скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономический и интеллектуальный потенциал России и его дифференциация по регионам

Курсовая работа: Экономический и интеллектуальный потенциал России и его дифференциация по регионам

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Содержание и структура экономического потенциала

1.1 Оценка экологической ситуации и природно-ресурсного потенциала России и отдельных ее регионов

1.2 Формирование и актуализация инновационного и производственного потенциала России

1.3 Интеллектуальный потенциал

2. Проблема дифференциации уровней экономического потенциала российских регионов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Большой экономический словарь под редакцией А.Н. Азрилияна термин «потенциал» определяет как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. (10, С.54). Нынешнее экономическое положение в эпоху кризиса диктует тенденции, которые требуют некоторого изменения подхода при построении экономической политики государства в сфере эффективного использования экономического и интеллектуального потенциала общества. Этим, прежде всего, обусловлена актуальность настоящей работы.

Цель курсовой работы заключается в определении состояния экономического потенциала России, в исследование факторов, оказывающих значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах, в оценке уровня интеллектуального потенциала страны.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

―     исследовать роль экономического потенциала в социально-экономическом развитии общества;

―     раскрыть понятие экономического потенциала и провести характеристику его составляющих;

―     раскрыть понятие интеллектуального потенциала как отдельное составляющее экономического потенциала;

―     объяснить причины столь глубокой дифференциации его по регионам;

―     сделать выводы на основании статистических данных;

―     выделить проблемы и разработать рекомендации.

Объектом исследования является экономический и интеллектуальный потенциал Российской Федерации.

Предмет исследования состояние экономического и интеллектуального потенциала России в настоящее время, его дифференциация по регионам.

Информационную базу исследования составили данные государственной статистической отчетности, статистические, аналитические, нормативные и методические материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки РФ и других научных организаций. В работе использовались также методические документы, статистические публикации, труды ведущих российских и зарубежных ученых, аналитиков и специалистов в области статистики, экономики, инновационного менеджмента, рекомендации международных экономических и статистических организаций.


1. Содержание и структура экономического потенциала

Одной из базовых категорий экономической теории выступает потенциал, определяющий состояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня (предприятие, регион, национальное хозяйство). Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Важен не только объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность, но и более высокое качество самой хозяйственной системы, определяющее эффективное функционирование в будущем. Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации, выступая, как ее материальная основа. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий. В связи с этим ставится вопрос о формировании конкурентоспособного экономического потенциала хозяйственных систем, способного обеспечить более высокие их конкурентные преимущества на мировом рынке, эффективность хозяйствования в целом. В основе деятельности любых экономических субъектов лежит, прежде всего, производство материальных благ. Именно производство, уровень развития производительных сил предопределяют характер экономических и общественных отношений. Производство выступает как воспроизводство, предполагает постоянное возобновление не только объемов выпуска продукции, а всей совокупности элементов хозяйственных систем, их экономического потенциала, самой среды. Потенциал играет ключевую роль в формировании и функционировании всех хозяйствующих субъектов.

Исходя из определения экономического потенциала как материальной основы хозяйствования можно выделить следующие его составляющие: природно-ресурсный (эколого-экономический); производственный; инновационный; образовательный (интеллектуальный); трудовой (кадровый) потенциал.

1.1 Оценка экологической ситуации и природно-ресурсного потенциала России и отдельных ее регионов

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведено около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Стоимость разведанных запасов, по оценкам специалистов, составляет 28-30 триллионов долларов, что в 6,5 раза больше, чем в США или КНР, и в 2,5 раза больше на душу населения, чем на одного жителя Земли. Потенциальные запасы оцениваются в 140 триллионов долларов. Огромен в России потенциал сельскохозяйственных и городских территорий, составляющий около 22 трлн. долларов.

В структуре минерально–сырьевых ресурсов особенно важна доля топливно– энергетических ресурсов – 71%, в том числе природного газа – 35%, угля – 23%, нефти – 13%. Доля нерудного сырья 15%, черных и цветных металлов – 13%. Однако минеральные ресурсы распределены весьма неравномерно по территории страны: 80% природных ресурсов сосредоточено в Сибири и на шельфе (см. табл.1). Среди регионов России наиболее богатыми ресурсно – сырьевым потенциалом являются: Кемеровская область – 8,68% общероссийских запасов, Красноярский край – 8,16%, Республика Саха (Якутия) 7,76%, Пермская область – 4,62%, Тюменская – 4,54%, Свердловская – 4,28%.

Таблица 1.1 - Распределение запасов нефти и газа по регионам страны, %

Регионы Нефть Газ Конденсат
Западно-Сибирский 45,3 27,1 35,3
Восточно-Сибирский 16,6 18,3 19,1
Волго-Уральский 7,9 4,5 12,6
Дальневосточный 4,5 6,2 4,2
Северо-Кавказский 3,9 0,8 0,8
Северный (европейский) 0,9 0,6 0,4
Шельфовая зона 20,9 42,5 27,6
в том числе:
Баренцева моря 5,0 16,0 4,5
Карского моря 5,5 21,1 15,0
Охотского моря 2,9 3,2 1,5

Россия является единственной страной мира, обеспеченной всеми видами полезных ископаемых и прочих природных ресурсов. На ее территории сосредоточена одна четверть всех природных ресурсов мира, более 40% мировых запасов природного газа (разведано 82 триллиона куб. м), 45% угля, более 30% нефти, 60% торфа, 22% площади занято лесами – 82 млрд. куб. м (1/3 лесов мира). В России сосредоточены значительные запасы пресной воды-30 тыс. куб. м (только озеро Байкал имеет 20% всей пресной воды мира). На одного человека в России приходится 0,9 га пахотных земель, в США-0,6 га, в КНР-0,1 га. Россия и сейчас добывает 33% мирового объема газа, 22% нефти, 40% древесины, 25% ювелирных алмазов, 20% цветных металлов. Стоимость ежедневно добываемых минерально-сырьевых ресурсов составляет около 100 млрд. долларов, 80% из которых приходится на топливные ресурсы.

Мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал Российской Федерации, способный обеспечить необходимые объемы внутриреспубликанского потребления и экспорта, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории – значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах. Для природных ресурсов России в целом характерна диспропорция в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится основная часть потенциальных и разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов, древесины, руд цветных и благородных металлов. Европейская же часть страны менее обеспечена ресурсами, особенно топливно-энергетическими, а юг – лесными и водными. Однако здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, большинство месторождений фосфатного сырья. В целом ресурсные возможности европейской части значительно более ограничены, чем восточной.

Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи расположены в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. [21, С.54]

Что касается экологии, то в последние годы на территории Российской Федерации напряженность экологической ситуации существенно не снизилась, несмотря на то, что в целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы. Более чем для 40% субъектов Российской Федерации характерны проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов и промышленных центров, обезвреживания и утилизации промышленных отходов, рациональной безопасности; на 30% территории остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почв и земель актуальны для всей территории Российской Федерации. В отдельных районах Российской Федерации обострилась проблема сохранения биологического разнообразия и ресурсов растительного и животного мира.

В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, и сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения.

К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации – Московская и Санкт-Петербургская, промышленные центры Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, Среднего Поволжья, Северного Прикаспия, Среднего и Южного Урала. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.

При этом на территориях, где сосредоточено основное население Российской Федерации, удельные показатели нарушения окружающей среды на единицу площади и единицу валового внутреннего продукта являются повышенными.

В тоже время обширные территории Российской Федерации еще обладают малоизмененными человеком природными условиями и большим природно-ресурсным потенциалом: в Европейской части – это, прежде всего, северо-восточные территории, в Азиатской части почти весь север Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также районы Западной Сибири. Сохранение их естественного состояния является одной из приоритетных задач.

При реализации стратегии экономического развития России необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия. Это допустимое воздействие зависит как от современной экологической напряженности, так и от устойчивости отдельных экосистем.

Решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики. Экологическая политика должна быть совместима с экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных ресурсов; стимулировать эффективные экономические, финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка, чтобы сделать выгодным для хозяйствующих субъектов переход на принципы ресурсосбережения; стимулировать экологически ориентированное и экономически эффективное управление предприятий.

Тем самым экологическая политика также должна быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для проживания, развитию экологического сознания и образования, усилению экологических факторов при формировании структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде.

Целью государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства природных ресурсов.

На современном уровне развития производительных сил специализация и хозяйственный комплекс регионов зависят прежде всего от наличия минерального сырья и топлива, гидоэнергоресурсов, а также биологических ресурсов. Однако следует помнить, что возможности поддержания темпов экономического роста за счет увеличения масштабов использования природных ресурсов уже практически исчерпаны. Все очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. В этих условиях разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды рациональному использованию природных ресурсов является одним из стратегических направлений обеспечения экологической безопасности национальной экономики и обеспечения благоприятного качества окружающей среды для настоящего и будущего поколений [22].

 

1.2 Формирование и актуализация инновационного и производственного потенциала России

Задача формирования предпосылок инновационного развития российских регионов относится к разряду стратегически важных, что связано с возрастанием роли инноваций как ключевого фактора современного социально-экономического развития. По мнению аналитиков, среди причин экономического роста высокоразвитых стран мира сегодня на долю научно-технического прогресса приходится 80-85%.

К сожалению, в России переход на инновационную модель развития недопустимо затягивается. В настоящее время в области технологий РФ отстает от развитых стран уже примерно на 45-50 лет. За двадцать лет реформ внедрено и освоено лишь 10% существенных нововведений в производстве, а доля России в мировом наукоемком секторе составляет всего 0,9% [16, С.16]. Хроническое недоиспользование научно-технического потенциала, невнимание к его нуждам, оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Наукоемкие и высокие технологии дают в США 85% прироста занятости, в Англии – 89%, а в Японии – 90%. Ежегодные же потери России от выполнения учеными зарубежных заказов составляют, по экспертным оценкам, порядка 600-700 млн. долл., от продажи технологий и ноу-хау 3-4 млрд. долл. и еще примерно 30-50 млрд. долл. в год – от эмиграции научных кадров [18]. Это значительно больше, чем прямой вывоз капитала.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.