скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Тренировка и тренировочные циклы

Мощность и предельная продолжительность этих упражнений таковы, что в процессе их выполнения показатели деятельности. кислородтранспортной системы (ЧСС, сердечный выброс, ЛВ, ско­рость потребления О2) могут быть близки к максимальным значе­ниям для данного спортсмена или даже достигать их. Чем продол­жительнее упражнение, тем выше на финише эти показатели и тем значительнее доля аэробной энергопродукции при выполнении уп­ражнения. После этих упражнений регистрируется очень высокая концентрация лактата в рабочих мышцах и крови — до 20—25 ммоль/л. Соответственно рН крови снижается до 7,0. Обычно заметно повышена концентрация глюкозы в крови — до 150 мг%, высоко содержание в плазме крови катехоламинов и гормона роста.

Ведущие физиологические системы и меха­низмы — емкость и мощность лактацидной (гликолитической) энергетической системы рабочих мышц, функциональные (мощностные) свойства нервно-мышечного аппарата, а также кислород-транспортные возможности организма (особенно сердечно-сосу­дистой системы) и аэробные (окислительные) возможности рабо­чих мышц. Таким образом, упражнения этой группы предъявляют весьма высокие требования как к анаэробным, так и к аэробным возможностям спортсменов.

Аэробные упражнения. Мощность нагрузки в этих упражнениях такова, что энергообеспечение рабочих мышц может происходить (главным образом или исключительно) за счет окислительных (аэробных) процессов, связанных с непрерывным потреблением организмом и расходованием работающими мышцами кислорода. Поэтому мощность в этих упражнениях можно оценивать по уровню (скорости) дистанционного потребления О2. Если дистанционное потребление О2 соотнести сопредельной аэробной мощностью у дан­ного человека (т. е. с его индивидуальным МПК, или «кислородным потолком»), то можно получить представление об относитель­ной,аэробной физиологической мощности выпол­няемого им упражнения. По этому показателю среди аэробных циклических упражнений выделяются пять групп.

1) упражнения максимальной аэробной мощно­сти (95—100% МПК);

2) упражнения   околомаксимальной   аэробной Мощности (85—90% МПК);

3) упражнения субмаксимальной аэробной мощ­ности (70—80% МПК);

4) упражнения средней аэробной мощности (55— 65% от МПК);

5) упражнения малой аэробной мощности (50% от МПК и менее).

Ведущими физиологическими системами и механизмами, определяющими успешность выполнения аэроб­ных циклических упражнений, служат функциональные возмож­ности кислородтранспортной системы и аэробные возможности ра­бочих мышц.

По мере снижения мощности этих упражнений (увеличения пре­дельной продолжительности) уменьшается доля анаэробного (гликолитического) компонента энергопродукции. Соответственно сни­жаются концентрация лактата в крови и прирост кон­центрации глюкозы. При упраж­нениях длительностью в несколько десятков минут гипергликемиивообще не наблюдается. Более того, в конце таких упражнений может от­мечаться снижение концент­рации глюкозы в крови (ги­погликемия).

Чем больше мощность аэробных упражнений, тем выше концентрация катехоламинов в крови и гормона роста. Наоборот, по мере снижения мощности нагрузки содер­жание в крови таких гормо­нов, как глюкагон и кортизол, увеличивается, а содер­жание инсулина уменьшает­ся.

С увеличением продол­жительности аэробных уп­ражнений повышается тем­пература тела, что предъяв­ляет повышенные требова­ния к системе терморегуля­ции.

Упражнения максималь­ной аэробной мощности (с дистанционным потреблением кислоро­да 95—100% от индивидуального МПК) — это упражнения, в ко­торых преобладает аэробный компонент энергопродукции — он составляет до 60—70%. Однако энергетический вклад анаэробных (преимущественно гликолитических) процессов еще очень значи­телен. Основным энергетическим субстратом при выполнении этих упражнений служит мышечный гликоген, который расщепляется как аэробным, так и анаэробным путем (в последнем случае с образованием большого количества молочной кислоты). Предель­ная продолжительность таких упражнений — 3—10 мин. К сорев­новательным упражнениям этой группы относятся: бег на 1500 и 3000 м, бег на 3000 и 5000 м на коньках, плавание на 400 и 800 м, академическая гребля (классические дистанции), заезды на 4 км на велотреке.

Через 1,5—2 мин после начала упражнений достигаются макси­мальные для данного человека ЧСС, систолический объем крови и сердечный выброс, рабочая ЛВ, скорость потребления О2 (МПК). По мере продолжения упражнения ЛВ, концентрация в крови лак­тата и катехоламинов продолжает нарастать. Показатели работы сердца и скорость потребления О2 либо удерживаются на макси­мальном уровне (при состоянии высокой тренированности), либо начинают несколько снижаться.

После окончания упражнения концентрация лактата в крови достигает 15—25 ммоль/л в обратной зависимости от предельной продолжительности упражнения и в прямой — от квалификации-спортсмена (спортивного результата).

Ведущие физиологические системы и механизмы — общие для всех аэробных упражнений; кроме того, существенную роль играет мощность лактацидной (гликолитической) энергетической системы рабочих мышц.

Упражнения околомаксимальной аэробной мощности (с дистан­ционным потреблением О2; 85—95% от индивидуального МПК) — это упражнения, при выполнении которых до 90% всей энергопро­дукции обеспечивается окислительными (аэробными) реакциями в рабочих мышцах. В качестве субстратов окисления используются в большей мере углеводы, чем жиры (дыхательный коэффициент около 1,0). Главную роль играют гликоген рабочих мышц и в мень­шей степени—глюкоза крови (на второй половине дистанции). Рекордная продолжительность упражнений до 30 мин. К этой груп­пе относятся: бег на дистанциях 5000 и 10000 м, плавание на дистанции 1500 м, бег на лыжах до 15 км и на коньках на 10 000 м. В процессе выполнения упражнений ЧСС находится на уровне 90—95%, ЛВ—85—90% от индивидуальных максимальных зна­чений. Концентрация лактата в крови после упражнения у высоко­квалифицированных спортсменов—около 10 ммоль/л. В процессе выполнения упражнения происходит существенное повышение тем­пературы тела — до 39°.

Упражнения субмаксимальной аэробной мощности (с дистан­ционным потреблением О2 70—80% от индивидуального МПК) — это упражнения при выполнении которых более 90% всей энергии образуется аэробным путем. Окислительному расщеплению подвер­гаются в несколько большей степени углеводы, чем жиры (дыха­тельный коэффициент примерно 0,85—0,90). Основными энергети­ческими субстратами служат гликоген мышц, жиры рабочих мышц и крови и (по мере продолжения работы) глюкоза крови. Рекорд­ная продолжительность упражнений — до 120 мин. В эту группу входят: бег на 30 км и более (включая марафонский бег), лыжные гонки на 20—50 км, спортивная ходьба до 20 км.

На протяжении упражнения ЧСС находится на уровне 80—90%, а ЛВ — 70—80% от максимальных значений для данного спорт­смена. Концентрация лактата в крови обычно не превышает 4 ммоль/л. Она заметно увеличивается только в начале бега или в результате длительных подъемов. На протяжении выполнения этих упражнений температура тела может достигать 39—40°.

Ведущие физиологические системы и механизмы — общие для всех аэробных упражнений и, кроме того, емкость кислородной (окислительной) системы, которая зависит в наибольшей мере от запасов гликогена в рабочих мышцах и печени и от способности мышц к повышенной длительной утилизации (окислению) жиров.

Упражнения средней аэробной мощности (с дистанционным потреблением О2 55—65% от индивидуального МПК) — это упраж­нения, при выполнении которых почти вся энергия рабочих мышц обеспечивается аэробными процессами. Основным энергетическим субстратом служат жиры рабочих мышц и крови, углеводы играют относительно меньшую роль (дыхательный коэффициент около 0,8). Предельная продолжительность упражнения—до нескольких ча­сов. К упражнениям этой группы относятся: спортивная ходьба на 50 км, лыжные гонки на сверхдлинные дистанции (более 50 км).

Кардиореспираторные показатели не превышают 60—75% от максимальных для данного спортсмена. Во многом характеристики этих упражнений и упражнений предыдущей группы близки.

Упражнения малой аэробной мощности (с дистанционным потреблением О2 50% и менее от индивидуального МПК) — это упражнения, при выполнении которых практически вся энергия .рабочих мышц обеспечивается за счет окислительных процессов, в которых расходуются главным образом жиры и в меньшей степени углеводы (дыхательный коэффициент менее 0,8). Упражнения такой относительной физиологической мощности могут выполняться.В течение многих часов. Это соответствует бытовой деятельности человека (ходьба) или упражнениям в системе занятий массовой или лечебной физической культурой.

Классификация ациклических упражнений

Ациклические соревновательные упражнения на основе их кине­матических и динамических характеристик можно разделить на 1) взрывные, 2) стандартно-переменные, 3) нестандартно-перемен­ные и 4) интервально-повторные.

Взрывные упражнения. К взрывным упражнениям относятся Прыжки и метания. Группу прыжков составляют прыжки в лег­кой атлетике (в длину, в высоту, тройным, с шестом), прыжки на лыжах с трамплина и прыжки с трамплина в воднолыжном спорте, прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки. В группу метаний входят легкоатлетические метания: диска, копья, моло­та, толкание ядра. Частным случаем метаний являются тяжелоатле­тические упражнения (рывок и толчок).

Характерная особенность взрывных упражнений — наличие од­ного или нескольких акцентированных кратковременных усилий большой мощности («взрыва»), сообщающих большую скорость всему телу и (или) верхним конечностям со спортивным снарядом. Эти взрывные мышечные усилия обусловливают: а) дальность прыжка в длину или высоту; б) продолжительность полета, во вре­мя которого выполняются сложные движения в воздухе (прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки); в) максималь­ную (в легкоатлетических метаниях) или необходимую (в тяжело­атлетических упражнениях) дальность полета спортивного снаряда.

Все взрывные упражнения имеют очень небольшую продолжи­тельность — от нескольких секунд до немногих десятков секунд. Значительную часть большинства взрывных упражнений составля­ют циклические движения — разбег или разгон. Каждое взрывное упражнение выполняется как единое целое, что определяет и осо­бенности обучения таким движениям.

Стандартно-переменные упражнения — это соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике (кроме прыжков), в фигурном катании на коньках и на водных лыжах, в синхронном плавании. Для этих упражнений характерно объединение в непрерывную, строго фиксированную, стандартную цепочку разнообразных сложных действий (элементов), каждое из которых является законченным самостоятельным действием и пото­му может разучиваться отдельно и входить как компонент в самые разные комбинации (комплексные упражнения).

Нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения включа­ют все спортивные игры и спортивные единоборства, а также все разновидности горнолыжного спорта. На протяжении выполнения этих упражнений резко и нестандартным образом чередуются пери­оды с разным характером и интенсивностью двигательной деятель­ности — от кратковременных максимальных усилий взрывного характера (ускорений, прыжков, ударов) до физической нагрузки относительно невысокой интенсивности, вплоть до полного отдыха (минутные перерывы у боксеров и борцов, остановки в игре, перио­ды отдыха между таймами в спортивных играх).

В связи с этим в нестандартно-переменных упражнениях можно выделить рабочие периоды, т. е. периоды особенно интенсивной двигательной активности (деятельности), и промежуточные периоды, или периоды относительно мало интенсивной двигательной активности.

К интервально-повторным упражнениям относятся соревнова­тельные, а также комплексные тренировочные упражнения, которые составлены из стандартной комбинации различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха. При этом элементы, входящие в такую комбинацию, могут быть однородными (по характеру и интенсивности) циклическими или ациклическими упражнениями. Так, к интервально-повторным уп­ражнениям относится тренировочное упражнение с повторным пробеганием (проплыванием) определенных отрезков дистанции на большой скорости, чередуемым с периодами полного или частичного отдыха. Другой пример — поднимание штанги несколько раз под­ряд. К соревновательным интервально-повторным упражнениям относятся биатлон и спортивное ориентирование.

Если во время выполнения комплексных тренировочных упраж­нений рабочие периоды чередуются с промежуточными периодами полного отдыха, то такие упражнения обозначаются как повтор­ные переменные упражнения.

Если при выполнении упражнения рабочие периоды сменяются промежуточными периодами частичного отдыха, т. е. работой значительно более низкой интенсивности (например, бегом трус­цой), то такие упражнения обозначают как интервальные переменные упражнения. По существу, подавляющее большинство комплексных тренировочных упражнений и каждое тренировочное занятие в целом являются интервально-повторными упражнениями.

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При выполнении тренировочного или соревновательного упраж­нения в функциональном состоянии спортсмена происходят значи­тельные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода: предстартовый, основной (рабо­чий) и восстановительный.

Предстартовое состояние характеризуется функциональ­ными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения).

В рабочем периоде различают быстрые изменения функций в самый начальный период работы — состояние врабатывания и следующее за ним относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние. В про­цессе выполнения упражнения развивается утомление, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.

Восстановление функций до исходного, предрабочего, уровня характеризует состояние организма на протяжении опреде­ленного времени после прекращения упражнения.

Каждый из указанных периодов в состоянии организма характе­ризуется особой динамикой физиологических функций различных систем, органов и всего организма в целом. Наличие этих периодов;

их особенности и продолжительность определяются прежде харак­тером, интенсивностью и продолжительностью выполняемого упражнения, условиями его выполнения, а также степенью трениро­ванности спортсмена.

ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗМИНКА

Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма. .Значение этих изменений состоит в подготовке организма к успешному выполнению .предстоящей деятельности.

Предстартовое состояние

Предстартовое изменение функций происходит в определенный период — за несколько минут, часов или даже дней (если речь идет об ответственном соревновании) до начала мышечной работы. Иногда выделяют отдельно стартовое состояние, характерное для последних минут перед стартом (началом работы), во время кото­рого функциональные изменения особенно значительны. Они перехо­дят непосредственно в фазу быстрого изменения функции в начале работы (период врабатывания).

В предстартовом состоянии происходят самые разные перестрой­ки в различных функциональных системах организма. Большинство этих перестроек сходно с теми, которые происходят во время самой работы: учащается и углубляется дыхание, т. е. растет ЛВ, усили­вается газообмен (потребление Од), учащаются и усиливаются сокращения сердца  (растет сердечный выброс), повышает­ся   артериальное   давление (АД), увеличивается концент­рация молочной кислоты в мышцах и крови, повышается температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы пе­реходит на некоторый «рабо­чий уровень» еще до начала деятельности,  и это обычно способствует успешному вы­полнению работы (К. М. Смирнов).

По своей природе предстар­товые изменения функций яв­ляются условно-рефлекторными нервными и гормональными реакциями. Условно-рефлектор­ными раздражителями в дан­ном случае служат место, вре­мя предстоящей деятельности, а также второсигнальные, ре­чевые раздражители. Важней­шую роль при этом играют эмоциональные реакции. По­этому наиболее резкие изменения в функциональном со­стоянии организма наблюдают­ся перед спортивными сорев­нованиями. Причем степень и характер предстартовых изме­нений часто находятся в пря­мой связи со значимостью данного   соревнования  для спортсмена.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.