скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

     Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе  [24].

     Все движения в суставах – вращательные  [4].  Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения.

     Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг дру­гу, называют главными. Различают три главные оси вращения в суставах:  [4]

-          переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приве­дение во фронтальной плоскости;

-          поперечную, вокруг которой происходит сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости;

-          вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь и кнаружи.

     Кроме этих движений в суставе возможны круговые движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных по­верхностей.

     Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плече­вой, тазобедренный и др.) имеет три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы сто­пы и др.)    [41].

       Амплитуда движений в суставах определяется работой  тормоз­ных аппаратов:

-    связочного;

-    мышечного;

-    костного.

        Если бы движение не тормозилось, то оно продолжа­лось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной вели­чине движущихся сил, амплитуда движения была бы безграничной.

          Костное и связочное торможение обусловливается разницей в протяженности суставных поверхностей и размерами костных выступов; а также пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.

Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенны­ми на стороне, противоположной направлению движения.

В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограни­читель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, свя­зочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.

В обычных условиях человек использует лишь сравнительно не­большую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими ви­дами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, ис­пользуется лишь 80-90% анатомической подвижности (таблица 2).

Таблица 2

Время, необходимое для развития

пассивной подвижности в суставах до 900 от анатомической подвижности (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

Название суставов

Число

дней

Суставы позвоночного столба 50-60
Плечевой 25-30
Локтевой 25-30
Лучезапястный 20-25
Тазобедренный 60-120
Коленный 25-30
Голеностопный 25-30

Активное движение в суставе выполняется мышцами-синергистами, деятельность которых корригируется центральной нервной систе­мой. Торможение активного движения обеспечивается только мышца­ми-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных движениях в тормозном процессе не участвуют. Благодаря этому под влиянием центральной нервной системы объем активного движения у одного и того же человека может меняться в зависимости от его функционального состояния  [20].

Учитывая, что гибкость определяется развитием подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах:  [10]

·     подвижность при  пассивных движениях

·     подвижность при активных движениях.

Пассивная подвижность осуществляется под воздействием внешних сил и нередко, до полного упора и болевых ощущений.

Активная подвижность выполняется за счет тяги мышц проходя­щих через сустав. Активные движения можно разделить на две группы: [20]

-    медленные, то есть без ускорения,

-    быстрые, то есть с ускорением

         Наибольшее  значение  имеет  активная подвижность [27].  Однако  величина  ее  в  значительной  степени  определяется уровнем  пассивной  подвижности,  которая  характеризует  в  основном способность  человека  к  выполнению  широкоамплитудных  движений. Вместе  с  этим  необходимо  отметить,  что  в спортивной  практике  принято определять  только  амплитуду  активной  подвижности  и,  имеющей  наи­большее  практическое  значение,  так  как  именно  она  в  значительной степени  реализуется  при  выполнении  физических упражнений. И  хотя между   активной  и  пассивной  подвижностью  прямой  корреляционной взаимосвязи  не  обнаруживается,  пассивная  является  резервом  для  активной гибкости [33].


1.3. Методы воспитания гибкости

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной трени­ровки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет:  [18]

-          в плечевом суставе 10 – 12 %;

-          в суставах позвоночного столба  8 – 9 %;

-          в тазобедренном суставе – 10 – 12 %  у подростков 15 – 17  лет соответственно 5 – 6 %; 4 – 5 % и 8 – 10 %. Занятия спортом способствую значительному увеличению подвижности в суставах. У спортсменов она намного больше, чем у не занимающихся спортом.

     У спортсменов подвижность в суставах определяется в основном тремя факторами: возрастом, видом спорта и квалификацией. Учитывая это, можно активно воспитывать гибкость, как и все прочие физические качества  [28].

     В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости у спортсменов можно разделить на три этапа:  [32]

1 этап – «суставной гимнастики»;

2 этап – специализированного развития подвижности в суставах;

3 этап – подвижности в суставах на достигнутом уровне.

I этап – «суставной гимнастики». Задачей этого этапа является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепле­ние самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною аппарата с целью улучшения эластических свойств и достижения прочности мышц и связок. Специальные исследования, проведенные на животных, показали, что этому способствуют упражнения на растягивание. На данном этапе осуществляется как бы "проработка" всех суставов.

Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспита­ния гибкости обладают дети до 9 – 13  лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.

2 этап – специализированного  развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов.

         В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Применение упражнений на растягивание в процессе физической подготовки лишь тогда дает положительный эффект, когда при этом не нарушаются условия спортивной специализации. Одни и те же упраж­нения на растягивание могут оказывать прямо противоположное вли­яние на процесс спортивного совершенствования. Так, большая под­вижность в суставах позвоночного столба создает неблагоприятные условия для подъема тяжестей штангистом, в то же время она необхо­дима барьеристу, прыгуну в высоту.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы–антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание  [49].

Основные правила применения упражнений в растягивании:

·     не допускаются болевые ощущения

·     движения выполняются в медленном темпе

·     постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника

Преимущественное воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Здесь решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку и разминку перед основными занятия­ми.

Высокого уровня развития пассивной подвижности и в суставах спортсмены могут достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела зависят от суставно-связочного аппарата  [37].

На развитие активной подвижности требуется значительно боль­ше времени. Методика воспитания активной подвижности в суставах изучена недостаточно.

Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортив­ных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое число упражнений на растягивание с небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию подвижности в суставах на достигнутом уровне [38].

В тренировочном цикле меняется соотношение используемых мето­дов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором – активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная  [14].

Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочета­ния в тренировочном цикле упражнений на растягивание и силу. Важ­но не только максимально полно развивать отдельно силу и подвиж­ность, но и постоянно

приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвиж­ности в суставах для достижения высокого спортивного результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в пол­ной мере использовать другое качество.

3 этап – поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку  [8].

Низкий уровень развития гибкости объясняется не только анатомо-физиологическими особенностями организма, но и недостатками методики развития этого качества, особенно в том случае, когда усилия направляются преимущественно на растягивание мышц - антагонистов, а не на увеличение силы и амплитуды сокращающихся мышц. Оказывается, что на практике чаще работают не над активной, а над пассивной гибкостью.

В практике физической культуры и спорта  широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.

Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы: [33]

·      Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например - наклоны).

·      Растягивающие движения на тренажерах или с помощью партнера.

·      Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.

·      Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению.

·      Расслабленные висы.

·      Удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.   

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи) При выполнении активных движений величина их амплитуды су­щественно зависит от силовых возможностей человека. Чем больше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, тем в большей степени амплитуда активных движении зависит от силы мышц. При значительной разнице увеличение мышечной силы приво­дит и к увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицатель­но сказывается на величине подвижности. Следовательно, добиться увеличения активной подвижности в ка­ком-либо движении можно двумя путями:

   -   за счет увеличения пассивной подвижности;

   -   за счет увеличения максимальной силы.

Для воспитания активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.

Для воспитания активной под­вижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением:  [31].

-    вес предметов;

-    противодействие партера;

-    сопротивление упругих предметов;

-    статические (изометрические) силовые упражнения, выполняе­мые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4  сек.

          В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям:

-    быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной амплитудой (поэтому малопригодны многие общеразвивающие упраж­нения, выполняемые с небольшой амплитудой) и давать соответствующую целевую

-    быть доступными для занимающихся.

К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся:

-    пассивные движения, выполняемые с помощью партнера; установку;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.