скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Христианство и его распространение в мире

Венгрия

Венгры были обращены в христиан­ство в XI в.  В XVI в. большая часть венгров приняла про­тестантизм, одна­ко в XVII в., в период контрреформации, католицизм опять восторжествовал и сейчас около двух третей венгер­ских верующих - католики. В восточных районах страны живет группа греко-католиков. Большая часть остальных верующих - протестанты. Самую крупную группу из них образуют ре­форматы (2 млн.). Значительно и число лютеран (500 тыс.), Числен­ность после­дователей других протестантских испо­веданий невелика. назаряне.

Чехия и Словакия

В Чехии и Словакии христианство ут­вердилось в IX в., хотя есть основания предполагать, что в некоторые районы оно проникло несколько ранее. Основ­ная часть верующих придерживается в настоящее время католицизма.  Из протестантских течений наиболее силь­ные позиции занимает лютеранство. Словацкая лютеранская церковь  объединяет часть верующих словаков.

Польша

В Польше (христианство утверди­лось в этой стране в Х в.) подавляющие большинство верую­щих   католики. Есть в стране сравнительно небольшая группа греко-католиков. В Польше име­ется ряд церквей, по тем или иным причинам отделившихся от Римской католической церкви.  Протестантизм представлен рядом своих течений и сект.


ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ

Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судь­ба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христи­анство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями ( индуизм, буд­дизм, джайнизм,  конфуцианство, синтоизм).

В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространен ислам. Немусульманскими в этом районе являются две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль , в котором большинство жителей исповедуют иудаизм.

 

Кипр

Кипр - одна из двух преимуще­ственно христианских по населению стран Азии (другая    Фи­липпины). Христианство проникло на остров еще в I в. н.э. Подавляющее большинство населения - греки - придерживается почти исключительно православия. На острове  существует автокефаль­ная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико. Православные верующие со­ставляют 77%  населения острова. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс. ), римские като­лики, армяно-григориане (3, 5 тыс.), англикане, свидетели Иеговы, адвенти­сты седьмого дня и др.

Филиппины

Филиппины в основном христиан­ская страна (с XVI в.). Христианства придерживается подав­ляющее большин­ство филиппинского населения. Основная масса фи­липпинских христиан - като­лики (84% всего населения страны). В 1901 г. от римского католицизма откололась Фи­липпин­ская независимая церковь, на­зываемая иногда по имени ее основате­ля епископа Аглипая аглипа­янской. Она объединяет 5% населения. Наибо­лее влиятельна эта церковь на Лусоне. Протестанты составляют 6% населения. Последова­тели наиболее крупной протестантской церковной органи­зации - Объединен­ной церкви Христа на Филиппинах (церковь объединила реформатов, пресви­териан и не­которые другие группы протестантов) насчитывают 475 тыс. человек. Из дру­гих про­тестантов прежде всего нужно отметить методистов, адвентистов седьмого дня, баптистов. Менее крупные группы образуют англикане, разные группы пятидесятников, члены Филиппинских мис­сио­нерских церквей Христа.

АФРИКА

В настоящее время среди народов африканского континента распростра­нено несколько групп вероиспове­даний: местные традиционные куль­ты и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христи­анско-африканские церкви и секты.

 Распространение христианства в Аф­рике началось со II в. н.э. Первона­чально оно распростра­нилось в Егип­те и Эфиопии, а затем и по побе­режью Северной Африки. В начале IV в. среди хри­стиан Африки воз­никло движение за создание незави­симой от Рима африканской церкви. В V в. образовалась монофиситская церковь   объединявшая   христиан Египта и Эфиопии. С VII в. в Север­ной Африке христианство постепен­но вытесняется исламом. В настоя­щее время первона­чальное христиан­ство сохранилось только у части ме­стного населения Египта, у большинства на­селения Эфиопии и. небольшой группы в Су­дане.

С XV в., с приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается второй период распро­странения хри­стианства, но уже западного направления. Вместе с конкистадорами по­являются католические миссионеры. Первые попытки христианизации аф­риканцев были предприняты на Гви­нейском побережье, но они оказались малорезультативными. Успешнее была Деятельность миссионеров в Конго, но и здесь христианство распростра­нилось в основном среди племенной аристократии. В течение  XVI-XVIII вв. христианскими миссио­нерами делались неоднократные по­пытки распространить свое влия­ние на народы Африки, но безрезультатно.

Третий этап в распространении хри­стианства в Африке начинается с се­редины XIX в. Это был период коло­ниальной экспансии, когда западно­европейские страны начали захваты­вать на афри­канском континенте об­ширные территории. В это время рез­ко активизируется миссионерская дея­тельность. Римско-католической цер­ковью создаются специальные ордена и миссионерские об­щества.

После второй мировой войны на­ступает четвертый период в истории христианизации Африки. Этот период протекает в условиях общего кри­зиса колониальной системы и достижения незави­симости многими афри­канскими странами.

Из  протестантских  организаций церквей и сект раньше всех начали миссионерскую деятель­ность в Афри­ке голландские реформаты - с сере­дины XVII в. на юге континента, англикане и ме­тодисты — с начала XIX в.

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них - выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы от­дельных направлений в христианстве распределя­ются следующим образом: католики - свыше 38% , протестанты - около 37% , монофиситы - бо­лее 24% , остальные - православные и униаты. Больше всего сконцентрировано хри­стиан в стра­нах Восточной Африки -свыше трети (35% населения), столь­ко же в Западной Африке.  В Южной Африке христиане составляют чет­вертую часть населения региона при­чем здесь католиков при­мерно в три раза меньше, чем протестантов. Половина всех африканских проте­стантов прихо­дится на две страны — ЮАР (27%) и Нигерию (22%).

Христианско-африканские церкви и секты представляют собой организа­ции, которые отколо­лись от западных церквей и сект и создали свою дог­матику, свои ритуалы, обряды и т.п., соче­тающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианства.

По некоторым оценочным данным, приверженцев   христианско-африканских церквей и сект насчитывается по всей Тропической Африке 9 млн., что составляет 3% населения этого региона.

АМЕРИКА

До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживались различных местных культов. Среди многих индейских на­родов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли ма­гические представления.

Со времени европейской колониза­ции (т. е. с конца XV в.) в Америку стало постепенно прони­кать христианство. В Среднюю и Южную Америку, где в основном орудовали испанские и порту­гальские конкистадоры, хрис­тианство проникало в форме католи­цизма, в Северной же Америке, нахо­дившейся под контролем англичан, французов и голландцев, наряду с ка­толицизмом вне­дрялся и протестан­тизм.

В настоящее время подавляющее большинство населения Америки — христиане. В Южной Америке резко преобладают католики. Они составля­ют большинство населения во всех странах, за исключением Фолкленд­ских (Мальвинских) островов, где рас­пространен протестантизм, а также Гай­аны и Суринама, отличающихся разно­образием религиозного состава. Като­лицизм яв­ляется основной религией также во всех странах Центральной Америки и в Мексике. В Вест-Ин­дии от острова к острову религиозный состав заметно варьируется. В странах, ранее принадле­жавших Испании и Франции (Куба, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Гаити и др.), а также в теперешних французских колониях (Гваделупа, Мартиника) большинство жителей при­держиваются католицизма, в странах же, длительное время нахо­дившихся под господством Вели­кобри­тании (Ямайка, Барбадос и т. д.), основная масса жителей - протестан­ты. В США и Канаде много и протес­тантов и католиков, однако первое место по численности верующих при­надлежит в этих двух государствах все же протестантизму.

Последователей местных культов осталось в Америке сравнительно немного, причем число их все время сокращается (за счет новообращенных в христианскую веру).

Соединенные Штаты Америки

Весьма сложна картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и са­мостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире. Хотя в Соеди­ненных Штатах почти все церковные группы ведут системати­ческий учет своих членов, определе­ние религиозного состава населения представляет большие трудности. Они заключаются в том, что церкви и секты США придерживаются различных критериев при определении числен­ности своих членов. Так, Римская католическая церковь, а в последнее время также Епископальная цер­ковь и многие лютеранские церковные орга­низации учитывают всех крещеных.  Иудаистские об­щины считают своими членами всех евреев. Большинство же протестантских организаций пока­зыва­ет численность лишь „полноправных членов", т. е. лиц, достигших опреде­ленного (чаще всего 13-летнего) возраста. Отсюда видно, что официальные данные о численности различных рели­гиозных группировок во многих слу­чаях не дают возможности определить удельный вес той или иной вероиспо­ведной группы во всем населении страны.

Из отдельных церковных организа­ций наибольшее число последователей имеет Римская като­лическая церковь.  Католики в США -это в первую очередь потомки выход­цев из Ирландии, Ита­лии, Польши и других стран с преимущественно като­лическим населением. Кроме католи­ков ла­тинского обряда в США имеются также католики восточных обрядов (так называемые униаты). Среди униа­тов резко преобладают греко-католики. В подавляющем большинстве это украинцы, румыны, итальянские греки, венгры, хорваты, небольшое число белору­сов и русских.

Крупнейшую группу среди протес­тантов США образуют баптисты. Пол­ноправных членов бап­тистских общин 27, 1 млн. Их объединяет ряд самостоя­тельных церковных организаций, из кото­рых более или менее значительны­ми являются Южная баптистская конвенция (13 790 тыс. чле­нов).

В США есть ряд церковных орга­низаций старокатоликов. Крупнейшая из них — Северо­амери­канская старая римская като­лическая церковь (английского обря­да) - насчитывает 61 тыс. Кроме того, в стране имеется также Польская национальная католическая церковь, являющаяся по веро­уче­нию старокатолической.

Последователей православия в Со­единенных Штатах - 4, 9 млн. человек. Однако в стране нет единой православ­ной церкви, а есть значительное число отдельных православных националь­ных церквей, причем иногда даже в пределах одной национальной груп­пы православные дробятся на несколь­ко церковных организаций.

Мексика

Подавляющее большинство населе­ния (89%) - католики. Протестанты образуют около 4% на­селения, среди них больше всего баптистов (363 тыс.) и пресвитериан (233 тыс.). Имеются также последователи Шведской сво­бодной миссии (80 тыс.), адвентисты седьмого дня (53 тыс.), мето­дисты (40 тыс.), разные группы пятидесят­ников.

Бразилия

В Бразилии, крупнейшей латино­американской стране, католики состав­ляют большинство насе­ления (90%). Протестантов в этой стране 7, 9 млн. человек. Наиболее крупную группу образуют лютеране (2, 1 млн., пре­имущественно немцы). Кроме того, имеются баптисты (1, 1 млн.).

Венесуэла

В Венесуэле католики также со­ставляют большую часть населения (96%). Протестантов не­много.

 

Колумбия

В Колумбии Римская католиче­ская церковь считается государст­венной. К ней принадлежит 96% всего населения. Общая численность протестантов - 90 тыс. человек. Крупнейшие  группы   протестантов образуют адвентисты седьмого дня (16 тыс.), пресвитериане (15 тыс.), последова­тели Евангелических церк­вей (11 тыс.), баптисты (10 тыс.), пя­тидесятники.

Эквадор

В Эквадоре к католицизму при­надлежит подавляющее большинст­во населения (94%). Протес­тантов -19 тыс. Значительная их часть -последователи Христианского и мис­сионерского альянса.

Перу

Большинство   населения   Перу (93%) - католики. Протестантов -128 тыс. Из протестантских групп наиболее   значительны   адвентисты седьмого дня (33 тыс.), пятидесят­ники (12 тыс., в том числе Ассамблеи бога - 7 тыс., Пятидесятнические автономные церкви - 5 тыс.), ме­тодисты (9 тыс.). приверженцы Перу­анской евангелической церкви (8 тыс.), назаряне (5 тыс.), баптисты (5 тыс.), последователи Христианского и миссионерского альянса (4 тыс.), пресвитериане (3 тыс.), лютеране (3 тыс.), приверженцы Паломнической церкви святости (2 тыс.), В Перу живет также 5 тыс. иудаистов.

Боливия

В Боливии основная часть населения (94%) — католики. В стране проживает 43  тыс.  протес­тантов. Наиболее многочисленны из них ад­вентисты седьмого дня (11 тыс.), баптисты (8 тыс.), квакеры (б тыс.), последователи Боливийской индей­ской миссии (6 тыс.), методисты (3 тыс.), пя­тидесятники (3 тыс., в том числе последователи Ассамблей бога - 2 тыс.), назаряне (2 тыс.). Иу­даистов в Боливии - 750 человек.

Чили

В Чили к католицизму относится большинство (86%) жителей- По све­дениям церковных орга­низаций, протестантов - 880 тыс. Основная группа чилийских протестантов - пятидесятники (по официальным церковным источникам, 700 тыс.).

Аргентина

В Аргентине большинство населе­ния  (92%)  составляют католики. Протестантов в этой стране - свыше 400 тыс. Из них лютеран - 188 тыс. (преимущественно немцы и датчане).

Парагвай

В Парагвае католицизм является государственным исповеданием. Ка­толики составляют боль­шую часть (около 90%) населения. Протестан­тов - 25 тыс. Наиболее крупные груп­пы образуют баптисты (11 тыс.).

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

К моменту проникновения евро­пейцев в Австралию и Океанию на­селение этой части света придер­живалось различных местных куль­тов. В Австралии и Океании жило большое число наро­дов и племен, заметно различавшихся между со­бой как по уровню своего социаль­но-экономиче­ского развития, так и по хозяйственно-культурным особен­ностям. В силу этого традиционные ве­рования австралийских и океаний­ских народов отличались довольно большим разнообразием.

Традиционные верования в боль­шей части Австралии и Океании были постепенно вытеснены христи­анством, которое стало распростра­няться вслед за проникновением ко­лонизаторов. Раньше всего миссио­нерская работа была начата на Ма­рианских островах. Уже во второй половине XVll в. на отдельные остро­ва этого архипелага прибыли ка­толические миссионеры, сопровож­даемые испанскими солдатами. Про­поведники, принадлежавшие к орде­ну иезуитов, начали бесцеремонно вмешиваться в жизнь коренных жи­телей,  предпринимали неоднократ­ные попытки насильствен­ного крещения их детей. Когда же острови­тяне стали оказывать сопротивление назойливым „гос­тям", иезуиты ис­пользовали прибывших с ними сол­дат для беспощадной расправы с местными жителями. Кровавая бой­ня привела к почти полному истреб­лению взрослого мужского населе­ния Марианских островов.

Протестантские миссионеры про­никли в эту часть света значитель­но позже. Первые попытки начать миссионерскую работу в Океании были предприняты протестантами в конце XVIII в., ко­гда отдельные проповедники высадились на остро­вах Тонга и Общества. Однако ши­рокое разви­тие деятельность мис­сионеров (как протестантских, так и католических) получила лишь в XIX в., когда они обосновались на всех более или менее значительных океанийских островах и атоллах.

Очень быстро между протестант­скими и католическими миссионерами возникло острое сопер­ничество. Со­перничавшие служители религии на­травливали своих адептов друг на друга, что привело на некоторых архипелагах к кровавым столкнове­ниям. Особенно жестокая борьба между католиками и протестантами шла на островах Общества, Уоллис, Ротума, Луайоте.

Миссионеров справедливо называ­ют предвестниками колониального порабощения океаний­ских народов. Именно они подготовили колониаль­ный  захват  многих  архипелагов Океании.

Везде, где появлялись миссионе­ры, они старались полностью иско­ренить старую языческую культуру и внедрить христианские, нередко совершенно чуждые аборигенам обы­чаи. В этом своем старании пропо­ведники часто доходили до полного обскурантизма. Например, испанские миссионеры на острове Пасхи унич­тожили  большую  часть табличек с древней письменностью острови­тян. Конечно, все это не означает, что среди миссионеров не было честных людей, хо­рошо относившихся к ко­ренному населению и искренне же­лавших ему добра. Нужно отметить и то, что некоторые аспекты миссио­нерской работы (например, обучение островитян грамоте) объ­ективно спо­собствовали  подъему культурного уровня местных жителей. Однако в целом   дея­тельность   миссионеров в Океании должна быть оценена отри­цательно.

Как уже указывалось, в настоящее время подавляющее большинство ко­ренного населения Ав­стралии и Океа­нии - христиане. Следует, однако, подчеркнуть, что очень часто при­надлежность местных жителей к хри­стианской религии носит весьма фор­мальный характер. Они обычно не вникают в тонкости религиозного вероучения и, кроме того, нередко сохраняют верность своим старинным традициям и ритуалам. Зачастую, осо­бенно среди народов, недавно обра­щенных в христианство, можно наблюдать   своеобразное   двоеверие, когда соблюдаются предписания как старой, так и новой религии.

Отмечавшаяся выше борьба между протестантами и католиками принес­ла больше побед пер­вым, чем вто­рым. Кроме того, и среди иммигри­ровавших в Австралию и Океанию европейцев протестанты численно пре­обладали над католиками. В резуль­тате протестантизм в этой части све­та оказался более влиятельным, чем католицизм. В то же время протестанты, в отличие от като­ликов, как известно, не представляют единства в организационном отношении, а рас­падаются на значительное число течений и сект. В Австралии и Океании наиболее влиятельны такие проте­с­тантские течения, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитери­анство, реформатство, конгрегационализм. Имеются также баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесят­ники и другие протестантские секты.

Протестантизма придерживаются все население Питкэрна, большинство христианского насе­ления Австралии, Новой Зеландии, Норфолка, Папуа-Новой Гвинеи, Соломоновых Остро­вов, Ва­нуату, Фиджи, Науру, Тувалу, Токелау, Западного и Восточного Самоа, Тонга, Ниуэ, островов Кука, Французской Полинезии, несколько более половины христиан Кирибати и подопечной тер­ритории „Тихооке­анские острова", значительная часть жителей Новой Каледонии (вместе с под­чиненными ей островами) и Га­вайев.

Англиканская церковь по числен­ности своих приверженцев — наибо­лее значительное протес­тантское течение в Австралии и Океании. Подавляющее большинство англикан это потомки анг­лийских переселенцев в Австралии и Новой Зеландии. Ведущие позиции занимает англиканство и на Норфолке. Среди корен­ного населения значительные группы англикан имеются в Меланезии — прежде всего на Соломоновых Островах и в Папуа-Новой Гвинее.

Методистов довольно много в Но­вой Зеландии, они резко преобладают среди христиан Фиджи и Тонга.

Пресвитериане наиболее многочис­ленны в Новой Зеландии, а также на Вануату (в этой стране пресвите­рианство занимает первое место по числу последователей).

Христианство в наши дни.

За века распространения христианства по всему миру оно ассимилировало в разных культурах, часто вытесняя старые языческие верования.

С каждым годом мы получаем все больше точной информации о состояние дел в христианском мире. Однако, следует отметить, что каждая церковь имеет больше членов, чем активных верую­щих, а в некоторых случаях членство оказывается чисто символическим. Количество людей, ре­гулярно посещающих церковь в Британии (менее 10%), ниже чем во многих других странах, но неоднократные опросы подтверждают, что около 70% людей заявляют о своей вере в Бога и регу­лярно молятся.

В США в церковь регулярно ходит около 42% населения. В Италии около 33% жителей регу­лярно посещают мессу, а 85% заявляют о своей принадлежности к римской католической церкви. Во Франции церковь регулярно посещают около 13% населения.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых ранних этапах появилось также в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века произошло заметное оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. Христианская вера продолжает распространяться, однако центр тя­жести быстро смещается: из Европы и (в меньшей степени) США  в Африку, Азию и Латинскую Америку. Демографические тенденции в этих странах позволяют предположить, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежа­щие к белой расе.

Современные проблемы.

За последние несколько десятилетий церкви участвуют в дебатах на темы:

-возможна ли “справедливая война” в ядерную эпоху;

-терроризм: является ли “борец за свободу” солдатом или преступником;

-демографический взрыв: продукты питания и другие ресурсы, мировая торговля и долги “третьего мира”;

-экология и целостность Творения;

-злоупотребление наркотическими веществами;

-человеческая сексуальность, включая гомосексуальность;

-беременность: статус и защита человеческого эмбриона;

-права животных;

-брак, сожительство, развод и проблемы семьи;

-СПИД, проблема абортов;

-жизнь в обществе, где существует много культур и верований.

 

Заключение

Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определе­ния - это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего от­кровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.

Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые рели­гии, а в частности христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживаться многие годы и, может, даже века.

Список используемой литературы:

1. Энциклопедия для детей (религии мира.).Издат. “Аванта+” 1996г.

2. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г.

3. “Христианство”. Издат. Торг. дом “Гранд”. 1998г.

4. Поиск надежды и дух утешения (очерки по истории религии). Издат. МСХА 1991г.

5. Настольная книга атеиста.  8-е издание.

6. Атлас.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.