скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям

Для измерения объема и мощности выполняемой физической ра­боты применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предло­жены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пуль­совые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов ре­зультаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначи­тельным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные лю­ди, да и то непродолжительное время.

Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за еди­ницу времени, и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теря­ет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях под­нимается до 200 ударов в минуту. Измерение же доли физического труда показало, что она относительно невелика.

Смешанные виды труда (в современном производстве таких подав­ляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов высшего и среднего звена.

Приведем несколько примеров об условиях труда некоторых спе­циалистов и переносимых ими нагрузках. Возьмем некоторые типич­ные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.

Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в присядке, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыха­нию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, запыленностью, повышенной влаж­ностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от ра­бочего в подземных выработках крепкого здоровья, высокого уровня общей и специальной физической подготовленности.

Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтера. Добывающая техника и транспорт значительно уменьшили физическую тяжесть его труда, частично уда­лось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов высшего и среднего звена, вынужденных находиться в подземных выработках, физическая тяжесть труда также значитель­но сократилась при возросшей нервно-психической напряженности.

Труд работников плавсостава в судовых условиях, независимо от звания и занимаемой на судне должности характеризуется тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых специалистов не связана с систематическими  физическими нагрузками; если же последние имели место, то их влияние на организм одностороннее, это требует большого внимания к физическим упражнениям как средству компенсации недостатка двигательной активности в труде и быте моряков. Важными прикладными навыками для моряков являются плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля, и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чувствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к перемене климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важными признаются дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспитания всех этих качеств моряков является физический труд, физическая культура и спорт.

Условия труда других специалистов также имеют свои особенности. К их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Причем практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов высшего и среднего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда. Явление гиподинамии отрицательно сказывается на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально- прикладной физической подготовки.

Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта

Приведенные выше примеры показывают, что существуют значи­тельные различия в условиях труда специалистов разных профессии. Однако необходимым для всех трудящихся является хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного раз­вития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шах­теру — общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и космонавту — ловкость и вестибулярная устойчивость и т. д. Отсюда разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП специалистов различных профессий.

Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного про­филя.

Гимнастика. Оздоровительное, обще развивающее и профессио­нально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в простран­стве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества — смелость, само­обладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам-высотникам, строителям, пожарникам, водолазам, водителям наземного транспор­та, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механиз­мов, цирковым артистам и представителям многих других профессий. Медицинским работникам эти упражнения надо знать для того, чтобы провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих больных правильно при­менять движения для своего лечения.

Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека — ходьба, бег, прыжки и метания — способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные воз­можности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, т. е. тех, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качества — упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др. Наиболь­шую прикладность эти упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов-землеустроителей и зоотехников и др.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко исполь­зуются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитан­ные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успеш­ному выполнению таких дел, в которых человеку требуются вынос­ливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местно­сти в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая прикладность различных видов лыжного спорта — гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов. Лыжный спорт находит непосредственную прикладность в ряде профессий: лыжами пользуются охотники на промысле, не обходятся без лыж зимой геологи, не говоря уже об исследователях Арктики и Антарктики.

Плавание. Как важно уметь плавать — известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды:

моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, препо­даватели физического воспитания, тренеры по плаванию и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профес­сиональной подготовки.

Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по при­родным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоо­техников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристскими по­ходами, находят применение практически всюду. Если к этому доба­вить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.

Спортивные игры. В ходе занятий спортивными играми воспиты­ваются оптимальные двигательные реакции на различные раздражи­тели — световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на совре­менных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транс­портных средств и других профессии, где требуется повышенная бы­строта ответных реакции на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решения. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными подвижные и спортивные игры, различные виды спортивных единоборств.

Специально-прикладные виды спорта. Кроме перечисленных фи­зических упражнений и видов спорта для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта.

Для пожарников это пожарно-прикладной спорт, содержание ко­торого составляют наиболее важные профессиональные навыки, встре­чающиеся при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабо­чее состояние; преодоление с помощью подсобных средств и без них высокой стены, оконного проема, лестничного марша и других пре­пятствий; имитация спасательных операций на большой высоте (на пожарной лестнице, на карнизе дома или на крыше); пребывание в за­газованном или задымленном помещении в условиях ограниченной видимости; другие упражнения, выполнение которых всегда связано с предельным дефицитом времени.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей морского и речного флота, мостостроителей и других специалистов, работа которых связана с водой, таким специально-прикладным видом является подводный спорт: погружение на задан­ную глубину, поиск и перемещение грузов под водой, подъем различ­ных предметов на поверхность, ориентирование в водной среде при помощи специальных средств и без них, имитация аварийных ситуа­ций и спасательных работ, владение аквалангом и другими специаль­ными приспособлениями, приборами, механизмами и инструментом для производства подводных и подледных работ.

Однако такие специально-прикладные виды спорта пока существуют не для всех профессий. Отдельных же упражнений, элементов видов спорта, имеющих непосредственно прикладное или косвенное приме­нение в данной профессии, достаточно много. При творческом поиске их могут найти не только преподаватели физического воспитания, но и сами учащиеся. Многие из упражнений, изучаемых вами на учебно-тренировочных занятиях, на специальных занятиях по ППФП, могут быть профессионально-прикладными. Наиболее важные из них включаются в программу спар­такиад учебных заведений, отраслевых спартакиад и соревнований, проводимых министерствами для рабочих и служащих своей отрасли, для учащих­ся подведомственных средних специальных и высших учебных заве­дений.

Главным фактором, от которого зависит степень эф­фективности профессионально-прикладной физической подготовки, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систе­му, анализаторы и физические качества занимающихся.

Как известно, программа физического воспитания для учебных заведений составлена по «видовому» признаку. На массовые виды спорта: гимна­стику, легкую атлетику, лыжную подготовку, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч), плавание, ту­ризм в ней отведено определенное количество часов. Эти виды спорта для отдельных профессий могут быть при­кладными. Секционная работа в учебных заведениях может осуществляться и по более широкому набору ви­дов спорта с учетом их профессионально-прикладного значения.

Таким образом, перечень видов спорта, которые мо­гут быть использованы в физическом воспитании уча­щихся в качестве профессионально-прикладного мате­риала, весьма обширен. Если же каждый вид еще под­разделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше. Поэтому важность определения профессиональ­но-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их отбора и группировки не вызывают сомнения.

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально-прикладных видов спорта. Для этого следует проанали­зировать возможные виды спорта и их элементы (при­чем перечень их не должен исчерпываться только про­граммным материалом). Направленность видов спорта определяется не только структурой упражнений, но и особенностями их выполнения, игровым содержанием. Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, то они имеют наравне с физиче­ской и функциональную направленность.

Согласно теории физического воспитания, для разви­тия профессионально важных качеств нужны воздейст­вия, превосходящие в физиологическом плане характе­ристики трудовой активности. Виды спорта, по словам профессора В. В. Белиновича, являются наиболее адек­ватным средством развития и воспитания этих качеств.

В отличие от профессиональной спортивная деятель­ность характеризуется различными по длительности и напряженности ситуациями, большим запасом двигатель­ных стереотипов с соответствующим более широким вре­менным диапазоном ответных реакций, что позволяет обеспечить лучшие возможности для тренировки психо­физиологических функций организма.

Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологи­ческой основой которой являются аэробные возможно­сти человека. Именно они обеспечивают успешность вы­полнения продолжительной работы умеренной интенсив­ности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обес­печивающее полное освоение профессии и высокопроиз­водительный труд (специалисты сельского хозяйства и др.).

Выносливость у спортсменов, занимающихся разны­ми видами спорта, различна: наибольшая отмечается у спортсменов циклических видов спорта, несколько ни­же — у спортсменов-игровиков, а самая низкая у спорт­сменов, занимающихся теми видами, которые общую вы­носливость специально не развивают.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.