скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Object Pascal

Всякий модуль может использовать другие модули, к числу которых могут относиться текстовые файлы, res- и dfm-файлы ресурсов или откомпилированные файлы Unit-модулей. Сcылка на необходимые к использованию модули содержится в секциях Uses. Текстовые или скомпилированные файлы обычно содержат необходимые для использующего их модуля величины – константы, типы, переменные, процедуры и функции. Файлы ресурсов необходимы для подключения констант, описывающих используемые внешние ресурсы.

Вышеперечисленные модули, размещенные в *.pas-, *.dcu-, *.res-, *.dfm-файлах, играют вспомогательную роль: они предназначены для компиляции и последующей сборки в полноценный программный модуль – exe-файл, готовый к исполнению на компьютере.

Ниже приведен пример исходных текстов головной программы KdnBread и одного подчиненного (используемого) ею модуля Main.

Program KdnBread; {начало текста головной программы}

{текст содержится в файле 'c:\Borland\Projects\KdnBread.pas'}

uses {ссылки на модули типа unit }

Forms, {ссылка на модуль Forms }

main in 'main.pas' {Form1}; {ссылка на модуль main }

{$R *.RES}

begin

Application.Initialize;

Application.CreateForm(TForm1, Form1);

Application.Run;

end. {конец текста головной программы}

unit Main; {начало текста модуля Main}

{ текст модуля содержится в файле 'c:\Borland\Projects\Main.pas' }

interface {начало интерфейсной части модуля}

uses

Windows, Messages, SysUtils, {ссылки на другие модули }

Graphics, Controls, Forms, StdCtrls;

Type {описание типов}

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

L1: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

Var {описание переменных}

Form1: TForm1;

b: boolean;

i: Integer;

IterationPar: Word;

function OneSymbString(c: Char; d: byte): String; {заголовок функции}

implementation {начало процедурного блока модуля}

{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); {заголовок процедуры}

begin

if (i > 12) and b then

L1.Caption:='Студент:'+AnsiUpperCase ('Иванов Владимир Иванович');

end; {конец процедуры}

function OneSymbString(c: Char; d: byte): String; {заголовок функции}

begin

Result:=CharStr(c, d);

end; {конец функции}

initialization

IterationPar:= 0;

end. {конец текста модуля Main}

Выполнение программы всегда начинается с модуля Program, т. е. с головной программы. Program активизирует выполнение процедур и функций в используемых ею модулях Unit.

16.1. Структура модуля

Модуль имеет следующую структуру:

Unit <имя>;

interface

<интерфейсная часть>

implementation

<выполняемая часть>

initialization

<блок инициирования>

finalization

<блок завершения>

end.

16.2. Раздел Interface

Раздел Interface модуля Unit предназначен для описания внешних компонент: используемых модулей, типов, констант, переменных, заголовков процедур и функций. Так, в вышеприведенном примере в разделе Interface содержатся:

в списке Uses – ссылки на модули Windows, Messages, SysUtils, Graphics, Controls, Forms, StdCtrls;

в секции Type – описание типа экранной формы – класс TForm1;

в секции Var – описание переменных Form1, b, i и описание заголов-ка функции OneSymbStr, предназначенной для создания строки повторяю-щихся d раз символов Ch.

16.3. Раздел Implementation

Раздел Implementation модуля Unit предназначен для описания внутренних, т.е. доступных к использованию только внутри данного Unit, компонент: типов, констант, переменных, процедур и функций. Так, в вышеприведенном примере в разделе Implementation содержится описание процедуры TForm1.Button1Click(Sender: TObject) и функции OneSymbStr.

16.4. Инициирование и завершение модуля

Всякий модуль может содержать блок инициирования и блок завершения. Эти блоки располагаются в нижней части модуля, непосредственно примыкая к последнему оператору end. Первый блок начинается словом initialization, второй – словом finalization.

Блок инициирования initialization заканчивается последним оператором end модуля либо, при наличии блока завершения, продолжается до слова finalization.

Обычно в блоке инициирования располагаются операторы определения начальных значений каких-либо переменных, выделения ресурсов памяти, открытия файлов и пр., т. е. все то, что необходимо инициализировать в модуле до передачи управления в использующие его модули.

Блок завершения может быть использован только в том случае, если модуль имеет блок инициирования. Этот блок, в противоположность блоку инициирования, предназначен для размещения операторов завершения, т. е. операторов освобождения ресурсов памяти, закрытия ранее открытых в блоке инициирования файлов и пр.

Например, модуль может заканчиваться следующими операторами:

Initialization {инициирование}

Ga:= 0;

AssignFile(f, 'c:\Projects\BreadPro\First.dat');

Reset(f, SizeOf(Rec1));

New(AppMem);

Finalization {завершение}

Dispose(AppMem);

CloseFile(f);

End. {последний оператор модуля}

Если несколько модулей имеют блоки инициирования, то они выполняются в том порядке, в котором имена модулей располагаются в списке Uses головной программы. Если несколько модулей содержат блоки завершения, то они выполняются в порядке, противоположном порядку перечисления модулей в списке uses головной программы.

17. Файлы

Файлом называется область данных на внешнем носителе – жестком диске, дискете и пр. Всякий файл имеет имя, представляющее собой строку символов. Различают обычное имя (или просто имя) и полное имя. Под полным именем понимается абсолютный адрес файла, состоящий из пути и имени файла. Например, строка 'C:\Program Files\Folder1\Students.dat' является полным именем. Оно состоит из пути 'C:\Program Files\Folder1' к файлу и собственно имени файла 'Students.dat'. Это означает, что файл 'Students.dat' расположен на диске C в папке (директории) Program Files непосредственно в подпапке (субдиректории) Folder1.

Ранее упоминалось, что в языке Object Pascal существует три типа файлов:

<имя> = TextFile; {текстовые файлы}

<имя> = File; {файлы без типа}

<имя> = File of <тип даных>; {файлы с типом}

17.1. Файловая переменная

Для того чтобы получить доступ к файлу, его необходимо сначала открыть. Открытие файла выполняется посредством связывания файла с особой переменной, называемой файловой переменной. Именно файловая переменная и характеризует тип файла. Связывание файла с файловой переменной еще не означает открытия этого файла. Открытие файла производится специальными процедурами, о которых будет упомянуто ниже.

Связывание файла с файловой переменной производится с помощью стандартной процедуры AssignFile, которая имеет заголовок:

AssignFile(<файловая переменная >, <имя файла>);

Например, фрагмент

Var

f1: TextFile;

FullPath: String[60];

FullPath:= 'a:\a1.res';

AssignFile(f1, FullPath);

cодержит объявление файловой переменной f1 текстового типа и строки FullPath, которые затем используются в исполнительной части для указания полного имени файла и связывания его с файловой переменной f1.

17.2. Текстовые файлы

Текстовой файл – это последовательность символьных строк перемен-ной длины. Всякая строка завершается маркером конца строки, всякий текстовой файл завершается маркером конца файла. Такие файлы можно обрабатывать только последовательно. Один и тот же текстовой файл не может быть открыт одновременно для ввода и вывода. Файловая переменная этого файла имеет тип TextFile или просто Text.

Для текстовых файлов есть две стандартные файловые переменные – Input и Output, которые не нужно объявлять отдельно.

17.2.1. Процедуры и функции для работы с текстовым файлом

Procedure AssignFile(f: TextFile; FileName: String);

Связывает файловую переменную f с дисковым файлом FileName.

Procedure Append(f: TextFile);

Открывает существующий файл для добавления строк в конец файла. При отсутствии файла возникает ошибка ввода/вывода.

Procedure Rewrite(f: TextFile);

Создает новый файл и открывает его для вывода. Если файл существует, то он уничтожается и создается как новый. Когда новый текстовой файл закрывается, к нему автоматически добавляется маркер конца файла.

Procedure Reset(f: TextFile);

Открывает существующий файл для чтения и устанавливает указатель на первую строку файла. При его отсутствии возникает ошибка ввода/вывода.

Procedure Read( f: TextFile[; v1, v2, …,vN]);

Читает данные из файла и заносит их в переменные v1, v2, …, vN. Переменные могут иметь символьный, строчный или арифметические типы.

Procedure Readln( f: TextFile[; v1, v2, …,vN]);

Читает данные из файла целыми строками и заносит их в переменные v1, v2, …, vN. Если список переменных пуст, то происходит перемещение указателя на следующую строку.

Procedure Write( f: TextFile[; v1, v2, …,vN]);

Записывает данные из переменных v1, v2, …, vN в файл в символьном виде.

Procedure SetTextBuf ( f: TextFile; Var Buf[; Size: Integer]);

Устанавливает буфер чтения текстового файла. Процедура должна быть вызвана после AssignFile, но до первого вызова процедур чтения. Буфер используется для чтения больших фрагментов файла, включая символы конца строк. Если размер буфера не указан, то по умолчанию он принимается равным 128.

Procedure CloseFile( f: TextFile);

Закрывает текстовой файл.

Procedure Flush( f: TextFile);

Выводит содержимое внутреннего буфера в файл.

Function Eof( f: TextFile): boolean;

Возвращает True, если достигнут конец файла.

Function Eoln( f: TextFile): boolean;

Возвращает True, если достигнут конец текущей строки.

Function SeekEof( f: TextFile): boolean;

Возвращает статус конца файла.

Function SeekEoln( f: TextFile): boolean;

Возвращает статус конца строки.

Пример:

Var

F1, F2: TextFile;

Ch: Char;

St: String[255];

Buf: array[1..4096] of Char; { текстовой буфер размером 4K}

begin

AssignFile(F1, 'T1.TXT');

SetTextBuf(F1, Buf); { большой буфер для ускорения чтения}

Reset(F1); {F1 открыт для чтения}

AssignFile(F2, 'WOOF.DOG');

Rewrite(F2); {F2 создан как новый для вывода }

while not Eof(F1) do {пока не достигнут конец файла – выполнять}

begin

Read(F1, Ch); {читает один символ из файла F1}

Write(F2, Ch); {пишет один символ в файл F2}

end;

CloseFile(F1); {файл F1 закрыт}

CloseFile(F2); {файл F2 закрыт}

Reset(F1); {F1 снова открыт для чтения}

Rewrite(F2); {F2 снова создан для вывода }

while not Eof(F1) do {пока не достигнут конец файла – выполнять}

begin

Readln(F1, St); {читает строку из файла F1}

Write(F2, St); {пишет строку в файл F2}

end;

CloseFile(F1); {файл F1 закрыт}

CloseFile(F2); {файл F2 закрыт}

end;

Приведенный фрагмент модуля является демонстрационным и предназначен для копирования файла 'T1.TXT' в файл 'WOOF.DOG' . В первом цикле While – do копирование ведется посимвольно, во втором цикле – построчно.

Пример процедуры, записывающей в конец текстового файла строку символов:

Procedure AddStrToTextFile(nF, St:String);

Var f: Text;

Begin

AssignFile(f, nF);

If not FileExists(nF) then Rewrite(f) {не существует, создать и открыть}

Else {иначе}

Begin

Reset(f); {существует, открыть }

While not Eof(f) do Readln(f); {передвинуть указатель в конец файла}

End;

Writeln(f, St); {записать строку }

CloseFile(f); {закрыть файл}

End;

К процедуре можно обратиться, например, так:

Var

S1: String[58];

S2: String[189];

AddStrToTextFile('c:\Files\ring.txt', 'Строка символов');

AddStrToTextFile('ring.txt', S1);

AddStrToTextFile('ring.txt', S2);

17.3. Файлы с типом

Файл состоит из любых однотипных компонент. Доступ к данным осуществляется через файловую переменную. В отличие от текстового файла в таком файле допустим прямой доступ к любой записи, причем в рамках открытого файла допустимо как записывать, так и читать записи.

Примеры объявления файловой переменной для файлов с типом:

Var

F1: File of String[45];

F2: File of Real;

F3: File of tRecord24;

После каждого чтения или вывода записи указатель автоматически устанавливается на следующую запись.

17.3.1. Процедуры и функции для работы с типизированным файлом

Procedure AssignFile( f: File of Type; FileName: String);

Связывает файловую переменную f с дисковым файлом FileName.

Procedure Rewrite( f: File of Type);

Создает новый файл и открывает его. Если файл существует, то он уничтожается и создается как новый.

Procedure Reset( f: File of Type);

Открывает существующий файл и устанавливает указатель на первую запись. При отсутствии файла возникает ошибка ввода/вывода.

Procedure Read( f: File of Type[; v1, v2, …,vN]);

Читает записи из файла и заносит их в переменные v1, v2, …, vN. Чтение начинается с той записи, на которую установлен указатель. Типы файла и переменных должны быть одинаковы.

Procedure Write( f: File of Type[; v1, v2, …,vN]);

Записывает данные из переменных v1, v2, …, vN в файл. Вывод данных начинается с той записи, на которую установлен указатель. Если указатель установлен на существующую запись, то при выводе она будет замещена новой записью. Если одновременно выводится несколько записей, то будет замещено такое же количество существующих записей. Типы файла и переменных должны быть одинаковы.

Procedure Seek( f: File of Type; N: LongInt);

Перемещает указатель на запись с номером N. Первая запись имеет порядковый номер 0.

Function FilePos( f: File of Type): LongInt;

Возвращает номер записи, на которую установлен указатель.

Procedure CloseFile( f: File of Type);

Закрывает файл.

Function Eof(f: File of Type): boolean;

Возвращает True, если достигнут конец файла.

Function FileSize(f: File of Type): LongInt;

Возвращает количество записей в файле. Например, Seek(f, FileSize(f)) установит указатель в конец файла (после последней записи).

Procedure Truncate(f: File of Type);

Уничтожает (отрубает) конец файла начиная с записи, на которую установлен указатель.

17.4. Файлы без типа

Файл состоит из компонент одинакового размера. Тип данных не имеет значения. Доступ к данным осуществляется через файловую переменную. Как и в файлах с типом, в таком файле допустим прямой доступ к любой записи, причем в рамках открытого файла допустимо как писать, так и читать записи.

Файловая переменная может быть объявлена так:

Var F: File;

После каждого чтения или вывода записи указатель автоматически устанавливается на следующую запись.

Отсутствие типа записи позволяет выполнять обработку файлов различных типов с помощью универсальных процедур и функций.

17.4.1. Процедуры и функции для работы с файлом без типа

Procedure AssignFile( f: File; FileName: String);

Связывает файловую переменную f с дисковым файлом FileName.

Procedure Rewrite( f: File);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.