скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: HTML и создание сайтов

необходимого темпа, диалога, .выделение особых зон для особенной информации и т.

п. Как отмечает Г. С. Цейтин. .любая разработка программного обеспечения

включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя

создаваемой системы. В практике автоматизации вопросы проектирования

деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно, в лучшем случае на

основе опыта авторов системнотехнического обеспечения, а чаще всего исходя из

случайных соображений. Более того, проект деятельности пользователя не входит в

состав документации на автоматизированную систему, не является законченным

продуктом ее разработки. И как следствие отсутствуют психологически и

эргономически обоснованные решения по таким важным вопросам, как определение

класса решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с

ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как

правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением ЭВМ,

к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к

возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.

Был предложен проектный программноисследовательский подход к созданию

психологоэргономического обеспечения технических и программных средств

деятельности пользователя. Как показал наш опыт опоздания эргономического

обеспечения практически реализованных видеотерминальных систем., только на пути

совместного участия специалистов различных предметных областей (педагогов,

психологов, эргономистов, разработчиков программных средств, представителей

пользователя) может быть адекватно решен вопрос о разработке проекта

деятельности пользователя. Начальный этап разработки проекта деятельности

пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические,

психологические и эргономические моменты:

  системно - психологическую характеристики пользователя;

  логикопсихологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;

  перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения указанных

  задач;

  описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те действия,

  процедуры, средства реализации, эффективные стратегии осуществления

  информационных технологий.

На последующих этанах проект деятельности развивается, уточняется и

модифицируется в соответствии с ограничениями, задаваемыми социальными и

организационноэкономическими критериями. При разработке ПС и реализации проекта

деятельности пользователей ЭВМ, следует учитывать ряд психологических принципов,

а также эргономических требований.

В качестве таких психологических принципов следует рекомендовать, например,

следующие.

Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности

предусматривать возможность общения в различном темпе и получения помощи

различной степени подробности.

При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо

исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей,

которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и

достижения таких целей, которые при “ручной” технологии оказываются

недостижимыми.

В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема

понимания текстов. Это касается не только понимания текстов программ, но и

понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера.

Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при

использовании такого нового средства, как компьютер.

При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре

взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ;

проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным

параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране;

кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.

4.1. Требования к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ.

Процедура взаимодействия пользователя с ЭВМ должна основываться на

характеристиках структуры деятельности, которая соответствует целям общения и

определяется в значительной степени средствами ее реализации.

Общие требования к характеристикам структуры деятельности пользователя включают:

  выделение выполняемых этапов общения;

  определение общих и конкретных целей деятельности пользователя на каждом этапе

  общения;

  выделение действий и операций, которые должен выполнять пользователь в режиме

  взаимодействия с ЭВМ;

  определение характеристик технических и программных средств его деятельности.

При разработке ПС следует четко определить уровень подготовленности

пользователей ЭВМ.

С целью использования имеющихся эргономических требований целесообразно

соотнести характеристики контингента предполагаемых пользователя с

характеристиками того типа пользователей, которые пользуются аналогичными

процедурами диалога.

Поскольку пользователь часто оказывается так называемым казуальным

пользователем, должны учитываться требования к повышению ясности и понятности

ответа от ЭВМ, ко времени ответа от ЭВМ на запрос пользователя.

4.2. Требования к выбору .вида диалога.

В зависимости от характеристик структуры общения пользователя и, особенно,

технических и программных средств необходимо выбирать виды диалога пользователя

с ЭВМ. Конкретизация вида диалога должна производиться в ходе разработки

процедуры диалога как части эргономического обеспечения ПС на основе проекта

деятельности пользователя ЭВМ. Определение приемлемого вида диалога должно

производиться при эргономическом проектировании с участием представителей

пользователей.

Следует учитывать, что для наименее обученного пользователя, рекомендуется

применение вопросноответного вида диалога, базирующегося на естественном языке с

элементами диалога, основанного на. наборе из меню.

Следующий шаг - проектирование сценария диалога. При этом следует

предусматривать такую последовательность ввода сообщений, которая была бы

наиболее близка к входному документу. Не рекомендуется требовать от пользователя

выдачи подтверждающих сообщений слишком часто. Не следует подчинять ритм работы

пользователя ритму работы ЭВМ. Необходимо информировать пользователя в ходе

диалога о действиях, которые потребуются от него на следующем шаге. Необходимо

предусматривать, в процедуре диалога. возможность приостановки работы в любой

момент, а. также возможность возобновить работу, если это понадобится

пользователю с нужного места. Необходимо предусматривать возможность напоминания

пользователю о действиях, имевших место на предыдущих стадиях диалога.

Целесообразно предусматривать различные уровни общения с ЭВМ для пользователей с

разной подготовкой, от подробного, снабжённого большим количеством подсказок.,

до сжатого, содержащего лишь основные необходимые шаги диалога. Сообщения.,

предъявляемые пользователю на экране дисплея, должны быть логически

последовательны, отнесены к структуре его деятельности, последовательно решать

подзадачи, предусмотренные содержанием общения. Близкие по смыслу единицы

информации должны быть сгруппированы так, чтобы повысить читабельность текстов.

Информация должна быть структурирована вплоть, до разделения на

последовательность предъявляемых пользователю кадров. В случае наличия большого

количества необходимой для предъявления информации рекомендуется разделить ее на

несколько кадров, а не предъявлять всю на одном экране. На экране должна

предъявляться та информация, которая имеет отношение к тем действиям

пользователя, которые он выполняет в данный момент. При этом следует учитывать,

что рекомендуется избегать чтения текстов с экрана.

Процедуру взаимодействия пользователя с ЭВМ целесообразно использовать только

тогда, когда возможности компьютера позволяют решить новые задачи.

4.3. Требования к проектированию дисплейных форматов.

При разработке дисплейных форматов следует учитывать следующие требования:

  не следует заполнять весь экран информацией или одной фигурой;

  важнейшую информацию желательно располагать в середине экрана; повторяющуюся

  информацию следует размещать на тех же самых позициях;

  ориентация текстовой информации на экране дисплея должна, быть вертикальной;

  расстояние между строками должно быть больше, чем высота символов (текстовую

  информацию лучше представлять через строку);

  при проектировании длины строк следует учитывать возраст испытуемых (например,

  для пользователей - дошкольников и младших школьников желательны более

  короткие строки).

4.4. Требования к временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ.

Большую роль в обеспечении эффективного использования ЭВМ играет психологически

и эргономически обоснованный выбор времени ответа ЭВМ на различные запросы

пользователя. При определении временных параметров процедуры диалога необходимо

стремиться к постоянству времени реакции системы на однотипные запросы

пользователя и минимизации времени его ответа. Время реакции ЭВМ на различные

запросы пользователя должно проектироваться с учетом рекомендации психологов

относительно подготовленности, возрастных особенностей пользователя, специфики

различных запросов. Вопросы проектирования временных параметров диалога должны

решаться в ходе разработки эргономического обеспечения каждой конкретной

программы с учетом психологических требований к организации и содержанию

компьютеризированного общения.

4.5. Требования к организации информации на экране.

Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на.

экране:

  информация, предъявляемая па экране, должна быть понятной., логически связной,

  распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

  при организации информации па. экране следует избегать избыточного кодирования

  и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;

  рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к

  ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;

  не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;

  на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается

  пользователем в данный момент;

  при редактировании текста, рекомендуется выводить информацию на экран таким

  образом, чтобы оба абзаца текста, актуальных в данный момент, были

  одновременно представлены на экране.

В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части

информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для

выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации

и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.).

Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для

ПС, функционально обусловлено и эргономично.

Рекомендуется: вопросноответные сообщения и подсказки помещать в верхней части

экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например отделяя ее

горизонтальной линией от основной информации на экране; различные виды сообщения

необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации. Например,

можно рекомендовать применять инверсное изображение для подсказок; зоны

размещения на экране вспомогательной информации должны быть четко

идентифицируемы - зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений,

зона для сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение

масштаба знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя

ПЭВМ (мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять

строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех

случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.

4.6. Требования к кодированию информации на экране.

Большое внимание в настоящее время уделяется цветовому кодированию изображения.

Оно широко используется при разработке ПС. Кодирование цветом позволяет

структурировать информацию, обеспечить большую ее читабельность и

идентифицируемость, а также выделять важную информацию. Кодирование цветом

о6еспсчивает малое время обнаружения и идентификации информации на экране.

Цветовым кодированием следует пользоваться:

при нео6ходимости быстрого обнаружения местонахождения нужного символа на экране

с неупорядоченной информацией или на плотно загруженном экране;

для выделения сигнала тревоги, предупреждающей информации об изменении

какого-либо параметра;

для выделения подсказки;

при группировке однородной или разнородной информации; при организации

многооконного интерфейса.

Выбор цветов и их сочетаний определяется возможностями конкретной ЭВМ и

оказывает воздействие на интеллектуальную деятельность пользователя.. на его

работоспособность и эффективность работы. При определении сочетаемости цветов

для фона и символов необходимо иметь в виду:

  ограниченность человеческих возможностей в размещении цветов; использование

  дополнительных цветов часто вызывает зрительную утомляемость и раздражение

  пользователя;

  значения цветового контраста. должны находиться в пределах, значений

  допустимых для яркостного контраста.;

  многие пользователи имеют красно - зелёную или желтосинюю аномалию зрения;

  монохромные дисплеи по - разному отражают разные цветовые контрасты.,

  используемые в цветных дисплеях.

Большие возможности предоставляет в настоящее время многооконный способ

представления информации на экране. Многооконный вывод предполагает наличие

нескольких зон предъявления информации, отделенных друг от друга: в

пространстве, цветом, формой или другими способами представления информации. При

организации окон на экране дисплея не рекомендуется использовать краевые зоны

экрана, а также применять в большом количестве эффекты., привлекающие внимание

пользователя (мелькания, плавающие окна, повышенная яркость, обратный контраст и

др.). Такие эффекты следует применять, только в психологически оправданных

ситуациях.

При многооконном выводе рекомендуются четко идентифицированные зоны размещения

вспомогательной информации на экране дисплея: зона подсказок, зона комментариев,

зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках. Вопросноответные

сообщения и подсказки, рекомендуется помещать в верхней части экрана, выделяя

явным образом отведенную для этого зону, например отделяя ее горизонтальной

линией от основной информации на экране. При использовании способа цветового

кодирования изображения в организации многооконного вывода следует

руководствоваться рядом рекомендаций:

  необходимо минимизировать количество цветов, используемых на. экране

  одновременно;

  цвет переднего плана и цвет фона. должны находиться в сочетании между собой и

  с цветом тех символов, которые должны быть выделены на экране.

Исходя из этого не рекомендуется использовать яркие цвета для границ окон и для

заглавий; окна следует разделять между собой цветом фона.

Глава IV

Создание странички.

На основании описанного материала мною было создана страница на языке

программирования HTML, представленная в виде банка хранения ссылок новой

информации.

Основная страница состоит из трёх кадров (окон):

Окно выбора тематик;

Информационное окно;

Главное окно.

В окне выбора тематик предоставлено три раздела:

Компьютеры;

Система образования;

Техника;

Досуг и развлечения.

При нажатии левой кнопкой манипулятора “мышь” на рисунок соответствующий

выбранному разделу в основном окне открывается 34 подразделе по данной теме. При

выборе одного конкретного подраздела опять же в основном окне появляется

упорядоченный список адресов с кратким описанием каждого.

Заключение

Данная тема была выбрана по нескольким причинам. Одна из самых существенных

причин в том, что за всемирной компьютерной сетью Internet будущее. И любой

человек сознает, что знание Internet необходимо и ему. Но так как информации в

сети достаточно большое количество и она “разбросана” по огромному количеству

серверов, необходимо уметь и знать как ее находить.

Цель моей дипломной работы - создание странички на языке программирования HTML

для того, чтобы помочь администратору сети Internet и любому рядовому

пользователю находить среди огромного количества информации новости по наиболее

популярным тематикам.

В дипломную работу вошел материал основанный на материале который я искал в

библиотеках и гипербиблиотеках.

Основными трудностями в дипломной работе были:

Данная отрасль достаточно нова в России, большинство гипер - книг написаны на

английском языке, поэтому приходилось переводить гипер - литературу на русский

язык.

Выбор тем вызвал некоторое затруднение, так как неограниченно сетью Internet, но

ограничено пользователями.

Большинство сайтов не имеют отдельную ссылку на новую информации, поэтому мне

приходилось просматривать все сайты по определенной теме и выделять те, в

которых имелась та самая новая информация.

В основном имеется литература по психологоэргономическим требованиям для

обучающих программ, а не для пользовательских, и, следовательно, было трудно

выбрать требования для программ типа моей дипломной работы.

Так как у меня не было неограниченного доступа в сеть Internet, это повлияло на

качество моей дипломной работы.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.