скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Культура народов Востока

Согласно классической доктрине от участия в джихаде освобождаются несовершеннолетние, умалишенные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения

В стане противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. Взрослые же мужчины обращаются в военнопленных. С военнопленными имам мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается.

В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель джихада прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами.


3.Традиции художественного творчества народов Востока

Помимо ведической литературы, о которой уже говорилось, приблизительно в это же время (конец II - начало III тысячелетия до н.э.) оформилась эпическая литература Индии. Это две большие поэмы-легенды «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» или «Великая война потомков Бхараты», которую индийцы называют «океаном мудрости и красоты», состоит из 200 тысяч стихов, собранных в 18 книг. Её сюжетом является борьба двух царских родов за власть. Это история борьбы ста братьев Кауравов и пяти братьев Пандавов. Последние были богородными богатырями, которых любил народ. Много раз коварный Дурьодхана, старший из братьев Кауравов, пытался неправдами погубить Пандавов, но тем всегда удавалось спастись благодаря мудрости и героизму. Обманом Дурьодхана завладел богатством Пандавов и изгнал их из страны. Тридцать лет они скитались по лесам, приобретая много друзей и союзников. В жестокой и долгой битве погибли все Кауравы, Пандавы же воцарились в стране. Главный сюжет «Махабхараты» сопровождает большое количество разных преданий, мифов и сказок, которые делабт поэму интересной и яркой.

В поэме Рамаяна повествуется о царевиче Рама. Рама должен был стать правителем стран, но младшая жена отца хотела видеть на его месте своего сына Бхарату. Она хитростью заставила царя изгнать Раму. В изгнании Раму сопровождали жена Сита и брат Лакшман. Владыка демонов Раван похитил Ситу и на воздушной колеснице увез в свое царство. В союзе с обезьянами и медведями братья победили демонов. Вместе они вернулись в свой город и братья стали мудро и справедливо править страной.

Обе поэмы занимали в течение двух тысяч лет большое место в духовной жизни индийцев. Все поэты и драматурги Индии черпали из них темы для своих произведений. Герои поэм Кришна и Рама, как уже говорилось ранее, обожествлены и считаются воплощением Вишну. И сегодня по всей Индии идут представления на темы «Махабхараты» и «Рамаяны». А в осенний праздник Дашера на площадях играют сцены из «Рамаяны». В конце представления сжигают огромное чучело Равана: Рама победил и зло на Земле уничтожено.

В начале нашей эры было оформлено четыре основных сборника древних индийских сказок: «Панчатантра» - «Пять книг»; «Хито падеша» - «Скрытое поучение»; «Щука саптати» - «Сказки попугая»; «Ветала-панчавимшатика» - «Двадцать пять сказок мертвеца». Как правило, действующими лицами сказок выступают животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны юмора и высмеивают жадность, трусость и лживость богачей и восхваляют достоинства простого народа.

В народных и культовых обрядах индийцев широко использовалась танцевальная пантомима. Она сопровождалась комментариями. На основе этих традиций в Индии родилась драматургия.

Классиком индийской драматургии и поэзии признан Калидаса, живший на рубеже IV-V веков. Сюжеты его драм в основном заимствованы из Эпоса. Они содержали не только прозаические монологи и стихотворения, но и танцевально-песенные интермедии.

Всемирно известна классическая драма Калидасы «Шакунтала, или перстень-примета»., которая была написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В лесу в хижине отшельника выросла красавица Шакунтала. Ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Вскоре он уехал в столицу и забыл о своей жене. У Шакунталы родился и вырос сын, с которым она через несколько лет пошла к царю. Но по дороге она потеряла кольцо, по которому царь мог бы ее узнать. Царь отказался от своей жены и сына. Когда Шакунтала покинула столицу, Душьянту принесли найденное рыбаками кольцо. Царь все вспомнил и велел вернуть во дворец жену и сына.

Лучшей поэмой Калидасы считается «Мегхадунта» - «Облако-вестник». Боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. В прекрасных стихах человек просит облако передать привет жене и рассказывает о тех местах, над которыми будет проплывать облако.

Известны имена и других индийских драматургов. Шудрака написал пьсу «Мриччха-катика» - «Глиняная повозка» о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения. Васантасену преследует своей любовью родственник царя. Она его отвергает, за что тот пытается убить девушку, обвиняя в преступлении ее возлюбленного Чарудатту. Юношу приговаривают к смерти, но в день казни выясняется, что Васантасена жива. Царь благославляет брак бедной девушки и благородного юноши.

Драматург Вишаки-датта написал драму «Мудра-ракшаса»-»Печать Ракшасы», в которой изобразил нравы горожан и придворных кругов Индии в ШМ в. до н.э. Известен и драматург Бхаса, писавший пьесы на темы эпоса «Махабхарата».

К памяникам древнеиндийской литературы относятся пураны - древние сказания, в которых содержатся предания о жизни легендарных героев и великих мудрецов, мифы и притчи.

Интересным жанром буддийской литературы являются джатаки - небольшие рассказы и предания р Будде, разнообразные и часто фантастические по содержанию.

Еще один жанр древнеиндийской литературы - двустишия - шлоки поговорки, изречения, содержащие мудрость народа.

Древнейшим литературно-художественным памятником Китая, дошедшим до наших дней, является «Шицзин» - « Книга песен» , редакция которой, как уже говорилось, приписывается Конфуцию. Это произведение создавалось в XI-VI вв. до н.э. и содержит 305 песен и стихов, большинство которых глубоко лиричные произведения. Девушка ждет любимого, жена тоскует об ушедшем на войну муже, солдаты мечтают о возвращении домой и т.д. Сегодня в обиходе китайцев остались слова и целые строки из «Шицзина», хотя язык этих песен давно устарел и непонятен без объяснений.

Основоположником китайской поэзии считается Цюй Юань, живший в IV-III до н.э. в княжестве Чу на юге Китая. Его стихи имеют социальный характер. Они внесли в литературу Китая тему высоких человеческих чувств и верности моральным идеалам - «Смерть за родину», «Плачу по столице Ину», поэма-элегия «Лисао» - «Скорбь отверженного». О жизни Цюй Юаня рассказал первый китайский историк Сым Цянь - автор «Исторических записок». Цюй Юань был сановником и, заботясь о благе народа, восстановил против себя остальных царедворцев. Он был оклеветан и изгнан из страны.Отчаявшись в победе справедливости, он бросился в реку и утонул.

Цюй Юань создал поэтический жанр чуцы - один из основных в китайской классической литературе.

Традиции поэзии Цюй Юаня успешно развивали такие поэты, как Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь и другие. Китайский народ до сих пор чтит память Цюй Юаня. В пятый день пятого месяца по лунному календарю на реках Китая устраиваются лодочные гонки в его честь.

Другой великий китайский поэт Тао Юань-мин, живший в IV-V вв., по рождению был аристократом, но придворная жизнь не привлекала его. Он вместе с семьей стал жить в деревне, занимаясь простым крестьянским трудом. Сохранилось 160 его произведений, которые поднимают нравственные проблемы, воспевают жизнь земледельцев, свободу и равенство. Тао Юань-мину принадлежит утопическая фантазия «Персиковый источник», в которой рассказывается о стране, где счастливые люди трудятся на земле, где «с урожаем весенним государевых нет налогов». Им была написана философско-художественная проза - «Жизнь ученого «пяти ив».

Известными поэтами этого времени были Жуань Цзи, Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан.

В VII-XII вв. н. э. оформилась литературная поэзия Японии. Ее основой была народная песня. Главный жанр японской поэзии - танка (короткая песня) - нерифмованное пятистишье, состоящее из 31 слога. Танка немногословна, но очень музыкальна и полна глубокого чувства.

Уже в VIII в. была составлена большая антология японских стихов и песен под названием - Собрание мириад листьев». В нее вошли творения знаменитых поэтов VII-VIII вв.: Акахито, Хитомаро,Окура и песни простых крестьян и рыбаков. Эта антология стала величайшим памятником древней поэзии, известным во всем мире.

В начале X в. была составлена еще одна поэтическая антология «Собрание старых и новых песен», которая стала считаться образцовой. Ее заучивали наизусть всю целиком, хотя в ней содержится более тысячи танок. Эта прекрасная поэзия вызывала бесчисленные подражания и сегодня считается классикой японской литературы.

На основе танка позже оформился еще один жанр японской поэзии -хокку (хай ку) - нерифмованное трехстишье, состоящее из 17 слогов. Для хокку характерна простота поэтического языка и свободный стиль изложения. Своими трехстишьями в XVII в. прославились поэты Басе, Бусон, Есса. Следует сказать, что пятистишия - танки и трехстишия - хокку любят и сочиняют и в современной Японии.

В Х-XI вв. оформился классический японский роман. Романы писались от руки на длинных свитках, украшенных цветными иллюстрациями и стоили очень дорого. Большинство романов до нашего времени не дошла. Имена авторов первых таких произведений неизвестны.

Самый древний роман - «Повесть о старике Такэтори». Он написан живо и с юмором. Придворные аристократы изображены сатирическими красками. Сюжет романа сказочный, но в него вставлены картины жизни народа. Старик Такэтори в лесу нашел крошечную прекрасную девочку. Когда она выросла, к ней начали свататься нежелательные, но знатные женихи, среди которых был сам император. После смешных злоключений они терпят неудачу, а прекрасная девушка оказалась небесной феей.

В другом анонимном романе «Повести о прекрасной Отикубо» изложен широко известный сказочный сюжет а сироте, злой мачехе и сестрах. Преданные слуги помогают девушке выйти замуж за знатного юношу, и он мстит мачехе. Роман этот больше напоминает бытовую новеллу , чем сказку.

Значительный вклад в развитие классической японской прозы внесли женщины-писательницы. Следует отметить Мурасаки Сикибу, жившую на рубеже Х-ХI вв. Ею написан нравоописательный роман «Гэндзи-моногатари» или «Повесть о блистательном принце Гэндзи» Это роман с увлекательным, сложным сюжетам и множеством персонажей. Масштаб произведений показывает всю жизнь главного героя - принца Гэндзи - тонко чувствующего человека, с трудной судьбой, привлекательного даже в своим ошибках. Некоторые эпизоды романе предельно трагичны, другие окрашены юмором. «Повесть о блистательном принце Гэндзи» принадлежит к числу самых прославленных произведений мира. До наших дней дошло и другое сочинение писательницы «Дневник Мурасаки Сикибу».

Ее современницей была Сэй Сенагон, чья оригинальная книга «Записки у изголовья» - это сборник более 300 миниатюр в прозе, связанных единством стиля и лиричностью самовыражения автора. Картины природы чередуются в ней с веселыми сценками и остроумными наблюдениями. Сэй Сенагон не следовала строгому плану, а писала о то, что приходило ей на память, занимало ее воображение. «Записки у изголовья» положили начало жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.

Талантливым продолжателем этого жанра можно считать писателя, известного под именем монаха Кэнко, жившего в XIV в. Его книга «Записки от скуки» состоит из разнообразных по содержанию заметок. Здесь можно найти анекдоты, маленькие рассказы, размышления о жизни, литературе и искусстве.

В XII в. в Японии начались кровавые войны и междоусобицы. Эти события отразились в устном народном творчестве. В это время героический средневековый эпос начали записывать и обрабатывать в виде больших исторических повествований. Самое знаменитое из них - «Сказание о роде Тайра». В нем рассказывается о славе и гибели могущественного рода Тайра.

В XV в. в Японии возник театр «Но», в котором в течение одного представления исполнялось несколько одноактных лирических драм и забавных народных фарсов. С театром «Но» связано развитие японской драматургии. Среди драматургов известны отец и сын Кантъами и Дзэами Мотокие, которые создали замечательные поэтические драмы на сюжеты старинных романов и фантастических легенд.

На рубеже XVII - XVIII вв. появилась городская или «мещанская» драма о судьбах маленьких людей - простых горожан. Значительный вклад в появление «мещанской» драмы внес Тикамацу Мондзэмон. Им написана поэтическая пьеса «Гонец в преисподнюю», в центре которой столкновение чувства и нравственного долга. Известны и его исторические пьесы «Победоносны Кагэкие» и «Битвы Коксинги».

Начиная с XVI в. в Японии успешно развивалась городская проза, которая у в следующем столетии достигла значительных; успехов. В это время Ихара (Ибара) Сайкаку создал книги прекрасных новелл - «История любовных порождений одинокого мужчины» и «История любовных похождений одинокой женщины».

Представитель японской литературы позднего средневековья Уэд Акинари написал замечательные фантастические новеллы «Рассказы о весеннем дожде» и сборник рассказов «Луна в тумане». В этих произведениях автор порицал пороки общества и воспевал конфуцианскую добродетель.

Возникнув в глубокой древности, индийское искусство внесло значительный вклад не только в развитие культуры народов Восточной и Юго-Восточной Азии, но и в сокровищницу мировой цивилизации.

Расцвет искусства Индии начался в период правлений династии Маурья, особенно при царе Ашоке, в III в. до н.э. В это время в практику строительства начал входить камень. Об этом свидетельствуют раскопки на месте древней Паталипутры, где были найдены остатки дворца Ашоки с залом «ста колонн».

Индийское культовое строительство представляет весьма оригинальные типы архитектурных сооружений. Во-первых следует говорить о буддийских ступах - сложенных, как правило, из кирпича куполах. Первоначально они являлись гробницами царей, но затем получили религиозное значение и воздвигались над мощами святых и реликвиями. Самая древняя была ступа Бхархута, воздвигнутая Ашокой. Из сохранившихся самая древняя ступа в Санчи, высота которой составляет более 10 метров.

Еще одним самобытным образцам культового зодчества Индии были пещерные храмы. На рубеже нашей эры был создан великолепный пещерный комплекс в Карле (недалеко от Бомбея). Главный храм - чайтья - самый большой пещерный храм Индии, имел 58 м. в длину, 14 м. в ширину и почти 14 м. в высоту. В зале - два ряда колонн, ступа и множество каменных скульптур. По фасаду было выполнено большое число рельефов. Весь огромный комплекс сделан в монолите скалы. Ярким образцом пещерных храмов явились пещерные храмы в Аджанте. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей состоит из 29 пещерных залов, имеющих прекрасные архитектурные формы, богатый скульптурный декор и роспись на темы буддийской мифологии. Известны также 54 буддийских и брахманских храма в Эллоре, среди которых выделяется своим обильным скульптурным украшением грандиозный монолитный храм Кайласанатха, сооруженный в VIII в. Технически строить храмы, высеченный из монолита, было не столь сложно; проще было выбить пустоты в скале, чем тесать камни, перевозить их на дальние расстояния и складывать из них высокие здания.

Интересным явлением в индийском зодчестве было возведение стамбхов - монолитным мемориальных столбов с фигурной капителью. Так, по велению Ашоки в городе Сарнатхе в память о первой проповеди Будды была построена стамбха. До наших дней сохранилась знаменитая Львиная капитель этой стамбхи в виде четырех львов со сращенными спинами. Она служила опорой для большого Колеса Закона - символа учения Будды.

С IX в. храмы стали уже строить из тесанным камней. На севере Индии они были параболической формы, на верхушке их располагался зонт в виде лотоса, на юге же - форме прямоугольной пирамиды. Внутренние помещения были низкими и темными - это святилища, куда доступ разрешался не всем. Во дворе храмов, а также на стенах их стояли скульптуры, изображающие сцены эпоса или в символической форме трактующие почитание того бога, которому посвящен храм. С течением времени , особенно на юге Индии, скульптурных деталей стало так много, что глаз уже не воспринимал отдельных сцен или скульптур. Таков, например, храм в Кхаджурахо, построенный в начале XI в., где барельефы, главным образом эротического содержания, представляют иллюстрации к трактату о любви «Камасутра». Следует отметить, что в индийском искусстве часто встречается тесное сосуществование религиозного содержания и откровенной эротики. То, что для европейца выглядит эротическим или даже непристойным, никогда не воспринималось так в Индии, где сами религии признавали закономерными все проявления человеческой жизни, в том числе и эротические.

Известен храм в Орисе, который покрыт от основания до крыши столь тонким и сложным скульптурным орнаментом, что каждый камень по ювелирное изделие.

Серьезный урон развитию индийской культуры нанесло мусульманское завоевание. Многие великолепные индусские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось. Запрет ислама изображать живые существа нанес также удар изобразительному искусству Индии. Произошло вырождение монументальной скульптуры. С XIV в. создавались уже лишь отдельные статичные канонические скульптуры.

В период Делийского султаната (XIII - начала XVI вв. ) в Индии началось строительство мусульманских культовых зданий - мечетей, минаретов, мавзолеев и медресе. Это были здания необычной для Индии формы, лишенные скульптурного оформления,

Великолепным образцом индо-мусульманской архитектуры является беломраморный Тадж-Махал - мавзолей султана Шах Джахана и его жены Муштаз - Махал.

Расцвет древнекитайского искусства пришелся на VII - XIII вв., он совпал с правлением императоров династий Тан и Сун. Именно тогда строились многие великолепные дворцы и храмы, в городах появлялись библиотеки и театры.

В Китае культовые здания строились из дерева или как в Индии высекались в толще скал. Самым знаменитым буддийским пещерным храмом является Цянь-фодун, который создавался на протяжении с VI по XIV в. Стены и скульптура каждой из пещер были расписаны минеральными красками.

В культовой архитектуре Китая своей самобытностью выделяется такай вид здания, как пагода - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильон или башни, часто многоярусной. Обычно - это было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Строились пагоды в гористых местах среди густой зелени. К углам их крыш подвешивались колокольчики, которые приятным звоном манили к себе путников.

Самыми известными являются пагода Суньюэсы вХэнани, пагода «диких гусей» Даяньта в Сиане, пагода Тигровой горы в Сучжоу.

Пагоды строились не только из дерева, но и из других материалов. Известна кирпичная пагода Баймасы и железная тринадцатиэтажная пагода в Танъяне.

Достопримечательностью Китая является ансамбль «Храм Неба» в Пекине, состоящий из комплекса прекрасных зданий.

Еще в I тысячелетии до н.э. в Китае появились первые картины, которые писались тушью на шелковых свитках. Из сохранившихся до наших дней самая древняя относится к IV в. до н.э. На ней изображена женщина, наблюдающая за битвой дракона с фениксом.

С изобретением бумаги китайские живописцы стали писать свои картины и на бумажных свитках. Иногда на ник писались и стихи. Картины сначала ненадолго вывешивались, а потом хранились свернутыми, как сокровища.

В VII - VIII вв. картины писались сочными синими, зелеными и белыми красками, по краям обводились золотым контуром. Самыми известными художниками того времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-Дао.

Позже картины писали черной тушью, которая под кистью мастера приобретала самые различные оттенки. Самыми известными художниками были Ма Юань, Ся Гуй, Лян Кай. Одним из наиболее знаменитых мастеров XI в. был Цуй Бо. Одна из его известных работ - «Бамбук и цапля», выполненная на шелке.

Значительных успехов китайцы добились в художественной керамике. Это связано с обычаем класть в могильные склепы глиняные изображения всего того, чем пользовался человек при жизни, и что ему должно пригодиться после смерти. Это были фигурки домашних животных, модели домов и дозорных башен, удивительно точно копирующие настоящие. Недавно археологами была найдена целая армия, состоящая из нескольких тысяч глиняных фигурок воинов китайского императора. Не только одежда и вооружение выполнены точно, но даже лица воинов имеют индивидуальные черты.

Совершенствование художественной керамики подготовила почву для производства в IV н.э. фарфора. Китайский фарфор, секреты производства которого вырабатывались веками, славился в Европе. Он представляет собой великолепные белоснежные сосуды с гравированным тонким узором из цветов и желтоватые вазы с черным рисунком.

Следует сказать, что древняя культовая архитектура Японии известна плохо. По древнему японскому закону храмы для поклонения богам строились ровно на 20 лет. Затем возле старого храма возводился новый, а старый разрушался. Поэтому до нас дошли более поздние памятники.

Строились храмы из ценных пород дерева; например, из кипариса. Простые по форме, с высокими двускатными крышами из прессованной соломы или коры сосны, они возводились на столбах и окружались обходной галереей.

С конца VI в. в Японии начали строить буддийские храмы и пагоды. Наиболее известные из ник - храм Хорюдзи и Золотой храм возле древней столицы Нара. В VIII в. в Наре по повелению императора Сему в качестве главного буддийского храма страны был возведен храм Тодайдзи. В нем не только совершались религиозные обряды, но и проводись важнейшие государственные церемонии. Здание дважды уничтожалась огнем, но каждый раз отстраивалась заново. Золотой павильон Тодайдзи считается одним из крупнейших деревянных сооружений в мире.

Светская живопись ямато-э появилась в Японии в IX - Х вв. На шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота художники рисовали пейзажи, придворные сцены, иллюстрации к известным романам. Картины в форме горизонтальных свитков - эмакимано рассматривались на столе, а вертикальные свитки - какимоно украшали стены парадных комнат.

В XII - XIV вв. картины рисовали уже тушью. Интересны работы Тоба Седзо, который, изображая животных, высмеивал пороки людей. Художник Тойо Ода прославился своими пейзажными картинами «Зимний пейзаж», «Четыре времени года», «Осень».

Приблизительна в это же время в японской живописи появился жанр парадного портрета, ярким представителем которого был Фудзивара Таканобу.

С XVII в. широкое распространение получили цветные японские гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Героями этих гравюр были актеры и гейши, влюбленные пары и ремесленники за работай. Среди самых известных мастеров этого жанра были художники Утамаро, Хокусаи, Хиросиге, Сяраку.

Следует сказать и о таком оригинальном японском искусстве, как искусство паркового украшения. Оно родилось в XV в., когда появились дворцы и павильоны, окруженные садами, прославившиеся своей красотой на весь мир. Камни, водоемы, деревья редких пород и цветущие кустарники благодаря искусству художников воспринимались как высокие скалы, озера и рощи. В садах строились павильоны, где проходили беседы о поэзии и искусстве, а также производились буддийские обряды чаепития - тяною - чайные церемонии. Один из самых известных таких павильонов - Золотой павильон в Киото, построенный в XV в.

С XVI в. под влиянием европейской архитектуры в Японии начала строить мощные замки-крепости с высокими башнями на каменных основаниях.

Мы рассмотрели лишь отдельные моменты в развитии литературы и искусства народов Восточной и Юго-Восточной Азии, преимущественно древнего и средневекового периодов. Именно тогда появились самобытные и оригинальные произведения, направления, жанры и виды художественного творчества, наилучшим образом характеризующие культуру этих стран.

Рождение арабской культуры тесно связано с появлением халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов, однако последние не только не утратили своих национальных черт, но и оказали существенное этническое влияние на население Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки. Успех арабского языка объясняется тем, что у арабов уже к VII в. имелись значительные достижения в области духовной культуры, был разработан литературный язык, высоко ценились красноречие и поэзия. Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв., когда были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии и Корана сложился классический арабский язык средневековья. Необходимо отметить, что помимо собственно арабского элемента арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции.

Значительны достижения арабов в области художественной культуры. Как уже отмечалось, высоко была развита литература. Поэзия VII-VIII вв., во многом опираясь на старые традиции, отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых, были заимствованы у многих народов.

Расцвет арабской литературы, совершенствование каллиграфии способствовали появлению множества рукописных сочинений. В конце VIII в. из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех странах мусульманской культуры были основаны многочисленные придворные, частные и общественные библиотеки, которые по своим размерам значительно превосходили монастырские библиотеки Европы того времени. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали тексты: рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

Как все стороны мусульманской культуры, архитектура в странах халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистическо-римского и иранского зодчества. Большое значение для становления арабского зодчества имело сооружение упоминавшейся выше Большой мечети Омейядов в Дамаске. Во многих мусульманских центрах были возведены минареты оригинальной архитектуры. В Х в. здания стали украшать арабесками - тонким растительным или геометрическим орнаментом, включавшим стилизованные надписи. Живопись в странах халифата не получила значительного развития из-за враждебности ислама к изображению живых существ, ведущему, как считается, к идолопоклонству.


Заключение

На рубеже XIX-XX вв. реалистически мыслящие мусульманские идеологи стали приходить к пониманию того, что некоторые исламские запреты мешают общественному и культурному прогрессу. В 1899 г. попытка приспособить ислам к требованиям времени была предпринята главным муфтием (высшим духовным и юридическим лицом) Египта Мухаммедом Абдо, который отстаивал допустимость процентного кредита, запрещенного Кораном. Его преобразования ученые рассматривают как начало реформации в исламе. В Османской империи реформы шариата начались лишь после младотурецкой революции 1908-1909 гг., в Иране - после революции 1905-1911 гг. Полной же реформации, как это было в ряде христианских стран Европы в XVI в., так и не произошло.

Единственной страной мусульманского мира, где ислам полностью отделен от государственных дел, является Турция. Здесь секуляризация религии была проведена после кемалистской революции 1918-1924 гг. Вместо шариата было введено западноевропейское право: с небольшими поправками турки заимствовали гражданский кодекс Швейцарии и уголовный кодекс Италии. Однако следует заметить, что в Турции в семейных отношениях, в быту и морали ценности ислама сохранили прежнее влияние и значение.

В современных мусульманских государствах ислам все чаще становится элементом политической борьбы. В их общественной и культурной жизни идет усиление «исламского фактора». Многие ученые, в том числе и культурологи, говорят о «ренессансе ислама» и об «исламском буме». В конце 70-х - начале 80-х годов в некоторых мусульманских странах возникли движения «фундаменталистов», выступающие за возврат к основам, «фундаменту» первоначального ислама, к обычаям и канонам, установленным непосредственно посланником Аллаха Мухаммедом. Многие из этих движений направлены против достижений общечеловеческой культуры.


Список используемой литературы

1.         Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

2.         Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

3.         Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

4.         Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

5.         Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

6.         Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

7.         Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.

8.         Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. - М., 1989.

9.         Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1966.

10.      Культурное наследие народов Востока. - М., 1987.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.