Реферат: Основы сети Internet
шенная задача отличается от решенной. В получении новых сведений,
новых данных, количественно и качественно отличающихся от исход-
ных, подаваемых на вход ЭВМ, и состоит сущность толкования ЭВМ
как усилителя интеллекта, а если учесть ее быстродействие, то и
ускорителя интеллекта. За счет чего это происходит ? Чтобы отве-
тить на этот вопрос ,напомним сначала, что усиление мощности объ-
- 13 -
ектов любой природы происходит за счет расхода энергии каких-либо
внешних источников. Чтобы ЭВМ стала усилителем интеллекта, могла
решать интеллектуальные задачи, следует проделать колоссальную
предварительную работу и по созданию самой ЭВМ, и принципов ее
функционирования и по соответствующей подготовке задач для реше-
ния их на ЭВМ. Именно за счет этого предварительного расхода ин-
теллектуальной энергии высочайшего уровня и возможно усиление
мощности интеллекта человека. И это главное в общей совокупности
расходов энергии (в частности, электрической) и ресурсов.
Компьютерная информационная технология включает в себя после-
довательное выполнение определенных этапов работы с информацией.
Подготовительные этапы выполняются непосредственно человеком,
исполнительные - машиной или машиной с участием человека (диалого-
вые режимы работы ЭВМ).
На подготовительных этапах осуществляется содержательный и
формализованный анализ решаемой задачи, выбор метода и математи-
ческой модели ее решения. Определяется последовательность и поря-
док решения, его алгоритмическое описание, составляются программы
на каком-либо доступном для машины языке. Затем программы вво-
дятся в ЭВМ, отлаживаются, редактируются и записываются для хра-
нения на внешних носителях.
Содержание исполнительных этапов зависит от характера задачи
и типа используемой ЭВМ. Оно сводится к автоматическому выполне-
нию программы, причем часть программы может выполняться с участи-
ем человека. Завершающим этапом является анализ, оценка получен-
ных результатов для их практического использования и совер-
шенствования разработанных алгоритмов и программ.
Содержание подготовительных этапов существенно упрощается,
если имеются готовые программы, соответствующие характеру решае-
мых задач. Тогда основная часть работы - операции с данными: их
отбор, ввод в ЭВМ, формирование массивов данных и др. Вызов прог-
раммы и ее выполнение осуществляются в соответствии с инструкция-
ми по эксплуатации данной ЭВМ.
Характерной чертой современных компьютеров является то, что
преобладающая их часть (по данным специалистов, до 80 %) исполь-
зуются не для решения вычислительных задач, а для разнообразной
обработки информации. Это - обработка текстов, выполнение графи-
ческих работ, накопление и оперативная выдача разнообразных дан-
ных, программное предъявление информации в процессе компьютерного
обучения, автоматизированный контроль знаний и др.
Для формирования управленческих решений, адекватных целям
управления и реализации принципа обратной связи в управлении, ру-
ководителю необходима полная и достоверная информация о конкрет-
ных исполнителях, о состоянии дел в руководимых коллективах, а
также информация, отражающая общественное мнение по тем или иным
вопросам. Средствами получения такой информации являются: личные
наблюдения и общение с людьми, опросы и анкетирование, периоди-
ческие аттестации работников и т.д. При наличии больших массивов
полученных данных оперативная их обработка возможна лишь на осно-
ве применения компьютерной информационной технологии. Это эконо-
мит труд и время руководителя, освобождает от большого объема ру-
тинной работы.
Существенное влияние оказывает информатика и компьютерная
техника на реализацию принципа иерархии в управлении, позволяя
оптимизировать структуру ступенчатой соподчиненности систем уп-
равления. И здесь важно, что наличие достаточного количества
компьютеров создает предпосылки для устранения ряда промежуточных
ступеней системы (в основном контрольных, учетных, пересылочных).
- 14 -
В результате этого происходит приближение нижней (исполнительной)
ступени к вершине пирамиды системы. Например, в Министерстве
морского флота РФ благодаря широкой компьютеризации управленчес-
кой деятельности аппарат управления перевозками продовольственных
и других экспортно-импортных грузов сократился за год на 35 % и
будет сокращаться в дальнейшем, не смотря на то что объем перево-
зок постоянно возрастает. И таких примеров сегодня множество на
страницах периодических изданий.
" В компании "Форд",- рассказывает автор статьи "Век инфор-
мации" И.Силин,- организационная лестница, от клерка до президен-
та фирмы, насчитывала совсем недавно 16 ступеней, их удалось сок-
ратить теперь до 10". Он утверждает, что рушится столь любимая
бюрократией всего мира "вертикальная", т.е. иерархическая, струк-
тура производства с ее многочисленными уровнями. Такое утвержде-
ние не соответствует реальности, т.к. проведенные примеры свиде-
тельствуют не о крушении иерархической структуры организации уп-
равления, а о ее совершенствовании за счет удаления ряда промежу-
точных подсистем, функции которых выполняют компьютеры. Сама же
иерархическая структура существовала, существует и всегда будет
существовать. Это категория объективная и не зависит от чьей-либо
воли. Формы ее будут постоянно совершенствоваться и развиваться.
Оптимизация организационных структур управления опирается не
только на удаление тех или иных "изживших себя подсистем", но и
на включение в систему новых звеньев, компьютеризованных звеньев
и подсистем. Тем самым управляющий или обслуживающий объект осво-
бождается в значительной мере от переработки избыточной информа-
ции, а потребности исполнителей или пользователей удовлетворяются
полнее и оперативнее. Примером таких компьютеризованных ступеней
могут служить автоматические справочники и кассы на вокзалах,
разнообразные автоматы обслуживания и др. Ярким примером струк-
турной оптимизации системы за счет включения в нее дополнительной
ступени является организация компьютерного обучения. В традицион-
ном обучении иерархия в управлении познавательным процессом прак-
тически отсутствует: есть преподаватель и обучаемый. В компьютер-
ном обучении между преподавателем и обучаемым вводится новая про-
межуточная ступень - индивидуальные контрольно-обучающие устройс-
тва (дисплеи, персональные компьютеры). Это уже иерархия в дейс-
твии. Вся избыточная, неоднократно повторяемая информация замыка-
ется в подсистемах "обучаемый - компьютер", а наиболее значимая
учебно-воспитательная информация доводится до обучаемых непос-
редственно преподавателем - главным объектом системы. Освобожде-
ние преподавателя от переработки избыточной информации позволяет
ему наиболее полно реализовать свой опыт и мастерство, индивидуа-
лизируя обучение. Важнейшее преимущество автоматизированных обу-
чающих систем в учебных АИС - возможность хранения и многократно-
го использования лучших учебно-методических материалов, в которых
"законсервированы" не только необходимые обучаемым знания, но и
соответствующие управляющие воздействия,отражающие опыт лучших
педагогов.
Любой компьютер, каким бы совершенным он не был, является
продуктом человеческого разума и реализует лишь запрограммирован-
ные человеком действия. Говорят:" Автоматизировать можно все, что
программируется, однако не все можно запрограммировать". По мне-
нию специалистов, даже "чесательный" рефлекс собаки во всех дета-
лях формализовать весьма сложно. Поэтому разумность диалога
компьютера с человеком всегда ограничена рамками возможностей
формальной логики, степенью учета в программе типовых, лежащих на
поверхности, устойчивых жизненных ситуаций.
- 15 -
Сложность научного понятия информации и различные его толко-
вания обусловливают неоднозначность и в других сопутствующих ей
понятий, одно из которых - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - особенно важ-
но.
24. Информационные системы их функционирование.
2Информационная система - это организованные человеком систе-
2мы сбора, хранения, обработки и выдачи информации, необходимой
2для эффективного функционирования субъектов и объектов управле-
2ния 0. Данные системы являются средством удовлетворения потребнос-
тей управления в информации, которое заключается в том, чтобы в
нужный момент из соответствующих источников получать информацию,
причем такую, которая должна быть предварительно систематизирова-
на и определенным образом обработана.
_К компонентам информационной системы относятся .:
1 - информация, необходимая для выполнения одной или нес-
кольких функций управления;
2 - персонал, обеспечивающий функционирование информационной
системы;
3 - технические средства;
4 - методы и процедуры сбора и переработки информации.
Информационные системы, как и любые другие системы, помимо
структуры характеризуются функциями, которые они выполняют. С
технологической точки зрения их функции можно подразделить на
подготовительный и основные. Первые заключаются в фиксации, сборе
данных, кодировании и записи их на машинные носители, вводе в па-
мять электронно-вычислительных машин (в случае автоматизации) и
систематизированном хранении. Вторые - сводятся к поиску или со-
держательной обработке информации, документальному оформлению и
размножению результатов поиска и обработки, передаче выходной ин-
формации потребителям.
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи связывают
понятие информационной системы с автоматизацией информационных
процессов на базе ЭВМ. Автоматизация информационных процессов яв-
ляется актуальной задачей в проблематике совершенствования соци-
ального управления. Однако связывать понятие информационной
системы только с внедрением в информационный процесс ЭВМ неправо-
мерно. Потребность в систематизированной и специально обработан-
ной информации для нужд управления была давно создана человеком ,
и человек научился собирать, обрабатывать и передавать информа-
цию, и к моменту появления автоматизации информационная система
уже существовала как реальность. В настоящее время, когда реша-
ются задачи создания информационных систем на базе ЭВМ , наряду с
последними функционируют и такие информационные системы, автома-
тизация которых или невозможна, или невыгодна .
В научной литературе наряду с понятием " _информационная
_система ." употребляется и понятие " _система информации ." . В этой
связи представляется необходимым сказать несколько слов об их
соотношении . Наибольшее распространение получил подход, при ко-
тором _система информации рассматривается как совокупность различ-
_ных видов информации, обеспечивающих выполнение определенных за-
_дач .. Авторы придерживающиеся данной позиции, акцентируют внимание
на видах информации, на их взаимосвязи между собой и выполняемыми
системой управления функциями, т.е. на информации как таковой.
Существует и противоположная точка зрения, сторонники кото-
рой под системой информации понимают не совокупность информации,
а то, посредством чего она функционирует. В органах внутренних
дел рассматриваемая точка зрения нашла свое выражение в такой
- 16 -
формулировке:"Система информации в органах внутренних дел склады-
вается из ряда взаимосвязанных элементов: источников получения
информации, каналов связи и передачи, средств хранения и обработ-
ки".
Всю циркулирующую в любом органе управления информацию можно
представить в виде системы, но при этом нельзя указанное понятие
ограничивать лишь совокупностью различных видов информации или
только суммой методов и средств ее сбора и обработки. Нелогично,
видимо, отделять информацию от информационных процессов, т.е. от
ее движения и преобразования. Для реализации непрерывного управ-
ленческого процесса важна не только сама информация , но и орга-
низация обмена информацией как между компонентами системы, так и
между системой и внешней средой. Поэтому более правильным было бы
такое толкование системы информации, когда в число ее компонентов
включаются виды, потоки и массивы информации; каналы связи; прие-
мы, методы и средства сбора, обработки и хранения. Если исследу-
ется информационная модель какой-то системы управления, то важным
является не только уяснение содержания информации, но и понимание
механизма функционирования модели. К материальной же основе тако-
го механизма следует отнести совокупность используемых приемов,
методов и средств сбора, передачи и обработки информации. Сущест-
венным компонентом системы информации считаются органы (подразде-
ления), осуществляющие организацию и реализацию информационного
процесса.
1Следовательно под системой информации мы понимаем совокуп-
1ность всех видов информации, необходимой для эффективного функци-
1онирования конкретной системы управления, а также комплекс мето-
1дов, средств и организационных форм реализации информационного
1процесса.
Каково же соотношение понятий "система информации" и "инфор-
мационная система"?
"Некоторые системы, - отмечает Ю.И. Черняк, - необозримы для
наблюдателя либо во времени, либо в пространстве, т.е. задачу над
данным объектом нельзя решать без того , чтобы не принимать во
внимание тот факт, что наблюдатель физически не может одновремен-
но обозревать всю систему ... В таких случаях выход из положения
заключается в последовательном рассмотрении системы по частям.
Таким образом, большая система - это система, которая не может
рассматриваться иначе, как в качестве совокупности априорно выде-
ленных подсистем". К такого рода системам относятся и системы ин-
формации , в которых выделенными подсистемами выступают информа-
ционные системы. Если понятием "система информации" охватывается
вся информация органа управления, то понятием "информационная
система" - часть этой информации. Объективная необходимость соз-
дания не одной , а многих информационных систем обуславливается
тем, что информация в органе управления отличается по содержанию,
задачам, которые с ее помощью решаются, методам и средствам сбо-
ра, передачи и обработки. Деление системы информации на отдельные
информационные системы позволяет применять разнообразные методы и
средства решения информационных задач в зависимости от наличия
различных факторов, осуществлять поэтапное проектирование и внед-
рение локальных информационных систем с последующей увязкой их в
единую систему информации, что происходит на практике.
Таким образом, системы информации можно представить как со-
вокупность информационных систем, обеспечивающих эффективное вы-
полнение функций управления. При этом понятия информационной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14