скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ламаизм

  В семейном быту ламаистов занимает немалое мес­то   культ   докшитов — богов-охранителей.   С   распро­странением ламаизма он вступил в своего рода борьбу с бытовавшим  ранее культом  онгонов — демонов до-ламаистского пантеона. Дело кончилось миром: почи­тают и тех и других.

3.6.Фетиши.

     Верующий ламаист носит на шее оберег от козней злых демонов. Это либо кусок бумаги или материи, обшитый кожей, с начертанными на нем заклинаниями, либо находящаяся в маленьком футлярчике статуэтка Будды. Новорожденному этот оберег надевается на шею, руки и ноги. Аналоги мы знаем в христианстве- нательные крестики или иконки, и в иудаизме — наде­ваемые на голову и на левую руку ящички с текстом «Слушай, Израиль» (тефилим). Правда, в последнем случае этот своеобразный фетиш надевается только на время молитвы.

3.7.Помощь ламы.

В трудных случаях жизни ламаист обращается к ламе, исполняющему обязанности астролога, за тем, чтобы тот, ознакомившись с положением небесных све­тил и посоветовавшись с соответствующими дружест­венными демонами, дал указания, как «правильно» поступить и заодно какие магические обряды надо совершить, чтобы предотвратить возможные неприят­ности. Эти обряды совершит сам лама за соответствующую, конечно, мзду.

Особенно часто ламаист обращается за магической помощью к ламе в случаях болезни или вообще тяже­лого физического состояния. Вступают в дело обычные шаманистские приемы информации от дружествен­ных демонов о причине болезни, после установления таковой начинается магическое же врачевание. Ши­роко распространен предрассудок, по которому лама­истское врачевание сближается или даже прямо отож­дествляется с так называемой тибетской медициной. Вероятно, в том, что именуется этим названием, есть какие-то элементы стихийного опыта народных масс, но их никак нельзя смешивать с шаманско-ламаистскими понятиями о причинах болезней и методах их лечения.

3.8.Смерть и погребение.

Представляет известный интерес и совокупность обрядов, связанных в ламаизме со смертью и погребе­нием. Эти обряды выглядят в глазах буддиста особен­но важными, так как смерть, с его точки зрения, есть не конец существования человека, а реализация про­цесса перехода в новое существование. И хотя харак­тер этого перерождения заранее определен тем, как покойник провел свою жизнь, все же точное исполне­ние всех предписаний может ему с точки зрения ла­маизма облегчить переход в новое существование, а может быть, даже в какой-то мере повлиять на харак­тер последнего.

Прежде всего важно обеспечить душе умершего наилучшие условия ее выхода из тела. Надо, чтобы она вышла через макушку, а не через какое-нибудь дру­гое место, например через ноги или задний проход. Чтобы осуществить это, лама, распоряжающийся об­рядом, смазывает макушку трупа особым составом — именно через смазанное место и будет выходить душа. После этого надо узнать у ламы-астролога, какие в данном случае надо соблюсти условия: число и поря­док погребальных хуралов, каким образом выносить тело, кто из лам и близких покойника должен участво­вать и в какой роли в обряде погребения.

3.9.Алтари.

Важное место в семейном быту ламаистов зани­мают домашние алтари. Это своего рода шкафчики, заполненные статуэтками и другими изображениями буддистских и прочих божеств и демонов. Тут же, как правило, имеется полочка, на которой стоят чашки, предназначенные для жертвоприношений вином, мас­лом, кумысом, курильница или свечи для курения, цве­ты. И здесь напрашивается аналогия с «красным уг­лом» в хате русского крестьянина с иконами и лампа­дой.

3.10.Культы.

    Наряду с личным и семейным культом в ламаизме существует  публичный   культ,  отправляемый  в даца­нах и храмах. В нем также наличествует синкретизированный с ламаизмом культ аборигенов данной мест­ности, имеющий древнее добуддийское происхождение. В ламаистских монастырях 3 раза в день происхо­дят малые хуралы — богослужения. Кроме того, перио­дически, применительно к фазам луны и к некоторым другим  природным  явлениям   и  общественным  собы­тиям  проводятся  большие хуралы.   В  различных  мо­настырях  организуются торжественные богослужения по поводам, связанным именно с праздником данной местности.   В   одних   особо   пышно   инсценируется   и празднуется    «изгнание    злых    духов»,    в    других — проводится   «праздник   лампад»,   «праздник   цветов» и т. д.

   Великими и по придаваемому им  значению,  и  по продолжительности являются часто проводимые хура­лы в честь докшитов.  Практически именно с культом докшитов чаше всего имеет дело верующий ламаист. Наиболее   пышным   централизованным   дацанским обрядом в ламаизме является цам. Целью этого дейст­ва,   исполняющегося  большим   количеством   лам,   яв­ляется очищение данной местности от злых демонов. В течение нескольких часов длится  пляска,  происхо­дящая сначала в самом дацане, а потом на открытом воздухе; она изображает борьбу между охранителями-докшитами, с одной стороны, и злыми духами, врагами религии — с   другой.   Участники   представления   оде­ваются  в  фантастические костюмы  и  маски,  изобра­жающие тех или иных персонажей пантеона и панде­мониума.  Пляска сопровождается оглушительной му­зыкой   и   пронзительно   громким   пением   участников. Как телодвижения их, так и страшный шум, произво­дящийся   ими,   призваны  напугать  «противника»,   но, разумеется, не меньше его оказываются подавленны­ми и напуганными тысячи мирян, пассивных зрителей мистерии. Дело кончается, разумеется, победой благо­честивых   докшитов  и   публичным  сожжением   аксес­суаров, изображающих «мусор», в который превраще­ны враги религии и их приверженцы.

Из других дацанских публичных церемоний сле­дует отметить Цаган-сара, что значит буквально «Бе­лый месяц». По существу это праздник в честь ожи­даемого прихода грядущего Будды — Майдари. Празд­ник носит еще название Майдари-хурала. Мы приве­дем его описание со слов очевидца 1840 г.

Цаган-сара празднуется ежегодно на новомесячие начала Нового года по монгольскому лунному кален­дарю. Самой церемонии Майдари-хурала предшест­вуют две недели полупраздничного положения, когда люди ездят друг к другу в гости и большие массы ве­рующих собираются к дацану в ожидании предстоя­щей церемонии. Накануне самого праздника верую­щие вынимают бурханов-идолов из сундуков и обря­жают их в праздничные одежды. С утра в дацане происходит большой хурал. Прибывает хамбо-лама (высокое должностное лицо в иерархии лам), его при­возят ламы на деревянной тележке. В самом дацане происходит освящение «аршияна» — святой воды. Млад­шие ламы обходят с этой водой сидящих полукру­жием старших, бросают каждому в горсть несколько капель, а те мочат святой водой глаза, нос и рот; счи­тается, что этим они открывают свои души для приема Майдари. Потом происходит обряд освящения хлеба-зерна; для этого кучки этого зерна бросают на мандалу. Освященное зерно бросают вверх — в жертву многочисленным идолам-бурханам, заполняющим по­мещение храма. Все это время ламы, находящиеся в храме, поют речитативом молитвенные тексты.

После окончания хурала из алтаря выдвигается громадный ящик со статуей Майдари и с непрестан­ным пением выносится наружу. Там уже ждет колес­ница с балдахином, задрапированная тканями. При­ведем описание очевидца: «Русские сани (роспуски) на четырех колесах и деревянные кони, выкрашенные зеленой краской, с гривой и хвостом из гаруса и шел­ка, кони запряжены в русскую упряжь с дугами. Когда шкап с бурханом поставили на колесницу, ламы, схватив концы веревок, прикрепленных к поддону, на котором были утверждены кони, повезли его в ворота, предшествуемые двумя знаменами вроде хоругвей и каким-то восьмиугольным зонтиком с лоскутами и кистями по углам...» За процессией следуют музыканты. Что это была за музыка, можно получить представле­ние из следующего описания того же очевидца: «Оглу­шительные, как гром, барабаны и малые литавры, сиплые звуки огромных медных труб (бурэ), пискли­вые гоплины, раздирающие душу удары медных таре­лок, звон колокольчиков и бубенчиков». Сопровож­даемая этим невообразимым шумом, процессия во гла­ве с Майдари на колеснице двинулась вокруг дацана. Достигнув северного угла его, остановилась, ламы полукругом уселись на войлоке на снегу и повели хурал. Опять пошла в ход святая вода. Потом было прове­дено церемониальное чаепитие, после чего процессия двинулась дальше, останавливаясь и на остальных трех углах и повторяя ту же церемонию. После этого можно было считать, что подготовка к приему Май­дари в земное существование проведена достаточно основательно 1.

Причудливо соединились таким образом в ламаист­ской обрядности элементы разных культов и религий: и  собственно буддийские обряды,  и   шаманизм полидемонистического культа, бон, и формы культа, весьма близкие как по форме своего  выполнения, так и   по смысловому содержанию к христианству. Достаточно вспомнить в этой связи святую воду, освященный хлеб, в данном случае зерно. То, что молитвы читаются на непонятном в Монголии и в Бурятии тибетском языке и смысл  их поэтому недоступен молящимся, тоже не новость. В иудаизме молитвы произносятся на древне­еврейском и арамейском языках, неизвестных большин­ству молящихся, в католицизме литургию служат на латинском.

3.11.Иерархия церковнослужителей.

Количество лам, проживающих в тибетских монас­тырях,   исчислялось  в  XIX — начале  XX   в.   сотнями тысяч. Почти в каждой семье один из сыновей посвя­щался духовному служению и по прошествии длитель­ного курса обучения достигал ламской степени.  Вна­чале он становился «банди», или «манджи»,— послуш­ником, обязанным в течение ряда лет точно исполнять возложенные на   него десять  обязанностей  и  обетов, доказывая право на собственное ламское достоинство. От 15 до 30 лет банди мог получить сан гецюля, свя­занный уже с 36 обетами, а заодно  и новые права. Вершиной   иерархии   «невоплощенных»   лам   был   сан гелюнга, носитель которого выполнял уже 253 обета. Было бы ошибкой полагать, что  каждое возвышение ламы  по   иерархической  лестнице  было  связано  для него, со все более суровым аскетизмом образа жизни. В  общем  ламы  вели  очень свободную жизнь,  о  чем сохранилось много

________________________________________________________________

1)Миссионер. 1875. №40. С. 327-328

сведений и в народной памяти, и в официальных документах.

Помимо указанных трех ступеней иерархии церковнослужителей в ламаизме существует и система учено-ламских степеней, включающая около 30 наимено­вании. Среди лам этого рода имеются специалисты не только по истолкованию догматов веры, но и по магическим заклинаниям (дарани), по магически-шаман­скому врачеванию, по астрологии. Последняя «спе­циальность» была связана с указанием счастливых и, наоборот, неподходящих дней для совершения тех или иных действий. В жизни каждого ламаиста кон­сультация, которую он получал по важному жизнен­ному случаю от ламы, играла существенную роль. Фактически ламы выступали в роли советчиков по всем вопросам жизни и деятельности верующего, а в общественно-политической жизни Тибета они были, как мы уже видели, диктаторами.

Перечисленные выше категории составляют лишь нижний и средний этажи ламаистской иерархии. На этих ступенях ламы еще не являются перевоплощенцами, а представляют лишь самих себя. Над ними стоит высшая категория, каждый представитель которой является хубилганом — воплощением того или дру­гого небожителя. Верх данной пирамиды занимают, конечно, далай-лама и панчен-лама, воплощающие соответственно Авалокитешвару и Амитабу. За ними идут хутухты — ламаистские архиереи, возглавляющие церковную и гражданскую администрацию в отдель­ных областях страны и составляющие, кроме того, штат высших чиновников при дворах далай-ламы и панчен-ламы. Наконец, низшую ступень категории воплощенцев занимают просто хубилганы, из которых обычно назначаются настоятели монастырей и к ко­торым, помимо того, относятся наиболее почитаемые и старые обитатели этих монастырей.

Таким образом, государственно-церковная система тибетского ламаизма располагала к началу XX в. огром­ным штатом функционеров, живших за счет народа и составлявших по существу эксплуататорский класс. Его привилегии и положение в обществе основывались на исторически сложившемся безусловном религиоз­ном авторитет.

 

4.Далай-лама может перевоплотиться и в России

Недавно духовный глава Тибета и буддийский лидер Далай-лама Тензин Гьяцо ХIV выступил с сенсационным заявлением. Он сказал, что в следующей своей реинкарнации (перевоплощении) он не будет рождаться в Тибете или на другой территории, подконтрольной Китаю. Если в момент его смерти Тибет не будет свободным, Далай-лама реинкарнируется в любой другой стране. Многие годы вынужденный скрываться от китайских властей в Индии Далай-лама в настоящий момент находится в одной из больниц города Бомбея. У него вновь обострились проблемы со здоровьем: нарушения в работе желудка. В госпитале Далай-лама чувствует себя неплохо. Но срочная госпитализация после столь серьезного заявления Далай-ламы вызывает много вопросов. Прокомментировать последние события, связанные с духовным лидером Тибета, мы попросили представителя Далай-ламы в Российской Федерации Нгаванга Гелека.
     – Далай-лама сказал, что хотел бы родиться в свободном мире. Может быть, в Индии. Пока Тибет не свободен, его миссия на земле не завершена. Если он родится в Китае, он не сможет руководить освободительным

движением.
   Если вы знаете, десятый Панчен-лама умер в 1989 году. Далай-лама признал одного ребенка в Тибете воплощением Панчен-ламы. Когда мальчику было только шесть лет, китайцы его похитили. Никто не знает, где он. Все буддисты, все мировое сообщество, международная комиссия по правам человека интересуются судьбой ребенка. Но вопрос остается без ответа. Поэтому, если Далай-лама вновь родится в Тибете, они и его похитят.
   – Может ли Далай-лама сам определить место своего следующего перевоплощения?
   – Мы, буддисты, считаем его воплощением на земле Будды сострадания, Богом и Учителем. Мы считаем, что он может, если захочет, рождаться в любой точке земного шара. Это происходит посредством кармической связи с отдельным человеком. Мы очень бы хотели, чтобы он вновь родился в нашей среде. Ему известно это желание народа. Карма, то есть судьба, Будды сострадания очень тесно связана с кармой народа Тибета. Есть легенда, что он обещал Будде Шакьямуни считать тибетский народ своими учениками и помогать этой стране.

 – Возможно ли перевоплощение Далай-ламы в России?
   – Сложно сказать. Если он сам посчитает, что должен родиться в России, тогда это вероятно.



Список используемой литературы.

1)   Позднеев А. Подробное описание ламаистского богослужения в различных его разновидностях . М., 1980

2)   Кочетов А. Н. Ламаизм. М., 1973

3)   Жуковская Л. Н. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977.

4)   Кочетов А. Н. Буддизм. М.,1977.

5)   Крывелев И. А., т. 2. М.,1982.

6)  Адрес в интернете-http://www.rgz.ru/arhiv/30.01.2002/politika/txt1.html


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.