скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Разработка программного обеспечения

 SCROLL(10,0,MAXROW(),MAXCOL(),1)

 st0:=compon[l,1]+compon[l,2]+' X='+STR(compon[l,4])+' Y='+STR(compon[l,5])+' Ro='+str(compon[l,6])

 gab:=GABARIT(compon[L,1],L) //вызов данных о размерах элемента

ENDIF

 NEXT

 USE //закрытие базы данных с размерами элементов

RETURN {kolkomp,koltop,kolbot}

//****************************************************

FUNCTION GABARIT(st0,nn) // определение габаритов элемента по его  имени

PRIVATE naiden:=0,gabar:={0,0,0} //по заданному имени элемента

 возвращает массив из 3 чисел  /ширина/длина/высота/

 WHILE naiden=0

 LOCATE FOR name=st0+SPACE(10-LEN(st0))

 IF FOUND()=.T.

 gabar[1]:=SHIR*koef

 gabar[2]:=DLIN*koef

 IF compon[nn,3]=0

 compon[nn,3]=Vis*koef

 IF Vis=0

 compon[nn,3]=90*koef

 ENDIF

 ENDIF

 EXIT

 ELSE

 gabar[1]=0

 gabar[2]=0

 gabar[3]=0

 hcomp:=0

 dat:=POISK(st0) //поиск данных о новом элементе и занесение его

 // в базу

 IF VALTYPE(dat)<>'C'

 APPEND BLANK

 REPLACE NAME WITH st0

 REPLACE SHIR WITH gabar[1]/koef

 REPLACE DLIN WITH gabar[2]/koef

 REPLACE VIS WITH hcomp/koef

 REPLACE X WITH dat[1]/koef

 REPLACE Y WITH dat[2]/koef

 gabar[1]:=SHIR*koef

 gabar[2]:=DLIN*koef

 IF compon[nn,3]=0

 compon[nn,3]=Vis*koef

 ENDIF

 ELSE

 EXIT

 ENDIF

 ENDIF

 ENDDO

ROT(X*koef,Y*koef,gabar[1],gabar[2],nn)

RETURN gabar

//****************************************************

FUNCTION ROT(a,b,shc,dlc,L)//функция учитывающая поворот элемента относительно оси и производящая соответствующий пересчет его координат

 IF compon[L,6]=0 //учет поворота элемента

 IF compon[L,2]='bot'

 compon[L,4]=compon[L,4]+shc-a

 compon[L,5]=compon[L,5]-b

 ELSE

 compon[L,4]=compon[L,4]+a

 compon[L,5]=compon[L,5]-b

 ENDIF

 compon[L,7]=shc

 compon[L,8]=dlc

 ELSEIF compon[L,6]=1

 IF compon[L,2]='bot'

 compon[L,4]=compon[L,4]+b

 compon[L,5]=compon[L,5]-a

 ELSE

 compon[L,4]=compon[L,4]+b

 compon[L,5]=compon[L,5]+a-shc

 ENDIF

 compon[L,7]=dlc

 compon[L,8]=shc

 ELSEIF compon[L,6]=2

 IF compon[L,2]='bot'

 compon[L,4]=compon[L,4]+a

 compon[L,5]=compon[L,5]+b-dlc

 ELSE

 compon[L,4]=compon[L,4]-a+shc

 compon[L,5]=compon[L,5]+b-dlc

 ENDIF

 compon[L,7]=shc

 compon[L,8]=dlc

 ELSEIF compon[L,6]=3

 IF compon[L,2]='bot'

 compon[L,4]=compon[L,4]-b+dlc

 compon[L,5]=compon[L,5]+a-shc

 ELSE

 compon[L,4]=compon[L,4]-b+dlc

 compon[L,5]=compon[L,5]-a

 ENDIF

 compon[L,7]=dlc

 compon[L,8]=shc

 ENDIF

RETURN

//****************************************************

//Функция которая последовательно считывает pdf- файл кусками по 65000 байт (т.е. после анализа 1-го куска в 65000 байт считывается следующий и т.д.

FUNCTION READF() //чтение куска файла 65000 с текущей позиции

 PRIVATE bait:=CHR(10),seek,contr,sost:=' ',buf

 bufer=SPACE(65001)

 contr:=FREAD(desc,@bufer,65000)

 IF contr<65000

 sost='end'

 IF lastseek<65000

 PROCENT()

 ENDIF

 ELSE

 sost='noend'

 buf=RIGHT(bufer,1000)

 seek=64000+RAT(bait,buf)

 bufer:=LEFT(bufer,seek)

 lastseek:=FSEEK(desc,-(65000-seek),1)

 PROCENT()

 ENDIF

RETURN sost

//****************************************************

//Функция построчно анализирующая pdf- файл и берущая из него по определенным критериям названия и координаиы элементов

FUNCTION SEAR()

 PRIVATE filesost,c1,c2,c3,c4,namecomp,ends:=0

 @ 5,0 SAY 'Анализ файла:'

 SETPOS(8,0)

 FOR contin:=1 TO 2 //пойск контура платы

 contin=2

 filesost=READF() //загрузить первые 65000 pdf- файла

 IF AT('COMP_DEF ',bufer)<>0

 ends=1

 ENDIF

 c0=AT('{ANNOTATE',bufer)

 IF c0<>0

 bufer:=LTRIM(RIGHT(bufer,LEN(bufer)-(c0+5)))

 FOR kol=1 TO 2 //поиск между ANNOTATE и COMP_DEF

 kol=2

 c0=AT('[Ly "KONTUR"]',bufer)

 IF c0<>0

 bufer:=LTRIM(RIGHT(bufer,LEN(bufer)-(c0+5)))

 FOR kol1=1 TO 2

 kol1=2

 c0:=AT('{R ',bufer)

 ver:=AT('[Ly "',bufer)

 IF ver=0

 ver:=66000

 ENDIF

 IF c0=0

 IF AT('COMP_DEF ',bufer)<>0

 ends=1

 ELSEIF AT('Ly "',bufer)<>0

 ends=1

 ELSE

 IF filesost<>'end'

 filesost=READF()

 kol1=1

 ENDIF

 ENDIF

 ELSEIF c0>ver

 ends=1

 ELSE

 kont=ALLTRIM(STROKA(c0+3))

 ends=1

 verkont=1 //переменная наличия контура

 DISPOUT('Найден контур платы','b/gb')

 koll:=SKONT(kont)

 FOR kk:=1 TO LEN(koll)

 AADD(kontur,({nil}))

 kontur[kk]=koll[kk]

 NEXT

 ENDIF

 NEXT

 ELSE

 c1=AT('{COMP_DEF ',bufer)

 IF c1<>0

 ends=1

 ELSEIF ends=1

 ends=1

 ELSE

 IF filesost<>'end'

 filesost=READF()

 kol=1

 ENDIF

 ENDIF

 ENDIF

 NEXT

 ENDIF

 IF filesost='end'

 IF AT('{COMP_DEF ',bufer)=0

 ends=1

 ENDIF

 ELSEIF ends=0

 contin=1

 ENDIF

 NEXT

 IF verkont=0

 DISPOUT('Контур платы не обнаружен','r/gb')

 ENDIF

 private endc2,contin,powtor,slovo

 namecomp:='not found'

 c1=AT('{COMP_DEF ',bufer)

 IF c1<>0 //поиск имени prt в bufer

 slovo:=STROKA(c1)

 namecomp=ALLTRIM(SUBSTR(slovo,11,15))

 bufer:=LTRIM(RIGHT(bufer,LEN(bufer)-(c1+11)))

 ENDIF

 FOR contin:=1 TO 2

 IF SHELK()=1

 FINDCOMP()

 ENDIF

 c1=AT('',st0)

 k=2

 ELSE

 k=1

 ENDIF

 nom:=nom+1

 AADD(rez,({nil}))

 rez[nom]=SUBSTR(st0,0,p1-1)

 rez[nom]=(VAL(rez[nom])*koef)

 st0=ALLTRIM(SUBSTR(st0,p1,60))

NEXT

RETURN rez

//****************************************************

FUNCTION SHELK(max) //проверка компонента на слой шелкографии

false:=0

FOR proo:=1 TO 2

proo=2

n1:=AT ('[Ly "SLK',bufer)

n2=AT('{I '+namecomp,bufer)

n3=AT('COMP_DEF ',bufer)

IF n3=0

 n3=65500

ENDIF

IF n2=0

 n2=n3

ENDIF

IF n1<>0

 IF n1<n2

 false:=1

 ELSE

 false:=0

 ENDIF

ENDIF

IF n1=0

 IF n2=65500

 IF filesost<>'end'

 filesost=READF()

 proo=1

 ENDIF

 ENDIF

ENDIF

NEXT

RETURN false

//****************************************************

FUNCTION FINDCOMP() // поиск компонента с именем 'namecomp'

 FOR kol:=1 TO 2

 kol=2

 c2=AT('{I ',bufer) //поиск {I 'имя prt'

 c1=AT('{COMP_DEF ',bufer)

 IF c2<>0 .AND. c1<>0 .AND. c2>c1

 c2=0

 ENDIF

 IF c2<>0

 kol=1 //после конца процедуры повторить поиск с тем-//же именем

 nomcomp=nomcomp+1

 ?'Количство элементов на плате:',ALLTRIM(STR(nomcomp)),' '

 setpos(row()-1,Col())

 AADD(compon,{NIL,NIL,NIL,0,0,NIL,0,0,NIL}) //увеличение массива на один элемент

 slovo:=STROKA(c2)

 st0:=ALLTRIM(slovo)

 st1:=AT('.',st0)

 compon[nomcomp,1]=ALLTRIM(SUBSTR(st0,4,st1-4)) //выделение названия компонента

 st1:=RAT(' ',slovo)

 compon[nomcomp,9]:=(SUBSTR(st0,st1+1,30)) compon[nomcomp,6]:=0

 compon[nomcomp,3]:=0

 compon[nomcomp,2]='top'

 bufer:=LTRIM(RIGHT(bufer,LEN(bufer)-(c2+3))) //отброс передней части буфера

 FOR powtor:=1 TO 2

 powtor=2

 c2=AT('{I ',bufer) //определ.поз.следующ.компон.

 c3=AT('{Ps "B"',bufer)

 c4=AT('{Pl ',bufer)

 c1=AT('{COMP_DEF ',bufer) //определ.след.названия

 IF c1=0

 c1=66000

 ENDIF

 c5=AT('{Ro' ,bufer)

 c6=AT('{At H ' ,bufer)

 IF c2<>0 .AND. c1<>0 .AND. c2<c1

 endc2=c2

 ELSEIF c1<>0 //определения конца области

 endc2=c1 //поиска в пределах текущего

 ELSE //компонента

 endc2=65001

 ENDIF

 IF c3<>0 //определ.стороны

 IF c3<endc2 //компон. в пределах текущего {I

 compon[nomcomp,2]='bot'

 ENDIF

 ENDIF

 IF c5<>0 //определ.стороны

 IF c5<endc2 //компон. в пределах текущего {I

 rot:=STROKA(c5)

 compon[nomcomp,6]=VAL(SUBSTR(rot,5,20))

 ENDIF

 ENDIF

 IF c6<>0 //определ.стороны

 IF c6<endc2 //компон. в пределах текущего {I

 rot:=STROKA(c6+6)

 compon[nomcomp,3]=koef*VAL(ALLTRIM(rot))

 ENDIF

 ENDIF

 IF c4<>0 опр.атриб.комп,если он расположен

 IF c4<endc2 не дальше следующего {I-го)

 slovo:=STROKA(c4)

 compon[nomcomp,4]=ALLTRIM(SUBSTR(slovo,5,15))

 ENDIF

 ELSE

 IF endc2=65001 если атриб. в данном буфере

 IF filesost<>'end' не наидены и до конца буфера

 filesost=READF() не встречается {I ,{COMP_DEF, тогда

 powtor=1 подгрузить след. буфер и искать

 ELSE в нем

 powtor=2 если буфер последний то

идти дальше

 ENDIF

 ENDIF

 ENDIF

 NEXT

 ENDIF

 NEXT  повторный поиск комп. в оставш. буфере с тем-же  именем

RETURN

//****************************************************

FUNCTION POISK(name) поиск данных о новом элементе

PRIVATE razmx:={},razmy:={},st_org:=' ',st_razm:=' ',x:=0,y:=0,tp

CLS

fclose(desc)

pnow=0

setpos(0,0)

??'Поиск данных на элемент ',name,'...'

str=4

stolb=15

desc:=FOPEN('PDF\'+alltrim(name)+'.pdf')

IF FERROR()<>0

??'не найдены'

 IF ASCAN(errfile,name+'.pdf')=0

 AADD(errfile,name+'.pdf')

 ENDIF

 fclose(desc)

 RETURN 'no'

ENDIF

 FOR cont:=1 to 2

 cont=2

 IF READF()='end'

 cont=2

 ELSE

 cont=1

 ENDIF

 c1=AT('{Org ',bufer)

 IF c1<>0

 st_org:=STROKA(c1+5)+'}'

 ENDIF

 c1=AT('{At H ',bufer)

 IF c1<>0

 tm1:=(STROKA(c1+6)+'}')

 ttt:=SKONT(tm1)

 hcomp:=ttt[1]

 ENDIF

 POISKRAZM(@x,@y)

 NEXT

 PROCENT()

 st_org:=SKONT(st_org) координаты org

 ASORT(razmx)

 ASORT(razmy)

IF len(razmx)<1

 razmx:={0}

ENDIF

IF len(razmy)<1

 razmy:={0}

ENDIF

 gabar[1]=ABS(razmx[LEN(razmx)]-razmx[1])

 gabar[2]=ABS(razmy[LEN(razmy)]-razmy[1])

 st_org[1]:=razmx[LEN(razmx)]-st_org[1]

 st_org[2]:=st_org[2]-razmy[1]

??'найдены'

fclose(desc)

PROCENT()

RETURN st_org возвращает коорд. точки привязки

FUNCTION POISKRAZM(x,y)

private mpoisk:={{65000,'L'},{65000,'R'},{65000,'C'}}

mpoisk[1,1]=AT('{L ',bufer) поиск на графическом слое линий(L),прямо-

угольников(R),кругов(C)

mpoisk[2,1]=AT('{R ',bufer)

mpoisk[3,1]=AT('{C ',bufer)

cc:=0

 For pk:=1 to len(mpoisk)

 IF mpoisk[pk,1]=0

 mpoisk[pk,1]=65000

 ENDIF

 Next

 ASORT(mpoisk,,,) выбор графического элемента,ближайшего к началу файла

 cc:=mpoisk[1,1]

 IF cc<>65000 .AND. mpoisk[1,2]<>'C'

 st_razm:=ALLTRIM(STROKA(cc+3))+'}'

 bufer:=SUBSTR(bufer,cc+3,65000)

 mas:=SKONT(st_razm)

 FOR k:=1 TO LEN(mas)-1 STEP 2 выборка координат по Х

 x=x+1

 AADD(razmx,0)

 razmx[x]:=mas[k]

 IF LEN(razmx)>20

 ASORT(razmx)

 min1:=razmx[1]

 max2:=razmx[LEN(razmx)]

 razmx={min1,max2}

 x=2

 ENDIF

 NEXT

 FOR k:=2 TO LEN(mas) STEP 2 выборка координат по Y

 y=y+1

 AADD(razmy,0)

 razmy[y]:=mas[k]

 IF LEN(razmy)>20

 ASORT(razmy)

 min1:=razmy[1]

 max2:=razmy[LEN(razmy)]

 razmy={min1,max2}

 y=2

 ENDIF

 NEXT

 POISKRAZM(@x,@y)

 ELSEIF cc<>65000 .AND. mpoisk[1,2]='C'

 st_razm:=ALLTRIM(STROKA(cc+3))+'}'

 bufer:=SUBSTR(bufer,cc+3,65000)

 mas:=SKONT(st_razm)

 IF len(mas)=3

 st_tmp:=SKONT(st_org) координаты org

 AADD(razmx,st_tmp[1]+(mas[1]+mas[3]/2))

 AADD(razmy,st_tmp[2]+(mas[2]+mas[3]/2))

 AADD(razmx,st_tmp[1]+mas[1]-mas[3]/2)

 AADD(razmy,st_tmp[2]+mas[2]-mas[3]/2)

 ENDIF

 POISKRAZM(@x,@y)

 ENDIF

RETURN

//****************************************************

5.Файл specif.prg содержит в себе текст подпрограммы, создающей перечень всех элементов, содержащихся на анализируемой плате, в виде стандартного dbf файла с именем xxxxx.dbf, где ххххх — имя pfd файла PCAD-а.

//***************************************************************

FUNCTION CreatSpec()

 PRIVATE struct1 [4,4],nom, ns1:='name',ns2:='oboz',ns3:='kol',ns4:='con'

struct1[1,1]=ns1

 struct1[1,2]="C"

 struct1[1,3]=20

 struct1[1,4]=0

 struct1[2,1]=ns2

 struct1[2,2]="C"

 struct1[2,3]=25

 struct1[2,4]=0

 struct1[3,1]=ns3

 struct1[3,2]="C"

 struct1[3,3]=6

 struct1[3,4]=0

 struct1[4,1]=ns4

 struct1[4,2]="C"

 struct1[4,3]=10

 struct1[4,4]=0

 public nameper:=''

 nameper:=alltrim(left(fname,at('.',fname)-1))+'.dbf'

 DBCREATE(nameper,struct1) //

 USE

//***************************************************************

 append blank

 FOR naz=1 to len(snaz)

 REPLACE &ns1 WITH snaz[naz,1]

 nzap:=recno()

 kolv:=0 /

 strsp:=''

 FOR nom=1 TO len(compon)

 vrem:=compon[nom,9]

 IF vrem<>nil

 aaa:=posalpha(vrem,.T.)

 pvr:=alltrim(left(vrem,aaa-1))

set exact on

 IF (ascan(soboz[naz],pvr)>0);

 .OR.(naz=len(snaz) .AND. ascan(soboz,)=0)

 kolv=kolv+1

 IF (len(alltrim(&ns2))+len(vrem)+1)<25

 vrstr:=alltrim(&ns2)+vrem+','

 REPLACE &ns2 WITH vrstr

 ELSE

 APPEND BLANK

 vrstr:=alltrim(&ns2)+vrem+','

 replace &ns2 with vrstr

 ENDIF

 ENDIF

 set exact off

 ENDIF

 NEXT

 IF kolv>0

 vrstr=left(vrstr,len(vrstr)-1)

 replace &ns2 with vrstr

 goto nzap

 replace &ns3 with alltrim(STR(kolv))

 APPEND BLANK

 APPEND BLANK

 ELSE

 REPLACE &ns1 WITH ''

 ENDIF

NEXT

 USE

RETURN

Функционирование разработанной программы было проверено на реальном изделии (4 платы в изделии).

Задание: Эргономичность диалогового взаимодействия.

Введение.

Эргономика представляет собой научную дисциплину, комплексно изучающую человека в конкретных условиях его деятельности. Возникшая на стыке общественных, технических и естественных наук, она является одновременно и проектной, и научной дисциплиной. Эргономика, используя фундаментальные знания наук о человеке адаптирует их к практическому применению в проектировании. В последние годы активно разрабатываются собственные методологические принципы, методы и процедуры исследований. Объектом исследований является система человек- машина-среда. Рассматривая человека, машину и среду в конкретных условиях их взаимодействие как сложное функциональное целое с ведущей ролью человека, специалисты по эргономике разрабатывают методы учета человеческого фактора при проектировании и создании техники, критерии оптимизации систем и человеческой деятельности.

Эргономичность диалогового взаимодействия.

Опорным моментом, организующим всю систему психологических процессов и состояний, включенных в деятельность, является цель деятельности. Она определяет характер селекции информации в восприятии, в процессах памяти, внимания и т.д.

Из далеко не полностью описанных психологических характеристик и св-в человека следует, что психические процессы в каждых конкретных условиях протекают специфическим образом , они изменчивы и вариативны по своей природе, и поэтому их необходимо рассматривать в рамках системного подхода как процессы сложные, динамические и многоуровневые.

Психологическое изучение информационного взаимодействия человека с видеотерминалами только начинаемся. Наряду с такими традиционными проблемами, как изучение особенностей восприятия человеком информации возникает и ряд новых проблем: особенности использования различных языков обмена информацией, способы их построения, организация диалога и т.п.

Диалог признается перспективной формой взаимодействия человека с терминалом, где взаимодействие представляет собой двухсторонний обмен информацией в виде команд, просьб, вопросов- ответов и сообщений различных видов. Обмен сообщениями происходит на языке, который можно варьировать от сложного языка программирования до простого языка команд.

Языков программирования и их диалектов насчитывается по крайней мере несколько сотен, но только несколько десятков из них имеют широкое распространение. У каждого языка есть свои грамматика и синтаксис, собственная манера выражения понятий. Практика показывает что определенную вычислительную задачу на одном языке написать гораздо проще, чем на другом. Отсюда и выбор языка программирования должен определяться целями его предполагаемого применения.

Языки, используемые на дисплее, часто применяют в кодированном или сокращенном варианте, и в отличии от естественного языка они не обладают избыточностью. По этой причине пропуск, замена, или забывание кодов приводят к ошибкам в работе. Кроме того следует учесть, что неопытным операторам к различным сообщениям необходимы объяснения. Структура диалога является одним из факторов, обуславливающих эффективность взаимодействия с дисплеем. Она должна быть различной, для разных видов пользователя. Одним из подходов к конструированию диалогового языка, при котором языковые средства удовлетворяют требования опытного и неопытного пользователей, считается следующий: пользователь должен иметь возможность для выбора предела любого соотношения от ЭВМ, т.е. возможность получать дополнительные сообщения, когда ему это необходимо. Чем проще язык диалога, чем меньше его приходиться изучать новичку, чем удобнее его применять, тем шире круг пользователей.

Другим фактором, определяющим эффективность взаимодействия, является время срабатывания системы, т.е. время ответа на запросы или команды пользователя. По мнению Р. Миллера время ожидания в режиме диалога не должно превышать 2с. Но эта рекомендация не универсальна, т.к. в зависимости от разных систем и функций необходимое время ответа может быть разным. При чтении информации с экрана с “перелистыванием” время смены страниц должно быть не более одной секунды, чтобы не нарушать непрерывность мысленного процесса. Для переключения внимания с клавиатуры на экран необходимо около 1.5 с, поэтому 2-х секундная задержка ответа при вводе с клавиатуры нормальна.

Эффективность диалога зависит и от соответствующих устройств ввода- вывода информации. Разработка таких устройств должна основываться на результатах экспериментальных исследований не только аппаратных, но и программных средств, ибо именно совокупность программных и аппаратных средств является функционально завершенными средствами деятельности пользователя.

На основе экспериментальных данных выдвигаются следующие психологические требования и рекомендации к дисплею.

Психологические требования предъявляются к знаковой информации, выводимой на дисплей, и направлены на оптимизацию ее представления с позиций оптимизации кодирования, значимости и смысловой нагрузки сообщения, обеспечения максимальной скорости переработки информации при максимальной надежности ее понимания, оптимизация структурного представления текстовых и графических сообщений, правильной организации диалога с учетом свойств восприятия, памяти и мышления человека.

 Скорость передачи информации человеку должна не превышать его пропускной способности и быть достаточной для поддержания преобразования поступающей информации.

 Максимальный объем информации, отображаемой на экране, должен определяться скоростью опознания и интерпретации предъявляемых сигналов, а также временем их восприятия. Если объем информации превышает возможности человека, ее следует передавать порциями. Каждая порция должна быть равна оперативной памяти оператора, а интервалы должны быть достаточными для преобразования поступающей информации.

Чтобы не перегружать оперативную память человека-оператора следует исключить:

·     одновременный учет трех-четырех различных значений текущих параметров при операциях обслуживания;

·     сопоставление в уме более трех логических условий;

·     вычисления или перевод в уме с той или иной величины в другие единицы или системы отсчета;

·     дополнительное перекодирование предъявляемой информации.

Требования предъявляемые к сообщению.

 Сообщение должно содержать лишь те элементы, которые играют существенную роль в выполнении задач, поставленных перед оператором.

 В сообщении необходимо выделять каким-либо способом (цветом, размером) те элементы, которые наиболее важны для контроля и управления системой.

 Каждая часть сообщения, соответствующая автономно управляемому объекту, должна иметь четкую, легко воспринимающуюся структуру, отличную от других и отражающую особенности этого объекта. Структурированные данные в виде групп обеспечивают более точное и быстрое их обнаружение и опознание.

 При кодировании сообщений следует использовать простые и привычные ассоциации, сложившиеся между знаками и обозначаемыми объектами.

 Каждый из признаков сообщения должен находиться во взаимооднозначном соответствии с кодируемыми характеристиками объекта.

Для каждого типа задач требуется адекватная система знаков. При большой нагрузке на оперативную память эффективнее буквенно-цифровое кодирование. Цветом лучше кодировать местоположение стимула. Мелькание служит для привлечения внимания оператора к определенным параметрам, у которых изменилось состояние, или которые требуют выполнения определенных действий. Обычно используют не более двух частот вспышек на одном дисплее. Выделение отдельных областей на графиках можно закодировать штриховкой, полутонами, цветом. Отдельные графические объекты могут быть выделены толщиной линий.

Способы кодирования довольно разнообразны и каждый из них должен быть рассмотрен исходя из всех особенностей конкретной ситуации.

Текст - широко распространенный способ передачи информации. Скорость и точность его восприятия зависят от характеристик букв, интервалов между ними и словами, от длины строк и интервалов между строками. При выборе начертания букв следует учитывать различимость не только каждой из них, но и алфавита в целом.

Шрифт должен быть экономичным, простым и понятным. Для каждого шрифта существует определенная оптимальная длина строки. Слишком длинную строку трудно удержать в поле зрения и порой нелегко найти начало следующей строки. При чтении же коротких строк иногда трудно уловить смысл текста, разбитого на мелкие части. Удобнее для чтения такая длина строки, когда фиксация ее центра позволяет периферическим зрением охватить всю строку.

Пробелы между буквами следует устанавливать с учетом формы соседних знаков, размера, плотности и насыщенности шрифта. Зрительно одинаковые пробелы между буквами и словами дают возможность читателю сохранять определенный ритм чтения, с увеличением межстрочных пробелов улучшается читаемость включенных в текст формул.

Логограммы должны быть краткими, но достаточно понятными, благозвучными, не вызывать нежелательных ассоциаций, легко усваиваться, запоминаться и читаться.

Выбор формата текста на экране диктуется размерами экрана. Точность и скорость считывания буквенно- цифровых знаков существенно не меняются при изменении преобладании ширины над высотой формата и наоборот.

Понимание содержания текста зависит от того, насколько оператор владеет языком и той областью знаний к которой относится воспринимаемый текст.

График — графическое изображение функциональных зависимостей. Способ отображения функциональной зависимости ломаной линией лучше по скорости и точности передачи информации по сравнению с графиками в виде вертикальных и горизонтальных столбцов. Когда необходимо сравнить несколько функций, то целесообразнее прибегнуть к многолинейному графику, т.е. на одном графике отражать несколько функциональных зависимостей (но не более 4-х) , чем использовать несколько однолинейных графиков.

На многолинейном графике необходимо ввести различительные признаки линий для безошибочного их восприятия. Различием линий по толщине и тону пользуются для акцентирования одной кривой из семейства однородных кривых. Чаще всего применяется различное начертание линий. Линии на графике, с нанесенными на них крестиками, кружками, квадратами, и треугольниками различить легче, чем линии с внутренней структурой или составленные из однородных элементов (штрихов, точек и т.д.).

Точность определения требуемых величин повышается при нанесении на график координатной сетки. Линии, образующие координатную сетку должны отличаться от линий графика толщиной, цветом или типом.

Таблицы — как способ представления информации на дисплее используются в тех случаях, когда имеется достаточное пространство и не требуется интерполяции данных. Хотя скорость передачи информации графиками выше, чем таблицами, но когда важна точность, эффективнее использовать таблицы.

Скорость и точность считывания табличных данных зависят от их пространственной организации. Столбцы цифровой информации целесообразно разделять между собой вертикальными линиями, причем толщина линий не должна превышать толщину штрихов цифр. Дополнительное кодирование (цветом, размером, яркостью) повышает эффективность счета и сравнения величин.

Если сложная инструкция описательного вида (слова, фразы) переводится в форму таблицы, то она должна изображаться согласно логической последовательности действий и исключать необходимость в добавочных арифметических действиях.

Диалог — непосредственный и оперативный обмен сообщениями - требует развитых средств коммуникации. Выбор вида диалога должен обосновываться характером и типом решаемых задач и квалификацией пользователя.

Процедура диалога должна предусматривать удобство приема информации, содержать минимальное число шагов и этапов, минимизировать погрешности и отказы, обеспечивать легкое вхождение пользователя во все существенные этапы диалога, включать автоматическую переработку большей части информации. Для успешного диалога необходимо знать используемый язык. Сообщения и ответы должны иметь четкую и однозначную форму, чтобы не вызывать разночтений.

Временная функция взаимодействия должна соответствовать времени срабатывания всей системы в целом, выбранной форме и организации диалога и согласовываться с временными характеристиками обработки информации человеком.

Организация диалогового режима должна быть гибкой и обеспечивать многократный доступ к отдельным частям программы, а также систему подачи сообщений об ошибках. Организация данных на экране дисплея должна предусматривать возможность зонирования экрана, изменение масштаба изображения, поворот и сдвиг изображения, изменение положения начала координат и т.п.

Работу человека в диалоговом режиме необходимо организовывать так, чтобы сохранить его активность при управлении ходом решения задач, предоставлять ему определенную степень свободы при выборе того или иного способа выполнения задания, формы представления данных, автоматизировать рутинные компоненты деятельности, т.е. сделать работу человека по возможности многосторонней и творческой.

Эргономичность интерфейса разработанной программы.

Учитывая важность эргономичной организации диалога пользователя с дисплеем интерфейс предлагаемой программы разрабатывался с учетом всех выше описанных требований и рекомендаций. Несмотря на то, что обращение с программой не требует от пользователя большого опыта и больших умственных усилий ее внешний вид и организация диалога сделана для обеспечения наибольшего удобства и комфорта.

Так, пункты меню предлагаются пользователю в виде объемных кнопок и при выборе одного из них на экране происходит нажатие соответствующей кнопки. Это вызывает ассоциации работы с обычным кнопочным прибором и поэтому не отнимает времени пользователя на то, чтобы разбираться в организации меню.

Несмотря на технические трудности (язык, на котором написана программа не предусматривает русского алфавита) весь ход выполнения программы сопровождается сообщениями и пояснениями на русском языке, выраженными в краткой и понятной форме. Из программы исключены все сокращения (в названиях пунктов меню и сообщениях), которые могут ввести пользователя в заблуждение, приложены все старания для придания диалогу предельно понятной и краткой формы.

В программе действует “защита” от неопытного пользователя, т.е. когда пользователю предлагается ввести какую-либо информацию или ответить на вопрос, то это организовано так, что ввод данных в неверной форме просто не возможен. Например при запросе ввода даты не работают никакие клавиши, кроме цифровых, и при вводе числа месяца не воспринимаются числа больше двенадцати.

При подборе цветовой палитры учитывалось, что пункты меню и строки сообщений должны не только ярко выделяться на фоне рабочего поля, но и не перегружать зрение пользователя чрезмерной контрастностью.

Ниже предлагается один из видов рабочего поля предлагаемой программы.

Итак, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что разработанная программа удовлетворяет всем требованиям организации эргономичного диалога между пользователем и машиной, и можно надеяться, что работа с ней принесет удовольствие пользователю.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.