скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ламаизм

Именуемый третьим далай-ламой Соднам-джамцо был предприимчивым и ловким политиком. Период его правления ознаменован обращением в ламаизм вновь возникшей монгольской империи.

2.4.Буддизация Монголии.

Через 200 лет после изгнания из Китая монголь­ской династии многочисленные мелкие княжества, образовавшиеся в степях Центральной Азии, вновь сли­лись в сильное государство. Стоявший во главе его Алтан-хан стремился создать империю, подобную той, которая когда-то была основана Чингисханом. Первым шагом на этом пути должно было быть присоединение Тибета, вторым — завоевание Китая. Тибет можно было завоевать путем принятия ламаизма и разделения влас­ти с далай-ламой. Вполне своевременно Алтану явил­ся во сне Авалокитешвара, который велел ему отпра­вить послов к далай-ламе с приглашением в свою ставку и с просьбой о посвящении в великие истины ламаиз­ма. Далай-лама счел это предложение приемлемым и угодным: не отказываясь от феодального союза с Ки­таем, он мог использовать тактику лавирования между двумя мощными силами. Он поехал к Алтан-хану, где его встретили с почестями, в числе которых были и особого рода: по пути его следования распространя­лись слухи о творившихся им чудесах. Всех драконов, обитавших в стране, он по дороге выловил и при по­мощи заклинаний привел к полной покорности. В случае надобности он без особого труда заставлял реки течь в обратную сторону; копыта лошади, на которой ехал далай-лама, оставляли следы, в начертании кото­рых легко прочитывались слова молитвы, а у самого святейшего было четыре руки. В том же стиле далай-лама сообщил Алтан-хану, что он уже имел удоволь­ствие знать его триста лет назад, а будучи далай-ламой и пребывая в образе настоятеля Саскьяйского монастыря, вел переговоры со своим теперешним со­беседником, который тогда находился во плоти китай­ского императора Хубилай-хана. В итоге Монголия бы­ла буддизирована.

2.5.Скрытие смерти далай-ламы.

Последовавшая в 1682 г. смерть пятого далай-ламы явилась поводом к следующему историческому эпизоду. Правивший светскими делами типа Сангдже-джамцо вместе с группой церковных и светских са­новников решил скрыть смерть далай-ламы как от наро­да, так и в особенности от китайского императора. Было объявлено, что воплощение Авалокитешвары уеди­нилось в глубине своего дворца, чтобы предаться там богословским размышлениям и мистическому созерца­нию, так что доступа к нему никто не имеет. Целью этой аферы было, очевидно, обеспечение условий для реа­лизации честолюбивых планов самого типы и его при­ближенных лам и феодалов, стремившихся к внешним завоеваниям. Пользуясь именем умершего далай-ла­мы, типа в союзе с джунгарским ханом Галданом на­чал кровопролитную войну с монголами. Только через 16 лет он признал, что далай-ламы нет в живых. Были устроены грандиозные похороны, в которых приняло участие около 100 тыс. лам, а затем был возведен на престол новый живой бог, при котором вскоре начались междоусобные вооруженные столкновения. После дли­тельной борьбы положение несколько стабилизирова­лось.

2.6.Установление института панчен-ламства

Одним из важных деяний пятого далай-ламы было установление института панчен-ламства: он дал титул панчен-ринпоче (великий ученый-драгоценность) свое­му наставнику, настоятелю монастыря в Трашилхун-по. Вместе с тем панчен-ринпоче был объявлен воплощением будды Амитабы. Вероятно, при установлении нового института пятый далай-лама исходил из того, что этим он обеспечивал себе поддержку одного из наи­более авторитетных представителей ламаистского ду­ховенства. Но последствия данного акта оказались значительно шире первоначального замысла. В ламаизме образовалось своеобразное двоецентрие, и, хотя значе­ние далай-ламы формально и фактически всегда было выше значения панчен-ламы, в некоторые моменты исто­рии ламаистской церкви последний выходил на первый план и играл решающую роль. Соперничество между двумя верховными главами ламаизма использовали в своих интересах китайские императоры, а со второй половины XIX в.— англичане.

2.7.Теократия в Тибете.

Формально в течение XVIII и XIX вв. Тибет был вас­сальным владением Китая. Но власть последнего над тибетской теократией была в значительной степени эфемерной. Географические трудности делали связь ки­тайского императора со своими эмиссарами эпизоди­ческой; изолированные от него, они сами становились одним из элементов всей теократической системы. В середине XVIII в. китайский император Цянь Лун ли­квидировал разделение светской и духовной админи­страции в Тибете и предоставил далай-ламе всю пол­ноту власти. После чего правление стало и формально теократическим.

3.ОБРЯДЫ  В ЛАМАИЗМЕ

    Культ, как система обрядов, в первоначальном буд­дизме был весьма слабо представлен, но в ходе раз­вития возник такой пышный сложный театрализован­ный комплекс ритуалов и церемоний, какой вряд ли из­вестен какой-либо другой религии мира. Особенно это относится к ламаизму 1.

По своему смыслу ритуалы, составляющие ламаист­ский культ, мало чем отличаются от практикуемых в других религиях. По своей форме ламаистские обряды включают словесный и музыкально-вокальный элемен­ты, а также жертвоприношения, процессии, ритуаль­ные телодвижения, даже танцы, причащение. Пожа­луй, все эти элементы лишь ярче выражены и более ин­тенсивно проводятся, чем в других религиях.

3.1.Молитвы в ламаизме.

К молитвам в ламаизме относится прежде всего исповедание веры2, которым обычно начинается ламаистское богослужение. Участник богослужения изъ­являет свое «преклонение» перед «четырьмя святыня­ми» — перед Буддой, дхармой, общиной и перед сво­им духовным

__________________________________________________________________

1)Подробное описание ламаистского богослужения в различных его разновидностях см.: Позднеев А. Указ. соч. С. 275-474.

2)См.: Попов И. Указ. соч.С. 333-336.

руководителем. Иногда исповедание веры требуется с подробным

перечислением догматов, со­ставляющих вероучение буддизма. Затем следуют крас­норечивые многословные хвалы различным божествам. Существуют, правда, хвалебные гимны, состоящие лишь из повторяющихся восклицаний типа: «О славный, о великий, о могущественный!» и т. п.

Перечисленные молитвы имеют целью подготовить божество к приятию конкретных прошений молящего­ся. Просьба общего типа, обычно фигурирующая в богослужении, заключает в себе два элемента: изгна­ние или по меньшей мере обуздание злых демонов и дарование вечной или в крайнем случае продолжительной жизни. Умилостивив богов или доброжелательных демонов жертвоприношением (например, горсткой ри­са, смоченного святой водой), лама обращается к злым демонам с грозным предупреждением: «Если же вы от­кажетесь уйти, то я, могущественный Хаягрива (име­ется в виду, что лама выступает теперь от имени божества— И. К.), князь гневных демонов, сокрушу вас, ваше тело, речь и дух превращу в прах. Слушайте мое­го приказания и уходите каждый в свое убежище, или горе вам!» После этого все молящиеся громогласно констатируют: «Боги осилили, демоны удалились!» Пе­ред нами обряд, во многом аналогичный соответствую­щим церемониям изгнания Сатаны и подчиненных ему бесов в других «высших» религиях. Довольно близкую аналогию ему составляет и шаманская практика борь­бы со злыми демонами при помощи добрых.

Как уже говорилось, существенным элементом мо­литвенного прошения является мольба о даровании жизни. Сопровождаемая жертвоприношением, она зву­чит примерно так: «Да будет жизнь постоянна как адамант, победоносна, как знамя царя, да будет она тверда и сильна, как орел, и длится вечно. Да буду я благословен даром жизни вечной, и да исполнятся же­ланья мои...» 1

_________________________________________________________________

1)Беттани и Дуглас. Указ. соч. Ч. 1. С. 244, 245.

И здесь нельзя не отметить то вопиющее противо­речие, в котором

находится молитва с учением буддиз­ма о ничтожестве и суетности жизни, о

спасительном стремлении к избавлению от жизни и ее круговоротов.

Каждая молитва в той или иной мере носит на себе черты магического заклинания. Существуют, однако, такие, в которых характерные черты магической фор­мулы выражены с особой ясностью. Ламаистский ри­туал содержит в себе особенно много таких заклина­ний. Они либо произносятся на санскрите, непонятном молящимся, и носят, следовательно, формальный ха­рактер, либо представляют собой набор бессмысленных слов и фраз, произношение которых призвано обеспе­чить нужный молящемуся эффект. При помощи этих так называемых дарани ламаист рассчитывает изба­виться от болезней, от укусов змей, от козней драко­нов, от неприемлемого перерождения, от ветра и дож­дя и даже от неверия.

3.2.Универсальная заклинательная формула.

В ламаизме существует универсальная заклинательная формула, более популярная, чем, пожалуй, все остальные молитвы. Это знаменитое «ом мани падме хум». Буквальный смысл ее достаточно темен, точнее сказать, его нет. Значение отдельных элементов данной формулы расшифровывается рядом исследо­вателей так: первый слог «ом» есть то мистическое сло­во, которым шиваиты обозначают свою Троицу из Брах­мы, Шивы и Вишну. «Мани» есть название каких-то драгоценных мистических камней, при помощи которых можно получить все, чего только пожелаешь. «Падме», или «бадме»,— это название цветка лотоса, который считается местом возрождения божественных существ. Наконец, слово «хум», или «хоум», значит воистину, поистине. Нетрудно видеть, что в совокупности этих «смыслов» реальный смысл отсутствует. Тем не менее по своему значению в ламаистском культе «ом мани» не имеет себе равных.

________________________________________________________________

1)Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. С. 137; Гюк Э., Габэ. Путешествие через Монголию в Тибет к столице талеламы.  М., 1886. С. 265- 267.

Произносить эту молитву надо постоянно и непре­рывно, как только предоставляется возможность. Счи­тается, что верующий ламаист произносит ее несколь­ко сот раз в день. Найдена, однако, возможность об­легчения этой повинности для верующего. Существуют вращающиеся   при   помощи   рукоятки   металлические или деревянные цилиндры, на стенках которых выре­зана чудодейственная магическая формула и которые, помимо того, наполнены бумажками, исписанными ею. Каждый поворот цилиндра производит то магическое действие, которое в сумме дало бы повторение «ом ма­ни» сотни раз, сколько повернулись все бумажки плюс стенки цилиндра. Если достаточно быстро вертеть его, то можно заработать капитал в миллионы произнесен­ных заклинаний. Английский автор XIX в. Джилл так описывает это своеобразное религиозно-бытовое явле­ние: «Целый день не только ламы, но и народ шепчет всеобщую  молитву и  вертит  цилиндр  в  направлении часовой стрелки. При входе в каждый тибетский дом стоит один или  несколько больших  цилиндров;  член семьи или гость, проходя мимо, не преминет покрутить его за процветание этого дома. Почти на каждой реч­ке видишь маленькое строение, которое можно принять за водяную мельницу; но на деле оказывается, что там находится цилиндр, приводимый в движение течением реки и воссылающий благочестивые молитвы к небу... Иногда огромные сараи наполнены такими ярко рас­крашенными цилиндрами. Вообще в Тибете на каждом перекрестке и на каждом шагу это изречение в той или иной форме обращает на себя  внимание путника» 1. Механизация магической техники распространяется не только на «ом мани», но и на другие дарани. Строят­ся специальные длинные стены, на которых начертываются различные магические формулы или религиозные изречения; пройти вдоль такой стены означает то же, что прочитать все на ней написанное. Таким образом и неграмотный получает возможность обрести

__________________________________________________________________

1)Цит. по: Беттани и Дуглас. Указ. соч. Ч. 1. С. 212.

рели­гиозную заслугу чтения священных книг. Есть и другие средства многократного усиления молитвенных воз­можностей человека, например развевающиеся по вет­ру флаги и полотнища с начертанными на них письме­нами.

3.3.Музыка, сопровождающая богослужение.

Как правило, ламаистское богослужение сопровож­дается музыкой и пением. Большую роль играет коло­кольчик, звон которого служит сигналом для перехода к очередной фазе богослужения. Такую же роль иг­рают звуки, извлекаемые из огромных морских рако­вин. Эти инструменты вместе с сильными трубами со­ставляют оркестр, играющий чрезвычайно мощно, но какофонично и вразброд. Практикуется также хоровое пение: обычно поет хор мальчиков, причем в отли­чие от звучания оркестра — торжественно и мело­дично.

3.4.Богослужение.

В жертву богам и демонам ламаисты приносят во время богослужения кроме риса  специальные хлебы, именуемые балин. Аналогия с христианской просфорой здесь тем более полна, что из трех видов балина, при­носимых   на   хурал,   два   раздаются   верующим;   тре­тий остается в храме, откуда его выносят после бого­служения и сжигают. Существует в ламаизме и такой ритуал,  близко  напоминающий таинство причащения в христианстве: после ряда церемоний и произнесения молитвенных формул ведущий хурал лама раздает при­сутствующим по глотку освященного вина и по три пи­люли, изготовленные из муки с сахаром и маслом по специальному рецепту. Проглотив все это, верующий считает, что он приобщился к благодати тех богов, в честь которых совершалось богослужение .

Особенностью ламаистского культа является то, что миряне играют в нем самую незначительную роль. Хуралы происходят в монастырях, и их исполнителями являются многочисленные проживающие там ламы. Верующие чаще всего во время богослужения даже не имеют доступа в храм, им предоставляется право извне слушать доносящиеся звуки молитв и музыки, твердя про себя несчетное число раз формулу «ом мани» и давая многократные обеты избегать пяти главных грехов. Помимо того, верующий ламаист име­ет возможность совершать у дверей храма молитвенные телодвижения, в числе которых на первом плане коленопреклонения и простирание ниц на землю.

Важнейшую роль в становлении ламаистского куль­та сыграло то, что при этом не отвергались, а, наоборот, ассимилировались добуддийские культы, бытовавшие у соответствующих народов. Наиболее ярким приме­ром этого является культ так называемых обо.

3.5.Поклонение божествам.

С незапамятных времен у монгольских и тюркских народов почитались отдельные местности, чем-либо вы­дававшиеся в окружающей природной обстановке,— горы, пещеры, перевалы, берега озер и рек и т. д., они назывались обо. Точнее сказать, объектом почитания здесь были не сами эти места, а их духи, демоны или божества, считавшиеся связанными с ними. Для уста­новления контакта с этими сверхъестественными су­ществами люди должны были приносить им жертвы. Как правило, это были жертвы символического ха­рактера — палки, воткнутые в землю, куски ткани, кам­ни, чаще всего — последние. Из этих камней скла­дывались целые кучи, впоследствии именно они стали именоваться обо.

Постепенная ламаизация культа обо приводила к тому, что в число имен хозяев каждого из них наряду с доламаистскими демонами включались и имена буддийско-ламаистских божеств, начиная с самого Шакья-Муни и Майтрейи (Майдари в тибетско-монгольском варианте) вплоть до Авалокитешвары и рядовых докшитов — охрани­телей жилища.

Простая куча камней была для ламаизма слиш­ком примитивным символом святости. Религия, распо­лагавшая архитектурно-изысканными монастырями-дацанами и храмами, должна была и в данном случае прибегнуть к более сложным формам культового ин­струментария и культовых сооружений. Результатом этого было появление двухслойных обо: внизу это куча камней, а над ней надстроена кумирня или буд­дийская часовня. Такие комбинированные святилища чрезвычайно многочисленны в странах распростране­ния ламаизма, а культ, связанный с ними, занял у ламаистов по распространенности первое место среди внедацанских обрядов.

Ламаизм унаследовал доламаистские обряды, свя­занные с обо,  в частности наряду с эпизодическими, случайными    жертвоприношениями    и    заклинаниями периодические службы. Ламаистский обряд служения обо заключается в следующем: лама читает некоторые тексты по служебнику, потом начинается своего рода «крестный ход» вокруг обо, в течение которого участ­ники брызжут в воздух молоко, чай, водку, оставшееся выпивают  сами.   Адресат  жертвоприношений,   указы­ваемый ламой, ведущим обряд, включает в себя имена как ламаистских божеств, так и доламаистских демо­нов. Тексты же молитв и гимнов, возносимых первым, нередко буквально повторяют шаманские заклинания и   выкрики,   адресованные демону данной   местности.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.