скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ветхий завет

II Сирмийская ф-ла (357г.) - снятие никейского вопроса как непонятного для народа. Два лица, Сын подчинен во всем, что Ему отдано. 356г. Александрия аномейство (неподобничество) Аэция, Антиохия приемник Евномий. Рождение=творению, Сын есть непосредственное творение, все остальное через Сына. Отпор у православных антиникейцев - омиусиане - Василий Анкирский ,Анкирский собор 358 г. (III Сирмийская формула) - понятие родства, родственного единения. В рождении проявляется не только воля и власть, но и сущность, есть ипостасное различие, но анафематствование единосущия в смысле тождественности. Под давлением аномиев IV Сирмийская ф-ла: «подобный во всем» - исключена небиблейская «сущность» во избежание народных соблазнов.

КПий собор 361 г. - рождение недоступно для понимания, запрещение усии + ипостась. Единство рода, но не лица - вполне православная позиция.

Александрийский собор 362 г. (Афанасий) вывод -правы и те, кто говорит обо 1 ипостаси = 1 сущности, и те, кто говорит о 3 ипостасях и одном начале. После собора «единосущный» и «из сущности» входят в богослужебный язык, усия и ипостась - общее и частное. Трения с Западом - надо перевести substantia и persona.

О Св. Духе - Афанасий, Александрийский собор 362 г., Григорий

Христология Аполлинария с 362 г.: два совершенных не могут соединиться, было бы два полюса, два начала. Тогда ум чека был заменен Логосом.


22. Богословие Отцов I Вселенского Собора.

Июнь 325 г. 318 отцов (TIH, слуги Авраама) Ал-др Александрийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиох, Макарий Иерус, Николай Мир Ликийский. Ариане: Евсевий Никомедийский, Секунд Птолемаидский и др. Средние: Евсевий Кесарийский. Сначала, выслушав ариан, попытка сформулировать веру через библейские изречения, но ариане перетолковывали в свою пользу. Тогда Евсевий Кес. Внес готовый символ - «во единого Гда Иисуса Христа, Божие Слово, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына единородного, перворожденного всея твари, прежде век от Отца рожденного». Со слов Константина введено слово «единосущный».

Символ: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; - и во единого Гда ИХ, Сына Божия, единор, рожденного от Отца (из сущности Отца), Бога от Бога, Света от Света, Б ист от Б ист, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле; - ради нас человеков и ради нашего спасения снисшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в 3 день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых; - и в Духа Святого». + анафема на временность сущ-ия Сына. Подписан всеми, кроме Евсевия Никомед, Феогниса Никейского, Секунда и Феона.


23. Богословские взгляды Ария и его последователей.

Ариане, отвергая такое понимание единосущия, вследствие которого исчезла реальность троичности Божественных Личностей, шли другим путем. Не вмещающееся в разум противоречие постулированного единобожия и в тоже время Его Троичности ариане заменяли более простой схемой. Бог Отец - единственная божественная Монада, простая, неделимая и завершенная. И поэтому Он не может наделить Своей природой кого бы то ни было, а значит: 1) Сын не вечен и 2) Он не из сущности Бога, то есть «Сын произошел из несущих».

Арий (александрийский пресвитер), пытаясь сохранить возможность исповедывать личностное бытие Сына и Св. Духа, признает Их сотворенными. Св. Писание и вслед за ним свв. отцы (в ответ на арианство) всегда подчеркивают противопоставленность рождению, т. е. действию по природе, творения, как действия по воле: (Кол.1,15), «...родившимся именуется Тот, Кто другим дает бытие...», «...Слово состоит вне получивших бытие по хотению...»(Афанасий Великий); «творить - это принадлежать деятельности (энергии), а рождать - естеству. Естество же и деятельность - не одно и то же, следовательно не одно и тоже - рождать и творить», - говорит свт. Кирилл Александрийский.

Логичный подход, философский монотеизм. О Едином и спасении Сыном - абстрактные нежизненные положения, теизм, космология и мораль, но не жизнь. Рождение для творения и спасения

Рождение и творение произошли во времени. У Оригена - до времени.


24. Св. Афанасий Великий. Жизнь и богословские взгляды. Писания против арианства.

Родился в христ семье, Александрия, 293 г. Свид. гонения Диоклетиана. Светские науки мало, античн. философия и св. Писание в совершенстве. Секретарь еп Александра, присутсвие на соборе. 8 июля 326 г. - еп. Александрийский. Из 47 лет епископства 15 в гонениях и ссылке. 335г. собор в Тире - опровержение всех клевет, но Константин удалил его в Тир. 337 г. после смерти имп. - возвращение. Евсевиане обвинили в незаконном возвр. На его место - арианин, кот был предан анафеме епископатом. 340 г. -еп. Алекс. - Григорий Каппадокиец, силой захватил храмы. Афанасий бежит в Рим, где Юлием принят в общение. 343г. собор в Сердике. 345 по просьбе Констанция возвр. в Алекс. Соборы в Арле 353, Милане 355 низложили Афанасия. 356 прибывает военачальник Сириан, чтобы схватить Афанасия => в пустыню. Еп. Георгий => гонение на православных, центр ариан, Аэций и Евномий. Написание защитительных сочинений. 361 г. при Юлиане возвращение и собор 362 г., удаление в верхний Египет. Встреча с новым имп. Иовианом, возвр. в Александрию в 364 г. Указ Валента - ссылка всех, кто был сослан Констанцием и возвращен Юлианом, через 4 мес. по просьбе народа отменено. До смерти 3 мая 373 г. в Александрии - лит и пастырские труды.

«Слово против язычников» - о познании Бога через творения, платонические влияния. «Слово о воплощении» (317-319 гг.). Экзегетические труды почти не сохранились кр. Псалмов, Матфея и Луки. Псалмы совмещают закон и пророков, написаны о каждом из нас.

Догматически-полемические произведения во II изгнании (356-362). Три слова против ариан: 1 - разбор рациональных и экзегетических доводов ариан, выдержки из «Фалии»; 2 - толкование Притч. 8: 22 (Созда мя в начале путей соих) - основн. Аргумент ариан; 3 - смысл «единосущия и уничижительных мест. 4 послания к Серапиону Тмуитскому о Божестве и единосущии Св. Духа.. Множество апологий (против ариан, к Констанцию, о бегстве при нападении Сирана) и историко-полемических сочинений (история ариан к монахам, о постановлениях Никейского собора, О Дионисии Александрийском, о соборах в Аримине и Селевкии - история противоникейской борьбы). Послания Алекс. Соборов: Свиток к Антиохийцам(362), Письмо к африканским епископам (369), окружные послания. Пасхальные письма, сохранились в сирийском переводе. Здесь содержится (39-е послание, 367) перечень книг Св. Писания.


25. Экзегетические труды св. Афанасия Вел, троическое богословие.

Экзегеза - Беседа на Мф. 11, 27 (Все мне предано суть...). К Маркелиану о толковании псалмов. Творения «Толкования псалмов», «О надписании псалмов», на Иова, Песнь п, МФ, ЛК, 1Кор. Отрывочные толкования. Уничижительные места и славные - 2 природы.

Опровержение арианских доводов. Единосущие = действенность спасения. Учение о простоте и полноте Бога внутри Себя - Образ Отца присутствует в Боге. Рождение сущности и из сущности - необходимость божест природы, кот неизменна. Но это не принуждение, противное воле, так же как и благ Он по природе, без волевого акта. Бог всегда Троица, Она никогда не возникала, Отец «всегда Отец Сына». Подобие, равенство и одинаковость - слишком бледные термины. Абс личностное различие и природное единство.

Отличие от пребывания в святых и пребывания в Своем теле, теле Бога, у Которого слюна божественна. Божество непосредственно распространяется на все человечество через крещение. Мы становимся «друзьями Духа». В миропомазании мы «напоеваемые Духом, пьем Христа». «Дух, как помазание, есть дыхание» Сына, и в нем «Слово прославляет тварь, обожая и всыновляя, приводит к Отцу», ... «причастники Б. естества». Вселение Слова есть стяжание Духа. Крещение во имя св. Троицы, а если только во имя Отца, то не действенно. Арианское крещение во Творца и тварь, не смотря на правильные формулы, мнимо. Действие Бога едино: кого крещает Отец, того и Сын, тот святится Духом Святым.


26. Христологические аспекты богословия св. Афанасия, учение о таинствах, пневматология.

Тринитарный вопрос - вопрос христологический и сотериологический. Воссоединение чел. природы с Богом, обожение возможно только если Христос - Бог. Учение о двойственности тварного бытия: Бытие только в Боге, жизнь твари только через причастие Слову, кот есть хранитель мира посредством Своих энергий. Он невидим по естеству, но познаваем из дел. Слово проникает везде и все наполняет ведением о Боге. На каждом произведении есть отпечаток Слова + изменяемая природа. Слово пребывает в мире как в теле. Чек - творение природы из ничего и усыновление через Сына в Св. Духе, дыхание - сообщение подобия, одухотворение. Адам это утратил, предавшись «рассмотрению себя». Толчея страстей заслоняет зеркало Божие. Обновление через воплощение, изгнание смерти и тления. Прощение возможно, но чек стал бы опять на уровне Адама с благодатью из вне. Сейчас положение несравнимо выше, т.к. Слово стало плотью. Поэтому Слово сообщает благодать чел природе, кот теперь присуща нам неотъемлемо.

Тело Христа без немощи и тления, естественные немощи Ему были присущи по попущению, а не по необходимости. Умереть Он не мог. Тело - проводник Его силы. Необходимо было принять и смерть, чтобы воскреснуть и воскресить. Учение об искуплении = о воскрешении.

Сын по преимуществу Творец и устроитель мира., через Него творит Отец, но Его рождение не связано с творением мира. Нет причины чтобы Сыну быть Рождением и Премудростью. Богу не нужен Посредник, Он Сам в состоянии все сотворить одним мановением. Сын не для Откровения, но Откр в Нем и через Него и Им в Духе. Афанасий I ясно исповедал Божество Духа. Троица тождественна Себе (подобна), нераздельна. Если Дух - тварь, то нет Троицы. Мы причастники Духа-Бога. «Если Дух творит богами, то нет сомнения. Что естество Его есть естество Божие». Он не рожден, но изведен, предвечно исходит от Отца. И Сын есть только Сын, не рожденный чтобы стать Отцом. Дух не рождается и потому Он не брат Сына. Он соединяет тварь со Словом и через Него подается «Отчее дарование».

О Духе - переписка с Серапионом Тмуитским - 4 книги о Св. Духе: 1 - Дух не тварь. 2 - Сын не тварь. Опровержение «Тропиков». Духоборчество скрытое арианство. Ссылка на Писание: «се Аз... созедаяй дух» (Амос 4, 13). Приставка «то» - Дух, без нее дух чека.. Называли Его одним из ангелов, братом Сына, внуком Отца. Аргументы: крестят не «во имя Деда», отцы не творцы, а родители, плотники в свою очередь творят новые вещи.


27. Начало агиографии. «Житие преп. Антония» св. Афанасия. Литургическая и богословская характеристика.

Уже при жизни переведено на латынь Евагрием Антиохийским до 383 г., когда умер Иннокентий, которому посвящен перевод. После кончины Антония (356) когда Афанасий спасается от Сириана в пустыне (ок. 365). Написано для римских почитателей монашества, где монашество только развивается. Образец подвижнической жизни. Сильное влияние на агиографич письменность (Иероним «Ж. Павла Фивейского»). Письма Афанасия к монахам с аскетическими назиданиями.

Родился ок. 250 г. Уход в молодости. 20 лет в одиночестве, борьба с дьяволом. II период - стечение учеников.


28. Житие и писания св. Василия Великого.

Семья из Каппадокии. Отец Василий - ритор, мать Эмилия, бабка Макрина (ученица Григория Чудотворца). Трое братьев епископы (+ Григорий и Петр). 330г - родился, домашнее образование, Кесария вместе с Богословом, затем КПоль  и Афины (учителя риторы Имерий и Проэрезий), слушал в Антиохии Ливания. Крещение в Кесарии от еп. Диания в 355 (25 лет) + чин чтеца. Удаляется в пустыню на р. Ирис. Сотрудничество с Евстафием Севастийским (потом поссорились на почве омиусианства). «Филокалии» (358-359). 360 г. присутствовал на соборе в КПле, 362 он пресвитер. Уход от еп. Есевия в пустыню. После его смерти 370 г. - епископ Кесарии. Через 9 лет +. Преследование православных имп Валентом, создание 2 - ой Каппадокии. Еп. Анфим Тианский создает кафедры в противовес Василию. Он рукополагает брата и Богослова. Защита Никейской веры, 372 г. исповедничество перед префектом Модестом. +373 - Афанасий, Василий остается один. Попытки найти поддержку Запада. Организация монашеских общин. Собор 376 г. в Кизике. Василий +1.01.379 г.

Хронология затруднена. По СВ. Писанию: 1) Беседы на псалмы (до епископства 370) нравственное применение для простого народа, аллегор, истор, граммат.- 1том 2) Толкование на первые 16 глав Исаи по стилю и заимствованиям из Евсевия - его авторство отвергается -2том. 3) Беседы на Шестоднев до 370 г - 1том. -9 бесед читанных за неделю простому народу. В. Поста. Влияния «Тимея» Платона о внемирной и вечной Причине, разумность в творении, понимание материи и пространства. Но Демиург не= Б-Творцу, нет учения об идеях. Плотин ок 10 мест из «Эннеад». Космология, география, натурфилософия Аристотеля. Стоики - значение огня, о «логосах».

Догматико-полемические: «Против Евномия» 363-365 гг. 3 первые книги принадлежат ему. О познаваемости Бога. Ум - часть божества => Бога м знать, Бог не личен, если нерожден => не Бог, не изменяемость => передача качеств невозможна. Крайний катафатизм. Проблема имени. 1 книга - нерожденность - св-во Отца, 1 - Сын - Бог, хотя и рожден, 2 - Св. Дух - Бог - 3 том. «Книга о Св. Духе ко св. Амфилохию Иконийскому» Сентябрь 374 - Василием за богослужением изменена доксологическая ф-ла: «слава О через С во СД», он: «слава БО с С и со СД» - Амфилохий возмутился. В конце 375 г. закончен ответ 30 глав, 79 разделов. Третье произведение после Афанасия и Дидима. Ссылка на древность эпиклезы. Богослужебные выражения - аргумент - 3том.

Проповедь на Притч по рукоположении 362 г., Второзак 15, 9; Лк 12, 18 : «разорю житницы моя и созижду новые. «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих» - забота о 2 племянниках. 24 речей (беседы - 4том) (истолкования, похвала муч, к богачам, против пороков, 13-ая о крещении, 9-Бог не источник зла, 24 - о савелианах, ариан, аномеев.

Аскетич труды «Предначертание аскетич», «аскет увещ к отречению от мира и дух соверш»?, «Слово о жизни аскетич»?, «Сборник нравствен. Правил», много др. Правил.

Литург труды, переписка 365 писем есть к нему и не его, собраны Григорием 38-е к Нисскому разбор сущности и ипостаси.

29. Троическое богословие св. Василия Великого

Не было соответствующей терминологии. Единосущный и ипостась отдавали савелианством. Ориген и Дионисий Александрийский использовали «ипостась» ~ «сущность» , но подразумевалось 3 существа и 3 ипостаси. 4 мотива Василия: 1) Оригена через символ Григория Чуд.(тварное - нетварное, рабское - владычественное); 2) Омиусианские предпосылки («подобие по сущности» допускалось при отсутствии различия, ипостась - «отл св-во», особенность; 3) Плотин о «трех начальственных ипостасях», параллели и заимствования, но субординационизм; 4) аристотелева метафизика: общее м. пребывать только в частном, абстрактная природа не сущ-ет (несторианство).

«Против Евномия» и «О св. Духе». Апофатизм: сущность Б. известна только Богу, мы - из творений и дел познаем премудрость и благость. «нерожденность» - не сущность, но бытие Б. Вечность не= безначальности, Сын имеет начало, но вечен. Функции: О. установляет, С. создает, Д. утверждает; основная причина, зиждительная и совершительная. Это не силы, модусы, нет подчиненности и иерархии. Афанасий «Без Слова Отец бессловесен», Василий идет дальше: Сын и Отец, равная взаимообусловленность. Афанасий: сущность принадлежит Отцу и С. => из сущности О. Василий: сущность общее Всем Трем. Афанасий: «ипостась есть сущность». Выбор м\у ипостасью и лицом (persona) - для Василия форма, личина. Василий не отличал сущ-ти от природы - св-ва во внешнем проявлении.

30. Пневматология св. Василия В.

«О св Духе». Оправдание пред Амфилохием в исправленной доксологической ф-ле. Богом ни разу не назван, но наравне с О., описательно и словами Евангелия Подчеркивается освящающее действие, Святыня. Познание таинственно, сакраментально и опытно. Древность крещального призывания Д. при таинствах. Дух - ruah - Она, птица на яицах. Учение об Ипостаси Духа основано на Плотине («Эннеады») его прозрения - к ясному созерцанию. Третий по порядку и достоинству, но не по естеству. Единое сродно с Единым. «Нет ни одного дара, кот не сходил бы к твари без ДС». Полностью причастен освящаемому, но в то же время не разделен и целен. Был прежде веков вместе с О и С. Без Него все управление расстроится. Но действует только «на разумную тварь». Дух устраняет страсти, привязанность к телу, естественная чистота, просветление и обожение. Опыт духовной жизни, тайны крещения, мистики обожения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.