Реферат: Здоровье современных подростков
Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу или во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6 - дневной учебной недели – не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.
В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.
Максимально допустимое количество часов в неделю
при разной ее продолжительности
Классы | Максимально допустимая нагрузка в часах | |
при 6-дневной неделе | при 5-дневной неделе | |
3-летняя начальная школа | ||
1- 3 | 25 | 22 |
4-летняя начальная школа | ||
1 | 22 | 20 |
2- 4 | 25 | 22 |
5 | 25 | 22 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8- 9 | 35 | 32 |
10-11 | 36 | 33 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся. |
IV.5.3. Двигательная активность учащихся
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся 1 и 10 классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более – подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводит к их переутомлению. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
Классы |
Ежедневный объем времени (часов) |
Культурно-оздоровительные мероприятия | |||
Гимнастика до учебных занятий (мин) |
Физкультминутка на уроках (мин) |
Подвижные перемены (мин) |
Спортивный час в продленном дне (ч) |
||
I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
II | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
III | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
IV | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
V | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 |
VI | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 |
VII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 |
VIII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 |
IX | 2 | 6-8 | - | 35-45 | 1 |
X | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - |
XI | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - |
Классы |
Уроки физкультуры в неделю (час) |
Внеклассные формы занятий в неделю: спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП (час) |
Общешкольные мероприятия |
Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин) | |
Участие в соревнованиях в учебном году (раз) |
Дни здоровья и спорта |
||||
I | 2 | 1,1 | 6-8 | Е | 10-15 |
II | 2 | 1,3 | 6-8 | Ж | 15-20 |
III | 2 | 1,3 | 6-8 | Е | 15-20 |
IV | 2 | 1,3 | 6-8 | М | 15-20 |
V | 2 | 1,3 | 8-9 | Е | 20-25 |
VI | 2 | 1,3 | 8-9 | С | 20-25 |
VII | 2 | 2 | 8-9 | Я | 20-25 |
VIII | 2 | 2 | 8-9 | Ч | 20-25 |
IX | 2 | 2 | 8-9 | Н | 25-30 |
X | 2 | 2 | 10 | О | 25-30 |
XI | 2 | 2 | 10 | 30-35 |
IV.5.4. Рациональная организация урока
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по:
· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
· частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
· количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
· месту, длительности и условиям применения ТСО;
· частоте чередования видов преподавания;
· наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.
Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10мин. | 11-15 мин. | более 15 мин. |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем через 7-10 мин. | смена через 11-15 мин. | смена через 15-20 мин. |
5. | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередования видов преподавания | не позже чем через 10-15 мин. | через 15-20 мин. | не чередуется |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применение ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9. | Чередование позы | поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | отсутствуют |
11. | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее 40 мин. | не менее 35-37 мин. | до 30 мин. |
IV.5.5.
Использование в образовательных учреждениях технических и
аудиовизуальных средств обучения
Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. При применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином уроке расписания занятий должно строиться таким образом, чтобы в течении учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу I сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). Это способствует сохранению работоспособности. В настоящее время в Америке и Англии принята длительность передач учебного телевидения для старших школьников 30 мин, а для младших школьников 20 мин (от 3 до 6 раз в неделю).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20