скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Возникновение музеев. Русский государственный музей

В коллекции русской гравюры Государственного Русского музея хранится одно из наиболее полных собраний печатной графики с начала XVIII века до наших дней, общей численностью около 80 000 единиц. Это отдельные листы, серии и альбомы, географические и игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, лубки, плакаты, афиши и уникальное собрание гравированных досок - металлических и деревянных.

Эти произведения дают представление практически обо всех печатных техниках как классических: гравюра на дереве (ксилография), гравюра на металле (резцом, офортом, пунктиром, акватинта, черная манера, лавис, сухая игла), литография в один, два и несколько камней (цветная литография), так и появившихся сравнительно недавно (монотипия, линогравюра), связанные с этапом становления промышленной печати (хромолитография, гелиогравюра) и, наконец, новейших техниках от гравюры на картоне и целлулоиде до лазерной печати.

Собрание отдела гравюры дает возможность проследить все этапы развития этого вида искусства в России. Довольно полно представлена гравюра XVIII века. Причем, такие значительные мастера, как А.Ф.Зубов, М.И.Махаев, Е.П.Чемесов - представлены не только в оттисках, имеющих зачастую разные состояния, но и авторскими формами - медными досками. В собрании имеются доски, с которых печатался один из последних шедевров классической резцовой гравюры - серия видов императорских загородных резиденций - Гатчины, Павловска, Петродворца. Они выполнены на рубеже XVIII - XIX веков выдающимися русскими мастерами А.Г.Ухтомским, братьями К.В. и И.В. Ческими, С.Ф.Галактионовым, главным образом, по оригиналам Семена Щедрина. Имеются также металлические доски Ф.П.Толстого, с которых в 1820 - 1840-х годах были напечатаны очерковые рисунки - иллюстрации к поэме И.Ф.Богдановича "Душенька".

Довольно полно представлена русская сатирическая графика, связанная с Отечественной войной 1812 года, а также издания основанного в 1820 году Общества поощрения художников. Эта организация сыграла большую роль в развитии и распространении литографии в России. В коллекции наряду с другими листами представлено лучшее издание Общества - большая литографированная серия "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821 - 1826 гг.), выполненная на камне в основном С.Ф.Галактионовым, А.П.Брюлловым и др. Листы К.П.Беггрова имеются и в превосходной авторской раскраске.

Среди мастеров ранней литографии с большой полнотой представлено творчество А.О.Орловского, а из художников второй половины XIX - начала ХХ века: И.И.Шишкина, В.В.Матэ и А.П.Остроумовой-Лебедевой. Непревзойденный мастер цветной гравюры на дереве, А.П.Остроумова-Лебедева завещала Русскому музею не только лучшие оттиски своих работ, но также деревянные доски и инструменты. В отделе хранится полное собрание досок П.А.Шиллинговского и И.И.Нивинского.

Большую историческую и художественную ценность представляет редчайшее собрание футуристической книги, представленное именами О.В.Розановой, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, П.Н.Филонова и других выдающихся мастеров русского авангарда.

Обширный раздел печатной графики советского периода включает собрание плакатов, куда вошли и знаменитые петроградские "Окна Роста", выполненные в технике линогравюры и раскрашенные от руки. Здесь представлены все сколь-нибудь значительные имена художников как московской, так и ленинградской школ: авангардисты А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Эль Лисицкий, В.И.Козлинский, ксилограф Н.Н.Куприянов, литограф В.В.Лебедев.

В фонде имеется достаточно полное собрание работ, напечатанных в экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском отделении Союза художников в период 1930 - 1960-х годов. Это литографии Н.А.Тырсы, Ю.А.Васнецова, А.Ф.Пахомова, В.М.Конашевича, А.С.Ведерникова. Практически в полном объеме собрано наследие А.Л.Каплана и Б.Н.Ермолаева.

Отдел располагает превосходными работами московских художников - представителей классической техники гравюры на дереве: А.И.Кравченко, В.А.Фаворского, И.В.Голицына, Г.Ф.Захарова и других. Фонды гравюры пополняются произведениями современных мастеров. Так, за последние годы были приобретены произведения М.М.Шемякина, М.С.Карасика. Б.А.Мессерера, А.П.Белкина, Ю.Люкшина и многих других художников.

А.Зубов "Вид Санкт-Петербурга". 1727 г.

В.Масютин "Совесть". 1911 г.

Д.Аткинсон "Качели". 1803 г.

Н.Павлов "Совкино". 1928 г.

М.Маторин. "Натюрморт" 1921 г.

А.Оленин Фронтиспис к "Басням и сказкам И. И. Хемницера" 1799 г.

Б.Мессерер "Олег Боян и Эльзевира". 1985 г.

Неизвестный гравер. XVIII век. Повторение гравюры И.Зубова к книге "Апостол" 1713 г.

Неизвестный гравер с гравюры А.Грекова "Летний дворец Елизаветы Петровны." II пол. XVIII века.

А.Белкин "Школа движения". 1990 г.

М.Маторин. "Натюрморт" 1921 г.

А.Шевченко. Обложка книги "Принципы кубизма" 1913 г.

Собрание произведений декоративно-прикладного искусства Русского музея является одним из самых значительных в мире, оно составляет свыше 35 тысяч экспонатов. В него входят коллекции фарфора, стекла, фаянса, изделий из драгоценных и цветных металлов, текстиля, церковных облачений, мебели, резьбы по дереву и по кости.

Основа коллекции была заложена предметами обстановки Михайловского дворца, а также произведениями прикладного искусства из пригородных царских резиденций, из дворцов петербургских аристократов - Юсуповых, Шуваловых, Шереметевых, Строгановых. В музее хранятся вещи, принадлежавшие многим представителям царского дома от Петра I до Николая II.

Самая обширная в собрании декоративно-прикладного искусства - коллекция фарфора, она составляет почти треть его фондов. В ней представлены все основные этапы развития русского фарфора, начиная с изделий Д.И.Виноградова. Причем коллекция виноградовского фарфора, основная часть которой происходит из собрания великого князя Николая Николаевича Романова-младшего, на сегодняшний день является крупнейшей в мире. В коллекции представлены, хотя бы частично - первыми образцами, все царские сервизы со времен Елизаветы Петровны до Николая II. В фондах музея собраны изделия Императорского фарфорового завода и многочисленных частных производств, связанных с именами Гарднера, Корнилова, Кузнецова, Попова, Сафронова и других.

Полнотой и высоким уровнем отличается музейное собрание русского художественного стекла. В нем, например, есть уникальные изделия XVIII века, предметы, являвшиеся некогда собственностю Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II и других российских правителей, а также лучшая коллекция произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Украшением обширного собрания фаянса и майолики служат многочисленные работы М.А.Врубеля, среди которых выделяется один из первых созданных им каминов.

В собрании художественных тканей наиболее примечательны коллекции колокольцовских шалей, шитых золотом шелковых платков, церковных облачений, а также изделий Петербургской шпалерной мануфактуры, среди которых - знаменитая шпалера "Полтавская баталия".

Раздел мебели имеет своей основой предметы из убранства Белого зала и других интерьеров Михайловского дворца. Здесь представлены все периоды развития мебели, начиная с петровской эпохи, причем, в образцах, созданных по эскизам таких замечательных архитекторов как К.И.Росси, В.П.Стасов, А.И.Штакеншнейдер, Б.Г.Боссе.

Если еще недавно в коллекции музея несколько скромнее, по сравнению с другими эпохами, было представлено декоративно-прикладное искусство последнего столетия, то ныне эта лакуна успешно заполняется, причем, образцами самого высокого художественного уровня.

Чайно-кофейный сервиз. 1893

Ваза с изображением ирисов. 1904

Прибор для пунша. 1894-1896

Чайник. XVIII в.

Миска на поддоне. 1783

Мебель из Белого зала, исполнена по эскизу К. Росси

Вазы. Последняя четверть XIX в.

В.Э. Борисов-Мусатов. Декоративное панно. Начало XX в.

Кубок призовой. 1838

Ваза с ручками в виде львиных масок. Начало XX в.

Тарелка из Михайловского сервиза. 1822

Тарелка из Михайловского сервиза. 1822

Ваза с пейзажем. 1913

Стол. Начало XX в.

Ваза "Аквилегия". Начало XX в

Венец. 1828

Два графина. Начало XX в.

Ваза. Птицы на снегу. 1912

Кресло. Начало XX в.

Потир. 1828 г

Ваза с синими тюльпанами. Начало XX в.

Ваза с изображением летящих птиц. 1894

М.А. Врубель. Майолика. Царевна Волхова. 1899

Первый нумизматический материал стал собираться в Памятном отделе Александра III уже в первые годы существования музея. На первых порах это были только монеты, отчеканенные в годы царствования императора Александра III, и медали, выпуск которых был связан с его деятельностью.

В 1909 году в музей поступила одна из лучших в мире нумизматических коллекций - коллекция русских монет и медалей великого князя Георгия Михайловича Романова. К сожалению, во время эвакуации фондов в годы первой Мировой войны она была утрачена, и в послереволюционные годы музейное собрание пришлось возобновлять практически с нуля. Основу его составили полученная в дар в 1918 году часть коллекции графа И.И.Толстого и национализированные частные нумизматические собрания.

В результате работ по систематизации музейного собрания известного специалиста в области русской нумизматики А.А.Войтова, в 1930-е годы был выделен отдельный нумизматический фонд. В последующие годы он пополнился десятками тысяч новых экспонатов. В фонд поступали обязательные экземпляры монет, медалей и бумажных денег из Гознака и Монетного двора, приобретались или поступали в дар частные коллекции и отдельные предметы, передавались вещи из других музеев.

Сегодня Фонд нумизматики Государственного Русского музея насчитывает более 70 000 единиц хранения - это монеты, ордена, медали, знаки, значки, восковые слепки, печати, боны, ценные бумаги.


Орден Св. Анны II степени с мечами


Орден Св. Владимира IV степени с мечами


Орден Св. Станислава II степени


Нагрудный знак лейб-гвардии Преображенского полка


Нагрудный знак лейб-гвардии Саперного батальона


Юбилейный нагрудный знак лейб-гвардии Кексгольмского полка


Нагрудный знак лейб-гвардии Измайловского полка


Восковая модель медали на открытие Благовещенского моста (лицевая сторона)


Медаль на открытие Благовещенского моста (оборотная сторона)


Наградная медаль воспитанникам Горного института


Табакерка с памятной медалью на восшествие на престол императрицы Екатерины II


Ассигнация 25 рублей 1772 года


100 рублей 1912 года


25 000 рублей 1923 года

Отдел новейших течений был создан в конце 1980-х годов. Одна из задач отдела - закрепить в практике музейного собирательства новые, нетрадиционные виды искусства, новые медии и технологии: инсталляции и ассамбляжи, видеоарт, фотографию и photo-based art, многое другое.

Собирательская деятельность отдела непосредственно связана с выставочной деятельностью - как правило, в коллекцию попадают работы, "обкатанные" на музейных выставках. Так было заведено с самой первой крупной закупки, последовавшей после известной выставки 1990 года "Территория искусств", организованной Государственным Русским музеем совместно с Institut des hautes Etudes en Arts Plastiques (Париж, Франция). Подобная последовательность: вначале - музейная выставка, подтверждающая статусность произведения, затем - закрепление этой статусности принадлежностью музейному собранию, - стала практикой.

Сам характер отбора произведений, заинтересованность в каких-то конкретных реалиях арт-практики, вероятно, имеют обратную связь с художественным процессом: музей не только представляет современное искусство, но и в какой-то мере участвует в его развитии.

Разумеется, главной задачей отдела новейших течений является отслеживание наиболее актуальных явлений текущего художественного процесса и его отражение в собрании. Однако, наряду с установкой на текущий момент, отдел видит свою задачу и в восполнении лакун, существующих в музейной коллекции. В орбиту его внимания входят также явления, зарекомендовавшие себя задолго до 1980-х годов, явления, невостребованные в свое время по причинам, в основном, идеологического порядка и сегодня отраженные в фондах отдела.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Народ без истории, что трава на ветру: куда дует, туда и клонится»

гласит народная мудрость. А еще говорят: «если нет у народа (народности) истории, то и народа нет»

У русского народа могучие исторические корни. Задача новых поколений – бережно сохранять историю своего народа и преумножать его исторические заслуги.

Каждая семья бережно хранит историю своего рода, семейные реликвии и традиции. Даже попытки создать новое национальное сообщество «советский народ» не смогли (или не успели) растерять исторические основы земли русской.

Наша планета подвержена природным катаклизмам. Сообщество людей на планете подвержены политическим и социальным катаклизмам. Но святой долг любого народа – сохранить свою историю.

Поэтому развитие музейного дела – дело очень важное и дело государственное. Нам же – простым гражданам необходимо бережно относиться к своей истории и помогать музеям в подборе наиболее интересных экспонатов, элементов быта, творчества, ремесел, чтобы каждый исторический период был представлен как можно разнообразнее, детальнее и интереснее.


ИСТОЧНИКИ

Петрова М.А. Художественное и религиозное восприятие культового искусства. Автореферат дис. ... канд. Философ. наук, Л., 1985

Колосницын В.И. К определению природы «религиозного искусства» - в сб. «Социальные функции искусства и религии», Свердловск, 1976, с.32

Письмо Президиума Московского Совета от 05.06.1922 г. № 209 - ГА РФ. Ф.2307, оп.8, д.23, л.118

приказ Министра культуры № 153 от 27.03.1972 г. «О введении единой унифицированной формы учета памятников истории и культуры в СССР», методические рекомендации

Преемственность в развитии культуры, М., 1969, с.70

«Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (Париж, 16.11.1972 г.).

Государственный Русский музей: Путеводитель. СПб., 1997.

100 лет Русского музея в фотографиях, 1898-1998. СПб., 1998. Ю. Н. Кружнов.

А.А.Сундиева, Е.А.Воронцова, М.Е.Каулен, Г.А.Кузина, А.Н.Дьячков,

«Музеи – особо ценные объекты культурного наследия.» М.2000.

http://www.prof.museum.ru/mat/docl28.htm

http://www.prof.museum.ru/mat/docl27.htm

http://www.rusmuseum.ru/index.html


Приложение

Перечень особо ценных объектов на 01.09.98

1. Эрмитаж                                                        Указ        от 18.12.91 № 294

2. Третьяковская галерея                                          от 18.12.91 № 294

3. Гос.Русский музей                                                 от 05.06.92 №558

4. Гос.историко-культурный м-з «Московский Кремль» от 18.12.91 № 294

5. Гос. Исторический музей                                       от 18.12.91 № 294

6. Гос. музей изобразительных

искусств им.Пушкина                                                от 18.12.91 № 294

7. Гос. музей-заповедник «Петергоф»                       от 18.04.97 № 267

8. Гос. музей искусства народов Востока                   от 18.12.91 № 294

9. Российский этнографический музей                       от 18.12.91 № 294

10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева                       от18.12.91 294

11. Политехнический музей                                      от 18.12.91 № 294

12. Гос. Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна»                                                       от 06.11.93. 1847

13. Гос. Бородинский военно-исторический               от 24.01.95. № 64

музей-заповедник                                              

14. Гос. Музей Л.Н. Толстого                                    от 02.04.97. № 275

15. Всероссийский музей А.С. Пушкина                     от 02.04.97. № 275

16. Гос. Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»                                 от 06.12.95. № 1219

17. Гос. Центральный театральный музейим. А.А. Бахрушина                                                  от 02.04.97. № 275

18. Гос. Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки                                        от 24.01.95. № 64

19. Гос. Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»                                                       от 02.04.97. № 275

20. Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник                          от 24.01.95. № 64

21. Гос. Мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»                                           от 02.04.97. 275

22. Саратовский гос. Художественный музей им. А.Н. Радищева                                         от 15.01.98. № 30

23. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник                                                   от 15.01.98. № 30

24. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник                                                   от 02.04.97. 275

25. Архангельский гос. Музей деревянногозодчества и народного искусства

«Малые Карелы»                                                     от 30.07.96. № 1112

26. Гос. Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова

«Тарханы»                                                                от 02.04.97. № 275

27. Рязанский историко-архитектурный

музей-заповедник                                                    от 06.12.95. № 1219

28. Новгородский гос. Объединенный

музей-заповедник                                                     от 15.01.98. № 30

29. Соловецкий гос. Историко-архитектурный

и природный музей-заповедник (Соловецкий

историко-культурный комплекс)                               от 06.12.95. № 1219

30. Гос. Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»             от 06.11.93. № 1847


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.