скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Религия

2. Неолитической эпохи.

     В неолитическую эпоху памятников религии становится значительно больше, но практически все они представляют собой погребения. В большинстве погребений ритуальный их характер не вызывает сомнений. Нельзя сказать, что умерший был похоронен только по гигиеническим и эстетическим соображениям если вместе с ним были положены предметы обихода, орудия, сосуды, которые, возможно, наполнялись пищей, украшения, оружие. Это несомненно связано с религиозными представлениями людей, их анимистическими или тотемическими верованиями, о которых будет сказано ниже.

     Несмотря на значительное разнообразие форм захоронения их можно классифицировать (по Дешелетту)8 на пять основных типов: 1) захоронения просто в земле; 2) под естественными навесами скал или в гротах; 3) под дольменами (они представляют собой большую комнату, гораздо крупнее жилой избы, сложенную из громадных камней, плотно придвинутых друг к другу стоймя: одна из таких каменных комнат, открытая в наше время в Испании, длиною почти 12 сажень, шириною в 3 сажени. Сверху клали крышу из тяжёлых камней; к двери вёл длинный ход, сложенный из камней помельче, по этому ходу можно было пробираться только ползком. Такие большие каменные могилы часто засыпаны землёй, поднимающейся над ними курганом. Подножие холма бывает обложено кругом камнями. Встречаются также правильные круги из громадных священных камней и целые поля, уставленные рядами и аллеями каменных столбов и глыб.) или крытыми аллеями; 4) в искусственных гротах; 5) в цистах или каменных ящиках. В разных погребениях трупы находятся в разных положениях: вытянутые, скорченные, сидячие, существует предположение о том, что трупы могли привязывать к деревьям; иногда встречаются следы рассечения трупа. Достаточно часто встречаются захоронения, где находят несколько скелетов: скорее всего это родовые усыпальницы, в которых хоронили в течении некоторого времени покойников из одного рода. Чаще всего такие усыпальницы создавались в гротах и дольменах.

     Так же в неолите существовала практика кремации. Судя по осуществлённым недавно польским антропологом Янушем Пёнтеком эксперементам процесс кремации от разведения костра до извлечения оттуда костей длился около 10 часов, хотя длительность сжигания зависит от многих факторов, таких как сорт дров, сила и направление ветра и так далее. В ходе этих же эксперементов польский антрополог установил, что найденные в нескольких захоронениях сожжённые, но расположенные в анатомическом порядке скелеты были сожжены не освобождаясь от мягких тканей. Так же Януш Пёнтек доказал несостоятельность выдвинутой некоторыми учёными гипотезы о том, что сжигались только скелеты женщин: оказалось, что при кремации длина костей сокращается на 10 - 17 % и таким образом величина сожжённого мужского скелета приближается к величине несожжённого женского. Практика кремации встречалась достаточно редко и спорадически, но зато была распространена на достаточно большой территории: от Днепра до берегов Атлантического океана. Обычай этот многие учёные считают напрямую связанным с анимическими верованиями и пока другого достаточно чёткого объяснения этому не найдено.

     В некоторых погребениях были найдены вырезанные на камне женские изображения, которые некоторые учёные, в частности С. А. Токарев, связывают с религией, однако никто пока не может сказать точно с какими её формами. Возможно, это женское божество - страж могилы или покровительница рода, к которому принадлежал похороненный, или богиня земли, которая считалась покровительницей мёртвых, а может быть эти изображения, подобно женским статуэткам эпохи палеолита, являются изображениями матерей-прародительниц или богинь семейного очага.

     Как и в эпоху палеолита в неолите встречаются статуэтки в виде человеческих фигурок, но здесь хоть и крайне редко встречаются мужские статуэтки, например безголовый фаллический идольчик из грота Николая (департамент Гар, Франция).

     К этому же периоду относятся наскальные изображения, так называемые петроглифы, в большом количестве обнаруженные на территории Европы и Сибири.

     В Норвегии было найдено  около 30 таких рисунков, на которых изображены животные и птицы. Исследованием этих изображений занимался археолог Броггер, он считает, что живопись эта имела магический характер.

     На территории нашей страны наибольший интерес для исследователей представляют карельские петроглифы - на Онежском озере и Белом море, их обнаружено и обследовано более тысячи. Изображены на них по большей части звери и птицы, но есть и человеческие фигурки, и изображения лодок с гребцами, и разные круги, полукруги с отходящими полосами. Мнения о назначении этих петроглифов весьма многочисленны, например А.М. Линевский и А. Я. Брюсов считают их отражением промысловой магии и культа духов-хозяев; В. И. Равдоникас разделяет значения беломорских и онежских изображений, относя беломорские к охотничьей магии и тотемизму, а онежские - к более поздней соляно-лунарной мифологии, которая в этой работе рассматриваться не будет, так как культ этот относится к более поздней эпохе раннего металла, тогда как в этой работе рассматриваются только палеолит и неолит.

V. Особенности религиозного мировоззрения первобытных людей.

     Главным отличием религиозного мировоззрения людей раннепервобытной общины от современных религиозных взглядов было то, что они ещё сознавали себя частью окружающей их естественной среды. Промысловая территория, животные, живущие на ней, растительные и минеральные богатства, действующие здесь стихийные силы и проживающая на этой же территории группа людей - всё это воспринималось древними людьми как единое целое, в котором они сами были тождественны с природой. И как природе приписывались практически все человеческие качества и свойства, вплоть до дуальной организации и родового устройства, так и людям - свойства природы, включая даже возможность воспроизвести её стихийные явления. Естественно это не могло не сказаться на всех видах религиозных представлений : тотемизме, анимизме, фетишизме, магии.

VI. Тотемизм.

1. Сущность.

     Тотемизм, который в наши дни особенно полно сохранился у аборигенов Австралии, - это вера в то, что существует тесная связь между сородичами и их тотемом, которым являлся определённый вид животных, реже растений, ещё реже других предметов или явлений природы. Весь род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, отдельные же его члены могли носить имена так или иначе связанные с тотемом, что было очень широко распространено у американских индейцев, например человек из рода сокола мог называться "Зоркий Глаз", или "Острый Коготь". При этом люди верили, что находятся в кровном родстве со своим тотемом. Таким образом выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных людей, принадлежащих другим родам. Тотем - это символ, обозначение единства. Ему не поклонялись, а считали его "отцом", "старшим братом" и т. п., который помогает своим сородичам. Они же, со своей стороны, не должны были убивать тотем, причинять ему вред или употреблять его в пищу. Каждый род имел свой священный центр, с которым у людей этого рода были связаны предания о тотемических предках и "детских зародышах", которые они оставили и которые дают начало новым жизням. В таких местах также хранились тотемические реликвии и совершались обряды, связанные с ними. Если рассмотреть  значение тотемизма9 как общественного феномена, то его можно назвать идеологическим отражением связи рода с природной средой, что в то время могло осознаваться в единственно понятной форме родства. Существует теория, что тотемизм, развиваясь, стал основной формой религиозных верований складывающегося рода, т. е. общественный феномен становящегося родового строя находит фантастическое отражение в человеческом сознании в виде тотемистических представлений о родстве человека и природы.

2. Обряды.

     Вера в родство человека и природы связана с особыми церемониями и ритуалами, которые производились по поводу самых важных событий в жизни каждого человека, каковыми являлись рождение, посвящение (введение юноши в число взрослых охотников) и смерти. В ритуале посвящения молодой человек должен был установить связь с животным-предком, со своим тотемом. Для этого посвящаемый должен был пройти ряд сложных и нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены следы обряда посвящения относящиеся к палеолитической эпохе - сделанные на мягкой глине отпечатки изуродованных рук. Юноша, проходящий обряд посвящения символически умирает, для того, чтобы возродиться к новой жизни и уже теперь иметь возможность выполнять свои обязанности по отношению к обществу. Основной частью обряда посвящения было присвоение имени, которое было чрезвычайно важно по сакральным причинам, так как именно имя являлось своего рода связующим звеном между человеком и его тотемом, а значит и со всем остальным миром.

     Выступающая в тотемизме магия жизни и смерти проявляется в обряде повторного рождения, в так называемой инициационной реинкарнации (переселении души из одного тела в другое), совершаемой в тесной связи с вселяющимся, вечно живущим тотемом. Этот процесс актуализируется членами племени в обрядовом пиршестве, в обряде волшебного размножения животных и т. п. Представление о реинкарнации (о возможном перевоплощении человека, в частности умершего предка )в его тотем и обратно привело к усилению позиций культа мёртвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а также к появлению системы запретов-табу на употребление в пищу тотема. Тотемные представления способствовали возникновению чёткого отграничения своих от чужих, поклоняющихся другому тотему, т. е. выполняли интегрирующую функцию в первобытном обществе.

3. Различные формы.

     Судя по этнографическим источникам, тотемизм имел различные формы, помимо родового тотемизма, который уже был описан, вполне возможно существование полового тотемизма, который был связан с естественным разделением труда, могли существовать и личные тотемы.

     Итак, личные тотемы. Название уже говорит само за себя, то есть человек имел свой, индивидуальный тотем, который был покровителем только для него и ни для кого больше. Такие тотемы не передавались по наследству, а получали личный тотем обычно при инициации. Элькин назвал10 один вид индивидуальных тотемов "тотемами-помощниками", когда определённое тотемическое животное или какое-нибудь другое  существо считалось "близким", вторым "я" знахаря и "помогало" ему в его магических делах.

     Ещё одним видом тотемизма тесно связанным с индивидуальным является тотемизм сновидений. Однако это явление весьма противоречиво: с одной стороны - если человек в своих и чужих снах часто является в виде какого-нибудь животного или природного явления, то считается, что с ним он теснее всего связан. В таком случае поступки и действия этого тотемического существа во сне самого обладателя тотема и во снах других людей воспринимается как поступок самого человека. Но с другой стороны такие тотемы не всегда считаются вторым "я" человека, например, у певцов и сочинителей песен аборигенов Австралии есть духи-"близкие" или духи-"друзья", которые напевают им во сне те песни, которые они потом исполняют вслух.

     Теперь о половом тотемизме. Каждый пол мог иметь свой отдельный тотем, для мужчин - один, для женщин - другой, что свидетельствовало об общности их, и в то же время об отличии их от лиц другого пола. Если человек ранил или убил тотемическое животное, являющееся покровителем другого пола, то это значило, что он бросил вызов членам того пола, чьим тотемом оно является, так как нападение на тотемическое животное было равноценно нападению на человека. Вот один пример использования половых тотемов в своих целях, который был взят из книги Р. М. Берндт К. Х. Берндт "Мир первых австралийцев":

     "Неидентичность мужских и женских тотемов могла помочь преодолеть скованность и застенчивость вступающих в брачный возраст молодых людей, что подтверждают данные этнографии. Например, у аборигенов курнаи (Австралия) старые женщины племени могут удалиться из лагеря и убить птицу, являющуюся мужским тотемом, а затем с вызовом продемонстрировать её. Это приводит мужчин в ярость, и между молодыми мужчинами и женщинами начинается потасовка. Позже молодой мужчина может встретить молодую женщину и назвать её именем женского тотема, спросив, чем питается её тотем-сестра. Её ответ может быть: "Она ест кенгуру" или "Она ест опоссумов". Это означает формальное согласие вступить в брак." Такие обычаи распространены в основном у народов с матриархальным строем.

     Всё вышеописанное относится в основном к родовым общинам, но по данным этнографии можно говорить о том, что, возможно, существовал в первобытном обществе и так называемый локальный тотемизм. При этой форме религии общим тотемом обладала группа людей, живущих на одном определённом участке земли и совершенно необязательно чтобы они были родственниками или имели общего предка.

4. Категории по Элькину.

     Используя данные этнографии Элькин11 разделяет все эти разновидности тотемизма на две категории: социальный тотемизм и обрядовый, или культовый.

     Социальный тотемизм связывает человека с тотемом по социальному фактору, то есть связи эти "основаны12 на принадлежности его к определённому социальному объединению, и взаимоотношения между людьми, принадлежащими к одному такому объединению, имеют тотемическую окраску". Этот вид тотемизма обычно играет большую роль при вступлении в брак или выборе партнёра для половых отношений. Обычно социальное тотемическое объединение образуется в обществах с матрилинейным счётом происхождения. При такой форме тотемизма брак между представителями общества с одним и тем же покровителем считается неправильным и запрещается. Помимо этого люди, связанные с тотемом по социальному фактору должны соблюдать определённые правила поведения, например, как уже было сказано, они не могут убивать тотем, потому что считается, что у людей и их покровителя одна "плоть".

     Теперь об обрядовом, или культовом тотемизме. Здесь всё выглядит иначе: тотем не считается "плотью" и чаще всего в таких обществах нет запрета на убийство и употребление его в пищу. В частности именно эта форма тотемизма существовала у аборигенов большей части Австралии. При ней не существовало чёткого запрета на неэкзогамные браки, даже напротив: супруги, в основном, предпочитают иметь один и тот же тотем.

     У каждого племени на принадлежащей ему территории всегда есть священные места, где когда-то в мифические времена жили существа-тотемы. Этими местами могут быть любые природные объекты: холмы, деревья, источники, скалы, пещеры, на стенах которых изображались охрой или кровью различные рисунки. Все эти места охраняются взрослыми инициированными мужчинами, которые считаются хранителями мифов, связанных с этими местами, они проводят здесь большую часть своего времени и проводят, или просто руководят соответствующими обрядами.

VII. Анимизм.

1. Сущность.

     Анимизм13 - вера в сверхъестественные существа, заключённые в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно.

     Явление смерти изначально очень сильно интересовало людей. Действительно, ещё недавно человек двигался, работал, говорил, ел, а теперь то, что совсем недавно было живым и тёплым лежит неподвижно и охладело. Может быть сам человек ушёл и осталось только жилище, где он когда-то жил? Но это оставшееся жилище мёртвого совершенно не изменилось, значит его можно считать точной копией того живого человека, который из него ушёл. Когда он находился внутри своего жилища - тела, то оно было живым, от него шло тёплое дыхание - "дух".  Значит телу придаёт жизнь то, что находилось внутри него, тот двойник, который, видимо, похож на пар или ветер, потому что он может легко и незаметно улететь. Когда человек умирает, то этот живущий в его теле дух или душа уходит навсегда, но дух может уходить из тела только на время. Так например люди объясняли сновидения тем, что дух блуждает во время сна и то, что он видит в своём скитании, человек запоминает в виде сновидений. Ещё дух выходит из тела, когда человек в ярости или безумии.

     Люди верили, что вокруг них летает много духов. Эти духи вышли не только из людей. Всё живое человек представлял себе похожим на него. Духи живут в животных, особенно в тех, которые кажутся человеку таинственными, например в змеях. Но духи живут также в деревьях, в ручьях, в реках и даже в камнях. Эти духи то добры, то злы к человеку, то помогают ему найти что-нибудь, например преследуемую дичь, тропинку в лесу, потерянную вещь; то они мешают ему, например сбивают его с дороги, ломают брошенную в зверя стрелу, тащат человека в омут, когда он тонет, и т. д. Болезнь объясняли тем, что злой или беспокойный дух вселился в человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.