скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Аграрные отношения и их особенности в современной России

Часть земли во многих странах находится в чрезвычайно благоприятных почвенно-климатических зонах. Размещенные тут хозяйства выращивают редкие фрукты – цитрусовые, ценные сорта винограда и др. Поскольку спрос на эту продукцию, как правило, превышает их предложение, то на них устанавливают цены, превышающие их стоимость, или монопольные цены. Вследствие этого рентные платежи, плата за землю на этих участках должны быть более высокими.

Представители неоклассического направления экономической теории выделяют еще категорию «квазирента», то есть дохода, получаемого владельцем отдельного фактора производства (в данном случае — земли), в результате внедрения передовой агротехники на протяжении относительно короткого промежутка времени в условиях ограниченности предложения данного фактора со стороны конкурентов и установления вследствие этого более высокой цены. Если объем предложения со стороны конкурентов растет (они также внедряют передовую технику), цена снижается и квазирента исчезает.

2.3 Абсолютная рента

Абсолютная рента — форма земельной ренты, которую арендатор должен оплачивать собственнику за любой участок земли независимо от ее плодородия и месторасположения, является экономической формой реализации монополии собственности на землю. Ее источник – избыток прибавочной стоимости над средней прибылью (разница между рыночной стоимостью сельскохозяйственной продукции и общественной ценой производства).

Процесс превращения земли в товар имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его положительные стороны – формирование полноценного хозяина земли, реальной частной собственности на нее. Это означает, что фермер сможет сооружать необходимые сельскохозяйственные строения на земле, будет стараться улучшить ее качество; в случае отсутствия наследников может продать ее, выйдя на пенсию и обеспечив себе надлежащий уровень жизни. Эти положительные стороны в значительной мере свойственны также долгосрочной аренде.

Отрицательными сторонами превращения земли в товар являются, во-первых, возможность концентрации значительного количества земли в руках теневых финансовых структур, которые могут спекулировать земельными участками. Во-вторых, превращение земли в товар может привести не к формированию реального владельца и хозяина, который будет трудиться на земле, а будет способствовать капитализации аграрных отношений, что противоречит прогрессивной тенденции в этой сфере – преодолению отчуждения работников от земли.

Что касается политики дотирования сельскохозяйственного производства, то оно осуществляется из государственного бюджета, а земельная рента – форма реализации собственности на землю. Поэтому собственник земли – государство, полученная им земельная рента может использоваться для предоставления дотаций землепользователям. С рентными отношениями тесно связана цена земли. Земля во многих странах мира – объект купли-продажи. Земля – особенный товар, так как она является продуктом природы и на нее изначально не затрачен труд. Если абстрагироваться от затрат труда на улучшение качества земли, то цена земли основывается не на ее стоимости, а на величине дохода, который она приносит своему владельцу, то есть – ренте. Владелец может продать землю при условии, что вырученная им сумма будет не меньше, чем от дохода в форме процента, полученного при вложении этой суммы в банк.

Поэтому цена земли – капитализированная земельная рента, определяемая формулой :

где R – рента,

Бп – банковский процент.

На цену земли влияют и такие факторы, как темп инфляции, динамика доходов фермерских хозяйств и др.

Чрезвычайно высока цена земли на урбанизированных территориях, особенно в крупных городах. Так, в Токио цена небольшого участка под индивидуальное жилищное строительство составляет примерно 67 среднегодовых доходов граждан.

2.4 Особенности государственной поддержки сельского хозяйства России

Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Как известно, сельское хозяйство – особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.

Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям.

Весомый аргумент в пользу государственной поддержки сельского хозяйства – падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства – попытка восстановления справедливости.

По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке.

Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, исследованы и обобщены В.И. Назаренко и А.Г. Папцовым.

Так, В.И. Назаренко выделяет меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей. Вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1.         Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;

2.         Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;

3.         Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;

4.         Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

Другой автор (В.И. Серова) государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и небюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.

К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства.

К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги – это те функции, осуществление которых государство берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

Рис. 1. Начислено субсидий из бюджетов сельскохозяйственным организациям

Для оценки эффективности бюджетной поддержки АПК за последние годы проведем анализ субсидий за последние годы.

На рисунке 1 представлены данные о размерах бюджетной поддержки сельскохозяйственных предприятий по России.

Как видно, уровень бюджетной поддержки за анализируемый период вырос. В 2006 году произошло резкое увеличение бюджетной поддержки в связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК».

Для оценки доли государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий рассмотрим соотношение выделенных бюджетных средств и выручки предприятий.

Рис. 2. Процент субсидий, относимых на финансовый результат, в выручке сельскохозяйственных организаций

Существует ошибочное представление о том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства определяется размером суммы средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения в аграрном секторе.

Программы государства по поддержке цен не всегда эффективны, так как эта проблема решается за счет саморегулирования экономической системы, например сокращения числа занятых в сельскохозяйственном производстве.

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ в 2007 году, в агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования на селе.

Со вступлением России в ВТО возможно резкое изменение цен на сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим проводимые меры по государственной поддержке направлены на улучшение качества продукции и поддержание конкурентоспособности российского производителя. В этих условиях роль государственной поддержки сельского хозяйства значительно возрастает.

2.5 Оценка социально-экономического потенциала и перспективы развития приграничных сельских районов Оренбургской области

Вопросы приграничного и трансграничного сотрудничества на постсоветском пространстве – одна из актуальных тем, обсуждаемых общественностью, политическими лидерами, средствами массовой информации. Многие российские регионы, получившие после распада СССР статус приграничной территории, выполняют важные государственные функции по охране рубежей России, при этом остаются «окраиной страны», периферией. Однако, по общему мнению, границы между странами СНГ должны выполнять не только барьерную функцию для обеспечения военной, экономической и эпидемиологической безопасности, но главное – способствовать развитию приграничного и трансграничного сотрудничества. При этом необходимо в полной мере использовать социо – культурные, производственные и другие возможности приграничных территорий. В этой связи необходима разработка методических подходов к оценке потенциала российских приграничных территорий с целью стратегического планирования векторов их развития.

Особый интерес в этой связи представляет изучение социально – экономического потенциала сельских территорий и разработка мер по их развитию ввиду ряда объективных причин: низкий уровень жизни сельских жителей, неразвитая инфраструктура жизнеобеспечения, безработица, нелегальная миграция и т.д., что способствует снижению численности населения в этих районах, обострению социальной напряженности. Таким образом, для современной России решение проблемы развития приграничных сельских территорий имеет большое практическое и научное значение.

Названные вопросы актуальны для Оренбургской области. Оренбуржье – приграничный субъект Российской Федерации, на который приходится самый протяженный участок российской – казахстанской границы, длиной 1876 километров (45 % от общей протяженности границы области). Через Оренбург проходит кратчайший сухопутный маршрут, по которому направляется основной грузопоток из Азии в Европу. Тринадцать (из тридцати пяти) сельских районов области непосредственно граничат с Казахстаном (Акбулакский, Беляевский, Гайский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский, Первомайский, Светлинский, Соль-Илецкий, Ташлинский, Ясненский). По данным на 1 января 2007 года на этих территориях проживает 291,6 тысяч человек (13,7 % численности населения области).

Определяя методические подходы к оценке социально – экономического потенциала приграничных районов, выделяют три блока индикаторов:

1.         Развитие человеческого потенциала в условиях приграничности территории;

2.         Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;

3.         Развитие сельскохозяйственного производства.

 Выбор показателей обусловлен:

1)         применением общепринятой в мировой и отечественной практике методики изучения человеческого потенциала, основанной на факторах: долголетия, образованности, дохода;

2)         необходимостью учета миграционной активности населения в приграничных территориях;

3)         объективно необходимым условием улучшения системы расселения – развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;

4)         развитием сельского хозяйства – основы экономики сельских территорий;

5)         наличием официальных статистических данных по районам области.

Характеристика социально – экономического потенциала сельских приграничных территорий начинается с оценки развития человеческого потенциала (РЧП). В мировой практике принято рассматривать все достижения государств через призму развития человека. В докладе о мировом развитии указано, что развитие человеческого потенциала – это расширение способности людей вести более полноценную жизнь. Развитие человеческого потенциала означает вложение средств в образование, здоровье и умение контролировать риски. Существенные различия в экономическом, социально – культурном неравенстве населения различных территорий усиливают различия стартовых жизненных возможностей людей, обусловливая дифференциацию уровня и качества их жизни. Одна из задач органов власти и управления различных уровней – обеспечить возможности для развития потенциала населения.

Для измерения РЧП приграничных сельских районов я использовала показатели, представленные в таблице 1.


Таблица 1 Сравнительная оценка показателей РЧП по приграничным сельским районам Оренбургской области в 2006 году

Показатель В среднем Минимальное Максимальное
по области по 13 районам

Плотность населения, чел./тыс. км2

17,2 5,3 1,9 (Ясненский) 11,1 (Новоорский)
Миграционный прирост (убыль) - 2,0 - 8,4 - 25,4 (Ясненский) 0,4 (Илекский)
Коэффициент младенческой смертности, промилле 9,9 13,4 3,9 (Кувандыкский) 25,2 (Светлинский)
Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения 63,5 % 61,0 % 59,1 % (Кувандыкский) 62,4 % (Акбулакский)
Средняя номинальная начисленная зарплата работников, руб. 7685 4371,2

2742

(Соль-Илецкий)

7570 (Новоорский)

Неравенство в РЧП приграничных сельских районов Оренбургской области в настоящее время весьма значительно. Так, судя по данным таблицы 1, разрыв в уровне младенческой смертности между максимальным и минимальным значением по указанным районам составляет 6,5 раза, в уровне средней зарплаты – 2,8 раза. Это объясняется, в частности, различиями в степени доступности современного медицинского обслуживания в сельских районах, в степени решения проблемы занятости населения. Показатели РЧП в указанных районах ниже среднеобластного уровня. Особую проблему, на мой взгляд, представляет низкая плотность населения в приграничных районах, сохраняющийся на протяжении последних 4 – 7 лет миграционный отток населения в большинстве районов, высокая смертность детей до 1 года. Отмечу, что во всех тринадцати районах уровень начисленной зарплаты ниже среднеобластного. Вместе с тем положительным фактором является высокая доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.