Курсовая работа: Автомобильные двигатели
2. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Динамический расчет автомобильного двигателя производится на режиме максимальной мощности по результатам теплового расчета. В результате расчета необходимо определить следующие силы и моменты, действующие в кривошипно-шатунном механизме двигателя:
- избыточное давление газов над поршнем , МПа;
- удельную суммарную силу, действующую на поршень, МПа;
- удельную суммарную силу, воспринимаемую стенками цилиндра (нормальное давление) , МПа;
- удельную силу инерции от возвратно-поступательно движущихся масс , МПа
- удельную силу, действующую вдоль шатуна, МПа;
- удельную силу, дейст-вующую вдоль кривошипа , МПа;
- удельную силу, направ-ленную по касательной к окружности радиуса криво-шипа , МПа;
- крутящий момент от одного цилиндра , Нм;
- крутящий момент от i цилиндров , Нм;
- удельную центробежную силу инерции от неуравно-вешенных вращающихся масс, сосредоточенных на радиусе кривошипа, МПа;
- удельную силу, дей-ствующую на шатунную шейку, МПа.
2.1. Расчет сил, действующих в КШМ
2.1.1. Построение развернутой индикаторной диаграммы в координатах р-α.
Перестройку индикаторной диаграммы из p-V в развернутую диаграмму удельных давлений (в координатах р-α), действующих на поршень, проще выполнить графическим методом Брикса. Метод Брикса заключается в том, что на длине хода поршня построенной индикаторной диаграммы в координатах p-V описывают полуокружность с центром в точке О.
Для учета влияния длины шатуна откладывают от центра полуокружности (точки О) по направлению нижней мертвой точки бицентровую поправку Брикса в масштабе диаграммы:
a= ход поршня (мм)(по заданию) / ход поршня(мм) (по индикаторной диаграмме)=70/176=0,398
Тогда:
,
где - радиус кривошипа;
- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Из точки O1 проводим ряд лучей под углами до пересечения с полуокружностью. Проекции концов этих лучей на линии процесса всасывания, сжатия, расширения и выпуска указывают, какие точки рабочего процесса соответствуют тем или иным углам поворота коленчатого вала.
2.1.2. Рассчитываем избыточное давление газов над поршнем:
,
при α=370°
2.1.3. Определяем удельное значение силы инерции от возвратно-поступательного движения масс поршневой группы:
,
при α=370°
Здесь , где конструктивные массы:
- поршневой группы ( поршень из алюминиевого сплава),
- шатуна ,
- неуравновешенные части одного колена вала без противовесов (чугунный литой вал с полыми шейками).
2.1.4. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую вдоль оси цилиндра: ,
при α=370°
2.1.5. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую на стенку цилиндра: ,
при α=370°
2.1.6. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую вдоль шатуна:
,
при α=370°
2.1.7. Определяем удельную силу, действующую вдоль кривошипа:
,
при α=370°
2.1.8. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую по касательной к кривошипу: ,
при α=370°
2.1.9. Определяем крутящий момент от одного цилиндра: ,
где - площадь цилиндра,
при α=30°
Результаты расчета суммарного крутящего момента (порядок работы цилиндров 1342)
α, град |
Цилиндры |
, Нм |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
α° | М, Нм | α° | М, Нм | α° | М, Нм | α° | М, Нм | ||
0 | 0 | 0 | 540 | 0 | 180 | 0 | 360 | 0 | 0 |
30 | 30 | -201,25 | 570 | -91 | 210 | -85,75 | 390 | 320,3 | -57,75 |
60 | 60 | -117,3 | 600 | -159 | 240 | -154 | 420 | 126 | -304,5 |
90 | 90 | 85,75 | 630 | -99,75 | 270 | -106,8 | 450 | 211,75 | 91 |
120 | 120 | 148,75 | 660 | 103,25 | 300 | 68,25 | 480 | 206,5 | 526,75 |
150 | 150 | 85,75 | 690 | 192,5 | 330 | 119 | 510 | 112 | 509,25 |
180 | 180 | 0 | 720 | 0 | 360 | 0 | 540 | 0 | 0 |
2.1.10. Определяем средний индикаторный момент:
2.1.11. Рассчитываем удельную центробежную силу инерции от вращающейся массы шатуна, сосредоточенной на радиусе кривошипа:
,
где
2.1.12. Рассчитываем силу, действующую на поверхность шатунной шейки:
при α=370 ,
2.2. Построение полярной диаграммы сил, действующей на шатунную шейку
2.3.1. Строим координатную системуи с центром в точке 0, в которой отрицательная ось направлена вверх.
2.3.2. В таблице результатов динамического расчёта каждому значению α=0, 30°, 60°…70° соответствует точка с координатами. Наносим на плоскостьи эти точки. Последовательно соединяя точки, получим полярную диаграмму. Вектор. соединяющий центр 0 с любой точкой диаграммы, указывает направление вектора и его величину в соответствующем масштабе.
2.3.3. Строим новый центр отстоящий от 0 по оси на величину удельной центробежной силы от вращающейся массы нижней части шатуна. В этом центре условно располагают шатунную шейку с диаметром .
2.3.4. Вектор, соединяющий центр с любой точкой построенной диаграммы, указывает направление действия силы на поверхность шатунной шейки и ее величину в соответствующем масштабе.
2.3.5. Касательные линии из центра к верхней и нижней частям полярной диаграммы отсекают наиболее нагруженную от наименее нагруженной части поверхности шатунной шейки.
2.3.6. Масляное отверстие располагают в середине наименее нагруженной части поверхности шатунной шейки, для чего восстанавливают перпендикуляр к хорде, соединяющей точки пересечения касательных к верхней и нижней частям полярной диаграммы.
3. РАСЧЁТ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ НА ПРОЧНОСТЬ
Рассчитываем на прочность четыре детали: поршень, поршневые кольца, поршневой палец, стержень шатуна. Все расчёты производим на основе данных теплового и динамического расчётов.
3.1. Расчёт поршня
3.1.1. Рассчитываем напряжение изгиба на днище поршня от газовой силы:
,
где
принимаем относительную толщину стенки головки поршня ; относительную радиальную толщину кольца ; радиальный зазор кольца в канавке поршня ; относительную толщину днища поршня .
- из таблицы результатов динамического расчёта.
. Допустимое напряжение для алюминиевых поршней при наличии рёбер жесткости: .
3.1.2. Рассчитываем напряжение сжатия от газовых сил в сечении Х-Х:
,
где - относительная площадь расчётного сечения поршня с учётом ослабления его отверстиями для отвода масла:
где относительный диаметр поршня по дну канавки: ,
диаметр масляного кольца ,
.
Число масляных отверстий .
Допустимое напряжение сжатия для алюминиевых сплавов .
3.1.3. Рассчитываем напряжение разрыва в сечении Х-Х от максимальной инерционной силы (при φ=0):
Допустимое напряжение на разрыв для алюминиевых сплавов .
3.1.4. Напряжение в верхней кольцевой перемычке:
- напряжение среза:
,
где - относительная толщина первой кольцевой перемычки
- напряжение изгиба:
Cложное напряжение по третьей теории прочности:
3.1.5. Удельное давление поршня, отнесённое к высоте юбки поршня:
,
где относительная высота юбки поршня
3.1.6. Удельное давление поршня, отнесённое ко всей высоте поршня:
.
3.2. Расчёт поршневого кольца
3.2.1. Рассчитываем среднее давление на стенку цилиндра:
, где - модуль упругости для стали,
- относительная величина разности между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем сечении.