скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Религия

     Дух может выходить из тела, но без него жить не может. Когда он теряет тело, в котором жил прежде, то сразу начинает искать другое. Он может перейти как из человека в зверя или птицу, так и наоборот. Плохо ему придётся, если он слишком долго будет скитаться, не найдя приюта. Однако, если дух этот вышел из человека, то он начнёт мстить его близким за своё несчастье: будет их мучить, душить по ночам, пугать во сне, во время бури, выть ветром над домом и т. д.

     Чтобы этого всего не было можно запереть духу вход в дом, испугав его шумом и криками или просто обманув, а можно о нём позаботиться, дав ему жить в прежнем теле (это предположение строится на теории о живых мертвецах). Для этого нужно хорошо похоронить тело (виды захоронений были описаны ранее). Но в могиле умершему надо дать всё, что требуется человеку в обыкновенной жизни, а именно положить туда орудия труда, платья, украшения; время от времени душе умершего необходимо давать пищу и питьё, то есть либо приносить их на могилу, выкладывать и выливать там, либо в особые дни отделять часть из домашней еды, выставлять наружу и вспоминать умершего за столом.

     Если умерший был сильный человек, например владыка большой семьи или вождь, то его дух после смерти получал особый почёт. Его боялись теперь ещё больше, чем прежде: он мог теперь невидимо перелетать; всякую беду приписывали его гневу.

     Думали также, что дух можно привлечь и усадить в высокий каменный столб, поставленный на могиле или на перекрёстке.

2. Обряды.

     В раннем палеолите люди хоронили умерших около своих очагов, в пещерах, видимо из гигиенических соображений и скоро забывали о них. Судя по археологическим данным погребальные церемонии появились  у неандертальцев; уже они, с их достаточно неразвитым по сравнению с "человеком разумным" интеллектом, начали проявлять определённую заботу о существовании их родственника после смерти. Наиболее известны14 погребения в гроте Мустье, в пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым), в пещерах Мугарет-эс-Табун и Мугарет-эс-Сахул (Палестина), в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). О том, как выглядели могилы неолита уже было сказано выше и, судя по присутствию в этих захоронениях предметов обихода, можно предположить, что у хоронивших уже существовали достаточно чёткие представления о жизни за гробом. Но далеко не все учёные считают возможным говорить о существовании у неандертальцев веры в посмертную жизнь души. Некоторые археологи, в том числе Макс Эберт, предполагали, что верить в душу люди на той ступени развития мышления не могли в силу ещё недостаточной его (мышления) развитости, но намного более вероятна для них вера в сверхъестественные свойства самого трупа (так называемая идея "живого мертвеца"), которая и порождала суеверную боязнь его и попытки умилостивить. Помимо этой существует гипотеза, которую выдвинул И. И. Скворцов-Степанов. По его мнению неандертальские погребения объясняются обыкновенной заботой первобытных людей об умерших как, например, о больных. Он считал представление о том, что после смерти из человека уходит душа, возникшим гораздо позже. В корне отличается от предыдущих теория, которой придерживается большинство историков религии, в частности этого мнения придерживался С. А. Токарев. Они считают неандертальские погребения следствием именно религиозных представлений людей первобытного общества. Мне кажется, что неандерталец всё-таки как-то осмысливал своё существование в плане конечности и вечности, т. е. в порядке времени. И религия, как в неолите, так и в последующее время, помогала человеку совладать со своим страхом смерти, справиться с эмоциональным переживанием необратимости времени. Потому что она объясняет смерть как переход к бессмертию и предлагает вечную жизнь в "ином" мире, всем этим она придаёт смысл жизни человека и даёт ему определённое чувство безопасности в перипетиях быстротечной жизни. И ещё одна гипотеза представляет собой синтез гипотезы о "живых мертвецах" и версии об анимистических верованиях людей неолита. Эта теория говорит о локальных различиях религиозных представлений, то есть, например, люди сжигающие мертвецов определённо верили в посмертную жизнь именно души и проводили кремацию для её освобождения; те же общества, где для тела умершего строились большие могилы верили в жизнь физического тела и не имели представления о душе.

3. Духи и божества.

     Как уже говорилось ранее, древние люди верили, что параллельно с ними в мире живёт неисчислимое множество духов, покинувших телесные оболочки, где они раньше жили. Однако не все духи одинаковы. Между ними есть более сильные - божества. Милость божества люди старались приобрести каким-нибудь лишением или мучением, например отказом от более вкусной еды и даже полным отречением от пищи на несколько дней или нанесением себе ран. Ему отдавали в жертву, т. е. на съедение, самое лучшее, что имели, крепкого быка или только что родившегося телёнка. Кровь зарезанного животного, вылитая на землю, отдавалась духу. Думали, что, если дух выпьет тёплой крови, т. е. того, в чём он прежде жил, он опять оживёт, получит силу, чтобы говорить и открыться живым людям. Когда на людей нападал очень большой страх, они готовы были отдать духу кровь человеческую, убить для него пленника или даже близкого родственника, например отец убивал своего ребёнка.

4. Три ступени анимизма (первая и вторая).

     По тому, на каком уровне находятся у конкретно взятого народа религиозные представления можно судить о степени его абстрактного мышления, впрочем, не только об этом. Естественно, уровень этот у разных народов различен, но, несмотря на это между ними так много общего, что представляется возможным выделение нескольких типов анимистических верований, естественно, все они основаны на данных этнографии, т. к. по археологическим данным практически невозможно восстановить эту сферу человеческой жизни в полном объёме.

     Ниже всех15 стоят, по-видимому, австралийские негры, так как они, насколько известно, не имеют представления о высшем существе; во всяком случае у них нет и следа какого-либо культа; о существовании злых духов они имеют также лишь самые неопределённые представления. О душах умерших они думают, что после недолгого пребывания на земле они восходят на облака, где обыкновенно и остаются; впрочем, им ничто не препятствует возвратиться на землю, но в таком случае они меняют свой цвет и становятся белыми. Поэтому на европейцев они смотрят как на выходцев с того света. Однако это воззрение не мешает австралийцам делать своими жёнами случайно захваченных ими белых женщин. Из этого видно, что их представления о духах неясны и сбивчивы. Подобно другим дикарям, они имеют колдунов, призываемых на помощь при всяких необыкновенных обстоятельствах, как, например, в случае болезни, и действующих таким же способом и такими же средствами, как это делается и у других народов. Могущество этих знахарей основывается, как полагают, на близком общении их с духами; но что это за духи - суть ли это души умерших, ещё не покинувшие землю, или, может быть, это злые духи, о которых тоже иногда говорится, - об этом нельзя получить никакого объяснения. Возможно, что и для самых посвящённых в магию это неясно.

     Большая часть остальных народов, находящихся на стадии первобытной общины, стоит уже на несколько высшей ступени, чем австралийские негры. У африканских негров и американских индейцев можно говорить о чётких религиозных представлениях, состоящих в признании высшего существа; у индейцев есть Маниту, а у племен банту в южной Африке - Модимо. Этот "великий дух" не играет, однако, важной роли; во всяком случае, ему не молятся. Он не является и творцом мира; скорее он соответствует фатуму (судьбе).По крайней мере, это вытекает из того, что говорил миссионерам один вождь негров.

     "Вы, значит, думаете, - сказал он, указывая на звёзды, - что между ними и по ту сторону их живёт всемогущий владыка, наш отец, создавший нас всех. Правда, что и наши предки говорили о небесных владыках, и мы называем большие светящиеся пятна, которые вы видите у себя над головой, дорогой богов; но нам кажется, что мир всегда существовал, кроме людей и животных, которые, по нашему мнению, когда-то появились, сначала животные, а потом люди. Но мы не знаем, кто их принёс в мир. Мы молимся духам наших предков, и просим их о дожде, обильной жатве, здоровье и о том, чтобы они приняли нас к себе после смерти.

     По-видимому, такого же рода и представления индейцев о Маниту. Они не молятся ни ему, ни многочисленным другим богам. Только военные боги призываются вождём, когда племя отправляется в поход. Их очень короткие молитвы бывают обыкновенно обращены к умершим: "Духи, будьте ко мне милостивы и покажите мне, где я могу найти медведя". Один путешественник рассказывает, что он с несколькими индейцами плыл в лодке. Приехав на озеро, индейцы взяли свои трубки и стали курить, молясь в то же время ветрам, чтобы они были тихи и дали бы им безопасно проехать по озеру.

     Из этих сведений можно понять, что духи, т. е. души умерших и духи природы, составляют центральный пункт в религии этих обществ. Духи наполняют собой всё; они приносят вред или пользу, поэтому их надо почитать. Посредством жертв и заклинаний духов человек может обеспечить себе удачу в своих предприятиях. С помощью духов он может нанести вред обидевшему его соседу.

5. Фетишизм (сущность, взаимосвязь с анимизмом и обряды).

Способы, посредством которых призывают и заклинают духов, различны у разных народов. Одни из них обращаются к какому-нибудь видимому предмету, в котором, по их мнению, дух имеет своё местопребывание(фетиш). (Фетишизм16 - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевлённых предметов, например, пещер, камней, деревьев, орудий труда или предметов обихода, а позднее специально изготовленных культовых предметов. Фетишистские представления связаны с одушевлением природы, хотя и с определённым выбором). Другие, напротив, не имеют никаких видимых символов для духов. Есть и такие, у которых и та, и другая формы существуют вместе. Негры Гвинейского берега - типичные представители фетишизма. Каким образом создаётся фетиш видно из изложения одного из вождей: "Когда кто-либо из нас решается предпринять что-нибудь важное, то прежде всего он ищет себе какого-нибудь бога в качестве помощника для своего предприятия. С этой целью он выходит, и первое встреченное им существо берёт себе в боги, будь то собака или кошка, или даже одно из самых низших животных. Это может быть так же и безжизненная вещь, найденная им на дороге: камень или кусок дерева; этому новому богу он тотчас же приносит жертву, объясняет ему своё дело и торжественно клянётся, что если оно удастся, то он и впоследствии будет считать его своим богом и служить ему. Если предприятие будет удачно, то, значит, он нашёл нового, очень полезного бога, которому он ежедневно приносит жертву; в противном случае он бросает нового бога, как негодного, и последний снова делается тем, чем он и раньше был."

5. Три ступени анимизма (третья).

     Ещё более высокое положение занимают южноафриканские негры, так как они обращаются с молитвой к совершенно определённым духам, не придавая им никакой видимой формы. Как мы видели выше, ими призываются исключительно духи предков, души умерших людей; но последние не все занимают одинаковые степени. Сын обращается преимущественно к своему отцу, как к лицу наиболее известному. Один зулус так описывал все эти воззрения: "Мы, чернокожие, не почитаем одинаково всех наших аматонго (предков), т. е. всех умерших людей нашего племени, без различия. Обыкновенно только главе каждого дома молятся его дети, так как прочие предки им не известны и они не знают их имён. Таким образом, молитва их начинается и кончается их отцом, так как они лучше всего знают как его самого, так и его любовь к своим детям. Таким же он будет для нас и теперь, когда он уже умер. Поэтому хотя мы молимся многим аматонго нашего племени, которые образуют непроницаемую ограду для нашей защиты, но при служении аматонгам отец наш ставится нами гораздо выше всех других. Наш отец - это великое для нас сокровище даже и тогда, когда он умер. Когда в краале появляется болезнь, то старший сын восхваляет его, давая ему самые почётные прозвища, заслуженные им на войне и в битвах; но при этом он прославляет и других аматонго".

     Изучение многочисленных этнографических свидетельств позволяет составить достаточно определённую картину обращения к духам, которое сочетается с принесением жертв. Когда внутренности жертвенного животного вынуты, то старший восклицает: "Вы, духи моих предков, возьмите эту жертву себе на пищу. Пошлите мне здоровье по вашей милости". Хорошим знаком считается, если при убийстве животного оно ревёт. Тогда говорят: "Реви громче, бык наших предков". Часть крови и жира откладывается в сторону, на особое место, и сжигается вместе с куреньями, чтобы духи ощущали приятный запах; затем начинается жертвенное пиршество. Старший вместе со слугой, несущим обеденную циновку, идёт к наружному выходу загороди, где помещается скот, и кричит: "Тихо, смирно! Я прошу вас, духи наших отцов, совершившие для нас, перед нами, столь великие и славные дела, послать нам удачу и счастье. Я прошу вас, чтобы вы наполнили мой крааль скотом, мои житницы - хлебом, мои жилища - детьми, чтобы вы не исчезли из нашей памяти".

     Итак, у южноафриканских племён, рядом с почитанием умерших, не существует, по-видимому, служения фетишам; у американских индейцев же и то и другое существуют вместе. Выше уже было рассказано как они призывают духов и ветры без всяких особых обрядов и не обращаясь ни к какому видимому предмету. Об этих же индейцах из племени Дакота рассказывают, что они не молятся никакому определённому изображению, вследствие чего у них нет и никаких построек для богослужения. Но зато нередко бывает, что один из индейцев берёт какой-нибудь камень, преимущественно круглый, и разрисовывает его, потом, отойдя несколько шагов от своего жилья, очищает от травы кружок в один или два фута в диаметре и ставит на это место камень, или своего бога, как он его называет, приносит ему в жертву несколько табаку и перьев и просит у него защиты от опасности. Таким образом, служение фетишам может существовать одновременно с непосредственным обращением к духам.

VIII. Магия.

1. Сущность, виды систематики.

     Всё, о чём было написано выше, представляет собой способы, посредством которых частные люди служат духам или заклинают их. Но так было только во времена зарождения магии (Магия17 - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также и сами эти действия. Поскольку человек ещё не обладал достаточным знанием, чтобы объяснить взаимосвязь между происходящими вокруг него событиями, то он, неправильно понимая случайные совпадения, верил, что, производя определённые действия или произнося специальные слова, он может помочь или навредить человеку, может обеспечить удачную охоту или рыбалку, может, когда это необходимо, вызвать дождь, или даже бурю. Магию разделяют на две категории: "белую", то есть охранительную и "чёрную", то есть вредоносную. Другая её классификация17 связана с объектом воздействия: производственная, или промысловая, любовная, лечебная и т. п. магия). В частности примером промысловой магии является "пляска кенгуру" у аборигенов Австралии, когда несколько охотников изображали этих животных, а все остальные якобы поражали их копьями. Есть предположение, что частые знаки ран на позднепалеолитических и неолитических рисунках и скульптурах животных свидетельствуют об этих же магических приёмах. Скорее всего и то и другое означает, что животное отмечено магически и смерти ему не избежать.

2. Развитие магии.

     Даже самые ранние формы религии включали в себя зачатки как фантастических представлений - веры, так и священнодействий - культовой практики. Практика эта достаточно продолжительное время являлась тайной только для непосвящённых, неинициированных членов группы, а среди взрослых, инициированных людей была доступна всем. Однако в связи с дальнейшим развитием верований, а следовательно и усложнением культа его отправление стало требовать больших знаний, умения, опытности. Не смотря на то, что во время проведения основных религиозных ритуалов присутствовал и принимал активное участие весь коллектив, важнейшие из них совершали старейшины или особые, занимающиеся исключительно магией специалисты. При этом мужскими культами ведали мужчины, женскими - женщины. Когда же культ имел значение для всего коллектива, то, опять же судя по этнографическим свидетельствам, во всё фиксированное учёными время, то мероприятием занимались мужчины, хотя в мифах у аборигенов Австралии ещё сохранились воспоминания о такой же роли женщин. В это время самостоятельное обращение к магическим действиям было крайне редким, да и то только если речь шла об обыкновенных случайностях ежедневной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.