Курсовая работа: Навигационный проект перехода судна типа "Днепр" по маршруту порт Сочи – порт Монфальконе
2.3 Приливные явления
Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.
Таблица №2.5.1 – Приливы
Дата | Утренние воды | Вечерние воды | ||||||
ПВ | МВ | ПВ | МВ | |||||
Тс | h | Тс | h | Тс | h | Тс | h | |
22.03 | 00.06 | 0.8 | 06.06 | 0.3 | 11.40 | 0.8 | 17.54 | 0.0 |
23.03 | 01.04 | 0.8 | 06.39 | 0.3 | 12.15 | 0.7 | 18.26 | 0.1 |
24.03 | 01.29 | 0.6 | - | - | 12.51 | 0.7 | 19.05 | 0.2 |
25.03 | 02.30 | 0.6 | 07.20 | 0.3 | 13.38 | 0.6 | 19.50 | 0.2 |
26.03 | 03.50 | 0.6 | 08.14 | 0.3 | 14.49 | 0.6 | 20.49 | 0.3 |
2.4.Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления(Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4.1-№ 2.4.6. Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.
Таблица№2.4.1-Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.
Зона судна | плавания | Радиальная СКП определения места | Частота обсерваций | Допустимое время обработки параметров |
Зона стеснённого плавания | - акватория портов, гаваней | 520 м | непрерывно | мгновенно |
- узкие (100200м) каналы, фарватеры | 0,15 их ширины | 15 мин | 0,51 мин | |
Прибрежная зона | -фарватеры шириной 220кб | 0,2 их ширины | 15 мин. | 0,51 мин. |
- СРДС | 0,2 ширины полосы движения (15кб) | 1030 мин. | 13 мин. | |
- рекомендованные пути до 25 миль от берега | 2% от расстояния до берега, но не 2 миль | 2030 мин. | 13 мин. | |
- рекомендованные пути в расстоянии 25 миль от берега | не 2 миль | 12 часа | 510 мин. | |
Зона открытого моря | 2% от расстояния до навиг. опасности, но не 2 миль | 24 часа | 1015 мин. |
Таблица №2.4.2 -Допустимое время плавания по счислению (мин.) для Кс= 0,8.
Кратчайшее расстояние до навигационной опасности мили |
Допустимая Р погрешность места Мд мили |
Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили. |
|||||
0,1 | 0,1 | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | ||
10 | 0,4 | 12 | 12 | 9 | - | - | - |
20 | 0,8 | 28 | 28 | 27 | 22 | - | - |
30 | 1,2 | 48 | 48 | 47 | 44 | 27 | - |
40 | 1,6 | 72 | 72 | 71 | 68 | 56 | - |
50 | 2,0 | 100 | 100 | 97 | 97 | 99 | - |
60 | 2,4 | 132 | 132 | 131 | 129 | 120 | 73 |
70 | 2,8 | 168 | 168 | 167 | 165 | 157 | 118 |
80 | 3,2 | 208 | 208 | 207 | 206 | 198 | 162 |
90 | 3,6 | 252 | 252 | 251 | 250 | 242 | 210 |
100 | 4,0 | 300 | 300 | 300 | 298 | 291 | 260 |
Таблица № 2.4.3 -Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.
СКП места Ммили | Дальность обнаружения буя (мили) | |||||
2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,0 | 0,956 | 0,989 | 0,9982 | 0,9997 |
1 |
1 |
1,5 | 0,753 | 0,865 | 0,934 | 0,973 | 0,989 | 0,9963 |
Таблица №2.4.4 -Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей.
Рзад. |
0,950 | 0,990 | 0,993 | 0,997 | 0,999 |
Кр2 |
1,73 | 2,15 | 2,23 | 2,41 |
3,0 |
Таблица №2.4.5– Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров.
Навигационный параметр (НП) | Средст ва измерения Н.П. | СКП Н.П. (из опыта плавания) | Навигационная функция | Навигационная изолиния | Направление и модуль градиента Н.П. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Высота светила (h) | Навиг. секстан (СНО) |
0,4 0,8 0,6 ч 1,2 |
sin h = sinxsinδ+cosx cosδxcos (tгр-λ) |
Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90 - h |
τ = Ac g = 1 |
Горизонтальный угол (α) | Навиг. cекстан | 1,1 ч 2,1' |
cos α = = где D1,2 – расстояние до ориентиров; d – расстояние между ориентирами |
Изогона – окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол «α» |
τ =П g=1.85 H D Или g=0.54β2 D Где Н - высота ориентира |
Вертикаль-ный угол (β) | Навиг. секстан (СНО) | 0,5ч1,0' |
Нxctgβ= √ ((х-х0)2 + + (у-у0)2) х, у - рямоугольные координаты точки места измерения |
Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол «β» |
τ =П1+δ±90° - на центр изогоны g=3438xD D1xD2 δ – угол между П1 и П2 |
Визуальный пеленг (ИП) |
ПГК-2 сопряжённый с ГК, пеленга-тор сопряжён-ный с МК |
0,5ч1,6° 0,8ч1,9° |
П или П Δφразностьшироториентираисудна Δλразностьдолготориентираисудна φφφор ПφφΔλφΔλ Δλλрмλс |
ПрямаяпроходящаячерезориентирподугломИПкмеридиану |
τ = ИП -90° g = 57.3 D |
Радиолокационный пеленг (РЛП) | НРЛС |
0,7ч1,9° ±1°-точ.ор. ±2ч3°- мин. |
|||
Радиопеленг на радиомаяк (РП) | Радиопе-ленгатор (АРП) |
День ±0,9ч2,2° Ночь ±1,1ч3,0° D≤100 миль ±1ч±1,5° D100ч200 миль: ±2,0° |
|||
Расстояние до ориентира (Dр) |
НРЛС |
Ориентир точечный: ±0,5ч±1% от D Береговая линия: ±0,5ч3% от D |
D2=Δφ2+ Δλ2xcos2φ Δφ=φс -φор Δλ=λс -λор |
Окружность с центром в точке ориентира и радиусом D. При больших D- изостадия |
τ = П ± 180° «+»-П<180° g = 1 мили мили |
Сигналы РНС «Лоран-С» в импульсном варианте | КПИ |
0,8ч1,7 мкс. 1,0ч1,5 мкс. С фиксацией фазы 0,4ч0,5 мкс 2,0ч3,0мкс |
Δ D=2 sin ω x Δn 2 |
Плоская гипербола уравнение которой |
в сторону ближфок |
Сигналы фазовых РНС «Декка» | ПИРС |
День 0,1ч0,12ф.ц. Ночь ± 0,2ф.ц. |
|||
Сигналы РНС «МАРС - 75» | КПИ |
Лето 0,3мкс Зима 0,35мкс |
|||
Сигналы РНС «БРАС», «РС-10» |
ГАЛС РС-1 |
0,1мкс 0,09мкс |
|||
Сигналы РНС «Омега» | КПФ |
Благоп.усл. ±0,06ч0,15ф.ц. Неблаг. Усл. ±0,44ч0,28ф.ц. |
tg2x _ tg2y = 1 tg2a tg2b a = Δ D; b = sin c cos a c = 1 cферической 2 базы |
Сферическая гипербола с параметрами а, в, х, у – прямоугольные сферические координаты | |
Сигналы низкоорбитальных СНС |
«Шхуна» «АДК-3М» |
VT = 0.4уз 240м VT = 0.8уз 400м VT = 1.2уз 590м 50ч300м |
φλ φ φλквазикоординаты АКα К ВКαα К расстояние от центра Земли до НИСЗ |
След пересечения с поверхностью Земли двухполосного гиперболоида вращения |
Αугол раствора кругового конуса в вершине которого НИСЗ назам |
Сигналы среднеорбитальных СНС |
СНС «ГЛОНАСС» СНС «НАВСТАР» Диф. режим |
20ч35м 36м 3ч5м |
Таблица №2.4.6 – Расчёт Средней квадратичной погрешности места судна.
Характеристика места судна | Формула для расчёта радиальной (круговой) СКП места судна | Примечание |
1 | 2 | 3 |
Счислимое место судна |
Мсч=(мили) |
Мо-СКП последней обсервации (мили) Мсt –СКП счисления (мили) |
СКП счисления пути судна |
Мсt =0,7 x Кс x tч(мили), при t<2ч Мсt = Ксxч(мили), при t> 2ч |
Кс -коэффициент счисления в районе t - время плавания по счислению (час.) |
Обсервованое место по двум пеленгам |
Мо = (мили) |
mn° -CКП измерения пеленга (град.); θ -разность пеленгов на ориентиры; D1,D2 -расстояния до ориентира (мили) |
Обсервованое место по трём пеленгам |
Мо = |
mn°- СКП измерения пеленга (град.); D1,2,3- расстояния до ориентира (мили); α, β -углы между пеленгами (град.) |
«Крюйс-пеленг» |
Мсо = (мили) |
Мо -СКП в определении места по двум пеленгам Мot -СКП с счислениями за время между П1 и П2 θ -разность пеленгов |
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира |
Мо = (мили) |
mno - СКП измерения пеленга (град) mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (кб) D – расстояние до ориентира (кб) |
Обсервованое место по двум дистанциям |
Мо = (мили) |
θ – угол между направлениями на ор-ры (град) mD1,2 - СКП измерения расстояния (мили) При mD1 = mD2 = mD – М0 = 1,4mD sin θ |
Обсервованое место по трём дистанциям |
Мо = (мили) |
mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (мили) θ – угол между направлениями на ор-ры (град.) |
«Крюйс-расстояние» |
МCо = (мили) |
Мo -СКП определения места по расстояниям до двух ор-ров (мили): (х). МСt -СКП счисления за время между D1 и D2 (+) θ – угол между Л.П.1 и Л.П.2 в точке пересечения D1 и D2 |
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров |
Мо = (мили) |
D1,2,3 -расстояния до ориентиров (мили) mά - СКП измерения углов (угл. мин.) d1-2,2-3 - расстояния между ориентирами (мили) θ - угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по горизонтальному углу к пеленгу на один из ориентиров |
Мо = (мили) |
α- измеренный горизонтальный угол (град.) m α - СКП измерения угла (угл. мин.) mn°- СКП измерения пеленга (град.) D2- расстояние до закрытого ориентира (мили) d1-2 - расстояние между ориентирами (мили) |
Обсервованое место по горизонтальному углу и дистанции до одного из ориентиров |
Мо = (мили) |
mα - СКП измерения горизонтального угла (угл. мин.) m2D - СКП измерения дистанции (мили) D1 , D2 - расстояние до ориентиров (мили) d - расстояние между ориентирами (мили) |
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила ( П и h ) |
Мо = (мили) |
mh - СКП измерения высоты светила (угл. мин.) mn - СКП измерения пеленга на ориентир (град.) D - расстояние до ориентира (мили) θ – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по секторным РМ КАМ или РНС с использованием радионавигационных карт |
Мо = (мили) |
mзн - СКП в определении Орт.П (знаки) mv - СКП измерения радионавигационного параметра (мыс, ф. ц…..) Δ –разность оцифровки соседних гипербол (зн., мкс, ф. ц…..) L -расстояние в милях |
Обсервованное место по спутниковой РНС |
Мо = mpxsec hсрx = mpxГ |
mp - CКП определения расстояния до НИСЗ hcp - средняя угловая высота НИСЗ ΔA -разность азимутов между парами НИСЗ Г- геометрический фактор |
Заключение
В настоящем курсовом проекте рассмотрен вопрос о навигационной подготовке перехода по маршруту порт Сочи- порт Монфальконе.
Общая протяжённость маршрута ∑S=1917,7мили. Переход осуществляется в марте месяце. Сложными участками на переходе являются: проливы Босфор и Дарданеллы, районы между островами в Эгейском море. Маршрут перехода проходит через территориальные воды Болгарии, Румынии, Турции и Греции Югославии, Италии. При прохождении территориальных вод используется принцип мирного прохода.
Важнейшей функцией судовождения является обеспечение безопасности плавания, т.е предотвращение аварий и происшествий , обусловленных ошибками решения задач судовождения.
Наиболее творческой частью предварительной подготовки была проработка предстоящего перехода, включая выбор найвыгоднейшего пути, выполнение предварительной прокладки, подбор карт и пособий для плавания. Предварительная прокладка выполнялась на генеральных, путевых и частных картах наиболее удобного масштаба.
Список использованной литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.:ЦРИА "Морфлот", 1989.-186 с.
2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986-247 с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция - 4-е изд. - М.: Транспорт, 1982.-392 с.
4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е изд. - М.: Транспорт, 1986.-254 с.
5. Ермолаев Г.Г Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988.-143 с.
6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989.-169 с.
7. Красавцев Б.И. Мореходная астрономия – 3-е изд. –М: Транспорт, 1986.-302с.
8. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. и др. Навигация – 3-е изд. Учебник для ВУЗов. С.-П. Лань 1997.-512 с.
9. Устав службы на судах морских пароходств Украины. Одесса: ДМРФ МТ 1994.-124 с.
10. Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков – 1978-М: ЦРИА «Морфлот» 1982.-145 с.
11. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. – М: Транспорт. 1986.-236 с.
12. Сборник организационно-распорядительных и других документов и материалов по безопасности мореплавания. – М: в/о «Мортехинформ-реклама», 1984.-264 с.