Реферат: Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов
Смешанный
урок
встречается наиболее часто во всех классах. Примерно в равной степени он
содержит элементы уроков других типов, т.е. включает 2-3 разные задачи.
Считается, что данный тип урока создает наиболее благоприятные условия для
усвоения материала школьной программы.
Уроки также разделяют по содержанию основной части на 2 группы:
1) предметные (тематические уроки);
2) комплексные уроки.
В
содержание основной части предметных уроков включается учебный материал из
одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и т.д.
Учащиеся последовательно выполняют двигательные действия по одному виду
деятельности. Такие уроки проводятся по плаванию, лыжной подготовке, при
углубленном разучивании сложного двигательного действия или при
совершенствовании действий (формирование игровых тактических способностей в
старших классах). Предпосылкой построения однопредметных уроков может быть
слабая материальная база, недостаточная подготовленность учителя и др.
Комплексные уроки включают в основную часть физические упражнения из разных
разделов программы. Комплексное содержание занятия определяет наличие частей
урока, отличающихся не только содержанием, но и внутренней структурой. Подбор
упражнений должен носить не формальный характер, а отвечать определенным
правилам. Так, между упражнениями должна существовать преемственность;
определенный раздел, обычно, является стержневым материалом. Комплексные уроки
более трудны по организации, но и более эмоциональны, вызывают живой интерес
учащихся. Данный тип урока разносторонне воздействует на учащихся.
Структура урока физической культуры.
Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех форм занятий.
Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение составляющих ее
элементов. Под структурой урока понимают относительно устойчивый порядок
построения каждого отдельного занятия. Определенная последовательность и взаимосвязь
частей и компонентов урока физической культуры обусловлены биологическими
закономерностями функционирования организма. Определяющей для структуры урока
является логика развертывания учебно-воспитательного процесса, которая
предусматривает:
1) последовательность включения учащихся в познавательную деятельность;
2) постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;
3) последовательное решение намеченных на данный урок образовательных и
воспитательных задач;
4)
обеспечение послерабочего нормального состояния организма.
Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную, основную и
заключительную. Структура урока не ограничивается трехкомпонентным построением,
она характеризуется и определенным построением каждой из составляющих ее
частей. Продолжительность урока - 45 мин., могут проводиться и сдвоенные уроки,
например, по лыжной подготовке.
Подготовительная часть урока направлена на достижение оптимальной
оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в основной его части.
Существенными факторами, определяющими содержание и параметры подготовительной
части являются:
- функциональное состояние занимающихся;
- необходимая величина и направленность его изменения.
В подготовительной части происходит организация учеников, их психологический
настрой на сознательное и активное выполнение упражнений, функциональная
подготовка организма к более высоким нагрузкам основной части. Подготовительная
часть может носить не только вспомогательный характер, но и решать образовательные
задачи (т.е. иметь самостоятельное значение): изучение строевых упражнений,
развитие силы при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами и др.
Продолжительность подготовительной части - 8-15 мин. (I
кл.- до 25 мин.). Компоненты структуры:
- построение (в I-3 кл. строит учитель);
- рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;
- проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу).
Продолжительность 2-3 минуты.
-
строевые упражнения на месте (концентрируют внимание, формируют осанку);
- упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на гимнастике,
танцевальные шаги, строевые упражнения в движении);
- бег различными способами и передвижение прыжками.
Продолжительность 3-4 минуты.
-
ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или подготовительных
упражнений повышает интенсивность урока).
Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять из 2-х частей
при занятии тренировочного характера, как и при занятиях спортом. Построение
занимающихся зависит от количества учеников, размеров зала. Комплекс ОРУ
выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых колоннах, по кругу. Число ОРУ от 6-8
- до 10-20 (в зависимости от времени, сложности упражнения, способа проведения
- раздельный или поточный); каждое ОРУ повторяется 6-12 раз.
Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на правильное сочетание дыхания и осанку.
Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в движении взявшись за руки, в колонне положив руки на плечи или талию впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений учителем.
Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной разминки определяется оперативной готовностью занимающихся к результативному выполнению следующих за ней основных упражнений. Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная часть начинается выполнением высокоинтенсивных и координационно-сложных физических упражнений.
Основная
часть урока определяет его содержание и занимает
преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени (30 мин. при
45-минутном уроке). Задачами основной части урока являются:
- формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению
программных физических упражнений;
- воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение упражнений, нормативных требований и нормальную жизнедеятельность организма;
-
содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Различают 2 типа структуры основной части урока:
1) гомогенная (однородная) структура в предметном уроке - используются упражнения одного раздела урочного материала школьной программы по физическому воспитанию;
2)
гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при которой используются
упражнения из разных разделов школьной программы.
Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен оказывать
разностороннее воздействие на организм; последовательность их выполнения должна
основываться на положительном переносе (исключить отрицательный перенос: легкая
атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в длину - в высоту).
В
начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения, т.к.
они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций. Затем
закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце
развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное
воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем
- гибкость, силу и в конце - выносливость.
Количество повторений выполнения упражнений зависит от индивидуальных
особенностей учащихся, материальной оснащенности урока, методов организации и
управления учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4-6 раз.
Эмоциональный
фон и активность учащихся достигается правильной организацией, разнообразием
используемых форм и методических приемов. Особенно способствует применение
соревновательного метода между отделениями: на более быстрое овладение
упражнением, на чистоту выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о
психологическом факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для
индивидуума.
Комплексирование учебного материала значительно повышает эмоциональный фон,
проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к
занятиям проведение эстафет, использование тренажеров, у девушек - ритмической
гимнастики, элементов художественной гимнастики.
Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность.
Активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление,
обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. Продолжительность
заключительной части 3-5 мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин.
Физические
упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не
связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы.
Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание.
Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть доступным,
без опасности травматизма. Домашнее задание может быть направлено на
закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление
индивидуальных отклонений в физическом развитии, может содействовать активному
и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам),
соблюдение объема двигательной активности.
Методы
организации и управления деятельностью учащихся на уроке.
При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный,
групповой и индивидуальный методы организации.
Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так
проводятся подготовительная и заключительная части, могут проводиться и
фрагменты в основной части занятия. В младших классах этот прием применяется
чаще, т.к. в основной части выполняются простые, знакомые действия или
подвижные игры, эстафеты.
Способы выполнения упражнений:
- одновременно всем классом;
- одновременно в группах, отделениях;
- потоком.
Учитель
руководит всем классом без лишних затрат времени. Достигается высокая моторная
плотность, т.е. большой объем двигательной активности учащихся на уроке. Однако
затруднено устранение индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике
данный метод организации называют рассеянным управлением.
Групповой метод - разные задания выполняются в отделениях (группах) с
помощью физкультурного актива.
Способы выполнения в группе:
- одновременно всем отделением;
- по одному, по два и т.д.;
- потоком.
Достигается
большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу, возрасту, уровню
подготовленности. Учитель находится в том отделении, где изучается самое
сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный способ организации
учащихся в педагогике называется смешанным управлением. Групповой метод
применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс
дисциплинирован и подготовлен к самостоятельной работе.
Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями - “параллельная
тренировка”. Могут даваться:
1) подводящие упражнения;
2) подготовительные упражнения;
3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;
4) упражнения для эмоционального подъема.
Параллельная тренировка повышает моторную плотность. Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками.
Метод
индивидуальной организации и учащихся предусматривает
выполнение ими заданий по указанию учителя или самостоятельному выбору. Он
предполагает наибольшие возможности дифференцированного подхода к ученику с
учетом всех его индивидуальных особенностей и наклонностей. Данный способ
организации называется направленным управлением.
Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении на снаряде
(дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно использовать его и при
“параллельной” тренировке.
Организационно-методической
основой последовательности работы и дозирования нагрузок служит “линейный”, или
“круговой”, способ построения его структурных компонентов. В первом случае
двигательные действия являются самостоятельными компонентами и к ним не возвращаются
- комплексный урок с разными разделами физической культуры.
“Круговой”, или циклический, способ объединения компонентов урока - круговая
тренировка - направлен на комплексное развитие физических качеств с
одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается повторное
прохождение мест занятий в основной части урока.
Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10 рабочих точек
внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке дозируются упражнения (по
возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального повторения упражнений в
спокойном темпе).
Требования к подбору упражнений:
- простые, изученные, исключающие возможность травмирования;
-
обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные группы мышц).
ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих мест проводится
также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки:
- выполнение дозировки с постепенным увеличением количества кругов;
- максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с между
точками;
- сокращение времени на прохождение круга.
2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям организма. Особенно эффективен метод круговой тренировки при развитии физических качеств с использованием тренажеров.
Особенности самодеятельных форм занятий.
По мере распространения физкультурного движения в России, внедрения физической
культуры в повседневный быт людей все большее признание получают дополнительные
(внеурочные) формы занятий физическими упражнениями. Разработанной типологии
этих форм не существует (в связи с их многообразием и динамичностью, появлением
новых форм). Самодеятельные формы бывают как организованные, так и
самостоятельные (причем одна форма может быть и той и другой, например,
утренняя физическая зарядка дома и в оздоровительных лагерях). В зависимости от
численного состава занимающихся используются индивидуальные, групповые и
массовые формы занятий (Пример: бег трусцой - “джоггинг”). По систематичности
проведения различают регулярные (УФЗ), еженедельные (туристские походы по
выходным дням), эпизодические формы (День бегуна). Некоторые виды и
разновидности занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или
дополняют друг друга. Выбор неурочных форм занятий в значительной степени
определяется интересами и склонностями занимающихся. Предлагаемая типология
носит ориентировочный характер.
Соревновательная форма занятий приобретает определяющее значение по мере приобщения к спортивной деятельности и повышения уровня спортивного мастерства. Соревнования могут занимать 15% времени двигательной деятельности в течение года. Предельная мобилизация функциональных возможностей организма в стрессовой ситуации является мощным фактором дальнейшего развития, расширения его адаптационных функциональных возможностей.
Данная
форма находит выражение и в большинстве сфер физкультурной практики (День
бегуна, пловца, гиревика). В практике формирования способностей (в планируемом
процессе ФВ учебных заведений) эта форма может быть и методом при проведении
урока ФК, а также может носить и самостоятельный характер: проведение школьных
соревнований.
Самодеятельные тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько
спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки
или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они однопредметные:
быстрая ходьба - “спидоукинг”, бег трусцой - “джоггинг”, аэробно-ритмическая и
атлетическая гимнастика. Самостоятельные тренировочные занятия могут быть и
многопредметными - комплексное сочетание упражнений из разных видов спорта,
многоборье ГТО. Целесообразно заниматься ими 3-4 раза в неделю по I
часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса
физического воспитания) они могут стать основным фактором поддержания и
совершенствования определенной физической кондиции индивидуума.
Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой):
аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда
всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание невозможности
достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним
средством физического воспитания; формирование правильных индивидуальных
интересов. Качество и эффективность таких самостоятельных занятий в
значительной степени обусловлены уровнем физкультурной образованности
занимающихся.
Физкультурно-рекреативные формы занятий характеризуются умеренными физическими
нагрузками и активным отдыхом занимающихся. Эти формы ценятся своим восстановительным
и оздоровительным эффектом. Подвижные перемены, подвижные игры, игры по
свободному регламенту, прогулки, туристские походы в выходные дни и в отпускное
время рассчитаны на личный интерес; их только условно можно считать занятиями.
Данные формы структурно менее регламентированы, поведение занимающихся более
самостоятельно и акцентировано на интересный отдых.
Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и
кратковременностью. Посредством их решаются обычно задачи по оптимизации
текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процесс
основной деятельности, профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние
организма. Содержание малых форм занятий - сеансы или серии упражнений,
выполняемые в течение нескольких минут. Методика проведения малых форм занятий
обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их местом в общем
режиме индивида.
Утренняя гигиеническая зарядка тонизирует организм, она ориентирована на
постепенную общую активизацию его функций, тем самым ускоряет переход от
состояния продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Могут
параллельно решаться задачи формирования правильной осанки, в отдельных случаях
и поддержание общей тренированности. Ее продолжительность - 10-15 минут (до 30
мин. при тренировочной направленности).
Вводная гимнастика на производстве ускоряет врабатывание индивида. Выполняются
5-8 ОРУ в течение 5-7 минут. Последние физические упражнения координационно
схожи с профессиональными и выполняются в повышенном темпе или в ритме трудовых
действий.
Физкультпаузы и физкультминутки используются в качестве факторов активного
отдыха для сохранения оперативной работоспособности в процессе трудовой
деятельности. Переключение на другие двигательные действия и неработающие
группы мышц способствует восстановлению психических функций (внимания, реакции,
РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются 5-7 минут через 2-3 часа работы и за
2-2,5 часа до ее окончания. Физкультминутки выполняются в течение 1-2 минут
через каждые I-I,5
часа работы и по необходимости. Микропаузы продолжительностью 20-30 с
выполняются при необходимости и могут сопровождаться самомассажем. Основная
задача специалиста в системе рациональной организации труда - совершенствование
методики их использования в соответствии с условиями и характером труда.
Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера вносят парциальный
тренировочный эффект в процесс бытовых действий. Выполняются непродолжительное
время (силовые упражнения на растягивание , многоскок со скакалкой, бег по
лестнице). Они оказывают преимущественно локальные воздействия.
1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978.
2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.
5. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001
6. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
7. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.
8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и спорт,1981