скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах

Большей частью все вышесказанное относится к прозе. Когда дело касается поэзии, легко заметить, что выбор разработок уроков в этом направлении достаточно невелик (конечно, если это не касается творчества А.Т. Твардовского). Подобная нехватка может быть легко объяснена: выбор авторов и произведений поэзии, предложенный в программе, слишком велик. А поэтому каждый из учителей останавливает свой выбор на тех авторах, творчество которых кажется ему наиболее важным для изучения (чаще всего в их число попадают Симонов, Высоцкий, Ахматова, например). Соответственно, в планах-конспектах тоже будут наблюдаться большие отличия. И, наконец, на изучение поэзии ВОВ отводится малое количество часов, а методисты обычно стараются представить в журналах разработку уроков той темы, которая является более обширной (а значит, важной).

В данной работе приведены примеры нескольких разработок планов-конспектов, на которые, по мнению автора, может ориентироваться педагог в своей работе.

Разумеется, речь не идет о механическом копировании. Однако некоторые формы и приемы, некоторые материалы данных разработок определенно можно взять на вооружение при проведении уроков.

Урок по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?" (по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")

Цели:

1.         Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.

2.         Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

3.         Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование:

·          Портрет К.Д. Воробьева.

·          Выставка книг о войне.

·          Магнитофонная запись “Песни защитников Москвы”.

·          Карта “Битва за Москву”.

·          Иллюстрации старшеклассников к повести.

·          Высказывания о войне.

Высказывания:

Мы – мальчишки азартно стреляли

В черный скрежет с паучьим крестом.

Нас и в счет-то, наверно, не брали…

А мальчишки Москву отстояли

И дошли до Берлина потом.

Нам бы жить – и вся награда.

Нам бы жить,

А мы плывем по небу.

Это боль не утихает, где же ты земля живая.

Ах, зачем война бывает, ах, зачем,

Зачем нас убивают.

Солдатами не рождаются, если Родина в опасности, солдатами становятся. К.Симонов.

Эпиграф к уроку:

Мы не дрогнем в бою за столицу свою,

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной обороны стальной

Разгромим, уничтожим врага.

Подготовительная работа:

·          Прочитать произведение.

·          Подготовиться к пересказу биографии писателя.

·          Написать отзыв о книге.

·          Отметить эпизоды, которые произвели наибольшее впечатление.

·          Нарисовать иллюстрации к повести.

·          Выпустить стенгазету по творчеству писателя.

Ход урока

1.Беседа учителя с учениками.

Тихо звучит мелодия Песни защитников Москвы”.

1-й ученик.

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где, не знали сами.

2-й ученик.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

3-й ученик.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

4-й ученик.

Повидали мальчики, храбрые солдаты, Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Учитель. Ребята, есть такая профессия Родину защищать. “Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” – писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.

5-й ученик.

Мы, мальчишки, азартно стреляли

В черный скрежет с паучьим крестом.

Нас и в счет-то, наверно, не брали…

А мальчишки Москву отстояли

И дошли до Берлина потом.

Учитель. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся ближе с автором повести.

2.Формирование новых понятий.

С материалами по биографии и творчеству выступают двое учащихся.

Учитель. Повесть “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А.Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963году. В основу повести легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Давайте обратимся к истории. (Ученики рассказывают о битве за Москву.)

Учитель. Защитники Москвы…

6-й ученик. Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.

"В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь населенных пунктов. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрьской земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана, четкой и торжественно напряженной, как на параде.

Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших бастионов…"

Проверка знания текста и его восприятия.

Учитель. Ребята, о чем рассказывает повесть К.Д. Воробьева “Убиты под Москвой?”

Повесть рассказывает о гибели кремлевских курсантов, защищавших Москву в дни немецкого нашествия.

– Что вы можете сказать об этих кремлевских курсантах?

– Это курсанты из особой части. Для этой особой части подбирались крепкие, красивые и рослые парни. Даже в росте погибших ребят, все, как один, метр восемьдесят три, чтобы не портить народный строй, есть что-то роковое: вся рота, как один, должна погибнуть.

– Предчувствие трагедии передается читателю с самого начала повести. А именно когда?

Когда капитан Рюмин, постегивая прутиком по сапогу, ведет курсантов в неравный бой.

– Как воспринималась им война? Найдите и зачитайте отрывок из текста.

“С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось; пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве…Это было, конечно, правдой, потому что об этом говорил сам Сталин. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, об этом и о многом, многом другом, неколебимом и неприступном, Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с детства. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”.

– Расскажите о первой встрече с настоящими, живыми немцами.

- “Алексей, не спеша, обнажил пистолет и перестал дышать. Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов”.

– Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Зачитайте их.

“На кладбище скапливались вечерние тени…” (стр.94.)

– “Впереди увязающе глухо, не по-своему, треснула мина…” (стр.88.)

– “Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог, желтый, короткий, с широким раструбом голенища, стоял?(стр.101).

– Что вы можете сказать о капитане Рюмине?

– Капитан Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он пускает себе в сердце пулю, как бы искупая чей-то грех за гибель неопытных мальчишек.

– Как сложилась судьба молодого лейтенанта Алексея Ястребова?

Алексей остался жив, один шел к своим. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств. Он был свидетелем многого в эти пять дней, радовался, что остался жив, но им овладевали горе, голод, усталость, ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.

– Можем ли мы назвать Алексея мужественным героем?

Я считаю, что нет, потому что он струсил. Измотанный беготней лейтенант валится в полузасыпанную землей воронку и оказывается лицом к лицу с таким же, как сам, загнанным, одуревшим от буреломного грохота взрывов курсантом.

– А я считаю, что он мужественный герой. Отдышавшись, он внезапно и жутко догадывается, что перед ним дезертир, трус и изменник. Но вдруг он увидел себя со стороны. Он такой же трус, как этот курсант. Его взвод еще не погиб, а он, его командир, обязанный, если погибнуть, так вместе со взводом, валяется здесь, живой и здоровый, и тешит себя глупой надеждой: “Может, это пройдет…Как-нибудь пройдет и кончится И когда он кричит: “Вставай! Там все гибнут, а ты…Вставай! Пошли! Ну?!”- это себе он кричит, это себя посылает под пули, под бомбы, под гусеницы. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.

– Я считаю, что все, и курсанты, и командиры, мужественные! Как и всех сражавшихся в тяжкие месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему мы отступаем, а не бьем врага на его территории? Но когда идут они в бой, они забывают об этом. Они помнят только одно: они кремлевцы, гвардия, и потому, возвышаясь среди других, видные отовсюду, они дерутся не просто отважно, но и по-рыцарски красиво! Разве это не мужественно?!

Учитель. Мужество по Л.Н. Толстому, это не значит не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Ребята, чем же отличается повесть Убиты под Москвой”?

Повесть отличается тем, что она насыщена правдой до предела и даже сверх предела. Мы, несомненно, почувствуем, как там было на самом деле.

– Какие чувства вызывает эта повесть?

– Книга напоминает нынешнему поколению, что война – это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.

Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

– А мне кажется, что эти молодые ребята обращаются к Родине и спрашивают:

– Разве для смерти рождаются дети, Родина?– Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

И тут же сами отвечают:

– Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Учитель. Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945” – начертано на памятной плите.

(Далее читается отзыв одного из учеников о повести.)

Книга вызывает жалость к этим 240 курсантам. Ведь совсем молодые ребята погибли. Им бы жить да жить, радоваться жизни.

(Далее читаются сочинения “Не для войны рождаются мальчики”.)

Учитель. Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонадыУслышал мой ребенок, мой и твой.Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО! МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”

4.Итоги урока.

5.Домашнее задание: Прочитать повести К. Воробьева “Крик” и “Это мы, Господи!” [19, с. 26]

Безусловно, положительными моментами этой разработки являются широкое включение стихов о войне, разнообразие приемов (рассказ, чтение отзыва, беседа, элементы дискуссии), использование элементов текста, апелляция к чувствам учащихся. В данном план-конспекте уделяется также внимание предварительной подготовке учащихся к уроку. Автор работы полагает, что проведение такого урока будет интересно и в полной мере познавательно для учеников, а для учителей он может послужить примером построения работы на уроке.

2.2 Из опыта работы учителей г. Могилева

Что касается работы педагогов г. Могилева, то в результате исследований и опросов, проведенных автором данной работы в 8-ми школах, можно сказать с некоторой долей уверенности, что они пользуются обычно общепринятыми приемами и формами работы. Разумеется, это не исключает оригинального подхода к анализу произведений, построению уроков. В частных случаях мы можем столкнуться с весьма интересными примерами проведения как просто уроков, так и мероприятий по внеклассному чтению.

Автор работы, например, был свидетелем проведения в школе №22 учителем Л.Н. Селезневой следующего урока по повести Б. Васильева:

Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс

Цели урока:

1) учить анализу художественного произведения;

2) продолжить отработку навыка написания рецензии;

3) при помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи, учить созданию киносценария;

4)воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование урока: портрет писателя, кинофрагменты фильма «А зори здесь тихие», аудиозапись, повесть «А зори здесь тихие», карточки: план отзыва, план рецензии, фрагменты повести;

Оформление стенда «Сегодня на уроке»: портрет, фотографии писателя, кадры из фильма, слова из повести, содержащие идею.

Оформление доски:

Собирательный обобщенный, относится ко многим. Эволюция – развитие, процесс, переходящий в качество (значение слов записывается в ходе урока).

Отзыв о …..Рецензия на…..

Режиссер Станислав Ростоцкий

Актеры: А. Мартынов, Н Долганова, Е. Драпеко, И. Маркова, О. Остроумова, А. Шевчук.

Эпиграфы:

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов.

У войны не женское лицо. С. Алексиевич.

Ход урока.

I. Чтение учеником под фонограмму проигрыша и припева песни «Эх, дороги» стихотворения Ю. Друниной.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…И

дут по войне девчата,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.