скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Организация дистанционной формы обучения при изучении базового курса информатики учащимися с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Следует отметить, что при обучении детей с ОВЖ проблема использования единообразной программной среды приобретает особую актуальность, поскольку при дистанционном обучении программная среда на компьютерах преподавателя и учеников может различаться гораздо сильнее, чем при работе в общем компьютерном классе, а дети с ОВЖ могут проявлять к этим различиям повышенную чувствительность, что негативно сказывается на эффективности обучения. По этой причине рекомендуется максимальное количество заданий реализовать средствами среды дистанционного обучения, а для работы с оставшимися заданиями принять дополнительные меры для организации максимально похожей программной среды.

Целесообразно придерживаться изложенной в параграфе "Система заданий по теме "Обработка текстовой информации" предназначенных для дистанционной формы обучения детей с ОВЖ" последовательности выполнения заданий, т.к. каждое последующие предполагает использование знаний, умений и навыков приобретенный при выполнении предыдущего.

При работе с данной категорией детей необходимо мотивировать учащихся на творческую работу, проектную деятельности, выбирать темы создания рефератов, заметок, плакатов, школьных газет, которые интересны учащемуся. Это повысит его инициативу и задаст положительный настрой на выполнение задания.

Четкие и понятные инструкции, сопутствующие заданиям позволят добиться максимально возможного уровня самостоятельности, что крайне важно при работе с детьми данной категории и их последующей социализации.

Данная система заданий и материалов к урокам рассчитана на детей с достаточно низким исходным уровне развития и замедленным темпом усвоения ими учебного материала. Для повышения уровня усвоения материала необходимо разрабатывать инструкции, широко использующие наглядный метод обучения в процессе объяснения учебного материала (крупные скриншоты, схемы и др. графические объекты). Такой способ изложения материла, выбран с расчетом на слабовидящих детей и детей, имеющих проблемы в развитие речи и мыслительной деятельности в целом, т.е. практически для всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями.

Независимо от темы и заданий, предлагаемых на различных этапах урока, учитель должен знать и помнить индивидуальные особенности и возможности учащегося, с учетом которых вносить необходимую корректировку объема и уровня сложности предлагаемых заданий.

 

2.4 Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Чтобы проанализировать эффективность разработанной системы заданий были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении одной, именуемой в дальнейшем Первой группой, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 8 класс и практические работы из того же учебника; другой, именуемой в дальнейшем Второй группой, были предложены материалы к урокам и система заданий адаптированные для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Для проверки гипотезы обеим группам был предложен тест, состоящий из семи вопросов по изученному материалу (содержание теста дано в приложении 6). По итогам проведения данного контрольно-измерительного мероприятия было получено следующее соотношения верных и неверных ответов по двум группам:


 

Из приведенных диаграмм видно, что в группе занимающейся по разработанным адаптированным материалам (Вторая группа) верных ответов дано на 25 % больше, чем в Первой группе, занимающейся по учебнику Н.Д. Угриновича Информатика 8 класс.

Полученные данные можно считать основой для серьезного глубокого исследования в области образования детей с ОВЖ. Разработка подобного материала, в сочетании с дистанционным способом обучения позволят улучшить качество приобретаемых учащимся знаний умений и навыков, а так же возможности применять их при решении не только образовательных, но и бытовых задач.


Выводы по главе II

Анализ принципов и требований, предъявляемых к системе задач, и разработке учебных материалов в целом показал, что традиционные принципы и требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и восприятия детей конкретной категории, необходимо внесение корректировок и дополнений.

Были сформулированы 7 принципов, которые необходимо учитывать при разработке системы заданий, адаптированных для детей рассматриваемой категории.

На основе сформулированных принципов в среде дистанционного обучения разработана система заданий по теме "Обработка текстовой информации" и инструкций к их выполнению. А так же приведены методические рекомендации по использованию данного материала.

Проведенный эксперимент показал, что использование адаптированных учебных материалов при обучении детей с ОВЖ существенно повышает результаты и глубину усвоения приобретаемых знаний умений и навыков.

Таким образом, выдвинутая гипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по теме "Обработка текстовой информации" у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процесс разработанной системы заданий, полностью подтвердилась.


Заключение

В результате проделанной работы был проведен анализ литературы по вопросу организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ.

Удалось сформулировать принципы и требования, предъявляемые к учебным материалам, используемым при обучении детей с ОВЖ. На основе данных принципов была разработана система заданий с инструктажем по ее выполнению. Согласно результатам, проведенных исследований, можно утверждать о возможностях применения разработанных материалов при обучении детей с ОВЖ базовому курсу информатики.

Учащимися показаны высокие результаты овладения навыками работы с текстовым процессорам Microsoft Word по темам: "Правил ввода текста", "Форматирование текста", "Вставка изображений", "Вставка текста в графические объекты. Использование списков".

В процессе работы удалось допиться поставленной цели: разработать систему заданий в среде дистанционного обучения, адаптированных для детей с ОВЖ, по теме: "Обработка текстовой информации".

Выдвинутая гипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по теме "Обработка текстовой информации" у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процесс разработанной системы заданий, полностью подтвердилась.

В дальнейшем планируется подготовка системы заданий по ряду других тем базового курса информатики для тетей с ОВЖ.

Несмотря на трудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированных материалов, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так и улучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективности развития и необходимости дальнейшего изучения данной темы.


Библиография

1.  Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьиков: Учеб. пособие для студентов высш. и средних пед. заведений [Текст] / М.К. Акимова, В.Т.Козлова.- М.: Академия, 2001.- 160 с.

2.  Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". [Электронный документ] / А.А. Андреев.- (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), дата обр. к д-ту 15.05.09

3.  Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе.- СПб.: Питер, 2008.- 384 с.

4.  Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Д.А. Белухин.- М.: Ин-т практич. психологии, 1997.- 304 с.

5.  Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 7 кл. [Текст] / Л.Л. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 229 с.: ил.

6.  Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для университетов, пед. институтов, институтов повышения квалификации работников образования [Текст] / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 256 с.

7.  Выготский, Л.С. Дефект и компенсация: Педагогическая энциклопедия [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1995.- 115 с.

8.  Выготский, Л.С. Основные проблемы дефектологии: Собр. соч.: в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1983.- 356 с.

9.  Выготский, Л.С Психология развития как феномен культур: Избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Выготский; Под ред. М.Г. Ярушевского.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 512 с.

10.  Гозман, Л.Я. Дистанционное обучение на пороге XXI века: [Текст] / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал.- Ростов н/Д.: Мысль, 1999.- 368 с.

11.  Долгоруков, А.М. Дистанционное образование в системе СПО: потребности и проблемы [Текст] / Долгоруков А.М. // Среднее профессиональное образование.- 1999.- вып. 9.- 60 с.

12.  Информатика. Задачник-практикум в 2 т. [Текст] / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, О.Е. Русакова и др.; Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.- Т. 2.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 294 с.: ил.

13.  Ишемгулова, И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный документ] / И.Г. Ишемгулова.- (http://biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc), дата обр. к д-ту 11.04.09

14.  Королева, Е.П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный документ] / Е.П. Королева.- (http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml), дата обр. к д-ту 13.04.09

15.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова.- 3-е изд., доп.- М.: Академия, 1999.- 160 с.

16.  Левченко, И.В. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и университетов [Текст] / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина.- М.: МГПУ, 2003.- 106 с.

17.  Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Прихотько.- М.: Академия, 2001.- 203 с.

18.  Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст] / Т.С. Назарова.- М.:Педагогика.- 1997. 203 с.

19.  Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Авт.: В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Владов, 2002.- Ч. 1.- 288 с.

20.  Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. [Текст] // Образование и здоровье: / Н.Е. Журавлева, Г.В. Головченко, В.В. Воронкова. Под ред. Л.К. Селявина.- М.: Школьная кн., 2000. – 184 с.

21.  Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Е.И. Кротков, В.М. Новиков, А.А. Радугин, С.М. Годник и др.; Под ред. А.А. Радугина.- М.: Центр, 1996.- 336 с.

22.  Савицкая, Н.А. Пустите ребенка-инвалида в школу [Текст] / Н.А. Савицкая // Независимая газета.- 2006. – 21 апр.- С. 4-5.

23.  Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 кл. [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.- 176 с.: ил.

24.  Семакин, И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст]: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина – 3-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 416 с.: ил.

25.  Синельникова, И.Г. Особенности развития познавательной сферы [Текст] / И.Г. Синельникова // Основы специальной психологии / И.Г. Синельникова, С.А. Морозов, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2002.- 411 с.- C. 203-204

26.  Система образования для детей с проблемами в здоровье. Управлении школой надомного обучения. [Текст] Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Авт.: Г.В. Головченко, А.А. Куборева, С.Л. Ничаева, А.К. Фадина. Под ред. Л.Е. Курнешова.- М.: Школьная кн., 2008.- 96 с.

27.  Советский энциклопедический словарь. [Текст] / Авт.: А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков, Н.Н. Иноземцев. Под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1982.- 1600 с.: ил.

28.  Соловов, А.В. Введение в проблематику ДО [Текст] / Соловов А.В.- Самара.: Книга, 1999. 46 с.: табл.

29.  Специальная педагогика. [Текст] // Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беликова, Т.Г. Богданова и др.; Под. ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2000. – 400 с.

30.  Специальная педагогика. [Текст] // Общие основы специальной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений в 3 т. / Авт.: Л.И. Аксенова, Е.А. Стебелева, И.М. Яковлева, Е.В. Резникова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2008 т. 2.- 352 с.

31.  Угринович, Н.Д. Информатика: Учебник для 7 кл. [Текст] / Н.Д. Угринович.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 173 с.: ил.

32.  Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 кл. [Текст] / Н.Д. Угринович.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 205 с.: ил.

33.  Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений [Текст] / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.

34.  Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Кантор, В.П. Ермаков, У.Г. Приходько; Под ред. А.Н. Тихонова.- М.: Вита-пресс, 1998.- 256 с.

35.  Шелепаева, А.Х. Поурочные разработки по информатике: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Х. Шелепаева.- М.: ВАКО, 2006.- 272 с.

36.  Этюды дидактики высшей школы. [Текст] / М.Г. Гарунов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Фокин, А.П. Чернышев; Под ред. А.П. Чернышева.- М.: НИИВО, 1994. - 135 с.: табл.


Приложение 1

Конспект урока

 

Тема урока: "Использование объекта WordArt"

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой темой.

Образовательная задача: формировать умения и навыки практической деятельности.

Понимать: назначение текстового редактора.

Знать: основные способы редактирования текста, основные способы редактирования объекта WordArt.

Уметь: добавлять панели инструментов, редактировать объекты WordArt, организовывать поиск информации в Internet, копировать и вставлять текст.

Исследовать: применение теоретических знаний на практике.

Задача воспитания: формировать современный подход к курсу. информатики, как к общеобразовательному предмету и информационную культуру школьника.

Задача развития: сенсорной сферы, речевое развитие.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные методы: по характеру познавательной деятельности учащихся объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, творческий;

По источникам получения информации: словесный, наглядный.

Основные формы: индивидуальная.

Средства обучения: компьютер.


Ход урока:











Приложение 2

Задание № 1

1.  Внимательно прочитайте текст.

2.  Исправьте допущенные ошибки.

Задание № 2

Ответьте на вопросы теста.


Приложение 3

Задание № 1

Пользуясь инструкцией приведенной в уроке оформите стихотворение в соответствии с требованиями:

1  Название

·  Начертание - Ж (жирный) и К (курсивный)

·  Выравнивание - по центру

·  Цвет – синий

·  Размер – 14

2  В конце стихотворения наберите "Английский фольклер (пер. С. Маршак)".

·  Начертание - Ж (жирный) и К (подчеркнутый)

·  Выравнивание - по правому краю

·  Цвет – черный

·  Размер – 12



Задание № 2

Невероятный ураган заставил животный покинуть свои родные материки и перенес их в Африку.

Выравнивая строчки по центру и по правому краю верните животных на их родные материки.

Будьте внимательны! Некоторые животные живут в Африке, так что их перемещать никуда не нужно!

Птиц отметьте красным цветом, а зверей зеленым.

Выдели одно животное из списка, понравившееся тебе больше остальных – установи размер шрифта 20 и сделай любым другим цветом.

Африка Австралия Антарктида

Собака Динго

Пингвин

Белый медведь

Жираф

Гепард

Коала

Поморник

Ехидна

Шимпанзе


Приложение 3

Задание № 1

Выбери одно из чудес света приведенных в уроке и создай про него заметку, пользуясь технологией рассмотренной в уроке.


Приложение 4

Задание № 1

Пользуясь материалами приведенными в уроке воздайте плакат посвященный предстоящим каникулам, например такой

Задание № 2

Пользуясь автофигурами и заданием обтекания, создай картинку по образцу:


Приложение 5



Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.