скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

C2B (customer-to-business) — между гражданами и частными компаниями;

B2B (business-to-business) — между частными компаниями;

G2C (government-to-citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;

G2B (government-to-business) — между государством и частными компаниями;

G2G (government-to-government) — между органами государственного управления.[18]

В концепции «электронного государства» вся система органов исполнительной власти, функционирует как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность «e-government» должна быть достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широко использования централизованных систем Интернета. Все это призвано повысить как качество оказания государством услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства.[19]

Процесс становления системы «e-government» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».

«Публичность» - означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.

«Участие» - подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.

«Онлайн-транзакции» - обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.

Преимущества электронного государства очевидны - упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти[20].

Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «e-government» необходим ряд условий. Среди них:

1.  Принятие соответствующих государственных решений;

2.  Достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);

3.  Разработка рациональной, концепции «e-government» и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства;

4.  Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии;

5.  Снятие узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного государства» («информационные технологии решат все проблемы»),

6.  Преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях;

7.  Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта[21].

С. Шляхтина в своей работе выделяет следующие условия:

·  реорганизация внутренних структур и процессов госучреждений посредством автоматизации процессов и с учетом принципов подотчетности, прозрачности и оперативности;

·  безопасный доступ к услугам (развертывание систем удостоверения личности, поддержка политики безопасности и пр.), без чего развитие онлайновых сервисов обречено на провал;

·  использование широкого спектра каналов для эффективного оказания услуг, причем инновационные каналы (компьютер, мобильный телефон, цифровой телевизор и т.д.) должны не исключать, а дополнять традиционные, так как не все категории населения (например, пожилые люди) пожелают перейти на новые способы получения услуг;

·  стандартизация услуг на основании международных стандартов и поддержки многоязычности, поскольку услуги должны быть доступны всем гражданам независимо от их национальной принадлежности, языка общения, места проживания и т.д.;

·  удобство и поддержка, так как получение услуг должно быть рассчитано на все категории населения (независимо от уровня образования, навыков, физических способностей и т.д.), при этом граждане должны иметь возможность в любой момент проконсультироваться на предмет получения услуги.

Веб-сайты государственных органов - это не дань моде, они несут большую информационно-правовую нагрузку. Как справедливо отмечает И. Бачило, в условиях «информационного общества... особое значение приобретает вопрос о прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Эти обстоятельства должны повлиять на состояние информационной и государственной безопасности в целом, на реальность института ответственности как органов государственной власти, так и государственных служащих»[22].

Государственные органы становятся более открытыми и доступными для общества, ориентированными на граждан. В условиях «электронного государства» общество получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс принятия государственных решений, принимать в их подготовке интерактивное участие, что в конечном счете также повышает прозрачность работы государственного сектора. «Электронное государство» в целом создает новые возможности для развития демократии. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «глобализация процесса демократизации мира сопровождается проблемой кризиса современной демократии», выражающейся «в исчерпанности возможностей саморазвития демократии, ее прогресса»[23].

Таким образом, электронное государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.

Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.


II. Электронное государство в Европе и России

§1. Основные тенденции развития электронного государства в мире

Государственные органы во всем мире существенно улучшили предоставление услуг по сети Интернет, расширив спектр и функциональность электронных государственных служб для граждан и для компаний. Третье ежегодное всемирное исследование компании Accenture1 в области автоматизации государственного управления под названием «Реализация концепции электронного правительства» (Realizing the Vision) показывает, что государственные органы также демонстрируют большее понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.      

В мире растет понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера деятельности государства — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.

Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Разрыв в сфере онлайновых услуг между странами, отнесенными к категории «Лидеры инноваций» (Канада, Сингапур и США), и странами из группы «Возможные соперники» (Австралия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Франция) сокращается. При этом 13 государств имеют общий показатель зрелости онлайновых служб (maturity of online services), равный 40% и выше. Для сравнения: в прошлом году такой же показатель был всего лишь у двух стран — Канады и Сингапура.[24]

Поскольку планка достижений, за некоторыми исключениями, поднялась, то разрыв между странами-лидерами и государствами на другом конце спектра электронного правительства в целом увеличился. И хотя при определении стран-лидеров показатель зрелости онлайновых служб имеет большее значение, чем количество оказываемых онлайновых услуг, девять стран во главе с США, Сингапуром и Францией приближаются по широте предоставляемых услуг к 100%-ному набору возможных онлайновых служб. В этих странах более девяти десятых из рассматриваемых услуг в той или иной мере предлагается по Сети.

Исследование выявило ряд возникающих тенденций, которые в совокупности рисуют картину того, каким образом государство может улучшить предоставление услуг. Создавая онлайновые службы, оно также должно успешно решать такие вопросы, как интеграция различных ведомств, безопасность данных, конфиденциальность пользователей, схемы управления, национальная безопасность, общая конкурентоспособность и защита гражданских свобод. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. При этом учитывается тот факт, что реальная экономия расходов происходит только при условии осуществления той или иной операции целиком в Интернете — от начала и до конца.      

Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством.

Исследование также показало, что в мире растет понимание того, что электронное правительство — это не только внедрение информационных технологий, но и применение их как инструмента для изменения характера деятельности государственных служб. Ключ к успеху электронного правительства — ориентированный на граждан подход, опирающийся на использование систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством. Одним из главных факторов, определяющих категорию, к которой можно отнести ту или иную страну по показателю развития электронного правительства, является степень использования государством данного подхода. Основными категориями в исследовании являются: «Лидеры инноваций», «Возможные соперники», «Начинающие игроки» и «Строители платформы».

Основные ключевые идеи исследования

«Реализация концепции электронного правительства»

1.  Важной движущей силой электронного правительства становятся CRM-системы.

2.  Взаимодействие между ведомствами растет, но остается одной из главных проблем.

3.  Электронное правительство видится как один из инструментов, с помощью которых государственные службы могут изменить свой образ деятельности.

4.  Разрыв в достижениях между странами сокращается.

5.  Дальнейшее движение вперед требует тщательного рассмотрения вопросов конфиденциальности.

6.  Следующая волна проектов электронного правительства будет преимущественно связана с различными видами «повсеместной коммерции» (ubiquitous commerce, или u-commerce).[25]

Создание национальных «электронных правительств» в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. Речь идет об адаптации администрации к условиям информационного общества. Новое государственное управление предполагает его большую открытость; внесение в государственные службы конкурентных и договорных начал; ответственность за результаты деятельности; повышение роли этических требований; активное взаимодействие с гражданским обществом[26].

При использовании ИКТ в современном государственном управлении учитывается также социально-политическая, экономическая, культурная, ментальная среда и иные факторы, влияющие на весь характер взаимоотношений власть-общество.

Глава аппарата советников Премьер-министра Великобритании Майкл Барбер обращал внимание на важность реализации ключевых демократических и управленческих ценностей и электронном правительстве: профессионализм; высокая компетенция, преданность принципам демократии; политическая неангажированность; действенность и другие[27].

В данный момент часть государств предлагают постоянно обновляющиеся информационные услуги. В ряде стран Запада есть специальные государственные должности - уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации: в США - главный ответственный по информации (Chief information officer), в Великобритании - электронный посланник (e-envoy).[28] В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме он-лайн стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: электронный запрос многих видов информации (документов, законов, постановлений, статистических сведений и о вакансиях, географических карт); оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов).[29] Все большее количество правительств и правительственных агентств во всех странах мира выкладывают на сайты в Интернет различные справки, формы, публикации и базы данных. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Это в помощь обычному гражданину, нуждающемуся в установлении контакта с правительственными службами. На большинстве сайтов (85%) есть также рубрикация, помогающая ориентироваться в структуре сайта и предлагаемых им услугах.

Почти 71% правительственных Web-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией.[30]

Существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении:

·  недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, граждан;[31]

·  дисбалансы между служащими различных подразделений и поколений;

·  существуют сомнения среди многих граждан в отношении доступности новых технологий, качества электронного управления (необходимо переучивание миллионных когорт служащих), выбора наилучших моделей электронного взаимодействия с правительством. Страны Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) вкупе с некоторыми странами Юго-Восточной Азии (Сингапур и Гонконг) имеют наивысший уровень доверия к надежности онлайновых госслужб (почти треть пользователей). Авот наибольшие сомнения в защищенности Интернет-контактов с чиновниками выразили японцы (90% считают, что связь с государством по Интернет недостаточно безопасна), немцы (82%) и французы (76%).[32]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.