Реферат: Object Pascal
. procedure Abort;
Используется в контексте с другим оператором; отменяет "задним числом" оператор в случае его аварийного завершения, блокирует выдачу сообщения об ошибке, удобен к использованию в блоке try … finally.
13. Структурные операторы
К их числу относятся:
· составной оператор,
· условный оператор If,
· оператор варианта Case,
· оператор цикла For – Do,
· оператор цикла While – Do,
· оператор цикла Repeat – Until,
· оператор записи With,
· оператор Try – Except – End,
· оператор Try – Finally – End,
· оператор On – Do,
· оператор Try – Finally – End.
13.1. Составной оператор
Это простая структура следующих друг за другом операторов, заключенных в операторные скобки begin … end.
Синтаксис составного оператора:
Begin
Оператор1
Оператор2
…
ОператорN
End;
Составной оператор применяется в тех случаях, когда какое-либо действие необходимо применить не к одному, а сразу к нескольким операторам.
Пример:
Begin
R:= X;
X:= Y;
Y:= R;
End;
13.2. Условный оператор If
Синтаксис допускает два вида оператора:
if логическое выражение then оператор1 else оператор2;
и его усеченный вариант:
if логическое выражение then оператор1;
Оператор работает следующим образом. Сначала вычисляется логичес-кое выражение. Если оно истинно, то выполняется оператор1, иначе – оператор2. Усеченный оператор выполняет оператор1 только в случае истинного значения логического выражения и не производит никаких действий в случае его ложности.
Примеры:
if (x < 10.7) then a[4]:= 5 else a[4]:= 6;
if (x < 10.7) then a[4]:= 5;
Допустима вложенность условных операторов внутри составного условного оператора. Например, оператору
if L1 then if L2 then St1 else St2 else St3;
эквивалентен оператор
if L1 then
begin
if L2 then St1 else St2;
end
else St3;
В этом операторе для повышения структурированности использованы операторные скобки begin … end. При конструировании сложного условного оператора во избежание логических ошибок следует отдавать предпочтение структурному способу записи такого оператора.
13.3. Оператор варианта Case
Синтаксис оператора:
Case Selector of
Const1: Оператор1;
Const2: Оператор2;
…
ConstN: ОператорN
[else Оператор];
End;
Selector может быть любой простой тип кроме Real. Каждая из Const1 … ConstN может быть значение, несколько перечисленных через запятую значений или отрезок типа. Оператор Else, как видно из описания, может отсутствовать. В том случае, если он присутствует, то действует общее правило: перед словом Else не должно быть символа ";" (точка с запятой). Поясним работу оператора Case на примере:
Case i of
0 : x := 0;
1,3 : x := 1;
10 .. 15: x := 2
else x := 3;
End;
При выполнении оператора Case управление будет передано тому оператору, который помечен константой, являющейся значением переменной i. Например, если к моменту выполнения Case-оператора i = 0, то будет выполнен оператор x := 0. Иначе, если i = 1 или i = 3, то будет выполнен оператор x := 1; иначе, если значение i в диапазоне 10 .. 15, то будет выполнен оператор x := 2; наконец, если i не равно ни одной из вышеперечисленных констант, то будет выполнен оператор x := 3, следующий за словом else (иначе).
13.4. Оператор цикла For – Do
Синтаксис оператора имеет две разновидности:
For счетчик цикла:=нач.знач. To конеч.знач. Do оператор
For счетчик цикла:=нач.знач. Downto конеч.знач. Do оператор
Здесь конструкция For .. Do называется заголовком цикла, оператор – телом цикла.
Для циклов должны соблюдаться следующие правила и ограничения:
начальное и конечное значения счетчика цикла должны быть одинаковых простых типов, кроме Real;
в теле цикла счетчик не должен менять значение;
вход в цикл минуя заголовок запрещен;
для первой разновидности начальное значение не должно быть больше конечного;
для второй разновидности начальное значение не должно быть меньше конечного.
Первая разновидность оператора цикла For работает следующим образом. Сначала счетчик цикла принимает нач.знач. и выполняется оператор, расположенный вслед за словом Do. Затем значение счетчика будет увеличено на шаг счетчика 1 и вновь будет выполнен оператор и т. д., пока счетчик не переберет все значения от нач.знач. до конеч.знач.
Пример.
s:= 0;
For i:=1 to 44 do s:= s + z[i];
В результате в переменной s будет накоплена сумма первых 44 элементов массива z.
Другая разновидность оператора For отличается лишь отрицательным шагом –1 счетчика.
Пример.
s:= 0;
For i:=44 Downto 1 do s:= s + z[i];
Будет получен тот же результат.
13.5. Оператор цикла While – Do
Синтаксис оператора:
While логическое выражение Do оператор;
Цикл выполняет оператор, расположенный вслед за словом Do до тех пор, пока истинно логическое выражение, расположенное за словом While ("выполняй, пока истинно").
Пример.
x:= 0;
i:=0;
While (x < 101.667) do
Begin
Inc (i);
X:= X + 5.617;
Y[i]:= Func (i + 6, 9 * i, X);
End;
В этом примере цикл будет выполняться до тех пор, пока не выполнится условие x < 101.667. В теле цикла переменная X с каждым шагом цикла увеличивает свое значение на 5.617 так, что на определенном шаге условие x < 101.667 впервые не будет выполнено. В этот момент без входа в тело цикл закончит работу.
13.6. Оператор цикла Repeat – Until
Синтаксис оператора:
Repeat
Оператор1;
Оператор2;
…
ОператорN;
Until логическое выражение;
Цикл работает, пока логическое выражение ложно ("повторяй, пока не выполнится").
Пример.
s:= 0;
i:=0;
Repeat
Inc (i);
s:= s + z[i];
Until (i = 44);
В этом примере цикл будет выполняться до тех пор, пока не выполнится условие i = 44. Результат будет тот же, что в примере для For-цикла.
13.7. Операторы Break и Continue
Оператор Break может быть размещен в теле цикла. При его выполнении цикл прекращает работу и считается выполненным.
Пример.
s:= 0;
i:=0;
Repeat
Inc (i);
s:= s + z[i];
if (s > 14) then Break;
Until (i = 44);
В этом примере цикл будет выполняться до тех пор, пока не выполнится условие i = 44 или если в операторе if переменная s превысит значение 14.
Оператор Continue также может быть размещен в теле цикла. При его выполнении управление независимо от того, где он расположен, сразу передается в начало цикла для выполнения следующего шага.
Пример.
s:= 0;
i:=0;
Repeat
Inc (i);
s:= s + z[i];
if (s > 20) then Continue;
if (s > 14) then Break;
Until (i = 44);
В этом примере если в первом операторе if выполнится условие s > 20, то сработает оператор Continue. Он сразу передаст управление на первый оператор в теле цикла – Inc (i), предотвратив тем самым выполнение ниже-следующих операторов – второго if и Until.
13.8. Вложенные циклы
В теле оператора цикла могут быть размещены другие операторы цикла. Такие структуры называются вложенными циклами. Язык допускает любую глубину вложенности циклов. При использовании вложенных циклов необходимо иметь в виду следующее:
все вложенные циклы For – Do должны иметь различные счетчики (иначе это противоречило бы требованию на запрет изменения значения счетчика внутри цикла);
нет никаких ограничений на досрочный выход из внутреннего цикла наружу;
недопустим вход во внутренний цикл For – Do, минуя его заголовок, что соответствует общему требованию о корректном входе в цикл.
Вложенные циклы используются в ситуациях, когда на каждом шаге наружного цикла необходимо полностью выполнить внутренний цикл.
Пример.
Const
n = 15;
m = 24;
Var
i,j: Byte;
R,Tau,s: Real;
z: array[1..n, 1..m] of Real;
…
{заполнение массива z с использованием вложенных циклов}
Tau:= Pi/m;
For i:=1 to n do begin
R:=4.0*Pi*Sin(i*Tau); {первый оператор в теле цикла по i}
For j:=1 to m do z[i, j] := R+j; {второй оператор в теле цикла по i}
end {i};
{вычисление суммы положительных элементов массива z с использованием вложенных циклов }
s:=0;
For i:=1 to n do
For j:=1 to m do
if ( z[i, j] > 0) then s:= s + z [i, j];
Приведенный пример содержит две структуры вложенных циклов. Первая структура предназначена для заполнения элементов двумерного массива z с помощью математической формулы
Наружный цикл со счетчиком i в теле цикла содержит два оператора – оператор присваивания (вычисление значения вспомогательной переменной R с целью сокращения времени вычислений) и оператор внутреннего цикла со счетчиком j. Поскольку наружный цикл в своем теле содержит несколько операторов, то они заключены в операторные скобки begin … end.
Эта структура работает следующим образом. После входа в наружный цикл переменная i (счетчик этого цикла) примет значение 1. Далее будет вычислено значение переменной R при i = 1. После этого будет выполнен внутренний цикл со счетчиком j, где j на каждом шаге будет последовательно принимать значения 1, 2, 3, … m (i при этом остается неизменным и равным 1). В результате будут вычислены элементы z11, z12, …, z1m первой строки массива. Затем будет выполнен возврат к заголовку наружного цикла, где значение счетчика i будет увеличено на 1 (т. е. i станет равно 2) и вновь будет выполнены операторы, расположенные в его теле. В результате будут определены элементы z21, z22, …, z2m второй строки массива и т.д.
Вторая структура вложенных циклов предназначена для вычисления суммы положительных элементов массива z. Для этого сначала переменной s будет присвоено значение 0, а затем во вложенных циклах будет накоплена требуемая сумма в ячейку s.
13.9. Оператор записи With
В ранних версиях языка оператор использовался для более удобного доступа к полям записи.
Пример:
Var
Student : Record
Fam: String[30];
Name: String[20];
Age: Word;
End;
…
Student.Fam:= 'Колокольников';
Student.Name:= 'Павел';
S:=Student.Fam + ' '+Student.Name;
{предыдущих три оператора эквивалентны следующим}
With Student do
Begin
Fam:= 'Колокольников';
Name:= 'Павел';
S:= Fam + ' '+ Name;
End;
13.10. Оператор Try – Except – End
Это новейшее средство языка. Блок Try – Except – End используется для предотвращения исключительных ситуаций (ИС), которые могут возникнуть при выполнении программы. К их числу относятся сбои в работе аппаратуры, ошибки вычислений (например деление на нуль), попытки присвоить значение, выходящее за пределы типа и т. д.
Синтаксис:
Try
{операторы, способные генерировать ИС}
Except
{операторы, обрабатывающие генерированные ИС}
end;
Блок Try – Except – End работает следующим образом. Выполнение начинается с операторов, расположенных в блоке Try – Except. Если в каком-либо операторе возникает ИС, то она подавляется и затем выполняются все операторы, расположенные в блоке Except – End. В результате предотвращается аварийное прерывание программы. Использование блока Try – Except – End открывает возможность программного контроля за ИС.
Пример.
i:= 0;
n:= 8;
Try
i:= n div i; {Деление на нуль. Оператор генерирует ИС}
n:= i + 9;
Except
ShowMessage('Ошибка. Деление на нуль в операторе i := n / i');
End;
Результатом выполнения блока операторов будет появление на экране формы с сообщением "Ошибка. Деление на нуль в операторе i := n / i", после чего программа продолжит работу с оператора, следующего за словом End, а не с оператора n := i + 9.
Если бы оператор i := n div i не был защищен блоком Try – Except – End, то возникшая при его выполнении ИС привела бы к нежелательному аварийному завершению программы.
13.11. Оператор On – End
При возникновении ИС язык позволяет не только предотвратить прерывание программы, но и определить, какого именно вида была ИС. Для этого в блоке Except – End можно использовать оператор On –Do.
Пример
i:= 0; n:= 8;
Try
i:= n div i; {Деление на нуль. Оператор генерирует ИС}
n:= i + 9;
Except
On Ex: EdivByZero do ShowMessage('Деление на нуль');
End;
В этом примере сообщение о возникновении ИС будет выдано только в случае, когда ИС будет только деление на нуль (EdivByZero). Во всех остальных случаях ИС будет предотвращена, однако никакого сообщения о ее возникновении выдано не будет. Объявленная в блоке Except – End переменная Ex может быть любым именем (здесь Ex используется только для примера).
13.12. Оператор Try – Finally – End
Блок Try – Finally – End также используется для предотвращения ИС, которые могут возникнуть при выполнении программы. В отличие от блока Try – Except – End блок Try – Finally – End используется для освобождения ресурсов памяти, закрытия файлов и пр. в случае возникновения ИС.
Синтаксис:
Try
{операторы, способные генерировать ИС}
Finally
{операторы освобождения ресурсов памяти }
end;
Блок Try – Finally – End работает следующим образом. Выполнение начинается с операторов блока Try – Finally, которые в правильно написанной программе должны содержать операторы выделения ресурсов памяти. Если в каком-либо операторе возникает ИС, то управление сразу передается к операторам блока Finally – End, где производится освобождение памяти, закрытие файлов и пр. В результате, с одной стороны, предотвращается аварийное прерывание программы и, во вторых, корректно освобождается ранее зарезервированная память, выполняется ряд других необходимых операций.
Отметим, что блок Finally – End выполняется всегда вне зависимости от того, была или не была сгенерирована ИС.
Пример.
i:= 0;
n:= 8;
Try
GetMem (p, 8000); {выделение памяти}
i:= n div i; {Деление на нуль. Оператор генерирует ИС}
n:= i + 9;
Finally
FreeMem (p, 8000); {освобождение памяти}
End;
14. Указатели
В языке есть средство, разрешающее запрашивать память динамически, т. е. по необходимости. Это позволяет уменьшить объем кода программы и экономно расходовать оперативную память. Такое средство представляет собой специальный тип, называемый указателем. Имеется два типа ука-зателей: указатель на объект некоторого типа и указатель без типа.
Тип Pointer образует указатель без типа. Указатель на тип имеет синтаксис:
^ Имя типа
Примеры объявления указателей:
Type
tDinArr = Array[1 .. 1000, 100] of String[255]; {обычный тип}
tDinArrPtr = ^tDinArr; {указатель на тип tDinArr}
tRecPtr = ^tRec; {указатель на тип записи, который описан ниже}
tTRec = Record {обычный тип-запись}
A: Integer;
B: Real;
C: String[255];
End;
Var
DinArr: tDinArr; {обычная запись}
DinArrPtr: tDinArrPtr; {указатель на тип}
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11