скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Операционные системы

Такая организация файловой системы является одноуровневой в рамках одного пользователя, то есть все файлы связаны в группы по принадлежности к какому-то пользователю.

3. Иерархическая файловая система. Все файлы файловой системы построены в структуру, которая называется деревом. В корне дерева находится, так называемый, корень файловой системы. Если узел дерева является листом, то это файл, который может содержать данные пользователя, либо являться файлом-каталогом. Узлы дерева отличные от листа являются файлами-каталогами. Именование в такой иерархической файловой системе может происходить разными способами. Первый тип - именование файла относительно ближайшего каталога, т. е. если мы посмотрим файлы, которые являются ближайшими для каталога F0, - это файл F1, который является также каталогом, и файл F2. Для успешного именования в такой системе на одном уровне не могут повторяться имена. С другой стороны, так как все файлы связаны с помощью дерева, мы можем говорить о, так называемом, полном имени файла, которое составляется из всех имен файлов, которые составляют путь от корня файловой системы к конкретному файлу. Полное имя файла F3 будет обозначаться так: /F0/F1/F3. Такая организация хороша тем, что она позволяет работать как с коротким именем файла (если системно подразумевается, что мы работаем в данном каталоге), так и с полным именем файла. Полные имена файлов есть пути, а в любом дереве от его корня до любого узла существует единственный путь, следовательно, этим решается проблема унификации имен. Первый раз такой подход был использован в операционной системе Multix, которая разрабатывалась в университете Беркли в конце 60-х годов. Это красивое решение стало появляться впоследствии во многих операционных системах. Согласно этой иерархии, каждому из файлов можно привязывать какие-то атрибуты, связанные с правами доступа. Правами доступа могут обладать как пользовательские файлы, так и каталоги. Структура этой системы хороша для организации многопользовательской работы, за счет отсутствия проблемы именования, и такая система может очень хорошо наращиваться.

4. Персонификация и защита данных в операционной системе. Этот нюанс, который мы сейчас рассмотрим, и простой, и сложный. Простой - потому что мы скажем о нем буквально несколько фраз, а сложный, потому что существуют проблемы, о которых можно говорить долго.

Персонификация - это возможность операционной системы идентифицировать конкретного пользователя и в соответствии с этим принимать те или иные действия, в частности, по защите данных.

Если мы с вами посмотрим на любимую нами операционную систему MS-DOS, то там не было понятия пользователя со всеми вытекающими последствиями - она однопользовательская.

Второй уровень операционных систем - это операционные системы, которые позволяют регистрировать пользователей, но все пользователи представляются в виде единого набора некоторых субъектов и не связаны друг с другом никак. Примером таких операционных систем могут служить некоторые операционные системы фирмы IBM для mainframe-компьютеров. Например, лектор не знает, кто из его слушателей к какой группе относится, но все, сидящие перед ним, пользователи его курса. Это и хорошо, и плохо. С точки зрения прослушивания курса лекций - это хорошо, но для проведения этим лектором какого-то опроса это плохо, потому что за один день он не успеет опросить всех. Ему надо будет всех слушателей как-то поделить, а как - не известно.

Соответственно, при такой одномерной персонификации обеспечиваются все те функции, о которых мы с вами говорили (в частности защита), но такая организация пользователей не предполагает образования групп пользователей. А мне удобно, чтобы, предположим, на нашем факультетском сервере моя лаборатория была выделена, и в рамках этой лаборатории можно было  бы предоставлять друг другу права доступа к файлам и т.д.

Соответственно, аналогично файловой системе, появляется иерархическая организация пользователей. То есть у нас имеется понятие «все пользователи» и понятие «группа пользователей». В группе есть реальные пользователи. Такая иерархическая организация персонификации влечет за собой следующие моменты. При регистрации какого-то пользователя необходимо сначала привязать его к какой-то группе - это может быть лаборатория, кафедра или учебная группа. Так как пользователи объединены в группы, то появляется возможность разделения прав доступа к ресурсам пользователей. То есть пользователь может, например, заявить, что все его ресурсы доступны для всех пользователей группы. Такая схема может быть многоуровневой (группы делятся на подгруппы и т.д.) с соответственным распределением прав и возможностей. Сейчас появляются операционные системы, в которых права доступа могут определяться не только такой  иерархической структурой, но и могут быть более сложными, т. е. права доступа можно добавлять, нарушая эту иерархию.


Лекция №7

3. Операционная система UNIX.

Мы переходим к изучению операционной системы UNIX, поскольку многие решения, которые принимаются в операционных системах, мы будем рассматривать на примере этой операционной системы.

В середине 60-х годов в Bell Laboratories фирмы AT&T проводились исследования и разработка одной из первых операционных систем в современном ее понимании - операционной системы Multix. Эта операционная система обладала свойствами операционной системы разделения времени, многопользовательской системы, а также в этой системе были предложены основные решения по организации файловых систем, в частности, была предложена иерархическая древообразная файловая система. От этой разработки через некоторое время получила начало операционная система UNIX. Одна из историй разработки этой системы говорит о том, что на фирме был ненужный компьютер PDP-7 с очень малоразвитым программным обеспечением и требовалась машина, которая позволяла бы организовывать комфортную работу пользователя, в частности, обработку текстовой информации. Известная группа людей - это Кен Томпсон и Деннис Ритчи, занялись разработкой новой операционной системы. Другой вариант этой истории гласит о том, что якобы они занимались реализацией некоторой игры и те средства, которые были им доступны, оказались неудобны - тогда они решили поиграть с этой машиной. В результате появилась операционная система UNIX.

Особенностью этой системы  являлось то, что она была первой системной программой, которая была написана с использованием языка, отличного от машинного языка (ассемблера). Для целей написания этого системного программного обеспечения, в частности, операционной системы UNIX, также проводились работы, которые начинались от языка BCPL. Из него был образован язык B, который оперировал с машинными словами. Далее абстракция машинных слов - BN, и наконец язык Си. С 1983 года операционная система UNIX (ее первоначальная версия) была переписана на язык Си, и получилось, что около 90% операционной системы было написано на языке высокого уровня, не зависящем от архитектуры машины, а 10% этой системы были написаны на ассемблере. В эти десять процентов вошли наиболее критичные по времени части операционной системы.

Итак, первым важным и революционным результатом было использование языка высокого уровня. Этот факт вызывал обсуждения, потому что никто не верил, что это может быть долговременно, поскольку всегда язык высокого уровня ассоциировался с большой неэффективностью. Язык Си был сконструирован таким образом, что позволял, с одной стороны, писать достаточно эффективные программы, с другой стороны, транслировать его в эффективный код.

Первое свойство языка Си, которое повышало его эффективность, - это работа с указателями. Второе свойство заключается в том, что при программировании на ассемблере мы  часто используем побочные эффекты. Например, эффект, когда результатом вычисления какого-то выражения является не только записанной значение, но и какие-то промежуточные значения, которые можно по ходу записать для последующего их использования. Эти возможности стали доступны и в языке Си, потому что понятие выражения в языке Си гораздо шире, чем в тех языках, которые имелись в наличии в то время. В частности, появилась операция присваивания, вместо оператора присваивания, которая позволила программировать побочные эффекты. Эти свойства и определили «живучесть» языка, пригодность для программирования системных компонентов и возможность оптимальной  трансляции кода различных машин.

С профессиональной (канонической) точки зрения, язык Си - ужасный язык. Основным требованием, которое предъявляется к языкам программирования, является обеспечение безопасности программирования. Средства языка должны минимизировать вероятность внесения ошибок в программу, и заведомо к таким средствам современных языков относится следующее: жесткий контроль типов (т.е. нельзя, например, сложить целочисленную переменную с вещественной, не преобразовав перед этим тип одной из них к типу другой). Язык Си обладает возможностью преобразования типов по умолчанию. Другая криминальная вещь - это обеспечение контроля за доступом к памяти программы (т.е. если в ячейке памяти хранится вещественное число, то мы не можем его проинтерпретировать никак иначе). Возможность бесконтрольного использования этих значений предоставляют указатели. Более того, через указатель можно «обманывать» функции в соответствии и несоответствии фактических параметров формальным параметрам и т.д. Третье свойство - это контроль за взаимодействием модулей. Много ошибок появляется в том случае, если в функции продекларирован один набор формальных параметров, а обращение к ней происходит по другому набору (причем отличия могут быть как по количеству параметров, так и по типам). В языке Си всегда можно обмануть программу - вместо формального параметра одного типа дать параметр другого типа, и вместо десяти параметров передать один. Это приводит к ошибкам.

Вот три позиции, по которым язык Си не удовлетворяет требованиям безопасности. Однако опыт показывает, что наиболее живучими оказываются плохие (с этой точки зрения) языки.

Итак, 1973 год - год появления написанной на языке Си операционной системы UNIX. Какими основными свойствами обладала эта система? Первое свойство - это концепция файлов. Основным объектом, которым оперирует операционная система, является файл. Файл, с точки зрения операционной системы UNIX, - это внешнее устройство. Файл - это каталог, который содержит информацию о содержащихся в нем файлах. И так далее, на сегодняшний день, файлом может считаться, в некотором смысле и процесс, который может работать.

Второе свойство - это особая структура операционной системы. В отличие от предыдущих операционных систем, в которых каждая команда была «зашита» внутрь операционной системы, т.е. ее нельзя было как -либо модифицировать, в UNIX-е проблемы команд решены очень элегантно. Во-первых, UNIX декларирует стандартный интерфейс передачи параметров извне внутрь процесса. Во-вторых, все команды реализованы в виде файлов. Это означает, что можно свободно добавлять новые команды в систему, а также убирать и модифицировать их. То есть система UNIX открыта и ее можно легко развивать.

Начнем рассмотрение конкретных свойств операционной системы.

Файловая система. Организация файлов. Работа с файлами.

Файловая система UNIX-а - это многопользовательская иерархическая файловая система. Ее структуру мы рисовали на прошлой лекции. Она представима деревом, корнем которого является, так называемый, корневой каталог. Узлами, отличными от листьев дерева, являются каталоги. Листьями могут являться либо файлы (в традиционном понимании), либо пустые каталоги. В системе определено понятие имени файла - это имя, которое ассоциировано с набором данных в рамках каталога, которому этот файл принадлежит. Кроме того, имеется понятие полного имени - это уникальный путь от корня файловой системы до конкретного файла. Разрешено совпадение имен файлов, находящихся в разных каталогах.

На самом деле, файловая система  не совсем древообразная. Имеется возможность нарушения иерархии за счет средств, позволяющих ассоциировать несколько имен (полных) с одним и тем же содержимым файла, - это, так называемые, ссылки. Тем не менее, мы будем говорить, что файловая система иерархическая и древообразная.

В операционной системе UNIX используется трехуровневая иерархия пользователей (все пользователи разделены на группы), структура которой в общем случае была рассмотрена в предыдущей лекции. В связи с этим каждый файл файловой системы обладает двумя атрибутами. Первый атрибут - это, так называемый, владелец файла. Этот атрибут связан с одним конкретным пользователем, который является владельцем файла. Владельцем файла можно стать по умолчанию, если создать этот файл, а также есть команда, которая позволяет менять владельца файла. Второй атрибут - это атрибут, связанный с защитой доступа к файлу (подробнее об этом будет сказано позже).

Доступ к каждому файлу регламентируется по трем категориям. Первая категория - это права владельца файла. В общем случае владелец не обязательно может делать с этим файлом все что угодно. Вторая категория - права группы, к которой принадлежит владелец файла, (отличные от прав владельца). Третья категория - права остальных пользователей системы, за исключением соответствующей группы. По этим трем категориям регламентируются три действия - чтение из файла, запись в файл и исполнение файла. В каждом файле определено, может ли пользователь данной категории читать файл, писать в него и запускать его как исполняемый в качестве процесса.

Работа с файлами

Рассмотрим структуру файловой системы на диске. Для любой вычислительной системы определено понятие системного внешнего запоминающего устройства (СВЗУ). СВЗУ - это устройство, к которому осуществляет доступ аппаратный загрузчик машины с целью запуска операционной системы. Почти любая вычислительная машина имеет диапазон адресного пространства памяти, размещенный в, так называемом, постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ). В ПЗУ размещается небольшая программа  (аппаратный загрузчик), которая при включении или аппаратной перезагрузке машины, обращается к фиксированному блоку СВЗУ, размещает его в оперативной памяти и передает управление на фиксированный адрес, принадлежащий считанным данным. Считается, что этот считанный блок данных является, так называемым, программным загрузчиком. Программный загрузчик далее «раскручивает» запуск операционной системы. Следует отметить, что аппаратный загрузчик не зависит от операционной системы, а программный загрузчик является компонентом операционной системы. Он уже знает, где размещаются данные, необходимые для запуска операционной системы.

В любой системе принято разбиение пространства ВЗУ на некоторые области данных, которые называются блоками. Размер логического блока является фиксированным атрибутом операционной системы. В операционной системе UNIX размеры блока определяет некоторый параметр, который может меняться в зависимости от версии системы. Для определенности будем говорить, что логический блок ВЗУ равен 512 байт.

Представим адресное пространство СВЗУ в виде последовательности блоков. Нулевой блок СВЗУ - это блок начальной загрузки, или блок, в котором находится программный загрузчик. Размещение этого блока в нулевом блоке СВЗУ определяется аппаратно, потому что аппаратный загрузчик обращается всегда именно к нулевому блоку. Это последний компонент файловой системы, который зависит от аппаратуры.

Следующий блок - это суперблок файловой системы. Он содержит оперативную информацию о текущем состоянии операционной системы, а также данные о параметрах настройки файловой системы. В частности, суперблок содержит информацию о количестве, так называемых, индексных дескрипторов в файловой системе. Также суперблок  содержит информацию о количестве блоков, составляющих файловую систему, а также информацию о свободных блоках файлов, о свободных индексных дескрипторах, и прочие данные, характеризующие время, дату модификации и другие специальные параметры.

Блок

начальной

загрузки

Суперблок

файловой системы

Область

индексных дескрипторов

Блоки

файлов

Область

сохранения

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.