скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Христианство и его распространение в мире

Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), а также иллириец по происхождению, правивший крайней западной четвертой частью империи, сначала примирился с христианами, по­том перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.

Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: “Сим победишь”. Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, ре­шать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.

ПРАВОСЛАВИЕ

Слово “православие” является переводом, калькой греческого слова “ортодоксия”. Право­славие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажаю­щих его идей (религиозных и фило­софских), доктрин, формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры (“Символ веры”) прин­ципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое “Филиокве”), что явилось одной из причин “Великого раскола”. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчинен­ные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, вклю­чая и Русскую, содержащих право­славную веру, общую для всех них.

Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных  в настоящее время хри­стианских конфессий (исповеданий)?

Священное Предание

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христиан­ского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Свя­щенного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение са­мого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называе­мое Свя­щенное Предание. Существо этого критерия состоит в том, что бесспорным гарантом в понимании Библии, а следовательно, и истин­ности веры могут быть только традиции или пре­дание. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христи­анству.

Соборность

Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. Соборность славян­ский эквивалент греческого термина  “кафоличность”  обще­принятого в различных христиан­ских исповеданиях. В православном понимании соборность означает некое органическое един­ство Церкви (т.е., всех поместных церквей и всех верующих, вместе взятых), при котором любая поместная церковь (или отдельный верующий), внося в одностороннем порядке что-то принци­пиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. основная тема православия: в главном — единство, во второстепен­ном — свобода, во всем — любовь.

Спасение

Основная идея христианской религии — спасение человека от того, что порождает несча­стья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Порождающей причиной зла христиан­ство называет грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравствен­ного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ. Грех обезображивает человека, разрушая природу души внутренне, а часто и внешне, в результате чего вся деятельность человека приобретает ненормальный характер.

“Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сы­ном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение — в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеда­ниях: православии, католичестве, люте­ранстве, реформаторстве и др. Различия относятся к сле­дующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека;  духовной жизни как усло­вию спасения человека.

Искупление.

В своем учении о спасении православие исходит из понимания: “Бог есть. любовь”

Православие не разделяет доминирующей в католичестве и протестантизме юридической концепции искупления, гласящей, что жертва Христова была обусловлена необходимостью удовлетворения правосудию Божию за грех Адама и его потомков, которые, нарушив  закон Божий, оскорбили Его и тем самым заслужили себе вечное  наказание. Христос же взял на Себя это наказание, искупив (т.е. выкупив), таким образом, человечество от праведного гнева Бога-Отца.

Царствие Божие.

Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека - Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Право­славие не разделяет такое понимание. С православной точки зрения юридизм в понимании Цар­ства Божия искажает существо христианства, призывающего человека к духовному совершен­ству, богоподобию и не к исканию наслаждения, хотя бы и духовного.

Под Царством Божиим (иначе, спасением) православие понимает состояние души, очищен­ной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии свойства, а не внешнее оправдание человека на суде Божием, не награду (плату) за добрые дела.

Духовная жизнь.

Духовная жизнь в православии понимается как жизнь богоподобная ибо “Бог есть дух, и по­клоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” По новозаветному Откровению самым существенным свойством Бога является любовь, она же составляет и  все существо духовной жизни. Апостол Павел    подчеркивает первостепенное значение любви в следующих замеча­тельных словах, известных как “гимн любви”: “Если я говорю языками человеческими и ан­гельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар про­рочества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы перестав­лять, а не. имею любовь, — то я ничто. И если я раздам все именуемое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею - нет мне -в том никакой пользы”.

 Главным свойством истинной любви является бескорыстная жертвенность. Истинная лю­бовь несовместима с ненавистью к одному какому-либо человеку. Любящий - радуется, ненави­дящий - страдает. В этом суть призыва Иисуса Христа любить и врагов своих.   Жизнь без любви теряет и радость и смысл - это истина достаточно известная. Но как сделать любовь по­стоянным свойством души, не зависимым ни от каких условий жизни, — это основной вопрос для каждого человека.

Православие указывает на необходимость избегать иллюзии любви, “переодетого эгоизма”, когда любовь другому есть не более как искание собственного удовлетворения и наслаждения. Такая псевдолюбовь развивает в человеке эгоизм, разрушая и калеча личность, делает ее в ко­нечном счете неспособной к истинной любви и, следовательно, к тому, что именуется счастьем.

Аскетика

В православии особое, исключительное внимание обращается на приобретение смирения — свойства, противостоящего гордости, основе и источнику эгоизма и всех страстей человеческих. Гордость отчуждает личность от всех других, делает ее асоциальной, лишает ее любви, т.е. Бога. Личность не может жить без любви, вне духовного общения с другими, и потому гордость, как тюремная стена, замыкая человека в себе, неизбежно убивает его. Опасность же гордости очень велика у аскета. Его духовная жизнь всегда сопряжена с переживаниями  глубокой радости, с развитием совершенно новых способностей и обнаружением огромных сил, скрытых от обыч­ного человека. Если все это подвижник не ставит целью своей жизни, если не увлечется, не со­блазнится, не “падет”, а в смирении продолжает свой подвиг бескорыстного стремления к Ис­тине, он достигает состояния предель­ного богоподобия и становится светильником своей земли, своего народа.

Православный церковный календарь

Православный церковный календарь сложен по составу. Он отли­чается от светского кален­даря тремя основными чертами.

Во-первых, церковь живет по Юлианскому календарю (назван по имени императора Юлия Цезаря), т.е. тому, что действовал еще во времена раннего христианства. Ныне в мире распро­странен Григо­рианский календарь (по имени проведшего календарную реформу в 1582 г. Рим­ского папы Григория XIII), который исправил отставание счета времени на 11 с лишним минут Юлианского календаря. Это отставание, имевшее в XVI в. 10 дней, в XX в. составило уже 13 дней. Поэтому праздники и память святым в Церкви обозначаются другими днями и часто дру­гим месяцем, чем это общепринято. Так, день св. Георгия Победоносца отмечается по-старому, т.е. по церковному календарю, 23 апреля, что соответствует 6 мая по новому стилю. Рождество Христово, празднуемое по старому стилю 25 декабря, приходится на 7 января общепринятого календаря.

Во-вторых, год церковного календаря начинается не с 1 января, с середины зимы, а с 1 сен­тября (старого стиля, 14 сентября нового),   с начала осени. В этот день Церковь традиционно отмечает начало “нового лета”, (года). Весь круг годовых праздников начинается с сентября, с Рождества Богородицы, и завершается августом. Успением Божией Матери.

В-третьих, в кругу наиболее значительных. 12 праздников, называемых двунадесятыми (от древнеславянского названия числа 12 — двунадесять), наряду, с теми, которые имеют точные даты, есть некоторые наиболее почитаемые, являющиеся переходящими. Отдаленные опреде­ленным, постоянным числом дней от праздника Пасхи, они меняют свои даты ежегодно.

Годичный праздничный круг

Важнейший праздник года, “праздников праздник и торжество торжеств”,— Пасха, или Вос­кресение Иисуса Христа, когда христиане празднуют его победу над смертью, что является зало­гом вечной блаженной” жизни (бессмертия души) человека. Пасха отмечается весной, в апреле или мае, в различные дни. Ей предшествует длительный, в течение 40 дней, Великий пост (Че­тыредесятница), завершающийся Страстной седмицей (семидневной неделей), когда верующие вспоминают страдания Христа на кресте, его смерть и погребение. За неделю до Пасхи, в вос­кресенье, которое на Руси называется Вербным, празднуется Вход Господень в Иерусалим, когда Спаситель, по свидетельству всех евангелистов, вступил в этот город накануне страданий и смерти на кресте.

На сороковой день после Воскресения Христа празднуется Возне­сение Господне — день, ко­гда, по писанию евангелистов, он вознесся на небо. На пятидесятый день после Пасхи наступает праздник Пятидесятница. День сошествия святого духа на апостолов, или Троица. На Руси праздник Троицы совпадает с завершением полевых работ и отмечается “завиванием березы” — украшением храмов и жилищ зеленью и цветами. Суббота накануне Троицы известна как роди­тель­ская суббота, когда поминаются усопшие родственники. В первый воскресный день после Троицы православная Церковь совершает праздник Всех святых, после которого с понедель­ника начинается Петров пост. Он имеет разную продолжительность в различные годы, до дня Петра и Павла 12 июля. Во второй воскресный день после Троицы отмечается праздник Всех русских святых.

Кроме праздников переходных, не фиксированных точными чис­лами и зависимых от даты Пасхи, остальные двунадесятые праздники отмечаются в постоянные дни. К ним относятся:

Рождество Христово (7 января нового стиля) с пятью днями предпраздничными и шестью днями попразднества. Это самый боль­шой зимний праздник, на Руси он совпадает со Святками, когда пели традиционные колядки, устраивали гадания и игры. Христиане приу­рочивают к Рож­деству благотворительные дела помощи больным, старым и сиротам, украшают в домах, на площадях деревцо елки, устраивая праздник детям, делают подарки родным и нуждающимся. Канун Рождества, сочельник, — день подготовки к Рождеству. Празд­нику предшествует Рожде­ственский пост (с 28 ноября), продол­жающийся 40 дней и включающий также сочельник.

Крещение Господне (19 января нового стиля), или Богоявление. В день Крещения произво­дится освящение воды, употребляемой верую­щими “на всяку пользу изрядну”.

Сретение Господне (15 февраля нового стиля) празднуется Церковью на сороковой день по­сле Рождества как встреча (старославянск. “сретение”) младенца Иисуса в Иерусалимском храме со старцем Симеоном, который признал в нем Мессию — Спасителя мира.

Благовещение пресвятой Богородицы (7 апреля нового стиля) напоминает о том, как по Евангелию апостола Луки архангел Гавриил, придя в Назарет к деве Марии, сообщил ей о том, что на нее снизошел Святой дух и она родит Спасителя Иисуса.

Преображение Господне, Спас (19 августа нового стиля). Это память евангельского события, когда незадолго перед крестным стра­данием Христос на Фаворской горе в Палестине во время молитвы был озарен чудесным светом, преобразился, когда раздался глас Бога-Отца. Это должно было свидетельствовать о божественности Иисуса. В этот день производится освящение первых плодов.

Успение пресвятой Богородицы (28 августа нового стиля) отмеча­ется как день памяти Бо­жией Матери, скончавшейся в Иерусалиме и погребенной в Гефсимании. Церковь славит Бого­матерь как идеал смирения и чистоты. Перед Успением с 14 августа установлены две недели Ус­пенского поста.

Рождество 'пресвятой Богородицы (21 сентября) — один из праздников Богоматери, рож­денной от Иоакима и бесплодной и пожилой Анны.

Воздвижение креста Господня (27 сентября нового стиля). В этот день христиане отдают па­мять Кресту, на котором был распят Христос, как символу престола, где была принесена жертва, искупающая грехи людей.

Введение во храм пресвятой Богородицы (4 декабря нового стиля) отмечает как бы второе духовное рождение, когда она была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий и на приготовление к тому, чтобы стать матерью Спасителя мира.

Православные церкви в современном мире

В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви, Римской, воз­главляемой одним первосвятителем — папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские тра­диции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас на­циональный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.

 Старейшими самостоятельными являются Константинопольская, Александрийская, Анти­охийская и Иерусалимская церкви, возглавляемые  патриархами.

Наиболее многочисленной среди православных церквей являются Русская православная цер­ковь во главе с патриархом Московским и всея Руси, объединяющая также Украинскую и Бело­русскую православные церкви. К Русской православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии (Автономная Японская церковь) и др.

Автокефальными являются также Румынская,  Болгарская, Сербская церкви, возглавляемые патриархами. Грузинская церковь с кaтoликocoм-пaтpиaрхом во главе, Греческая (Эллaдcкaя), Польская; Чехословацкая и другие православные церкви, возглавляемые митрополитами и архи­епископами. Существует также и создан­ная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельная Рус­ская зарубеж­ная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом.

Русская православная церковь в XX в.

К началу XX в. православная церковь была наиболее многочис­ленной религиозной органи­зацией России: православные, составляли около 70% населения. Слова “русский” и “православ­ный” часто использовались как синонимы.

КАТОЛИЦИЗМ

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последовате­лей, что намного превышает число по­следователей других направлений христианства. Латин­ская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. — универ­сальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы Рима. С VI в. этот термин закрепился за главой христианской общины “вечного города”, Рима, столицы ог­ромной империи. Римские епископы, называющие себя “наместниками Бога на земле”, поста­вили себя в привилегированное положение, претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима была основана апостолами Петром и Павлом) и юридическое (как церковь столицы империи) первенство среди всех христианских церквей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.