скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Реферат: Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Оглавление

Введение

I. Электронное государство: понятие, концепция

§1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного государства

§2. Технология перехода в электронному государству и условия его развития

II. Электронное государство в Европе

§1. Основные тенденции развития электронного государства в мире

§2. Электронное государство в Великобритании

§3. Электронное правительство во Франции

§4. Электронное правительство в Германии

III. Электронное государство и российское общество

§1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»

§2. Реализация программы электронного правительства в России

Заключение

Список литературы


Введение

В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Резко возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения своих потребностей. В этих условиях возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). Внешним признаком происходящих изменений стало применение перед названием государств латинской буквы е, что означает появление «Электронных США» (e-USA), «Электронной Европы» (e-Europe), «Электронной Франции» (e-France), «Электронной Великобритании» (e-Great Britain) и т.д. Несомненно, в этот ряд вступает и «Электронная Россия» (e-Russia). Все это говорит об актуальности темы реферата.

Целью работы является определение понятия и сущности термина «электронное государство», а так же оценка развития электронных государств в Западной Европе и России.

Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1.  Определить понятие и цели концепции электронного государства, оценить ее условия развития и результаты;

2.  Дать характеристику развития электронных государств в Западной Европе на примере Великобритании, Франции и Германии

3.  Дать оценку реализации программы электронного правительства в России.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Для составления работы использовалась научная, научно-популярная, учебная литература, а так же электронные источники.


I. Электронное государство: понятие, концепция

§1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного государства

электронный государство западный европа россия

1. Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию «e-government». Одно из его значений - «электронное правительство». Однако в современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом[1]. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а обо всех трех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной)[2].

Поскольку в настоящее время «электронное государство» находится в стадии становления, его понятие четко не сформировалось. Определение «электронное» условно обозначает новые информационно-коммуникативные каналы связи государственных органов и граждан[3]. Согласно закону США «Об электронном государстве» 2002 года под этим термином понимается использование государством Интернета и других информационных технологий в целях расширения доступа общественности, агентов, других государственных структур к государственной информации и службам, а также для повышения эффективности качества работы информационных технологий[4]. В официальных документах электронное правительство наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)[5]. Согласно определению Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ[6].

В данной работе мы будем пользоваться определением электронного государства Ю. Ирхина: интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Электронное государство рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).[7]

По мнению Ю. Ирхина, прямой перевод словосочетания «e-government» не вполне раскрывает сущность рассматриваемого явления. Точнее было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себе технологии интернет-взаимодействия между органами власти с одной стороны и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой. Однако термин «электронное государство» получил необходимое международное признание, широко используется в научной и управленческой литературе, имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). По аналогии с ним выделяют подсистему «электронных муниципалитетов», используются понятия: «электронный бизнес» - «e-Business» и «электронный гражданин» - «e-Citizen». В рамках «электронного правительства» предполагается взаимодействие (прямое и обратное) внутри государственных структур, между государством и гражданами, государством и бизнесом и т.д.[8]

Концепция и сам термин электронного государства появились совсем недавно — в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения «e-government», имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба.[9]

Стратегия создания электронного государства базировалась на следующих положениях:

·  децентрализация — передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;

·  повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);

·  улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;

·  внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;

·  использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.[10]

2. Согласно определению Европейской комиссии, электронное правительство — это использование в государственных структурах информационно-телекоммуникационных технологий на фоне проведения организационных реформ и формирования у государственных служащих навыков, направленных на улучшение функционирования госструктур и повышение уровня оказываемых ими услуг. Из этого следует, что базовая цель внедрения электронного государства — повышение эффективности работы государственных служб.

Принципы «e-government» подразумевают возможность получения традиционных правительственных услуг он-лайн. Для граждан это может быть подача налоговых деклараций, голосование, получение копий разнообразных свидетельств, оплата коммунальных услуг, возобновление регистрации транспортных средств и водительских прав, поиск работы и т.п. Для бизнеса — регистрация новых компаний, обновление лицензий, уплата корпоративных налогов, отправка сведений в статистические органы, подача таможенных деклараций, проведение выплат в фонды социального страхования, осуществление государственных закупок и т.д.[11]

Основными результатами создания «e-government», по данным Европейской комиссии, будут:

·  улучшение качества предоставляемых госорганами услуг;

·  уменьшение времени обслуживания клиентов;

·  снижение административных барьеров;

·  расширение набора государственных услуг;

·  повышение эффективности деятельности госорганов;

·  улучшение показателя удовлетворенности услугами клиентов.

Как справедливо отметил на форуме ведущих мировых политиков, бизнесменов и ученых The Microsoft Government Leaders Forum глава корпорации Microsoft Билл Гейтс, «реализация концепции электронного правительства поможет повысить производительность структур государственного управления и уровень предоставляемых ими услуг, а также значительно сократит расходы на управление»[12]. Государственным структурам внедрение «e-government» сулит снижение стоимости проведения транзакций и упрощение взаимодействия между различными ведомствами. А для бизнеса и обычных граждан данная инициатива в перспективе приведет к существенной экономии времени, уменьшению финансовых затрат и повышению качества оказываемых услуг. Экономия времени будет достигнута благодаря отсутствию необходимости ходить по инстанциям (любую госуслугу можно будет получить в онлайне) и общаться с госслужащими, а также снижению количества административных ошибок. Уменьшение финансовых затрат станет следствием снижения стоимости услуг, например оплаты за получение разрешений или лицензий (что возможно благодаря сокращению количества госслужащих), и ликвидации административных барьеров, на преодоление которых при традиционной государственной структуре требуется немало дополнительных ресурсов. Повышение качества услуг произойдет за счет автоматизации и кардинального изменения подхода к принципу оказания услуг, когда во главу угла будут ставиться интересы не ведомств, а клиентов, оплачивающих услуги.[13]

Ряд исследований подтверждает, что внедрение «e-government» может действительно улучшить результативность работы госорганов. О неэффективности их функционирования при традиционной модели свидетельствуют, например, цифры, приведенные на последнем форуме The Microsoft Government Leaders Forum. На бюрократическую волокиту в Европе затрачивается ежегодно 484 млрд долл., а в США — порядка 843 млрд. Если бы правительства могли сэкономить хотя бы 15% от этих затрат, это было бы сравнимо с половиной бюджета здравоохранения. Немалая экономия возможна и за счет сокращения административного аппарата — например, согласно данным документа European Commission’s eGovernment Action Plan, преобразование британской пенсионной комиссии в соответствии с принципами «e-government» освободило 50% конторского штата, который был переключен на выполнение других административных задач.[14]

По данным Европейской комиссии, полное переведение госуслуг в онлайн позволит гражданам ежегодно экономить до 150 евро, а компаниям — до 50 евро, которые сегодня затрачиваются на преодоление административных барьеров. Если говорить об экономии времени, то только электронное декларирование налогов, если оно будет введено во всех странах ЕС, позволит экономить европейским гражданам порядка 100 млн часов в год. Как показывают исследования, эффективным может быть даже просто своевременное информирование: согласно отчету Implementing the President’s Management Agenda for E-Government, популярный американский сайт UsinessLaw.gov, который обеспечивает представителей малого бизнеса быстрым доступом к юридической и регулирующей информации, помогает коммерсантам сократить расходы в общей сложности на 56 млн долл. в год. А портал Regulations.gov, комментирующий законодательные акты, только за первый год своей работы помог сохранить коммерсантам более 90 млн долл. всего лишь за счет своевременного информирования относительно тонкостей законодательных актов.[15]

Все эти цифры не сравнимы с объемами сэкономленных средств при проведении электронных госзакупок (eProcurement), эффективность которых определяется сразу несколькими факторами:

·  анализом конъюнктуры рынка и выбором времени и способа закупок, а также планированием процедуры закупок;

·  снижением закупочных цен за счет расширения круга поставщиков, усилением конкуренции между ними и укрупнением закупаемых партий однотипной продукции;

·  экономией на издержках, связанных с оформлением и расчетами, ускорением информационного обмена и документооборота;

·  прозрачностью процедуры закупок и снижением уровня злоупотреблений и коррупции;

·  достижением экономии за счет применения механизма аукциона.[16]

§2. Технология перехода в электронному государству и условия его развития

Формирование электронного правительства предполагает комплексное решение следующих задач:

·  полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий;

·  осуществление реформы институтов государственного управления;

·  обеспечение правительственного веб-присутствия;

·  достижение высокого уровня телекоммуникационной инфраструктуры;

·  повышение уровня готовности населения к пользованию информационными услугами.

В свою очередь, правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов:

1. Информационный (Information) — означает 20%-ное веб-присутствие и предполагает создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной информации (нормативные акты, распоряжения, постановления и пр.) ссылок на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, финансов и т.п.).

2. Интерактивный односторонний (One way interaction) — предполагает 40%-ное веб-присутствие и заключается в организации пассивного взаимодействия между клиентами и правительством. Он подразумевает, например, предоставление доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Нужную форму можно распечатать, но отправлять ее придется традиционным образом, а не через Интернет. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев.

3. Интерактивный двусторонний (Two way interaction) — означает 60%-ное веб-присутствие и реализуется посредством интерактивного двустороннего взаимодействия. На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность и появляется возможность запрашивать информацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, обращаться к госчиновникам по электронной почте, участвовать в онлайновых дискуссиях или оставлять комментарии на досках сообщений и т.п.

4. Транзакционный (Transaction) — предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. На данном этапе одной из серьезных проблем становится обеспечение безопасности работы.

5. Проактивный (Targetisation) — означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов.[17]

В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. Можно выделить следующие уровни взаимодействия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.