скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Нагрузки в легкой атлетике

1.3 Проявления спортивной нагрузки в легкой атлетике.

Спортивную нагрузку целесообразно рас­сматривать в двух конкретных ее проявлени­ях — тренировочной и соревновательной, ко­торые имеют место в спортивной деятельнос­ти и являются разновидностями спортивной нагрузки. На уровне физического воспитания преобладающий характер носит тренировоч­ная нагрузка. Что касается массового спорта, а тем более спорта высших достижений (боль­шого спорта), то там всегда налицо два ее вида: тренировочная и соревновательная.

Тренировочная нагрузка в большей сте­пени поддается регулированию, т. к. для ее дозирования имеются объективные предпосылки. Отличительной особенностью соревно­вательной нагрузки будет сопутствующее ей всегда психоэмоциональное напряжение. Со­ревновательная нагрузка чаще будет неадек­ватна нашим функциональным возможностям, т. к. готовы мы или нет к данным соревнова­ниям, а должны .выступать и выполнять пред­стоящую работу с максимальной интенсивно­стью., или с максимальным объемом, а поэто­му нагрузка на соревнованиях всегда выше, чем, тренировочная, ибо цель высшего поряд­ка приводит и к более, высоким нагрузкам, как физическим так и функциональным.


2. Проблема нагрузки и методология ее исследования.

2.1 Основные аспекты теоретического анализа.

Проблема нагрузки — это сложная проблема потому, что при исследовании ее мы изучаем непосредственно самого человека, т. е. те интимнейшие процессы, которые про­текают в организме при выполнении различ­ных нагрузок.

Методология исследования чтобы рассматривать проблему нагрузки как диалектическое единство двух ее составляющих или, как чаще принято гово­рить, единство внешней и внутренней сто­рон ее.

Единство это противоречивое. Для удоб­ства теоретического анализа можно изо­лированно исследовать физическую нагрузку и нагрузку функциональную. В этом случае можно проанализировать ее составляющие, их взаимосвязь и прочие моменты. Собствен­но, это то, что было проделано в.данной ра­боте. Во всех же остальных случаях иссле­довать одну сторону спортивной нагрузки без другой практически нецелесообразно. Осо­бенно это касается функциональной нагрузки (внутренней стороны). Дело в том, что меж­ду внешней и внутренней сторонами спортив­ной нагрузки существует жесткая причинно-следственная связь. Внешняя сторона — фи­зическая нагрузка — выступает всегда как причина по отношению к нагрузке функцио­нальной. Поэтому изучать следствие, не иссле­дуя саму причину мягко говоря, — неверно, не говоря уже о том, что такое исследование совершенно лишено здравого смысла, так как не приводит к практически значимым выво­дам.

Так, например, при определенных физио­логических, биохимических и прочих исследо­ваниях спортсменов были выявлены достовер­ные сдвиги в тех или иных системах организ­ма, обнаружилось определенное, даже до­вольно интересное взаимосочетание (или вза­имосодействие) процессов расходования и восстановления "рабочих потенциалов", одна­ко ценность данных исследований ничтожно мала, так как отсутствует достоверная инфор­мация о той физической нагрузке, которая была выполнена спортсменом и вследствие чего были получены определенные сдвиги в организме.

Что касается самой причины или внеш­ней стороны спортивной нагрузки (а именно нагрузки физической), то если ее исследовать как изолированное явление, в этом случае мы сможем получить определенную информацию о величине физической нагрузки и даже о том, к какому результату это привело. Одна­ко, какие изменения происходили в органах и системах при ее выполнении, остается неизвестным, то есть не ясно, как и за счет чего организм спортсмена справился с физической нагрузкой.

Таким образом, на вопрос, можно ли ис­следовать каждую из сторон спортивной на­грузки в отдельности, можно ответить только отрицательно. А именно: ни физическую на­грузку спортсмена невозможно изучать в от­дельности от тех сдвигов, которые происходят под ее влиянием в организме, ни тем более функциональную нагрузку. Изучение эффективности планируемой физической нагрузки невозможно без иссле­дования тех сдвигов, которые под ее влияни­ем должны происходить в организме спорт смена. Собственно, планируя физическую на­грузку, мы по сути своей планируем опреде­ленный вид сдвигов в организме и, следова­тельно, определенные адаптационные реакции организма и, уже как результат этого, — оп­ределенные, всецело обусловленные данными физическими воздействиями (физической на­грузкой) положительные изменения в органах и системах организма, в уровне (энергетиче­ском, функциональном и проч.) его функцио­нирования.

Как позитив, при использовании данной методологии исследования спортивной нагруз­ки в каждом конкретном виде спорта, на уровне спорта высших достижений, может (и должна) явиться объективная необходимость создания определенной системы физических воздействий на организм спортсмена и адек­ватных ей сдвигов в организме спортсмена, при равных исходных данных.

Какой бы компонент нагрузки не исследовали, необ­ходимо всегда помнить о взаимосвязи этих, компонентов как в структуре самой физиче­ской или функциональной нагрузки, так и в их взаимодействии между собой.

Все многочисленные научные исследова­ния без рассмотрения изучаемых компонентов в их взаимосвязи и взаимозависимости в этой сложной системе будут бессмысленны и ото­двинут решение данной проблемы еще на многие годы.

Может быть поэтому, несмотря на то, что данная проблема изучается более чем полвека, она до настоящего времени не реше­на. Сложность решения этой проблемы связана и с тем, что мы изучаем самое сложное творение природы — человека. Причем, в данном случае — человека в спорте высших достижений, то есть находящегося в течение многих лет под постоянным целенаправленным воздействием определенных избирательновоздействующих и значительных по вели­чине физических нагрузок.

А поэтому, изучая спортивную нагрузку, нужно всегда помнить о двойственности ее структуры т. е. физической и функциональной нагрузках. Двойственный характер спор­тивной нагрузки не случаен, эта двойствен­ность — двойственность самого человека, где социальное проявление человека всегда тес­но связано с биологической его природой.

2.2 Оценка величины нагрузки и основные подходы к рассмотрению этой проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки.

Анализ специальной литературы позво­лил выявить отсутствие единой трактовки при раскрытии содержательной стороны нагруз­ки. Так А. И. Кузнецов (1967) под нагрузкой предлагает понимать отноше­ние объема проделанной работы к трениро­вочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки, пишет, что это физиче­ское и нервное напряжение, связанное с вы­полнением двигательных действий определен­ной мощности, частоты, длительности и плот­ности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, "нагрузка сопряжена и с расходованием ра­бочих потенциалов организма (энергетическо­го, психологического) и с утомлением".

Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменени­ях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления, качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели (Г. И. Кукушкин, 1953; Н. П. Ерменко, 1956; В. 3. Нагорный, 1969; В. П. Филин, 1964; М. Я. Горкин, 1966; Н. Д. Синани, 1967; Ю. К. Лукашук, 1967; А. Д. Бутков, 1967; А. В. Ро­дионов, И. Б. Викторов и др., 1975; Карл Хаинц Хеддерготт, 1976; А. Г. Баталов в соавт., 1993 и мн. др.), но никто из них не пытается выделить основные компоненты фи­зической нагрузки и тем более охарактеризо­вать их.

Этот вопрос является исключительно важным, так как лишь зная основные компоненты или составляющие фи­зической нагрузки, можно определить ее ха­рактер и величину.

Исследуя содержание физической нагруз­ки, нами было выявлено, что основными ком­понентами, определяющими ее, являются: дви­гательное действие, отдых и способ их взаи­мосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной мере раскрыва­ют содержательную сторону физической на­грузки спортсмена.

При выполнении любого физического уп­ражнения всегда налицо определенный двига­тельный акт (или сложное двигательное дей­ствие), который и будет обуславливать харак­тер и определенную величину физического воз­действия. Следовательно, физическое воздей­ствие есть результат двигательных актов (дви­гательных действий), который связан с актив­ным выполнением любого физического упраж­нения в заданном режиме и с определенной величиной усилий.

Давая краткую характеристику двига­тельным действиям, нужно помнить, что в тео­рии спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные действия, а сле­довательно и физические воздействия, под­разделять на специфические, неспецифические и смешанные. Специфические двигательные действия — это такие действия, которые свя­заны с активным выполнением каких-либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для дан­ного спортсмена средством специальной фи­зической подготовки. При выполнении специ­фических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.

Неспецифические двигательные дейст­вия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо обще­подготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей фи­зической подготовки. А потому при выполне­нии неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физи­ческое воздействие.

Помимо этого, в спортивной практике спортсмен выполняет двигательные действия, в основе которых лежат как специфические, так и неспецифические физические упражне­ния, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбиниро­ванное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные дейст­вия, а следовательно и физические воздейст­вия, можно разделить на специфические, не­специфические и смешанные. Такое подразде­ление двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлич­но, какое двигательное действие он будет вы­полнять, а именно — специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выпол­няя различные двигательные действия, спорт­смен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут час­тично обуславливать характер и величину фи­зической" нагрузки. Здесь говорится "частично", потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения ха­рактера и величины физической нагрузки не­обходимо учитывать все ее составляющие.

Поскольку в практике спортивной дея­тельности, наряду с понятием "физическая на­грузка", широко распространены такие поня­тия, как "физическая работа" и "физическое воздействие", то уточним содержание, а для этого разведем их. Обратимся прежде всего к более широким понятиям работы и нагруз­ки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятель­ность и жизнедеятельность. В данном контек­сте они не тождественны и каждое из них не­сет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социаль­ной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправлен­ном предметном преобразовании обществен­ным человеком окружающей его действитель­ности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется со­циальная сущность человека, вытекающая из социальной стороны его биосоциальной приро­ды (Г. П. Неминущий, 1995).

Жизнедеятельность является проявлением по отношению к человеку биологической фор­мы движения материи. Жизнедеятельность за­ключается в инициативно-сознательном обме­не веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной приро­ды человека. Эти две стороны природы чело­века составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство.

Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду целена­правленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности человека, носит со­циальный или биологический характер. Не­зависимо от того, принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятель­ности, его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие "работа" первоначаль­но возникло в трудовой деятельности как ха­рактеристика действия по достижению цели. Впоследствии понятие "работа" стало (снача­ла с некоторой осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно-теорети­ческой деятельности, а также двигательной и художественно-эстетической деятельности.

Для жизнедеятельности человека также правомерно употребление понятия "работа" для характеристики действия (степени функ­ционирования) органов и систем организма.

Следовательно, работа — есть конкретное выражение содержания действия в человече­ской деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому работу нужно рассматри­вать всегда по отношению и к социальной и к биологической сторонам природы человека.

2.3 Система оценивания.

Анализ структуры двигательных действий спортсмена на уровне большого спорта позволяет нам установить, что основными характе­ристиками, в которых выражается то или иное двигательное действие, являются пространст­венные, временные и динамические. Прост­ранственные — это такие характеристики, ко­торые отражают линейные размерности дан­ных двигательных действий в пространстве и выражаются в см, м, км и т. д. Временные характеристики — это такие характеристики, которые выявляют длительность двигательных действий во времени. Временные характерис­тики выражаются в мс, с, мин, часах и т. д. Кроме того, что двигательные действия совер­шаются в пространстве и во времени, они всегда связаны с конкретными мускульными усилиями спортсмена. Отсюда вытекает так называемая "динамическая" их характеристи­ка, которая выражается в кг, тоннах и т. д. поднятого им перемещенного веса.

Хотя зачастую в практике спорта мы вы­ражаем двигательные действия либо в прост­ранственных, либо во временных, либо в ди­намических характеристиках, на самом деле все эти характеристики взаимно переплетены и всегда проявляются в совокупности.

В своей практической деятельности мы выражаем двигательные действия той харак­теристикой, в которой ее легче всего выра­зить. Такое положение не может считаться правильным. Для того, чтобы иметь полное представление о двигательном действии или физическом воздействии, мы должны плани­руемое двигательное действие выражать, а проделанное — фиксировать одновременно во всех ее характеристиках, что, по-видимому, должно быть осуществлено уже в ближайшем будущем.

В свою очередь, и пространственные, я временные, и динамические характеристики всегда проявляются в количественных и каче­ственных параметрах. Количественными пара­метрами двигательного действия являются та­кие параметры, как объем и интенсивность, которые наиболее полно изучены и достаточ­но широко применяются для определения ве­личины двигательного действия, а следова­тельно — и конкретного вида и разновидности физической нагрузки спортсмена.

Что касается качественного параметра двигательного действия, то наши знания о нем являются недостаточными.

Количественные параметры двигательного действия полностью объективированы и тем самым исключают личностный (субъектив­ный) момент как фактор характеристики. Что касается качественной характеристики двига­тельного действия спортсмена, то она содер­жит в себе личностный, субъективный момент в качестве определяющего фактора характе­ристики. Это вытекает из того обстоятельства, что любая качественная характеристика отли­чается от количественной своей неформализу­емостью: она всегда отвечает на вопрос "как" — в смысле эффективности индивиду­ального выполнения двигательного действия.

До настоящего времени наиболее распро­страненными в практике спортивной деятель­ности являются количественные оценки. Однако на достигнутом уровне спортивных ре­зультатов количественные оценки двигатель­ных действий теряют свою эффективность. На первый план теперь уже выступают попытки качественно оценить двигательные действия, а через "их и физические воздействия — фи­зическую нагрузку спортсмена в целом и, в первую очередь, высококвалифицированного. Поэтому, на наш взгляд, сейчас своевременно: обратиться к исследованию качественных па­раметров тех или иных двигательных дейст­вий.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.