Реферат: Развитие хоккея в Архангельске
2. Упражнения для воспитания скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств, в том числе подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.
3. подготовительные и подвижные упражнения, способствующие успешному овладению технико-тактическими приемам игры.
4. Упражнения по обучению и совершенствованию техники игры, преимущественно в стандартных условиях.
5. Упражнения по освоению индивидуальных и групповых тактических действий.
6. Подготовительные и уебно-тренировочные игры.
7. теоретические знания по программе
8. Контрольные испытания с оценкой уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Этап углубленной специализации направлен на углубленное разучивание и совершенствование технико-тактических приемов игры в органическом единстве с развитием специальных физических и психических качеств в стандартных и усложненных условиях игровой и соревновательной деятельности.
Основные задачи:
1. повышение уровня общефизической и функциональной подготовленности.
2. воспитание специальных двигательных качеств: скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных.
3. формирование устойчивого двигательного навыка при освоении основных технико-тактических приемов игры.
4. освоение двух-трех тактических систем при игре в атаке и обороне.
Содержание занятий на данном этапе:
1. Общая физическая подготовка в плане сдачи нормативных требований ГТО.
2. Упражнения по воспитанию специальных двигательных качеств: скоростных, силовых, скоростно-силовых, скоростных и координационных, в том числе упражнения на специальных тренажерах.
3. Игровые упражнения по совершенствованию технико-тактических приемов игры в усложненных условиях, в различных сочетаниях.
4. Упражнения по освоению вариантов тактических систем игры в атаке и обороне.
5. Учебно-тренировочные, товарищеские и календарные игры с конкретными заданиями на установках и последующим разбором игр.
6. Индивидуальные занятия, направленные на улучшение отстающих качеств и развитие сильных сторон с учетом игрового амплуа.
7. Теоретические занятия по программе
8. Контрольные испытания с оценкой уровня физической, технической и тактической подготовленности.
Этап спортивного совершенствования характерен специализацией тренировочного процесса, направленного на совершенствование технико-тактического мастерства хоккеистов на базе высокой общей специальной подготовленности.
Основные задачи:
1. повышение функциональной и специальной физической подготовленности до уровня модельных характеристик хоккеистов высокой квалификации
2. дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности.
3. достижение высокого уровня мастерства, обеспечивающего стабильность и надежность игровой деятельности в сложных условиях спортивной борьбы.
4. введение выпускников ДЮСШ и СДЮШОР в состав команды мастеров.
Содержание занятий на данном этапе:
1. Комплекс средств и методов, направленных на повышение функциональных и физических кондиций, подготовка и сдача норм комплекса ГТО.
2. Упражнения для повышения специальной физической подготовки, а также направление на развитие двигательных качеств с акцентом на скоростно-силовой и специальной выносливости.
3. Игровые упражнения, направленные на совершенствование технико-тактических действий с учетом индивидуальных особенностей хоккеистов и их игрового амплуа.
4. Упражнения по освоению и совершенствованию внутрикомандных взаимодействий в рамках определенных тактических систем в атаке и обороне.
5. Упражнения с акцентом на воспитание волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы и самообладания.
6. Теоретические занятия по программе
7. Соревновательная подготовка на основе проведения учебно-тренировочных, товарищеских, контрольных и официальных игр с постановкой конкретных задач каждому хоккеисту, звену и команде с последующей оценкой степени выполнения задания на разборах игр.
8. Контрольные испытания по видам подготовки с оценкой уровня спортивного мастерства и теоретических знаний.
Основная цель процесса многолетней подготовки юных хоккеистов – воспитание квалифицированного хоккеиста, всестороннее и гармонично развитого.
Достижение этой цели связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач в ходе многолетнего, целенаправленного и планомерного учебно-тренировочного процесса.
В этой связи эффективность многолетней подготовки юных хоккеистов возможно лишь в том случае, если методы, средства и методические подходы к физической, технической, тактической и волевой подготовки на каждом конкретном возрастном этапе будут адекватны возрастному развитию юного хоккеиста.
Физическая подготовка юных хоккеистов на этапе предварительной подготовки и начальной специализации направлена на укрепление, всестороннее и гармоничное развитие всех органов и систем, на воспитание основных двигательных качеств. С этой целью используются широкий круг средств общей физической подготовки с акцентом на развитие быстроты, ловкости и гибкости.
Физическая подготовка в хоккее – это процесс воспитания двигательных способностей и поддержание их на уровне обеспечивающем высокую эффективность игровых действий.
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Она улучшает физические качества и двигательные возможности спортсменов, расширяет запас движений, что, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков.
Общая физическая подготовка юных хоккеистов строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные и соревновательные.
Наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки юных хоккеистов. С возрастом и повышением мастерства доля общей физической подготовки уменьшается, а специальной – увеличивается. Однако на отдельных этапах годичного цикла у хоккеистов старших возрастных групп возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема средств общей физической подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных способностей, необходимых в хоккее. Она может проводиться как на льду, так и вне льда. В связи с этим в специальной физической подготовке целесообразно выделить специализированную (вне льда) подготовку. В качестве средств специальной физической подготовки используются упражнения, на нервно-мышечные усилия, пространственно временным характеристикам и режимам работы адекватные основным хоккейным движениям. К ним относятся упражнения, включающие весь технико-тактический арсенал хоккея и разработанные на их основе специально подготовленные упражнения. Круг средств специальной физической подготовки значительно меньше, чем обычной.
В ходе специальной физической подготовки обеспечивается как комплексное, так и избирательное воздействие на специальные физические качества и способности хоккеистов.
В тренировочном процессе обе части физической подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга. В свою очередь, физическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки: технической, тактической, психологической. Так, упражнения направленные на развитие различных видов выносливости, одновременно воспитывают и морально – волевые качества хоккеистов: умение выполнять работу в условиях нарастающего истощения через ‘немогу”; прививают трудолюбие и другое. В настоящее время в тренировочном процессе широко используется метод сопряженного воздействия, позволяющий одновременно совершенствовать специальную физическую и технико-тактическую подготовленность, а также игровое мышление юных хоккеистов.
В целом физическая подготовка юных хоккеистов должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышения возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие дыхательных качеств, координационных способностей.
Высокий уровень физической подготовленности, достигнутый в процессе многолетней тренировки, позволяет более эффективно решать задачи технико-тактической подготовки и является необходимой предпосылкой и основой для достижения высоких и стабильных результатов в зрелом возрасте.
Во время хоккейного матча спортсмены выполняют многочисленные рывки, ускорение, остановки, торможения с последующим быстрым стартами, броски, ведут силовые единоборства и т.п. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц.
Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Установлено, что мышцы – разгибатели туловища имеют большое значение для стабилизации игровой позы хоккеиста, а сгибатели, разгибатели голени и бедра – для отталкивания ото льда.
Для хоккеистов важны:
· Быстрая сила, проявляющаяся в скоростных движениях при преодолении небольших отягощений;
· Взрывная сила, обеспечивающая быстрое наращивание рабочего усилия;
· Абсолютная сила, или предельные силовые возможности спортсмена, позволяющие преодолевать значительное сопротивление (отягощение);
· Силовая выносливость, обеспечивающая проявление силовых возможностей длительное время;
Таким образом, в системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы. При этом необходимо учитывать специфическое развитие силы мышц хоккеиста и возрастные особенности организма.
Возрастная динамика развития силовых возможностей человека неравномерна. Это во многом обусловлено особенностями развития скелета, суставно – связочного аппарата, мышечной и нервной систем, а также общим биологическим созреванием организма. Известно, что абсолютная сила основных мышц непрерывно увеличивается от рождения до 20-30 лет, а затем постепенно начинает снижаться. При этом у натренированных детей, как правило, проявляется три основных периода ускоренного развития: с 9 до 11 лет, с 13 до 14 лет и с 16 до 18 лет. Относительная сила, рассчитанная на 1 кг веса тела, достигает своего максимума нередко уже в 13-14 летнем возрасте и окончательно устанавливается на высшем уровне к 1ё6-18 годам. У детей в возрасте 7-11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развиты еще слабо, в дальнейшем, с 11 до 16 лет она развивается весьма интенсивно. Тоже самое относится к способностям расслаблять мышцы. В период с 7 до 11 лет она изменяется незначительно, а к 15-16 годам существенно улучшается.
У детей младшего возраста развиваются главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки – мелкие мышцы. У детей слабо развиты мышцы живота, кроме мышц туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и проводящие мышцы ног.
Сила мышц – разгибателей нижних конечностей, несущих большую нагрузку при катании на коньках с 9 до 9 лет увеличивается незначительно, под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Однако в период с 8 до 9 лет отмечается наибольший прирост силы сгибателей кисти предплечья, разгибателей предплечья, что является хорошей предпосылкой для обучения техники вождения клюшкой.
У детей младшего школьного возраста связочно-мышечный аппарат столь развит слабо, как следствие этого от чрезмерной нагрузки на нижние конечности у юных хоккеистов может появиться плоскостопие. Правильно дозированная нагрузка соответствующие меры профилактики, направление на укрепление связочно – мышечного аппарата стопы, позволяют избежать этого негативного явления.
Связочный аппарат верхних конечностей развит также недостаточно, поэтому у юных хоккеистов довольно часто происходит повреждения связок, особенно если они играют слишком большой и тяжелой клюшкой.
Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания и после его окончания. Одновременно с увеличением объема мышечной массы возрастает сила мышц и способность их к длительной работе. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными.
Мышцы- сгибатели у подростков развиваются быстрее по отношению к мышцам – разгибателям.
В юношеском возрасте значительно увеличивается мышечная масса. Мышцы у юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию и отличаются высокой способностью к расслаблению. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе.
Высокий уровень развития мышц спины у 12-летних спортсменов можно объяснить тем, что при беге на коньках в посадке хоккеиста мышцы-разгибатели спины несут значительную нагрузку. Объем же катания, выполняемый хоккеистами к возрасту 12 лет, является достаточно большим, что и сказывается на увеличении становой силы.
Абсолютная сила мышц-сгибателей кисти у хоккеистов увеличивается неравномерно в возрастном диапазоне с 11 до 18 лет. Наибольший прирост ее отличался с 12 до 13 лет, особенно с 14 до 18 лет, а наименьший с 16 до 18 лет. Относительная сила мышц-сгибателей кисти постепенно увеличивается до 15 – 16 лет, а затем несколько снижается.
Относительная сила мышц рук, определяемая в тесте как “подтягивание на перекладине”, постепенно возрастает только до 14 лет.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса с возрастом имеет тенденцию к увеличению, однако прирост при этом не существенный.
Характеризуя возрастную динамику силовых способностей, следует отметить, что в период полового созревания (16-18 лет) сила мышц во многом определятся биологическим возрастом, который при дозировке нагрузок силовой направленности необходимо учитывать.
Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, отводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовыми приемами или, наоборот, уклоняться от силового единоборства. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действие соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.
Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.
Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеистов, их технической мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств.
Быстрота движений зависит в большей степени и от энергетических ресурсов организма: содержание АТФ в мышцах, скорость ее расщепления и ресинтеза (восстановление). Наиболее практическое значение для хоккеистов имеет скорость целостных двигательных актов (бег на коньках, ведение, передача и бросок шайбы и т.д.), а не элементарные формы проявления быстроты.
Скорость в целостном сложно координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины ног, силы отталкивания и выносливости и т.д.
При изучении скоростной подготовленности хоккеистов были выявлены состав и структура скоростных качеств, включающие следующие виды их проявления (Савин В.П. 1982г.): быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приемов игры, быстрота перехода от одного действия к другому.