скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Организация дистанционной формы обучения при изучении базового курса информатики учащимися с ограниченными возможностями жизнедеятельности

В настоящее время формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ОВЖ, это Московский институт – интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Минобразования России, Государственный специализированный институт искусств Минкультутры России, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск М. обл.). Группы неслышащих и незрячих студентов обучаются сегодня в педагогических ВУЗах (РГПУ им. А.И. Герцина, С.- Петербург, МГПУ, Москва). Одним из выпускников группы слепоглухих психологического факультета МГУ – доктор психологических наук, профессор А.А Суворов [29].

 

1.4 Изучения базового курса информатики учащимися с ограниченными возможностями

Для детей с ОВЖ информатика является особенно важной и интересной дисциплиной, ввиду ее широкого прикладного характера.

Основная цель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Согласно БУП 2004 учебный материал по курсу "Информатика и информационно коммуникационные технологии" структурирован по следующим содержательно методическим линиям:

·  информатика и информационные процессы;

·  представления информации;

·  системы счисления и основы логики;

·  компьютер;

·  информационные технологии;

·  алгоритмизация и программирование;

·  формализация и моделирование;

·  компьютерные коммуникации;

в каждой, из которых выделен минимум содержания учебного материала, а так же требования к уровню подготовки учащегося по данной содержательно методической линии.

Особенно следует отметить в документе тот факт, что форма представления базового содержания в стандарте не должна жестко задавать логику и последовательность процесса обучения, а обеспечивать возможность на основе стандарта создавать и использовать различные учебные программы, учебные и методические пособия и т. д., обязательный минимум содержания образовательной области и требования к уровню подготовки учащихся.

Такой гибкий подход к образовательному процессу в целом дает широкие возможность для создания индивидуальных образовательных программ и методических пособий, которые обязательны при обучении детей с ОВЖ.

Требования к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ определены стандартом по каждой содержательно методической линии. Эти требования рассчитаны на детей отвечающих психолого-медико-педагогическим нормам в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании".

У детей с ОВЖ значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Поэтому необходимо использовать методы, помогающие наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека [30]. Кроме того, при разработке учебного материала учитывать особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти; возможности дифференцированного и индивидуального подхода при пользовании учебным материалом, подбирая в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ученика. Определенные требования должны быть к оформлению речевого и изобразительного материала в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями учащихся [30].

Учебный материал, предназначенный для практической деятельности таких детей должен быть выстроен таким образом, чтобы максимально активизировать свойственную ему степень самостоятельности.

Использование компьютера позволяет оптимизировать работу по преодолению вторичных отклонений, компенсацию затрудненных или неразвитых при данных нарушениях функций, и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, благодаря этому становится реальным выполнение требований индивидуального и дифференцированного подхода в обучении [30]. Информатика, как школьная дисциплина, наряду с теоретической базой, имеет огромный прикладной характер, который выражается в многообразии изучаемого программного обеспечения. Необходимость уметь пользоваться, прикладными программами очевидна, как из требований к умениям подготовки учащихся, так и дальнейшей жизнедеятельности человека. Роль практических заданий должна возрасти, а тематика предлагаемых заданий должна иметь яркий прикладной характер и быть ориентированна на сохранные анализаторы, настраивать на позитивное отношение к обучению и результату своего труда.

Несмотря на трудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированного материала, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так и улучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективности и необходимости развития ее формы дистанционного обучения.


Выводы по главе I

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ базовому курсу информатике актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей данного контингента. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик.

Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей с ограниченные возможностями жизнедеятельности. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционной работы.

В Москве на протяжении пяти лет успешно работает школа для детей-инвалидов использующая очную и дистанционную форму обучения, по окончании, которой учащимся выдаются аттестаты государственного образца. Эта школа является единственной в России и ведет экспериментальную работу.

Основной задачей работы будет являться разработка тематического материала, адаптированного для детей с ОВЖ, по теме базового курса информатики, имеющей широкое прикладное значение, с учетом обязательного минимума содержания учебного материала и требования к уровню его усвоения учащимися.


Глава II. Разработка учебного тематического материла по теме: "Обработка текстовой информации" базового курса информатики для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

 

2.1 Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам.

"Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями."

Общие основные требования, предъявляемые при разработке учебного материала:

1.  Соответствие образовательному стандарту и типовой программе;

2.  Наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала;

3.  Соответствовать санитарно гигиеническим нормам;

4.  Четкость структуры изложения материала;

5.  Научность материала;

6.  Наличие теоретических обобщений;

7.  Логичность и последовательность изложения материала;

8.  Наличие внутренних межпредметных связей.

Большую роль при осмыслении и закреплении знаний играют системы задач, имеющие свои требования к созданию:

1.  Соответствовать учебной программе;

2.  Использоваться в сочетании с различными методами обучения;

3.  Содержать задачи с избыточной и недостающей информацией;

4.  Быть разнообразной по форме выполнения;

5.  Обеспечивать необходимый уровень самостоятельности;

6.  Учитывать индивидуальные возможности ученика.

Все вышеперечисленные требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и особенности восприятия детей конкретной категории, необходимо внести некоторые корректировки и дополнения.

Приоритетным, при обучении детей с ОВЖ, должен быть принцип коррекционно-компенсирующей направленности. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося и построения образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов.

Госстандартом образования предъявляются единые требования к обязательному уровню подготовки учащихся основной школы. По этому, при обучении детей с ОВЖ, соответствие системы задач учебной программе должно сохраняться.

При выборе методов обучения необходимо учитывать физические возможности учащихся, активизируя сохранные функции.

Содержание задач с избыточной и недостающей информацией, способствует формированию мышления и навыков выделения существенных данных, при решении различных жизненных задач, особенно для детей с ОВЖ.

Выполняя практическое задание, творческий подход не только оптимизирует учебную деятельность детей с ОВЖ, но и способствует творческому развитию личности в целом.

Добиться максимально возможной самостоятельности в решение поставленной задачи учащимся данной категории позволит наличие четкого и понятного инструктажа по выполнению.

Индивидуальный подход является конкретизаций дифференцированного подхода. Он направлен на создания благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности.

Анализ принципов общего и специального образования, а так же требований к системе задач позволяет сформулировать следующие требования к разработке системы задач для детей с ОВЖ:

1.  Коррекционно-компенсированная направленность;

2.  Соответствие учебной программе;

3.  Активное использование методов позволяющих опираться на сохранные анализаторы учащегося;

4.  Содержание задачи с избыточной и недостающей информацией;

5.  Наличие творческого элемента при любой форме выполнения;

6.  Содержание четкого и понятного инструктажа для самостоятельного выполнения;

7.  Учет индивидуальных возможностей учащегося.

Сформулированных требований необходимо придерживаться при создании учебного материала для детей с ОВЖ.

2.2 Система заданий по теме "Обработка текстовой информации" предназначенная для дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Курс "Информатика и ИКТ" имеет широкий прикладной характер, который отражается в приобретенных учащимися умениях и навыках работы с различным программным обеспечением.

Наличие адаптированных под возможности учащихся и ориентированных на сохранные анализаторы инструкций позволит успешно освоить прикладные программы детям с ОВЖ. В то же время, учащиеся должны иметь возможность самостоятельно пользоваться учебными материалами, не меняя привычную для него социальную среду.

Базовый курс информатики предполагает изучение программы Microsoft Word. Текстовый редактор Word обладает широкими возможностями форматирования текста, вставки и редактирования графических объектов.

Умение работать с такой программой позволит учащимся расширить свои практические возможности, применяя их в дальнейшем обучении или профессиональной деятельности.

Учитывая принципы обучения детей с ОВЖ и требования к учебному материалу, была разработана система заданий по теме "Обработка текстовой информации". Ниже приведены темы уроков с указанием целей, задач и задания для формирования и закрепления знаний, умений, навыков.

Тема "Правила ввода текста".

Цель: Сформировать у учащихся знания о правилах ввода текста.

Знать:

·  правила ввода и текста;

Уметь:

·  набирать текст с помощью клавиатуры;

·  находить и исправлять ошибки в тексте.

(См. Задание № 1, Задание № 2 в приложении 2).

Тема "Форматирование текста".

Цель: Сформировать у учащихся умения создавать текстовые документы и форматировать их.

Знать:

·  назначения стандартной панели и панели форматирования;

·  назначение линейки.

Уметь:

·  умения добавлять: главное меню, стандартную панель, панель форматирования в зону рабочей области;

·  копировать и вставлять фрагменты текста, пользуясь "горячими" клавишами;

·  форматировать текст в соответствии с образцом.

(См. Задание № 1, Задание № 2 в приложении 3).

Тема "Вставка изображений".

Цель: Научить учащегося вставлять графические объекты в текстовый документ.

Знать:

·  назначения объекта "WordArt".

Уметь:

·  вставлять графические объекты WordArt в текстовый документ;

·  организовать поиск изображений в Internet;

·  трансформировать изображение;

·  задавать обтекание.

(См. Задание № 1 в приложении 4).

Тема "Вставка текста в графические объекты. Использование списков"

Цель: Научить учащегося вставлять графические объекты в текстовый документ. Использовать списки.

Знать:

·  назначения разновидности автофигур;

·  различия между нумерованными и маркированными списками.

Уметь:

·  задавать цвет автофигур;

·  добавлять текст в графические объекты;

·  создавать списки;

·  размещать несколько графических объектов на одном листе.

(См. Задание № 1, Задание № 2 в приложении 5).

В данной системе задач широко представлен творческий аспект обучения. В каждом задании имеется технологическая и творческая составляющая, которую ученик определяет для себя самостоятельно, в то же время, продолжая закреплять те ЗУН, на которые рассчитано данное задание.

Виды заданий так же различны, что позволяет учащемуся рассмотреть объект изучения с разных практических и теоретических позиций.

Присутствие заданий игровой формы, реализует познавательную деятельность учащихся в ситуациях недоступных ему в силу его физических возможностей.

Наличие множественных межпредметных связей и дополнительных, новейших сведений позволяет учащимся разносторонне развиваться, и обеспечивают формирование личности.

2.3 Методические рекомендации по использованию системы заданий по теме "Обработка текстовой информации"

Приведенная система задач предполагает использование текстового редактора с расширенными функциями форматирования, такого как Microsoft Word из пакета Microsoft Office или Open Office Writer из свободного программного пакета Open Office. Задачи, включающие работу со сложными элементами форматирования, такими как векторная графика и фигурный текст, имеют некоторые незначительные отличия при использовании различных программных продуктов. Поэтому данный тип задач был адаптирован для работы в Microsoft Word, как наиболее распространенный программный продукт в школах и на домашних компьютерах учеников. Однако, эти задачи могут быть легко адаптированы для использования свободного программного продукта OpenOffice Writer или другого редактора. Задачи же, не предполагающие использования сложных элементов форматирования могут быть реализованы и в более простых редакторах, таких как "Блокнот" входящий в состав операционной системы Microsoft Windows, "TextEdit", входящий в состав операционной системы Apple Mac OS X и многих других, включая редакторы, встроенные непосредственно в среды дистанционного обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.