скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Травма живота

Реферат: Травма живота

Министерство здравоохранения РФ

Тюменская государственная медицинская академия


Травмы живота

(методические рекомендации)


Тюмень - 2000 г.

Методические рекомендации по теме: «Травмы живота». Содержат краткие сведения по структуре содержания темы, системе, форме организации, цели обучения, оснащению занятия. Для самостоятельного изучения, предложены наиболее фундаментальные литературные источники по вопросу диагностики, тактики и лечения травм живота. Предложены ситуационные задачи для контроля уровня знаний студентов.

Полностью соответствуют рекомендациям по составлению методической разработки для преподавателей и студентов, изданным в Тюменской государственной медицинской академии в 2000 г.

Предназначены для студентов медицинских ВУЗов.

Методические рекомендации составлены к.м.н. А.А. Аксариным,

Шнейдер В.Э..

Рецензенты:

Утверждены на заседании ЦКМС ТюмГМА «____»_____________2000 г.

1.Тема занятия. Диагностика, тактика и лечение травм живота.

2.Значение изучения темы. Тяжесть клинического течения и исходов травматических повреждений органов брюшной полости характеризует данную патологию как одну из трудных глав ургентной хирургии. В наш техногенный век с каждым годом количество травматических повреждений возрастает, и нет никакой надежды на их снижение. Травмы живота известны хирургам с давних пор, они приносят больным чрезвычайно тяжёлые физические и моральные страдания, и нередко создают угрозу для жизни больных. Ещё в начале 20 века повреждения органов брюшной полости были фатальными. Но, несмотря на значительные достижения в организации хирургической помощи населению, травмы живота нередко заканчиваются летально. Оказание хирургической помощи больным с травмой живота остаётся трудной и не всегда разрешимой задачей, одну из главных ролей в которой играет своевременная диагностика и экстренная транспортировка пациентов в хирургический стационар. Об этом свидетельствует высокая летальность больных с травмами живота в Тюменской области (1 место по смертности).

3. Цель занятия.  

На основе знаний о патофизиологических процессах, которые происходят в организме больного при травме живота, этиологии, клиники и принципах лечения больных с этой патологией уметь поставить и обосновать полный клинический диагноз, провести предоперационную подготовку, а в дальнейшем, в зависимости от клиники и операционных находок определить тактику хирургического лечения.

Для этого надо:

1.   Знать:

1) Анатомию брюшной полости и забрюшинного пространства;

2) Патофизиологию брюшины;

3) Клинику травмы живота, диф.диагностику различных повреждений;

4) Основы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения, больных с травмой живота.

5) Современные способы лечения травмы живота, их преимущества и недостатки;

6) Послеоперационные осложнения травм живота.

2.   Уметь:

1)  Провести клиническое обследование больного с травмой;

2)  Провести дифференциальную диагностику с другими острыми хирургическими заболеваниями;

3)  Читать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;

4)  Поставить и обосновать полный клинический диагноз.

3.   Иметь представление:

1)    О ходе и этапах операции при травме живота;

4.  Иметь навыки:

1. Проведения диагностических и лечебных манипуляций при травме живота.

Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.

1.   Нормальная анатомия:

1)           Анатомия органов брюшной полости и забрюшинного пространства;

2)         Анатомия брюшины и передней брюшной стенки.

2.   Топографическая анатомия и оперативная хирургия:

1.  Топографическая анатомия органов брюшной полости и забрюшинного пространства;

2.  Виды разрезов на брюшной стенке при травме живота;

3.  Виды кишечных швов;

4.  Правила выполнения ПХО ран.

3.   Патофизиология:

1)  Патофизиологические изменения брюшины и органов брюшной полости при травме.

4. Пропедевтика внутренних болезней:

1)   Методы физикальных и лабораторных исследований органов брюшной полости.

5. Рентгенология:

1)   Рентгенологические методы исследования больных с травмой живота (рентгенография, -скопия).

Необходимые сведения можно получить из учебных и методических пособий на соответствующих кафедрах.

Б. Задание на проверку и коррекция исходного уровня знания.

Задачи.

Задача № 1

Больной Д., 42 лет, поступил в хирургическое отделение, через 12 часов с момента травмы (в 12 часов ночи на заводе больной упал и ушиб верхнюю часть живота о станок). Всю ночь лежал в медпункте завода. Отмечал небольшие боли в правом подреберье, которые уменьшались после введения баралгина. При осмотре в прием­ном отделении выявлено, что живот втянут, брюшная стенка в дыхании не участвует. Симптом Щеткина-Блюмберга положителен. Больной срочно взят на операцию, где обнаружено небольшое количество желчи в брюшной полости, имбибиция желчью корня брыжейки поперечно-ободочной кишки; желчь просвечивает че­рез брюшину около двенадцатиперстной кишки.

1. Диагноз? 2.Какие ошибки допущены на догоспитальном периоде? 3. Что можно заподозрить по операционным находкам?

Ответ: 1. Диагноз: Тупая травма живота. 2. Больной во время не доставлен в дежурную больницу. Введение анальгетиков уменьшило выраженность клинических симптомов. 3. На операции по данным признакам (просвечивание желчи через брюшину ДПК, имбибиция желчью корня брыжейки поперечно-ободочной кишки) можно заподозрить повреждение ДПК.

Задача №2

Больная С., 19 лет поступила в больницу скорой помощи, через 40 минут с момента травмы (упала с 4 этажа). При поступлении состояние тяжёлое, без сознания (кома 2), кожные покровы бледные, отмечаются множественные ссадины и небольшие раны головы и передней брюшной стенки, деформация правого бедра и левого предплечья, А/Д 80/30 мм.рт.ст., ЧСС 120I. При пальпации живот мягкий на пальпацию не реагирует.

1. Какие диагностические мероприятия необходимо выполнить? 2. Что можно по ним заподозрить? 3. Тактика в зависимости от диагностических находок?

Ответ: 1. Необходимо наложить лапароцентез. 2. При наличии крови или кишечного содержимого - тупая травма живота. 3. При наличии крови и кишечного содержимого - экстренная лапаротомия. При отсутствии патологического содержимого - подпор 400 мл 0,9% натрия хлорида и наблюдение в течение 24-48 часов.

Задача №3.

Больная К., 21 года поступила в больницу, через 24 часа с момента драки (в драке получил удар ножом в поясничную область слева). При поступлении состояние тяжёлое, кожные покровы бледные, тошнота, рвота, язык сухой, живот не участвует в акте дыхания, при пальпации дефанс, положительный симптом Щёткина-Блюмберга во всех отделах. Перистальтика выслушивается, газы отходят, стула не было. А/Д 110/70 мм.рт.ст., ЧСС 110I. Hb 140г/л. Ht 47%. Status localis: в поясничной области слева имеется колото-резанная рана 2,5х1,5 см. При ПХО раневой канал идёт сзади наперёд и снизу вверх, пальпаторно конец его не достигаем.

1. Какие диагностические мероприятия необходимо выполнить? 2. Диагноз? 3. Ваши лечебные мероприятия?

Ответ: 1. Необходимо выполнить УЗИ органов брюшной полости. 2. Проникающее колото-резанное ранение брюшной полости. Повреждение полого органа. Разлитой перитонит. 3. Предоперационная подготовка в течение 2 часов и затем экстренная лапаротомия.

Задача №4.

Больной У., 43 лет, поступил в приёмное отделение через 2 часа после удара ножом в живот. Общее состояние средней степени тяжести, кожные покровы бледно-розовые. Живот мягкий, болезненный в околопупочной области, где имеется колото-резанная рана 3,5х2,0 см с эвентрированной прядью большого сальника. Симптом Щёткина-Блюмберга отрицательный. А/Д 120/80 мм.рт.ст. ЧСС 90 в 1 мин.

1.Диагноз? 2.Какие дополнительные диагностические исследования необходимо выполнить? 3. Ваши лечебные мероприятия?

Ответ: 1. Проникающее колото-резанное ранение брюшной полости. Эвентрация пряди большого сальника. 2. Для диагностики не требуются дополнительные исследования. 3. Экстренная лапаротомия с резекцией эвентрированной пряди сальника и ревизией брюшной полости.

Задача №5.

Больная П., 18 лет, поступила через 24 часа после травмы (упала на бордюрный камень левым боком при пробежке на физкультуре). Доставлялась в медпункт института и была отпущена с диагнозом Ушиб левой рёберной дуги. УЗИ и рентгенография не выполнялись. В течении суток беспокоили тупые боли в левом подреберье. Около 1 часа назад появились резкие боли в левой половине живота, слабость, головокружение, затруднение в дыхании при горизонтальном положении. Общее состояние тяжёлое, кожные покровы бледные. А/Д 90/50 мм рт.ст. ЧСС 100 в 1 мин. Hb 78г/л. Ht 26%. Живот напряжённый, болезненный в левых отделах, симптом Щёткина-Блюмберга сомнительный.

1.Диагноз? 2.Какие ошибки допущены на догоспитальном периоде? 3. Ваши лечебные мероприятия?

Ответ: 1. Тупая травма живота. Двухмоментный разрыв селезёнки. Внутрибрюшное кровотечение. 2. Больная не была показана хирургу, не выпонялось ультразвуковое исследование органов брюшной полости. 3. Экстренная лапаротомия.  Спленэктомия.

Тесты.

1. Под сочетанной травмой при механических повреждениях понимают:

а) переломы бедра и голени с одной или с двух сторон

б) переломы костей коначностей, позвоночника или таза с одновременным повреждением внутренних органов

в) переломы верхних и нижних конечностей (например, плеча и бедра, предплечья и голени и т.п.)

г) повреждения полых и паренхиматозных органов при тупой травме живота

д) повреждение магистральных сосудов и нервов в одной анатомической области

2. Главной причиной высокой летальности при политравме является:

а) нагноение открытых переломов с развитием остеомиелита и сепсиса

б) травматический шок и кровопотеря

в) восходящая инфекция мочевыдылительпой системы

г) пролежни

д) застойная пневмония

3. Повреждения мочевого пузыря и уретры чаще всего наблюдаются:

а. при центральном вывихе бедра

б. при переломе крыла подвздошной кости

в. при переломе седалищной и лонной костей с обеих сторон (типа "бабочки")

г. при чрезвертлужном переломе

д. при переломе крестца и копчика

4. Эректильная фаза травматического шока характеризуется:

а) повышением артериального давления

б) учащением пульса

в) всеми перечисленными симптомами

г) учащением дыхания

д) бледностью кожных покровов

5. Для торпидной фазы травматического шока не характерно:

а) снижение артериального давления

б) учащение пульса

в) учащение дыхания

г) гиперемия кожных покровов

д) утрата зрения

6. Причиной ложно-абдоминального синдрома при сочетанной травме является:

а) перелом грудины и травма органов средостения

б) вывих тазобедренного сустава

в) травма груди с переломом ребер в средне-нижней зоне

г) ушиб шейно-грудного отдела позвоночника

д) чрезвертельный перелом бедра

7. Для проникающего ранения брюшной полости характерно:

а. повреждение кожи

б. повреждение апоневроза

в. повреждение висцеральной брюшины

г. повреждение париетальной брюшины

8. Симптом «Ваньки-встаньки» характерен для повреждения:

а. селезёнки

б. желудка

в. тонкого кишечника

г. толстого кишечника

9. При ушивании ран толстой кишки необходимо накладывать:

а. двухрядный шов

б. трёхрядный шов

в. межкишечный анастомоз

г. кишечную стому

10. При ранении селезёнки показано:

а. ушивание ран

б. спленэктомия

в. перемещение селезёнки в забрюшинное пространство

г. «укутывание» селезёнки сальником.

Ответы на тесты.

1 - б, 2 - б, 3 - в, 4 - в, 5 - в, 6 - в, 7 - г, 8 - а, 9 - б, 10 - б.

В. Структура содержания темы.

Общая продолжительность занятия по теме 180 минут.

Наименование учебных элементов время (мин)

Учебные операции

1

2

3

4

5

6

Организационная часть.

Этиопатогенез травм живота.

Клиника закрытых и открытых травм живота.

Овладение методами рентгенодиагностики, УЗИ-диагностики при травмах живота.

Лечение больных с травмами живота

Домашнее задание.

5

20

70

40

40

5

1.Контрольный письменный опрос

2.Демонстрация больного

3.Курация больных в палате, реанимации, приёмном отделении

4.Заключение преподавателя

5.Контроль знаний (опрос)

6.Демонстрация рентгенограмм.

7.Демонстрация сканограмм.

7.Контрольный разбор студентом рентгенограмм, сканограмм.

8.Заключение преподавателя.

9.Решение типовых задач.

10.Заключение преподавателя.

Если больным с повреждением органов живота не оказать своевременно полноценную хирургическую по­мощь, то смертельный исход становится почти неиз­бежным. Спонтанные выздоровления встречаются, но они случайны, и нельзя предвидеть заранее того сочетания благоприятных моментов, которые обусловят благополучный исход.

Положение это в настоящее время является ортодоксальным, однако, три четверти века назад оно было химерой. Начиная с древнейших времен, можно проследить эволюцию методики лечения ранений головы, груди, конечностей. Что же «касается ранений живота, то сведения о них весьма отрывочны, и самостоятельной проблемой «в прошлые века они не являлись. Ране­ния живота, конечно, наносились как во время войн, так и в быту. Единичные выздоровления после хирургиче­ских вмешательств описывались, но они встречались так редко, что на основе их не могла быть создана методи­ка активного лечения повреждений живота. Да иначе и быть не могло в доантисептичесую и донаркозную эру, когда лапаротомия была непереносимой для больного и в сущности бесперспективной.

Повреждения живота в мирное время встречаются относительно редко, составляя 0,5—1% всех поврежде­ний. На войне у 4—5% всех раненых устанавливаются повреждения органов живота. Повреждения органов живота разделяются на за­крытые и открытые. В мирное время закрытые по­вреждения преобладают, составляют от 54,2% до 62%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.