скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной аппаратуры

мента [44 - 46].

     В свою очередь, требования к вакуумному оборудованию формиру-

ют требования к его элементной базе,  в том числе к ВКА,  которая,

являясь неотъемлемой частью ВС вакуумного оборудования  (например,

только в одно- и двухкамерных установках число коммутационных уст-


                              - 12 -

ройств колеблется от 5 до 10, достигая 15 [20, 47]), во многом оп-

ределяет его выходные характеристики. Так, производительность обо-

рудования  первой  и  второй  групп  определяется  не  только  его

конструкцией  (однопозиционные  установки периодического действия,

установки полунепрерывного действия со шлюзовыми  камерами,  уста-

новки и линии непрерывного действия и др.),  но и сокращением вре-

мени достижения рабочего давления, зависящим, в частности, от про-

водимости ВКА [48, 49].

     Следует отметить и наметившуюся в последнее  время  в  произ-

водстве изделий электронной техники тенденцию к понижению рабочего

давления до 10   - 10    Па вследствие существенного влияния  дав-

ления и парциального состава газовой смеси на параметры и свойства

изделий [1, 19, 40], т.е. к использованию высоко- и сверхвысокова-

куумного оборудования,  требующего прогрева до 700 - 800 К и, сле-

довательно, применения цельнометаллической ВКА, позволяющей сокра-

тить время достижения сверхвысокого вакуума в 2,5 раза и упростить

обслуживание установок [25,  41]. С учетом отмеченного во введении

критического  состояния проектирования цельнометаллической ВКА це-

лесообразно выделить для детального рассмотрения области ее приме-

нения, которые показаны на рис. I.2.

     При этом, несмотря на достаточно четкую границу между группа-

ми  оборудования с одинаковыми вакуумными характеристиками и усло-

виями эксплуатации,  определяющими основные свойства  ВКА,  к  ней

предъявляется  множество  разнообразных дополнительных требований,

зависящих от конкретного случая использования,  что ведет к увели-

чению номенклатуры ВКА, затрудняя проведение унификации и стандар-

тизации вакуумного оборудования и повышая трудоемкость его  проек-

тирования и изготовления.

     Анализ длительности технологических циклов и  ресурса  работы

оборудования,  проведенный по работам [19, 20, 24, 47, 48], позво-


                              - 14 -

ляет судить о требуемом ресурсе и цикличности работы ВКА и показы-

вает, что число циклов работы клапанов и затворов лежит в пределах

500 - 8000,  а в ряде установок,  имеющих длительность  технологи-

ческого процесса порядка десятков секунд (например, электронно-лу-

чевых установок микросварки),  их ресурс должен  быть  значительно

большим  -  20000 - 50000.  Кроме того,  особенностью ВКА является

кратковременный циклический режим работы с  большими  промежутками

между включениями: отношение времени работы к времени выстоя очень

различно и в среднем находится в пределах 1 :  (100 - 10000). Сум-

марное время нахождения механизмов ВКА в динамическом состоянии до

замены уплотнительной пары составляет для ВКА с металлическим  уп-

лотнителем в среднем примерно 2 - 4 часа,  для ВКА с резиновым уп-

лотнением - 20 - 50 часов.

     Снижение рабочего  вакуума накладывает дополнительные ограни-

чения на разработку ВКА,  связанные  с  необходимостью  уменьшения

влияния  элементов  вакуумной  полости ВКА на параметры технологи-

ческого процесса и учета привносимой  дефектности  [50,  51].  При

этом ряд ответственных сверхвысоковакуумных систем, взамен большо-

го ресурса работы ВКА выдвигает на первый план требования к  быст-

родействию и высокой надежности ее работы [37, 39].

     Таким образом,  анализ назначения ВКА в свете задач, решаемых

современным вакуумным оборудованием, позволил сформировать следую-

щие основные требования, предъявляемые к ВКА.

     ВКА должна:

иметь  заданную  проводимость  в  открытом положении; обеспечивать

требуемое быстродействие;  гарантировать  величину натекания в за-

крытом положении  ВКА не выше допустимой  (например, соизмеримой с

уровнем  газопроницаемости  конструкционных материалов и материала

уплотнителя); допускать эксплуатацию  в диапазоне температур от 77

до 800 К; минимально воздействовать на качественный и количествен-


                              - 15 -

ный состав остаточной среды в вакуумной системе; иметь достаточные

ресурс работы  и наработку на отказ;  предусматривать  возможность

автоматического управления  и контроля за работой;  обладать мини-

мальными  габаритами  и  весом;  обеспечивать простой монтаж и де-

монтаж устройства;  иметь  высокие технолого-экономические показа-

тели.

     I.2. Функционально-структурный анализ ВКА.

     Несмотря на все возрастающую потребность в ВКА,  имеющаяся по

ней литература весьма скудна,  разрознена и носит  большей  частью

описательный  характер.  В  затрагивающих  данную  область работах

практически отсутствуют методики проектирования ВКА,  недостаточны

рекомендации и данные по ее расчету и конструированию [20, 29, 51-

54],  вследствие чего разработка конкретных устройств ВКА в  боль-

шинстве  случаев  основывается  на  опыте  конструктора.  При этом

отсутствие единого научно обоснованного подхода  к  проектированию

ВКА  затрудняет  создание конструкции,  имеющей наилучшие характе-

ристики по всем показателям качества, поэтому существующие вакуум-

ные  клапаны  и затворы удовлетворительно соответствуют лишь 3 - 4

показателям качества,  что приводит к неоправданному  многообразию

их конструкций.

     Достоинства и   недостатки   существующих   конструкций   ВКА

рассмотрим на основе анализа информации, содержащейся в литератур-

ных источниках и каталогах отечественных предприятий-разработчиков

и заводов-изготовителей и передовых в области вакуумного машиност-

роения иностранных фирм [20, 29, 51 - 67].

     На рис.  1.3,  1.4 приведены примеры конструктивных схем ВКА,

дающие представление о  ее  многообразии,  на  рис.  1.5  показаны

основные принципиальные схемы ВКА,  а на рис.  1.6 - типовые схемы


                              - 19 -

ее уплотнительных пар.

     Проанализируем существующие технические решения ВКА с позиций

функционально-структурного  подхода  -  реализации  последователь-

ности: цель - функция - устройство.

     Плоский затвор (рис.  1.5 а, е), имеющий минимальное расстоя-

ние между присоединительными фланцами (цель),  во избежание износа

уплотнителя требует при перемещении улотнительного  органа  1  для

открывания или перекрывания проходного отверстия 2 создания гаран-

тированного зазора между ним и корпусом 3,  что приводит к необхо-

димости осуществления в клапане двух не совпадающих по направлени-

ям движений: перемещения уплотнительного органа 1 для открывания и

перекрывания  проходного отверстия 2 и герметизации уплотнительной

пары (функция),  а,  следовательно, либо к появлению механизма 4 в

вакуумной полости (рис.  1.5, а), либо к использованию двух испол-

нительных органов и соответственно двух вводов движения  в  вакуум

5,5 (рис.  1.5,  е) (устройство).  Оба решения существенно снижают

надежность и ресурс работы  устройства,  а  второе  приводит  и  к

усложнению управления затвором.

     Отличительной особенностью схемы поворотного затвора,  приве-

денной на рис. 1.5, б, является возможность совмещения в корпусе 3

проходного и углового взаиморасположения перекрываемых отверстий 2

(цель), а также совпадение направлений перемещения уплотнительного

органа и усилия герметизации при уплотнении (функция).  Однако по-

воротный  затвор  с непосредственным воздействием ведущего звена 6

на уплотнительный орган 1 (устройство) не получил  широкого  расп-

ространения  вследствие необходимости создания значительных крутя-

щих моментов при герметизации запорной пары.

     Другие типы конструкций ВКА также обладают рядом недостатков.

Работа крана (рис.  1.5,  в) связана со скольжением уплотнительных

поверхностей  элементов  1  и  3 друг относительно друга,  и,  как


                              - 20 -

следствие,  подобные устройства имеют повышенное натекание и малый

ресурс работы.  К недостаткам конструкций,  представленных на рис.

1.5 г,  д, можно отнести использование механизма непосредственного

действия [51],  приводящего к повышенным массо-габаритным характе-

ристикам автоматического привода.

     Для приближенной  обобщенной оценки качества конструкций ВКА,

исходя из ее основного назначения,  сформулированного во введении,

предлагается использовать условный показатель,  определяемый отно-

шением проводимости ВКА к диаметру перекрываемого отверстия, изме-

нение  значения  которого  для некоторых серийно выпускаемых типов

устройств приведено на рис.  1.7. Большее значение данного показа-

теля определяет лучшую конструкцию.

     Подобный показатель позволяет провести сравнение  конструкций

как в рамках одного типа устройств, так и сравнение устройств раз-

личных типов,  а также оценить конструкции с нестандартными значе-

ниями  диаметров перекрываемых отверстий.  В частности можно отме-

тить большую эффективность, по сравнению с угловыми конструкциями,

конструкций с соосным расположением проходных отверстий (см.  рис.

1.3 - 1.5),  а среди последних - лучшие  показатели  плоских  уст-

ройств (рис.  1.5, а). Обращает на себя внимание и трудность опти-

мизации конструктивных решений ВКА с  малыми  диаметрами  условных

проходов (Ду).

     Изложенное позволяет сделать вывод о влиянии цели  проектиро-

вания  ВКА  на ее рабочие функции и,  как следствие,  на структуру

устройства. При этом можно выделить следующие основные структурные

составляющие ВКА: привод, уплотнительная пара, корпус, ввод движе-

ния в вакуум и механизмы.  С позиций решаемых задач  целесообразно

рассмотреть  влияние указанных структурных элементов на показатели

качества ВКА.

     Существенно влияет  на  показатели  качества ВКА используемый


                              - 22 -

тип уплотнительной пары [51, 67].

     В настоящее  время в различных отраслях промышленности широко

применяется ВКА с резиновым уплотнением (рис.  1.6, д, е). Однако,

имея в десятки раз больший ресурс работы (20000 - 100000 циклов) и

в 10 - 20 раз меньшие усилия  герметизации  [55]  по  сравнению  с

цельнометаллическими  конструкциями,  такая ВКА обладает рядом не-

достатков, ограничивающих область ее использования и заключающихся

в невысоких температурных пределах прогрева,  в значительной вели-

чине скорости газовыделения,  относительно  высокой  газопроницае-

мости  и влиянии на масс-спектрометрический состав вакуумной среды

[7]. Лучшие марки вакуумных резин, применяемые в клапанах и затво-

рах допускают прогрев только до 470 К,  при этом величина скорости

газовыделения лежит в пределах 3.10   - 7.10   л Па/см с,  а вели-

чина газопроницаемости по азоту для этих марок при 1.10 Па и 300 К

составляет 2.10   - 4.10   см см/см с [68, 69].

     Широкое использование  ВКА  с  эластомерными уплотнителями во

многом вызвано отсутствием альтернативы, т.к. основные технические

характеристики выпускаемых отечественной промышленностью устройств

с металлическими уплотнителями (рис.  1.6, а - г) заметно уступают

лучшим  зарубежным образцам,  особенно это касается прямопролетных

конструкций [59],  что наряду с отмеченными в п. 1.1 факторами оп-

ределяет актуальность создания цельнометаллических устройств.

     Разработка цельнометаллической ВКА требует пересмотра подхода

к  проектированию ВКА в связи с большими удельными усилиями герме-

тизации (до 200 н/мм,  [67,  70]), и необходимостью учета дополни-

тельных факторов,  не рассматриваемых при проектировании конструк-

ций с резиновым уплотнением (например,  обеспечения  высокоточного

взаиморасположения деталей уплотнительной пары в момент герметиза-

ции,  влияния частиц износа на работоспособность уплотнителя и др.

[34,  51,  67].  Перечисленные  факторы определяют технологические


                              - 23 -

трудности реализации конструкторских решений и  высокую  стоимость

цельнометаллической ВКА.

     В значительной  степени  влияет  на  основные  характеристики

функционирования коммутационных устройств ее привод [71]. Преобла-

дающие типы приводов,  используемых в ВКА,  отражены на рис.  1.3,

1.4. Кратко можно отметить, что использование ручного привода иск-

лючает возможность автоматизации управления ВКА;  электропневмати-

ческий привод требует наличия энергоносителя и дополнительных уст-

ройств управления; электромеханический привод громоздок и инерцио-

нен;  использование  электромагнитного привода требует специальных

источников питания и сопровождается сильными динамическими  удара-

ми, снижающими ресурс работы уплотнителя и создающими помехи в ра-

боте оборудования.

     Свои особенности,  связанные с надежностью,  площадью поверх-

ности, обращенной в вакуум, видом и характеристиками передаваемого

движения и т.п., имеют и вводы движения в вакуум [53, 55, 72, 73],

передавая свои достоинства и недостатки ВКА.

     В большой  степени  разнообразие  ВКА  и ее выходные характе-

ристики обусловлены применением в конструкциях различных  механиз-

мов,  выполняющих следующие функции:  преобразование вида движения

ведущего звена и вида перемещения уплотнительного органа;  измене-

ние направления движения исполнительного органа; осуществление пе-

редаточных функций [74].  В ВКА различают механизмы исполнительных

органов  и  механизмы уплотнительных органов [51].  Исполнительный

орган состоит из ведущего звена и механизма перемещения.  На  рис.

1.8  показаны  некоторые кинематические схемы исполнительных орга-

нов,  которые могут располагаться как  в  вакуумной  полости  уст-

ройства,  так и вне ее [54].  Механизмы исполнительного органа ВКА

бывают непосредственного действия (рис. 1.8,  а, б [51]); винтовые

(рис.  1.8,  в [53]), кулачковые (рис. 1.8 г [54]); кулисные (рис.


                              - 25 -

1.8, д, з [58]), рычажные (рис. 1.8, е [61]), кривошипно-ползунные

(рис.  1.8 ж,  з [56]) и комбинированные (например, рычажноползун-

ные,  рис.  1.8,  и - м [63]). Основными функциями уплотнительного

органа,  состоящего  из  механизма  герметизации и уплотнительного

диска,  является преобразование направления и вида движения выход-

ного  звена механизма перемещения и уменьшение усилий или крутящих

моментов на ведущем звене устройства.  Особенностью уплотнительных

механизмов  является их расположение в большинстве случаев в ваку-

умной полости.

     На рис.  1.9  представлены некоторые кинематические схемы уп-

лотнительных органов.  К ним относятся кулачковые (рис.  1.9, б, ж

[54]),  ползунные (рис. 1.9, в [51]); клиновые (рис. 1.9, г [75]),

винтовые (рис. 1.9, д [56]) механизмы.

     Анализ проведенных   работ   выявил  отсутствие  исследований

свойств механизмов ВКА с учетом специфики их функционирования, что

объясняет  многообразие  встречающихся  механизмов,  но затрудняет

обоснованный выбор структурных схем при создании новых конструкций

ВКА.  При этом наиболее жесткие требования к механизмам ВКА предъ-

являет сверхвысоковакуумное оборудование [51,  74], т.к. необходи-

мость  сохранения  определенного состава остаточной газовой среды,

высокие температуры прогрева,  повышенный износ и коэффициент тре-

ния в вакууме требуют минимума сопряженных пар трения и малых кон-

тактных усилий,  в то же  время  исключая  возможность  применения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.