скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

 рО2

 


Гипоксемия – острое снижение насы-щенности крови кислородом. Вслед-ствие задержки дыхания, вдыхания воздуха с пониженным рО2, при физ. нагрузках, при неравномерной венти-ляции различных отделов легких.

Обмен газов между кровью и тканями осущ-ся также путем диффузии. Артериальная кровь отдает тканям не весь О2. Разность между об.% О2 в притекающей к тканям артериальной крови и оттекающей от них венозной крови наз-ся артерио-венозной раз-ностью по кислороду (7об.%). Эта величина показывает какое кол-во О2 доставляют тканям каждые 100 мл крови. Для того, чтобы установить, какая часть приносимого кровью О2 переходит в ткани, вычисляют коэф. утилизации кислорода. Для его опре-деления делят величину артерио-венозной разности на содержание О2 в артериальной крови и умножают на 100. В покое для всего организма КУ = 30-40%, в миокарде, сером в-ве мозга, печени и корковом слое почек 40-60%, при физ.нагрузках КУ кисло-рода работающими скелетными мышцами и миокардом = 80-90%.

16. Перераспределение кровотока при мышечной работе. Особенности кровообращения в скелетных мышцах при статической и динамической работе. Рабочая гиперения. Мышечный насос.

При мышечной работе увеличивается потребность в кислороде. Рефлексы возникают с рецепторов работающих мышц, увеличив-ся работа мышечных и дыхательных насосов, что увеличи-вает венозный приток крови к серд-цу, увеличиваются симпатические вли-яния на сердце. Все это вызы-вает увеличение систолического и минутного объема крови и ЧСС.

Сист. V крови 60-80 мл – 150-200 мл

МОК 5-6 л/мин – 35-40 л/мин.

При этом происходит перераспреде-ление крови в пользу работающих органов, в первую очередь к рабо-тающим мышцам, сердцу, легким и некоторым управляющим зонам мозга. Кол-во циркулирующей крови при работе увелич-ся за счет ее выхода из кровяных депо. Увелич-ся ско-рость кровотока, а время кругоо-борота крови снижается вдвое.

Симпатические влияния влияют по разному на разные сосуды. Вызывают уменьшение кровотока во внутр. органы и к коже, сужая сосуды, но не влияет на сосуды сердца и мышц. При работе кровоток через мышцы увеличивается в 100 млн.раз. При циклической работе сокращение мышц улучшает венозный кровоток через них, т.е. включает мышечный насос. Усиление дыхания присасывает кровь из вен в грудную клетку, т.е. включается дыхательный насос.

В мышцах открываются спавшие в покое капилляры, их число увелич-ся в 100 раз и возникает так называ-емая рабочая гиперемия, т.е. 2 кро-вотока через мышцы.

Т. обр. работа вызывает оздоров-ление организма человека улучшая работу сосудов и сердца, развивает мышцы. При статической работе нап-ряжение мышц вызывает сужение ве-нозных сосудов, уменьш-ся кровоток, давление в венах увелич-я от нес-кольких мм рт.ст. (5-10) до 200-240 мм рт.ст. Это разко затрудняет ве-нозный кровоток. При напряжении в мышцах, которое достигает 30% макс. силы венозный кровоток в скелетных мышцах прекращается, это одна из причин большой утомительности ста-тических нагрузок. Они кратков-ременны, за этот период мышцы полу-чают кислород из собственных запа-сов в миоглобине, а также исполь-зуют энергию от анаэробных источ-ников (АТФ, гликолиз). Однако ста-тические нагрузки необходимы для развития мышечной силы и их надо сочетать с динамическими, особенно при работе с детьми и подростками.

17. Восстановление, общая хар-ка, значение, механизмы. Периоды вос-становления. Физиологич. особен-ности восстановит. процессов (аэро-бный энергообмен, гетерохронность, фазовость, конструктивный хар-р и т.д.). Мероприятия и средства, ускоряющие восстановит.процессы.

Восстановление - совокупность физи-ологич., биохимич-их и структурных изменений, которые обеспечивают пе-реход организма от рабочего уровня к исходному (дорабочему) состоянию. Чем больше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее про-цессы их восстановления.

Вследствие функциональных и струк-турных перестроек, осуществляющихся в процессе восстановления, функцио-нальные резервы организма расширя-ются и наступает сврехвосстанов-ление (суперкомпенсация).

Процессы восст-ия можно разделить на 3 периода:

1. Рабочий период – восстан-ые р-ции, которые осуществл-ся уже в процессе самой мышечной работы (восстановление АТФ, креатинфосфа-та, переход гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы из продуктов ее распада – глюконеогенез). Рабочее восст-ие поддерживает норм-е функ-циональное состояние организма при выполнения мышечной нагрузки.

2. Ранний период – наблюдается сра-зу после окончания работы легкой и средней тяжести в течение несколь-ких десятков минут (восстановление выше названных показателей, норма-лизация кислородной задолженности, гликогена). Раннее восстановление лимитируется главным образом вре-менем погашения кислородного долга. Погашение алактатной части кисло-родного долга происходит в течение нескольких минут и связано с ресин-тезом АТФ и креатинфосфата. Погаше-ние лактатной части кисл.долга обу-словлено скоростью окисления молоч-ной кислоты, уровень которой при длительной и тяжелой работе увелич-ся в 20-25 раз по сравнению с ис-ходным, ликвидация этой части долга 1,5-2 часа.

3. Поздний период восстановления отмечается после длительной тяжелой работы и затягивается на несколько часов и даже суток. Нормализуется большинство показателей организма, удаляются продукты обмена в-в, восстан-ся водно-солевой баланс, гормоны и ферменты.

Регуляция восст-ия осущ-ся при уча-стии нервного и гумор-го механ-мов.

Закономерности восст-х процессов:
1. Неравномерность. Сразу после окончания тяжелой физ. работы вос-ст-ие идет быстро, а затем скорость его снижается и наблюдается фаза медленного восст-я. После умеренных нагрузок погашение кислородного долга носит однофазный характер (фаза быстрого восст-ия).

2. Гетерохронность – неодновремен-ное протекание различных восст-ых процессов обеспечивает наиболее оп-тимальную деят-ть целостного орга-низма (вначале восст. алактатная фаза кислородного долга и фосфа-гены; затем пульс, артер.давление, ударный и МОК, V кровотока – лак-татная фаза кисл.долга; через нес-колько часов внешнее дыхание, глю-коза и гликоген; через несколько суток обмен в-в, периферическая кровь, вводно-солевой баланс, фер-менты и гормоны).

3. Фазность восст-ия – 3 фазы:

1) Ф. пониженной работоспособности (сразу после работы); 2) Ф. повы-шенной работосп-ти (при сверхвос-становлении); 3) Ф. исходной рабо-тосп-ти.

4. Избирательность восст.процессов. После аэробной работы восст.процес-сы показателей внешнего дыхания, сердечного цикла происходят медлен-нее, чем после нагрузок анаэробного хар-ра.

5. Восст.процессы подвержены тренируемости.

Восстановит. мероприятия:

1. Постоянные. Проводятся с целью профилактики – режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнит-я витаминизация, закали-вание, общеукрепляющие физ.упр-я, оптимизация эмоцион-го состояния.

2. Периодические. Осущ-ся по мере необходимости – воздействие на био-логически активные точки, вдыхание чистого кислорода, массаж, тепловые процедуры, ультрафиол. облучение, использование стимуляторов, не относящихся к допингам.

18. Физиологическая хар-ка предс-тартового состояния спортсменов. Природа, механизмы, значение, усло-*вия, виды и формы предстартовых реакций. Регуляции предстартовых состояний.

Предстартовые состояния (ПС) возни-кают за несколько дней и недель до ответственных стартов. Возникает медленная настройка на соревнова-ние, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен в-в, увели-чивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина.

ПС возникают по механизму условных рефлексов. Физиологич. изменения возникают на раздражители (вид ста-диона, наличие соперников, спорт. форма).

Предстартовые изменения 2-х видов – неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упр-ий).

3 формы неспцифич-их ПС:

1. Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настой и функциональную подготовку спортс-менов к работе. Повышенная возбуди-мость нервных центров и мышечных волокон, адекватная величина пос-тупления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концент-рации норадреналина над адренали-ном, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС, укорочение двигательных реакций.

2. Предстартовая лихорадка – возбу-димость мозга чрезмерно повышена. Нарушение координации, излишние энерготраты и преждевременный рас-ход углеводов. Повышенная нервоз-ность, движения в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

3. Предстартовая апатия характери-зуется недостаточным уровнем воз-будимости ЦНС, увеличением времени двигательной р-ции. Спортсмен по-давлен и неуверен в своих силах.

Чрезмерные предстартовые р-ции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых р-ций оказывает влияние тип нервной системы: у сангвиников и флегмати-ков чаще наблюдается боевая готов-ность, у холериков – предстартовая лихорадка, у меланхоликов – предст-я апатия.

Для оптимизации ПС-ий тренер должен провести необходимую беседу, перек-лючить спортсмена на другой вид деятельности. Используют и массаж. Наибольшее регулирующее воздействие оказывает правильно проведенная разминка. В случае ПЛихорадки необ-ходимо проводить разминку в невы-соком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиля-цияю), т.к. дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии разминку проводят в быстром темпе для повышения воз-будимости в нервной и мышечной системах.

19. Возрастная физиология как специальная научная дисциплина. Понятие об онтогенезе, его этапы и стадии постнатального развития. Значение учета возрастных особенностей развития человека для теории и практики физ. воспитания.

Возрастная физ-ия изучает особен-ности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос – особь, генезис – развитие). В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момен-та оплодотворения яйцеклетки до смерти человека. Выделяют прена-тальный этап (до рождения) и пост-натальный (после рождения).

Под развитием понимают 3 основных процесса: 1) рост – увеличение чис-ла клеток (в костях) или увеличение размеров клеток (мышцы); 2) диффе-ренцирование органов и тканей; 3) формообразование. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Напр., уско-ренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей.

Формирование различных органов и систем, двигательных качеств и навыков, их совершенствование в процессе физ. воспитания может быть успешным при условии научно обосно-анного применения различных средств и методов физ. культуры. Необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожилых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индии-видуального развития. Знание таких закономерностей оградит от приме-нения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагрузок.

Весь жизненный цикл (после рожде-ния) делится на отдельные возраст-ные периоды. Возрастная периоди-зация основана на комплексе призна-ков: размеры тела и отдельных ор-ганов, их масса, окостенение скеле-та (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутр. секреции, степень по-лового созревания, развитие мышеч-ной силы.

Различают следующ. Возраст.периоды:

1-10 дней – новорожденный; 10дн – 1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет М и 8-11 лет Д – второе детство; 13-16 лет М и 12-15 лет Д – подростки; 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки – юношеский; 22-35 лет – первый зрелый возраст; 35-60 лет М и 35-55 лет Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой; 75-90 – старческий; свыше 90 – долгожители.

В связи со школьным обучением выде-ляют дошкольный (6-7), младший шко-льный (до 9-10), средний (до 13-14) и старший шк.возраст (до 17-18 л).

Особенно отмечают период полового созревания (пуберантный или пере-ходный период). Происходит сущест-венная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных поло-вых признаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двига-тельных навыков, возрастает утом-ление, затрудняется речь, отмеча-ется неуравновешенность эмоцио-нальных реакций и поведения. Значи-тельный годовой прирост длины тела.

Основными закономерностями возрас-тного развития явл-ся периодизация и гетерохронность (неравномерность и разновременность роста и раз-вития).

В связи с основными закономернос-тями возрастной периодизации стро-ится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законода-тельстве – возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию.

20. Физиологические обоснования нормирования физич. нагрузок детей школьного возраста. Взаимосвязь уровня физической активности, показателей ф-ций организма и состояния здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач возрастной физиологии явл-ся нормирование физ. нагрузок для детей с учетом различ-ного возраста. Обоснование физ. нагрузок обычно осущ-ся по 3 пара-метрам: 1. величина сдвигов физио-логических констант (прежде всего ЧСС, уровень АД, потребление кис-лорода и легочная вентиляция); 2. биоэнергетические затраты орга-низма; 3. интенсивность физ. упраж-нений (сила, V передвижения).

2 классификации интенсивности физ. упражнений:

1. Оценивается величиной потреб-ления кислорода и количеством зат-раченной энергии. Упражнения делят на группы с преобладанием аэробных, анаэробных или смешанных путей энергопродукции.

2. Весь диапазон интенсивности физ. нагрузок делится на зоны мощности, в зависимости от показателей меха-нической работы, которую выполняет человек. Фарфель обосновал 4 зоны относительной мощности: максим-ная, субмакс-ая, большая и умеренная.

Тренировочная нагрузка любого за-нятия физ. упражнениями должна обеспечивать не только нужную ве-личину и направленность срочного эффекта, но и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшес-твующего и последующего занятий. 3 типа взаимодействий, когда предшес-твующие физ.упр. влияют на функции-ональные сдвиги последующих упраж-нений: а) положительное взаимодей-ствие (сдвиги ф-ций увелич-ся); б) отрицательное (сдвиги уменьшаются); в) нейтральное (изменения ф-ций несущественны).

Чтобы достичь положительного взаи-модействия надо: 1) в начале за-нятия выполняются анаэробные алак-татные упр-я (скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические (упр-я на скоростную выносливость); б) сначала выполн-ся алактатные анаэробные упр-ия, а затем аэробные (упр-я на общую выносливость); в) сначала выполняются анаэробные гли-колитические, затем аэробные упр-я.

При нормировании нагрузок следует учитывать следующие компоненты: продолжительность упр-я, его интен-сивность, продолжительность интер-валов отдыха между упр-ми, число повторений упр-ий.

Одна из задач нормирования нагрузок на уроках физ.культуры состоит в том, чтобы затраты энергии, число повторений упр-ий и продолжитель-ность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если нагрузка будет мала, то эффект занятий будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических ф-ций. Если нагрузки будут чрезмерно вели-ки, то эффект упр-ий будет также снижен в результате ослабления фи-зиологич. процессов в связи с исто-щениями энергоресурсов, ферментов и наруш-ми механизмов регуляции ф-цй.

Физиологическое обоснование нагру-зок на уроках физ.культуры обус-ловлено необходимостью изучения двигательной деятельности на уроке с учетом интенсивности нагрузок и времени их выполнения, а также оценкой функционального состояния организма в ответ на эти нагрузки. Исходя из этого структура урока делится на 3 части: подготовитель-ную (8-10 мин, ходьба с построе-нием, бег со средней скоростью, вольные упр-ия), основную (30 мин., бег, ходьба, прыжки – направлена на развитие быстроты и выносливости), заключительную (5-7 мин, ходьба, бег со средней скоростью, ходьба с глубоким дыханием).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.