скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономический и интеллектуальный потенциал России и его дифференциация по регионам

Ныне в России более 4000 организаций выполняют научные исследования и разработки. Конечно, научно-технический потенциал страны значительно ослаб. По мнению Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое. Но в условиях кризиса правительство РФ склоняется к форсированному сокращению государственного сектора науки в целях облегчения обязательств бюджета. Однако следует иметь в виду, что наука, как элемент высокой культуры, легко разрушается, но очень трудно и не быстро создается. Учитывая, что ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (а это – более 95% всех бюджетных ассигнований на науку) составляют всего 55,4 млрд. руб. или 1,71% расходов бюджета РФ, сколько-нибудь заметной экономической выгоды эта мера не даст, но существенно подорвет перспективы развития страны на долгие годы [14С. 17].

В федеральной собственности в настоящее время находится более 2 тысяч организаций, выполняющих исследования и разработки (включая отраслевые институты в организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий, организации ОПК и др.), в том числе организаций собственно государственного сектора науки – 1341, из них 851 – академических [24, С. 15-21].

При решении вопроса о том, сколько институтов следует оставить на государственном балансе, необходимо иметь в виду, что, во-первых, научный потенциал страны и так уже сильно ослаблен. Даже если предположить, что сокращение государственного сектора науки все-таки необходимо, в любом случае это сокращение не должно обгонять процесса формирования институциональных условий, позволяющих провести реорганизацию с минимальными потерями.

Одним из острейших вопросов институциональной перестройки научной сферы является сохранение и реорганизация отраслевой науки, которая в РФ традиционно выполняет основную часть прикладных исследований.

Российский научно-технический потенциал территориально располагается весьма неравномерно. Еще десять лет назад примерно 70% всех научных исследований выполнялось в научных центрах, вузах и лабораториях, расположенных в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и на Урале.

Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.

Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Наиболее крупные из них имеют численность населения более 200 тыс. Это Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре. Население таких городов, как Балашиха, Димитровоград, Ковров, Королев, Миасс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск и другие.

Еще одна неотъемлемая составляющая интеллектуального потенциала - технологическое применение науки, создание инновационного продукта, развитие научно-технической и инновационной деятельности. Ее оценка уже проводилась в соответствующей главе данной работы.

Итак, можно полагать, что интеллектуальный потенциал России остается достаточно развитым. Он частично деградировал, но еще не полностью утерял способности обеспечить современный уровень образования, а по некоторым направлениям также научный и технологический прогресс. Однако и этот потенциал по ряду причин задействован не полностью.


2. Проблема дифференциации уровней экономического потенциала российских регионов

Э. Гидденс, еще в конце 1980-х годов указывал, что «надо будет обратить более пристальное внимание на процесс внутренней регионализации даже самых непротиворечивых из современных государств, а также взаимосвязи этого процесса с теми формами социальной организации и социальных связей, которые выходят, за национально-государственные рамки» [4, С. 67]. Это положение актуально и для современного российского общества, которое, является одним из самых противоречивых в своей социальной организацией и взаимосвязях регионального порядка. Региональная дифференциация России имеет глубокие объективные основания. Расположенная в 9 часовых поясах, практически во всех известных природно-климатических зонах (от вечной мерзлоты до субтропиков), с огромным различием наборов природно-сырьевых ресурсов и их освоенности (от уникальных и богатейших до бедных или исчерпанных), населенная множеством этносов (от крупнейшего – в более 115 млн. русских до сверхмалых в сотни человек), достаточно типичных и уникальных конфигураций поселенческо-расселенческих структур, – Россия объединяет множество региональных сообществ в особых условиях жизнедеятельности каждого из них. Региональная дифференциация страны значительно усилилась в процессе социетальной трансформации. Распад СССР, «суверенизация» отдельных субъектов Российской Федерации, разрушение межрегиональных социально-экономических связей, усиление националистических тенденций явились существенными факторами углубления диспропорций в положении регионов, дезинтеграции их в общероссийском пространстве.

Различие в уровнях социально-экономического развития регионов в результате изменения экономической ситуации, в том числе из-за последствий мирового финансового кризиса, привело к небольшому выравниванию уровня развития регионов. И в основном это произошло за счет сокращения показателей на территориях, ранее показывающих наиболее высокие результаты.

К настоящему времени отношения показателей 10 лучших и 10 худших регионов России (см. рис. 2.1.) нагляднее всего демонстрирует, на что больше всего власти тратят силы и какой это имеет эффект. Наиболее существенная разница - по уровню безработицы - в 7,2 раза, для сравнения в 2007 году это отношение составляло - 12,3 раза.

Рис. 2.1 - Соотношение основных показателей 10 лучших и 10 худших регионов России, кол-во раз

О выравнивании ситуации на различных территориях свидетельствуют и данные последнего мониторинга социально-экономического развития регионов России. По текущему состоянию экономики и социальной сферы все субъекты РФ поделены на следующие группы: 19 регионов с наиболее сложным социально-экономическим положением, 16 - с неблагоприятным, еще 16 регионов с социально-экономическим положением, близким к среднероссийскому, и 32 региона с относительно благоприятным социально-экономическим положением.

Его результаты показывают, что в наибольшей степени кризис повлиял на экономику наиболее благополучных, промышленно развитых регионов, прежде всего специализирующихся на металлургическом производстве, где на треть сократились мировые цены, резко упал мировой внутренний спрос на продукцию, кроме того, отрасль трудоемка, и занятость в ней почти не сокращалась с постсоветского периода. Наиболее «пострадавшими» оказались Вологодская, Нижегородская, Кемеровская, Витебская, Самарская, Свердловская, Орловская, Челябинская и Ярославская области, для которых характерны спад промышленного производства, сокращение доходов, а соответственно и высокий уровень задолженности по заработной плате.

В меньшей степени кризис затронул регионы юга России и Дальнего Востока.

Некоторые субъекты отличились тем, что активно начали оптимизировать собственную казну. Так, в Пермском крае, Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Красноярском крае резко - до 20-40 процентов - сократили бюджетные расходы. В первую очередь «под нож» попали бюджеты развития, а также содержание органов государственной власти и местного самоуправления. А более 10 регионов, в числе которых Республика Алтай, Владимирская, Воронежская, Ростовская области и другие, сформировали «подушки безопасности» для поддержки реального сектора экономики.

Сложилась высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов. При невозможности решения острых территориальных проблем только рыночным саморегулированием это вызывает необходимость масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям, которая является важным направлением регулирования экономики. Богатый опыт подъема отсталых и депрессивных районов был накоплен как в СССР, так и на Западе. Современная Россия стоит перед аналогичной проблемой [1].

Для того чтобы снять все диспропорции в развитии территорий, правительством предлагается целая система мер. Дотации государства на снятие напряженности на рынке труда субъектов Федерации в этом году составят 43,7 миллиарда рублей. Причем все региональные программы согласованы, и 9,1 миллиарда рублей уже перечислены в 72 региона.

В «отрасль-мультипликатор», как назвали сферу поддержки жилищного строительства в минрегионе, будет направлено 447,5 миллиарда рублей. «Мы поддерживаем отрасль, чтобы она продолжала работу, пояснил Виктор Басаргин. А с другой стороны, благодаря ей формируется гарантированный спрос со стороны государства» [3].

Правительство обещает поддержать и конкретные отрасли, правда, первые полгода все внимание сосредоточено исключительно на автомобильной промышленности. Так, по данным минрегиона, помощь составит порядка 75 миллиардов рублей, 20 миллиардов из которых направлены министерством на помощь регионам в виде субсидий региональным бюджетам на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. Кроме того, принято решение о выделении 200 миллиардов рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым 704 предприятиями, которые вошли в перечень системообразующих.

В этом году, чтобы сократить уровень бюджетной дифференциации между регионами, федеральным бюджетом предусмотрено 374 миллиарда рублей дотаций

В настоящее время готовится изменение в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Одно из предложений - использование средств Инвестфонда.

Уже принято решение, что в этом году будут профинансированы 19 региональных инвестиционных проектов. По каждому субъекту мы определили квоты в объеме 1 миллиарда рублей на поддержку, инвестирование в региональные программы.

Кроме того, рассчитывается, что регионы создадут такие фонды у себя. Эту программу планировали начать с 2010 года. Но, учитывая особенности нынешнего периода, она должна стартовать с 2011 года. Ожидается, что они будут поддержаны в объеме одного миллиарда рублей на каждый субъект РФ. Общий объем финансирования - порядка 80 миллиардов рублей на год.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние Российской экономики не соответствует имеющемуся ее потенциалу. Обладая четвертью мировых запасов природных ресурсов, сравнимым с ведущими странами инновационным и высоким интеллектуальным потенциалом, Россия занимает скромное место по уровню экономического развития, существенно отстает в конкурентоспособности своей экономики. Поэтому проблема эффективного использования ресурсно-технологического потенциала, его развитие и обновления играет первостепенную роль в возрождении экономического могущества страны.

Значение формирования и эффективного использования потенциала имеет особое значение для региональной экономики. По существу экономическое благополучие регионов предопределяется наличием природных ресурсов, современным производственным и инновационным потенциалом. Региональное хозяйство теснейшим образом завязано на масштабы и качество ресурсного потенциала региона. Соответственно возрастает роль управления экономическим потенциалом, его эффективного использования.

Диспропорции в распределении экономического потенциала по регионам России проявляются в том, что отдельные регионы оказались как бы в привилегированном положении: их территории располагают значительными сырьевыми ресурсами, соответственно бюджеты имеют более устойчивую доходную базу. Другие регионы оказались в бедственном положении из-за резкого спада промышленного производства. Таким образом, к факторам, оказывающим значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, относятся [6, С.23]:

– географическое положение;

– природно-климатические условия;

– природно-ресурсный потенциал;

– демографический потенциал и структура населения;

– структура и специализация хозяйства;

– финансовая обеспеченность;

– уровень социально-экономического развития региона.

Итак, в условиях кризиса социально-экономическое положение отдельных регионов оказалось под влиянием множества факторов, которые способствовали росту региональной дифференциации.

Подобный разрыв регионов России замедляет развитие всей страны. Кроме того, такая дифференциация не может не отражаться на состоянии региональных образовательных систем, уровне их ресурсного обеспечения и, соответственно, качестве образования. Это, в конечном счете, способствует нарастанию социально-экономического неравенства регионов, инвестиционная привлекательность и возможности эффективного экономического роста которых во многом определяются уровнем образования (особенно профессионального) населения.

Основными причинами замедленного развития научно-исследовательской базы являются: хроническое недофинансирование научной сферы, падение престижа научного работника, нестабильность работы научных организаций, старение лабораторного оборудования и, как следствие, отставание от зарубежных научных организаций по качеству и масштабам проводимых исследований и оплате труда ученых.

Учитывая общие закономерности трансферта новых технологий, генеральным направлением формирования благоприятного инновационного климата в регионах РФ на долгосрочную перспективу, должно стать стимулирование процессов создания научных подразделений непосредственно внутри производственных фирм и корпораций, а также государственная поддержка совместных исследовательских проектов научных и производственных организаций. Однако наращивание научного потенциала производственного сектора до уровня развитых стран, исходя из объективной оценки ситуации, даже при самых благоприятных условиях займет не менее 10 лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Адамеску А., Кистанов В. Упорядочить государственную поддержку регионов / [Электронный ресурс] – Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Observer». – Режим доступа: www.nasledie.ru.

2.     Багриновский, К.А. Механизмы технологического развития экономики России: Макро- и мезоэкономические аспекты / К.А. Багриновский, М.А. Бендиков, Е.Ю. Хрусталев; Центральный экономико-математический ин-т. – М.: Наука, 2003. – С. 68.

3.     Бухарова О. Равнение на худших: Диспропорции в развитии субъектов РФ можно устранить // «Российская Бизнез-газета». – М., 2009. – №707 (23) //

4.     Режим доступа: Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. Зима 1993/ Том. 1. Вып. 1. С. 67.

5.     Глазьев, С.Ю. Будущее России в инновационной экономике // Науковедение, 2002. – № 1. –С.9.

6.     Гринберг, Р.С. Основы региональной экономики / Р. С. Гринберг. М., 2001. – С.23.

7.     Гринберг, Р.С., Сорокин, Д.Е. О промышленном развитии Российской Федерации // Экономика и управление, 2008. – № 5. – С. 2-3.

8.     Данкова, Ж.Ю. Управление интеллектуальным потенциалом студентов в высшей школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. / Ж.Ю. Данкова. – Белгород, 2004. – С.18.

9.     Екимова, Н.А. Образовательный потенциал регионов России // [Электронный ресурс] – 2009. – 24 августа. – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/_21/

10.   Зенченко, С.В. Инвестиционный потенциал региона: сборник научных трудов / С.В. Зенченко, М.А. Шемёткина. Сев.Кав.: СевКавГТУ, 2007. – №6. – С.54.

11.   Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Рук. авт. кол. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. – М.: Наука, 2004. – С. 154.

12.   Карачаровский В. Модернизация российской высокотехнологичной промышленности в программах и практиках власти (контент-анализ) // Общество и экономика, 2005. – № 1. – С. 40.

13.   Кривов, В.Д. Историко-культурное наследие России // Аналитический вестник Совета Федерации и Федерального Собрания РФ. – М., 2009. – №10 (377) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.council.gov.ru.

14.   Кузнецов, М.И. Наукограды: Интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России // Устойчивое развитие. Наука и практика, 2004. – №2. – С. 17.

15.   Лексин, В. Н., Швецов, А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 368 с.

16.   Львов, Д.С. Стратегия экономики новой России // Экономика и управление, 2005. – № 2. – С. 16.

17.   Мужжавлева, Т.В. Динамика и перспективы военно-технического сотрудничества России со странами дальнего зарубежья // Вопросы экономики, 2005. – № 7. – С. 42.

18.   Савельев, В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации и Федерального Собрания РФ. – М., 2002. – № 21 (177) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.council.gov.ru.

19.   Суховей А., Голова И. Формирование и актуализация инновационных предпосылок развития региона // [Электронный ресурс] 2009. – 8 сентября. Режим доступа: www.rusk.ru.

20.   Щуков, В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: научно-методическое издание / В.Н. Щуков. – Иваново. – 2002. – 58с.

21.   Индикаторы инновационной деятельности. 2007: Стат.сб. – М.: ГУ ВЩЭ, 2007. – С. 342-348.

22.   Оценка экологической ситуации в России и в отдельных регионах / Информационно-аналитический сервер «Региональная экономика» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., cop. 2008 2009. – Режим доступа: http://regional-economy.ru

23.   Официальный сайт Минфина. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

24.   Российская академия наук в цифрах: 2007. Стат. сб. – М.: Ин-т исслед. проблем развития науки РАН, 2008. – С. 15-21.

25.   Россия в цифрах. 2006. Крат.стат.сб. / Росстат-М, 2006. – С. 200-215.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.