыгал. Бохов стоял не шевелясь. Заключенные оцепенели.

Ах, вот оно что! - взвизгнул Клуттиг.

В ярости он выхватил из кармана пистолет.

И тут произошло неожиданное. В одну секунду вокруг Клуттига образовалась пустота, а перед ребенком выросла стена из заключенных. Ни слова, ни возгласа. Немые фигуры, в упор смотрящие на Клуттига.

Он круто повернулся, словно почуяв неладное позади. Но и за ним заключенные стояли, тесно сгрудившись. Люди загородили собой дверь!..."

Развязка действия - завершающая часть сюжета, следующая после кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими сторонами, какие последствия имел конфликт[26].

Последствия конфликта в исследуемом романе очевидны: фашисты и заключенные поменялись ролями. Теперь уже эсэсовцы боятся заключенных, боятся приближающихся советской и американской армии, а узники Бухенвальда, чувствуя поддержку со стороны войск, восстают как лавина.

Иногда развязка действия представляет собой последующую историю одного или нескольких персонажей. Это повествовательный прием, который используется для сообщения о том, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия. В исследуемом произведение автор не прибегает к такому приему, предоставляя читателю самому додумать, как сложились последующие судьбы главных действующих лиц романа.

Важно также определить тип сюжета романа. Среди всего многообразия сюжетов литературных произведений выделяются два основных типа:

хроникальные сюжеты (их называют также центробежными);

концентрические сюжеты (центростремительные).

Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения людей. Критерий разграничения этих типов сюжета - характер связи между событиями.

В хроникальных сюжетах связь между событиями - временная, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим. "Формулу" сюжетов этого типа можно представить так:

а, затем b, затем с... ... затем х (или: а + b + с +... + х),

где а, b, с, х - события, из которых складывается хроникальный сюжет.

Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью: ведь в сюжетах-хрониках не развертывается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне (логически) не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.

Хроникальные сюжеты широко используются в авантюрно-приключенческих романах, в которых воссоздается, как правило, внешняя сторона жизни людей, в социально-бытовых романах-хрониках, где могут быть изображены несколько поколений одной семьи или показано развитие определенной социально-бытовой среды.

Хроникальный тип сюжета может привлечь писателя, если ему необходимо показать внутренний мир персонажей, развертывающийся во времени. "История души человеческой" - основа психологического романа-хроники.

В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. Такие сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.

"Формулу" сюжета этого типа можно представить таким образом:

а, следовательно, b, следовательно, с... следовательно, х

(a - > b - > c - >... - > x),

где а, b, с, х - события, из которых складывается концентрический сюжет[27].

Из описания этих двух типов сюжета видно, что роман "Голые среди волков" относится к концентрическому типу сюжета. Для хроникального сюжета в романе освещен слишком маленький период времени, кроме того все поступки и действия персонажей соединены причинно-следственными связями.

Также стоит осветить некоторые особенности сюжетной линии романа "Голые среди волков", которые сложно осветить, пользуясь выше приведенной схемой.

Во-первых, стоит отметить, что сюжетная линия поражает точностью, продуманностью, наличием множества деталей, которые помогают в полной мере представить себе ужасную картину жизни людей за колючей проволокой и хмельное ощущение свободы после того, как движение Сопротивления смогло взять власть в лагере в свои руки. Да это и не удивительно, ведь автор знает о Бухенвальде не понаслышке, а на собственной шкуре испытал все ужасы пребывания в этом лагере смерти. Больше удивляет другое: как мастерски автору удается переплетать непосредственно сюжетную линию с историческими фактами, таким образом делая роман "Голые среди волков" не просто чтивом для широких масс людей, но еще и, по сути, историческим документом, который может поведать много интересных деталей и фактов исследователям того ужасного периода времени в истории человечества. Чтобы не быть голословными, приведем пример. "Гефель поспешно покинул барак. На дворе все еще моросил пронизывающий мелкий дождь. Гефель вздрогнул и втянул голову в плечи. Его мучило, что он так грубо обошелся с Пиппигом. Но рассказать этому славному парню причины своего молчания он не мог, - это была глубочайшая тайна. Ни Пиппиг, ни кто-либо другой не знал, что он, бывший фельдфебель рейхсверовского гарнизона в Берлине и член коммунистической ячейки, здесь, в лагере, был военным инструктором интернациональных групп Сопротивления.

Из интернационального лагерного комитета с течением времени образовался цент Сопротивления. Первоначально, в интернациональном лагерном комитете, ИЛКе, объединились члены коммунистических партий разных стран просто как представители своих наций, чтобы помочь тысячам согнанных в одно место людей осознать свою общность, наладить взаимное понимание между национальностями и, при помощи лучших людей, пробудить чувство солидарности, которого вначале не было и в помине"… На примере этих двух абзацев можно проследить, как тонко и плавно Апиц переходит от описания душевных переживаний Гефеля к описанию идей, побудивших заключенных к созданию интернационального лагерного комитета, что, безусловно, имеет важное значение для понимания исторических событий, развернувшихся на территории Бухенвальда в 1945-м году.

Отдельного внимание заслуживает описание автором персонажей. Бруно Апиц знакомит читателя с каждым из действующих лиц как бы ненароком, в процессе разговора, ходьбы и т.д. Он не приводит детальных описаний героев, отмечает лишь определенные черты, будто бы делает наброски, но тем не менее, с помощью нескольких строчек ему удается "оживить" человека, сделать его ярким, дать не только понятие о внешности, но и о его этических и моральных качествах: "на всегда простодушно-удивленном лице лагерного электрика Шюппа, с круглым ртом и круглыми глазами за стеклами очков в черной оправе, отразилось возбуждение от неожиданного известия". Так описывает Апиц Шюппа, и хотя о нем сказано не много, создается ощущение что автор явно симпатизирует своему герою, что это открытый и добродушный человек, сохранивший способность удивляться даже живя в нечеловеческих условиях Бухенвальда.

В противоположность ему приведем описание отрицательного героя: "у Швааля, приземистого, склонного к полноте шестидесятилетнего мужчины с дряблыми щеками и круглым лицом, была привычка, разговаривая, ходить вокруг какого-нибудь предмета обстановки". Здесь видим туже краткость в описании героя, но отношение автора к герою уже совсем другое. Этот человек не вызывает у читателя ни симпатии, ни уважения.

Отмечая сильные стороны романа, стоит также остановиться и на некоторых недостатках. К ним можно отнести идеализацию коммунистического движения и изображение героев либо черными, либо белыми красками. Практически о каждом персонаже романа можно с уверенностью сказать, является он положительным или отрицательным героем. В реальной же жизни в каждом человеке белое и черное, добро и зло перемешаны в таких причудливых пропорциях, что порой трудно отделить одно от другого, и тот, кто был злодеем в одной ситуации, становится ангелом-спасителем в другой.


Заключение

 

Бруно Апиц родился 28 апреля 1900 года Лейпциге, в семье рабочего и прачки. Он занимал активную жизненную позицию, участвовал в общественной жизни страны. Арестованный нацистами в 1933 году, Бруно Апиц 11 лет провел в тюрьмах и концлагерях Гитлеровской Германии (из них 8 лет Бухенвальд). Именно годы, проведенные в Бухенвальде дали материал для написания романа "Голые среди волков", который принес автору мировую известность и был переведен на 25 языков мира.

В основу романа положена реальная история о том, как заключенные Бухенвальда, рискуя собственными жизнями спасли от смерти трехлетнего мальчика, попавшего в Бухенвальд вместе с отцом.

Несмотря на чудовищные по своей жестокости события, которые освещены в романе, само произведение пропитано оптимизмом и показывает людей, которые не потеряли надежду и волю к жизни, даже находясь за колючей проволокой.

Сюжет романа является концентрическим, основан на конфликте, содержит следующие компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия.

В романе используются такие языковые средства как: сравнения, метафоры, риторические вопросы и др.


Литература

1.         Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

2.         Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста, М.: Флинта, 2002

3.         Бухенвальд. Документы и сообщения. Пер. с немецкого. М.: Изд. Иностр. Лит., 1962

4.         Введение в языковедение: Хрест. /Сост. А.В. Блинов, И.И. Богатырева, В.П. Мурат и др. - М.: Аспект-Пресс, 2001

5.         Ковалева Н.В. О статусе риторического вопроса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.2, История, языкознание, литературоведение. - 1998. - Вып.3. - C.129-132

6.         Купина Н.А., Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста, М.: Флинта, 2003

7.         Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига: Звайзгне, 1990

8.         Самсонов А.М. Знать и помнить: Диалог историка с читателем. - М.: Политиздат, 1988

9.         Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997

10.      Хализев В.Е. Теория литературы. Москва: Высшая школа, 2002


[1] Бухенвальд. Документы и сообщения. Пер. с немецкого. М.: Изд. Иностр. Лит., 1962

[2]             Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

[3] Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

[4] Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

[5] Самсонов А. М. Знать и помнить: Диалог историка с читателем. – М.: Политиздат, 1988

[6] Самсонов А. М. Знать и помнить: Диалог историка с читателем. – М.: Политиздат, 1988

[7] Бухенвальд. Документы и сообщения. Пер. с немецкого. М.: Изд. Иностр. Лит., 1962

[8] Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

[9] Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

[10] Апиц Бруно, В волчьей пасти, М.: Издательство иностранной литературы, 1961

[11] Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста, М.: Флинта, 2002

[12] Ковалева Н.В. О статусе риторического вопроса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. – 1998. – Вып. 3. – C. 129-132

[13] Введение в языковедение: Хрест. / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат и др.-М.:Аспект-Пресс,2001

[14] Купина Н.А., Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста, М.: Флинта, 2003

[15] Хализев, В.Е. Теория литературы. Москва : Высшая школа, 2002

[16] Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997

[17] Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига: Звайзгне, 1990

[18] .Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига: Звайзгне, 1990

[19] Введение в языковедение: Хрест. / Сост. А.В.Блинов, И.И. Богатырева, В.П.Мурат и др.-М.:Аспект-Пресс,2001

[20] Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997

[21] Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997

[22] Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига: Звайзгне, 1990

[23] Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига: Звайзгне, 1990

[24] Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига : Звайзгне, 1990

[25] Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения, Рига: Звайзгне, 1990

[26] Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997

[27] Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.