скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах

Прощальные слова Его и Ее перед расставанием.

Он: Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Она: Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты не был…Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

Учитель: Это будет завтра. А сегодня… (Звучат наизусть стихи Н.Отрады, отрывок из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”).

***

А школьный мир! Когда и что могло бы

Соединить пространные пути,

Где даже мир – не мир, а просто глобус,

Его рукой нельзя не обхватить.

Он яблоком созревшим на оконце

Казался мне на выпуклых боках

– Где Родина – там красный цвет от солнца,

А остальное – зелено пока.

***

Ты помнишь, ночью предосенней,

– Тому уже десятки лет,

– Курили мы с тобой на сене,

Презрев опасливый запрет.

И глаз до света не сомкнули,

Хоть запах сена был не тот,

Что в ночи душные июля

Заснуть подолгу не дает…

То вслух читая чьи – то строки,

То вдруг теряя связь речей,

Мы собирались в путь далекий

Из первой юности своей.

Мы не испытывали грусти,

Друзья – мыслитель и поэт,

Кидая наше захолустье

В обмен на целый белый свет.

Мы жили замыслом заветным,

Дорваться вдруг до всех наук –

Со всем запасом их несметным –

И уж не выпустить из рук.

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

А если – То жизнь отдать.

Такими были наши дали…

Учитель:

Такими были дали предвоенных подростков. В этом мы убедились, прочитав повесть Б.Васильева Завтра была война”. Мы продолжим разговор об этом произведении и на сегодняшнем уроке, попытаемся понять, откуда взялись эти мальчишки и девчонки, изображенные на страницах повести? Откуда они, эти максималисты, ушедшие на фронт со школьной скамьи? Как выросли они такими? Что помогло им вынести войну на своих плечах, стать Героями Советского Союза, как Георгий Ландыс, Жорка, Владимир Храмов, Вовик, самый тихий в школе, но сложивший голову на Кубани, Артем Шеффер, взорвавший себя, когда не было иного выхода, Искра Полякова, Искорка, которую гестаповцы повесили вместе с мамой как подпольщицу?

В чем истоки их мужества, героизма?

- Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение?

(Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности. Источник – начало, первоисточник.)

- Обратимся к словарю (прочитать). Подберите однокоренные слова, слова, близкие по значению, ассоциативные слова.

– Наша задача сегодня поговорить об эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет времени, обратить внимание на то, какие испытания выпали на долю мальчишек и девчонок перед войной, показать, какие характеры формировались в то время, что влияло на становление личности, т.е. выявить истоки мужества.)

3. Работа в творческих группах.

Историки.

В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести. Какие нравственные и психологические испытания перенесли ребята накануне войны? Какие противоречия времени изображены в повести?

Художники.

Нарисуйте портрет довоенного времени, образ Родины в восприятии подростка той поры, ее символы.

Нарисуйте общую мечту 9 Б” класса, надежды, устремления, мечты отдельных героев повести.

Психологи.

Опираясь на текст повести, расскажите о роли семейного и школьного воспитания в формировании личности подростков предвоенного времени.

Нарисуйте собирательный образ ровесника той поры.

Музыканты.

Передайте в музыке атмосферу предвоенного времени, а также характеры главных героев произведения Искры, Артема, Вики.

Литераторы.

Расскажите о литературных увлечениях, пристрастиях учащихся 9 “Б” класса. Какую влияние оказывала литература на формирование нравственного облика подростков.

Как изменились судьбы, взгляды ребят в военное время? Напишите прощальное письмо с фронта от имени одного их героев повести.

С какими самыми заветными словами обратились бы ваши ровесники к вам, потомкам. Составьте завет учащихся 9 “Б” класса своим потомкам.

Обсуждение творческих заданий групп.

5. Итоги, выводы.

Повесть – доказательство общности, духовного родства бойцов революции, гражданской войны, т.е. отцов, и будущих солдат великой Отечественной.

Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами на душе. Послевоенное существование таких пламенных революционеров – это горькая разочарованность от крушения идеалов, за которые было пролито столько крови. Но для Искры она была идеалом.

Да, у них, у отцов, учились подростки любви к родине, патриотизму. Об этом свидетельствует эпиграф:

Мне стал понятен смысл отцовских вех. Отцы мои, я следовал за вами, С раскрытым сердцем, с лучшими словами, Глаза мои не обожгло слезами, Глаза мои обращены на всех. [26, с. 8-12]

Урок 2. Урок-праздник "Ради жизни на земле"

Оформление.

Живые цветы.

Звучит песня“ День Победы”

(Слова Харитонова, музыка Тухманова).

На доске: тема урока, эпиграф:

“Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая.”

(Маршал К. Жуков.)

Выставка книг о Великой Отечественной войне.

Выставка рисунков и творческих работ учащихся.

Картины:

А. Дейнека “Оборона Севастополя”,

А. Лысенко Победа.1945год.”.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок - праздник. Мы проводим его накануне большого и радостного праздника - 60-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Для всех нас День Победы это день торжества, день памяти, “праздник со слезами на глазах ”.

Давно уже стали историей грозные дни войны. О них вы много узнали и еще узнаете из прессы, телепередач, на уроках истории и литературы, на классных часах, из рассказов ветеранов. Советские писатели с первого дня войны начали создавать коллективную летопись мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Эту летопись составляет огромное множество произведений: стихи, песни и поэмы, рассказы, повести и романы, пьесы и киносценарии, очерки и публицистика, дневники. Поистине необъятное книжное море!

Тысячи людей были на войне героями. Имена многих нам неизвестны. Мы даже часто не знаем, что герои живут рядом с нами.

(Учитель представляет гостей - участников войны. Дети дарят им цветы.)

Уважаемые гости! Пусть наш урок будет и для вас небольшим праздником. А оживить в памяти важные страницы истории нам поможет группа ребят. Слушая правдивые строки художественной литературы и публицистики, строки произведений, основанных на документальном материале, вспомним о трудном пути нашего государства к победе, вспомним павших.

1-ый ученик: Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии - Хатынь.

На экране – мемориал (Хатынский колокол, Вечный огонь возле “Стены памяти ”).

С болью и гневом гудят колокола Хатыни. Они рассказывают о трагедии белорусской деревни.

22 марта 1943 года отряд фашистов окружил деревню. Все жители - старики, женщины, дети- были заживо сожжены.

149 живых душ поглотил лютый пожар. В живых случайно оказался единственный взрослый житель Хатыни Иосиф Иосифович Каминский и четверо мальчишек. Они поведали миру о страшном преступлении фашизма.

В книге белорусского поэта Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев ” есть страшный рассказ И.И. Каминского:

“Загнали нас всех в овин, а в том овине под крышей летают голуби. Через круглую дыру под коньком вылетают, воркуют в гнёздах…Люди добрые, как я в те горькие минуты завидовал голубям: они могут прилетать, могут вылетать. А я, жена моя и дети, родичи и соседи в ловушке. И не выйти нам из неё на волю…

Тесно, душно стало в холодном, просторном овине. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…

И вдруг жуткий голос:

- Горим!..

Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры…Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…Кричу сыну прямо в ухо:

- Под ногами у людей пробирайся к воротам!

Пополз он, я - за ним. Выползли. Адам вскочил и, пригнувшись, побежал за овин. Догнали его вражьи пули…Бросился я к сыну, а фашист и по мне очередью. Упал я. Подошёл солдат и давай меня сапогами пинать, прикладом бить. Подумал злыдень, что я уже мёртв…”

…В луже крови лежал Иосиф Иосифович Каминский…Он уже не видел и не мог видеть, как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки, догорала жизнь Хатыни…

2-ой ученик:

В концлагерях были убиты и замучены миллионы людей.

Вспоминает польская писательница Кристина Живульская, которая в 1943 году попала в гитлеровский лагерь уничтожения – Освенцим. Ей чудом удалось выжить, и она рассказала людям о зверствах гитлеровцев в книге “Я пережила Освенцим ”: “На обратном пути из лагеря, проходя мимо второго крематория, я слышала предсмертные крики. Мы опять шли с шефом. В ногу, пятерками, бледные, сжав зубы, мы шли “дорогой смерти ”.

Мы повернули направо, к нашим воротам. Транспорт с платформы шел прямо к крематорию. Светловолосая девочка нагнулась, чтобы сорвать цветок у дороги. Наш шеф возмутился. Как можно портить цветок, как можно топтать траву? Его воспитание не позволяет спокойно смотреть на это. Он подбежал к ребенку, которому было не больше 4-х лет, и пнул его ногой. Малютка упала и села, изумленная, на траву. Она не плакала. Не выпуская из ручонок сорванный от цветка стебель, она глядела широко открытыми, удивленными глазами на эсэсовца. Мать взяла ребенка на руки и пошла вперед. Девочка все время выглядывала из-за ее плеча. Она не спускала глаз с нашего шефа. Ручка крепко сжимала стебелек.

-Взгляд этого ребенка-приговор всему фашизму, - с ненавистью проговорила идущая рядом со мной Таня.

-Что это за чудовище: бить ребенка, который через пять минут

погибнет…”.

(Звучит песня “Нам нужна одна победа” (Муз. Б. Окуджавы).

3-ий ученик: Фашисты хотели запугать советских людей, превратить их в покорных рабов, но наши города отражали бешеный натиск врага. У стен Бреста, Севастополя, Москвы, Одессы, Киева, Ленинграда, Сталинграда нашли свою гибель фашистские армии.

Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят. На 62 километра В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России –

И всю её прикрыл собой!

(С. Орлов “Сталинград”.)

4-ый ученик:

В веках будет жить подвиг защитников Москвы, Сталинграда, Севастополя, Ленинграда.

900 дней город-герой Ленинград сопротивлялся врагу. Вместе со взрослыми перенесли блокаду и подростки.

(Зачитывает строки дневника ленинградского юноши В. Мантула из книги “Говорят погибшие герои”):

23 июня 1941 года.

Началась война с Германией…Пойду добровольцем.

9 июля.

Я подал заявление, но не взяли.

1 августа.

Часто приходится бегать по тревоге на пост. Дежурю сейчас на крыше своего корпуса…

29 сентября.

Побывал несколько раз под бомбами.… Пришёл после 18-ти часовой смены. Работал полдня и ночь.

Ноябрь.

250 гр. хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса…

Декабрь.

Порвались ботинки. С дырявой подмёткой на морозе погрузка или выгрузка угля, очистка проездов от снега. А затем всё те же 250 гр. хлеба.

4января 1942 года.

Прошёл Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла… Кончаются дрова. Взять неоткуда.

13 января 1942 года.

Надо сейчас идти по воду. Вода замёрзла абсолютно везде, и нести её придётся за 4 километра из колодца…Мороз меня прямо страшит. Если дойду, то это будет великое счастье…

Владимир Мантула – один из рядовых защитников города Ленинграда – умер в 17 лет от голода.

1-ый ученик: Минувшая война-это море человеческой крови и страданий. И надо воздать должное нашему народу, который сумел выстоять и одержал Великую Победу!

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с боя,

Противотанковые рвы,

Цветы, обрызганы росою,

Встают, качаясь, из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,

Кипела в заводях вода,

-Из камня, щебня и из пепла

Встают родные города.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.

А сзади темные могилы

Врагов на дальнем берегу

-О нашей доблести и силе

Напоминание врагу.

(М. Дудин Победитель”.)

Учитель: Художественная литература, запечатлевшая беспримерный героизм нашей армии и флота, партизан и тружеников тыла, служит для новых и новых поколений неиссякаемым источником познания того, что такое война, сколько горя и страдания причинила она нашему народу и какой дорогой ценой досталась нам победа.

Талантом писателей, поэтов, пишущих на десятках языков народов нашей страны, создана коллективная эпопея Отечественной войны1941-1945годов.

На нашей книжной выставке представлены лишь некоторые книги о Великой Отечественной войне.

Безусловно, талантливых, получивших признание читателей произведений о войне, неизмеримо больше.

2-ой ученик: Ради жизни других людей гибли на фронтах наши прадеды. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины - современники. Низкий поклон им за это, поклон людям, которым выпал тяжкий жребий войны.

Низкий поклон вам, воинам - победителям, доблестным ветеранам, выстоявшим, победившим, свято исполнившим свой воинский долг!

(Звучит песня “День Победы”.)

Слово предоставляется ветеранам. Они вспоминают далекий день - 9Мая1945г. Дети благодарят ветеранов и дарят им сувениры.

3-ий ученик: Память о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, обязывает нас хранить мир на земле, чтобы не повторилась вновь страшная трагедия.

Восходят рассветы, сгорают закаты,

Не ищет, не знает земля тишины.

В трудах и тревогах седеют солдаты-

Герои давно отгремевшей войны.

Прошли эти люди сквозь громы и пламя,

Но молоды сердце и руки сильны.

На стройках великих работают с нами

Герои давно отгремевшей войны.

Мы помним про подвиг, свершенный когда-то,

Дорогу отцов продолжают сыны.

Спокойны и счастливы будьте, солдаты,

Герои давно отгремевшей войны.

(Геттуев “Герои давно отгремевшей войны”.)

4-ый ученик: В мире добра и красоты человек сам добреет, теплеет душою, яснеет сердцем. Он может еще плодотворнее создавать добро для людей. Так пусть же никогда не уснет разум, пусть навечно в нашей памяти останутся имена героев, отдавших жизнь за мир на земле!

5-ый ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

(А. Твардовский.) [27, c. 103-108]

Урок 3. Библиотечный урок "Человек на войне"

Цели:

·          показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.