скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям

Реферат: Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям

Содержание

Введение

Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях.

Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта

Роль формы организации профессионально-прикладной физической подготовки учащихся и работающих

Формы ППФП в высшем учебном заведении

Физическая подготовка как важное становление специалиста гражданской авиации

Цель и задачи физической и психофизиологической подготовки специалистов гражданской авиации

Направленность и основные понятия ППФП в учебных заведениях гражданской авиации

Научно-педадогические основы организации ППФП специалистов гражданской авиации

Заключение

Литературные источники:

Введение

Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов, характе­ризуется не только уменьшением удельного веса физи­ческого труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психи­ческих и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технологий производства, тем более совершенным должен быть че­ловек, управляющий ими.

Становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работников народного хозяйства к конкретным видам труда, поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физиче­ского воспитания, соответствующих требованиям науч­но-технического прогресса, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практи­ки физкультурного движения.

В настоящее время при организации учебного про­цесса перед каждым высшим учебным заведением ста­вится задача — вести подготовку специалистов на высо­ком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими получен­ных знаний и умений в практической работе или науч­ных исследованиях. Однако полноценное использование  профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных н специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и фи­зической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифициро­ванный труд требует, кроме того, определенного профи­лирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспи­тание студентов в высшей школе имеет свои специфи­ческие особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общи­ми социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (далее в тексте этот термин бу­дет приводиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воз­действию внешней среды. В связи с этим ППФП включе­на самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых — существенные различия в усло­виях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях.

Известно, что каждая из профессий имеет свою спе­цифику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирова­ние процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подго­товки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта под­готовка является составной частью программы физиче­ского воспитания будущих специалистов.

Задачи ППФП направлены на:

-   всестороннее физическое развитие и достижение вы­сокого уровня физической подготовленности учащихся;

-   преимущественное и специальное развитие физиче­ских качеств, особенно важных для данной профессио­нальной деятельности;

-   формирование и совершенствование двигательных на­выков, помогающих успешно овладевать профессиональ­ной деятельностью;

-   подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;

-   воспитание специфических волевых качеств.

-   содействовать повышению производительности труда работающих;

-   способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высоко­производительному труду;

-   создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травма­тизма и бороться с производственным утомлением работающих сред­ствами физической культуры и спорта.

Как известно, ППФП введена в программу по физи­ческому воспитанию учащихся Вузов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Фундаментальным принципом системы физического вос­питания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, спо­собствующие достижению готовности человека к успешной профессио­нальной деятельности.

Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретиче­скими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к уча­стию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.

Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП

Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятель­ности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.

Соответствие возможностей организма человека вы­полняемой им работе выявляется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.

Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и пси­хофизиологической характеристике различных профес­сий. В то же время профессиография — это один из методических приемов изучения трудовых процессов, пси­хологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамичной и учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение дан­ной работы.

Решение проблемы профессионально-прикладной фи­зической подготовки требует предварительного выявле­ния профессионально важных для того или иного вида труда качеств, изучения условий, в которых он проте­кает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профессиографических исследований.

Для ППФП особо важным в оценке профессиональ­ной деятельности является выявление степени напряже­ния организма и отдельных его систем и функций. В ито­ге изучения профессии для целей ППФП должна со­ставляться профессиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требовании к организму, включающий требо­вания к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом профессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

Профессионально важные качества не являются за­стывшим конгломератом свойств организма, они могут варьировать по своей значимости в зависимости от степени овладения профессией. Сам процесс овладения специальностью редко зависит от уровня развития толь­ко одного физиологического или психофизиологического качества, в большинстве случаев успешность овладения предопределяется развитием всего организма, его функ­ций.

Методологической основой требований профессии к функциональному состоянию организма является по­ложение о профессиональной пригодности как способно­сти успешно овладеть профессией и совершенствоваться в ней. Эта способность определяется соответствием воз­можностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией.

При этом по И. Д. Карцеву, профессиональные воз­можности, определяемые уровнем развития ведущих для вида труда физиологических функций, можно считать критерием профессиональной пригодности, а сами функ­ции критериальными.

Автор указывает, что если исходный уровень этого критерия выше определенного минимального и соответ­ствует рабочему динамическому стереотипу данного вида труда, то во время работы происходит тренировка кри­териальных функций. Учение о критерии профессиональ­ной пригодности позволяет рассмотреть теоретические закономерности физической подготовки к труду с пози­ций изучения механизмов взаимосвязанной деятельности функциональной системы и ее ведущей части — функции критерия профессиональной пригодности.

Методы анализа профессии необходимы для опреде­ления структуры рабочих действий, что в конечном итоге помогает в выявлении профессионально-приклад­ных двигательных навыков. Ими же может оцениваться и производственная эффективность предложенной про­граммы ППФП.

Для исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой деятельности могут быть ис­пользованы различные методы такие, как методы пол­ного и выборочного хронометража, циклография, тензо­метрия, фото киносъемка, метод проб и заданий и др.

С помощью циклографии и тензометрии фиксируются пространственно-временные характеристики профессио­нальных движений. Существуют способы регистрации траектории, скорости и амплитуды этих движений, опре­деляющие их ритм, темп, форму и т. д.

Наиболее объективный и распространенный метод ис­следования трудовых процессов — хронометраж. При хронометраже производственные операции изучаются пу­тем наблюдения и измерения времени, затрачиваемого на выполнение отдельных повторяющихся элементов.

Наиболее всесторонним и точным является комплекс­ное изучение степени овладения трудом, позволяющее углубленно анализировать производственный процесс, дающее возможность объективно установить уровень умений учащихся на любой стадии обучения.

Профессия вырабатывает у человека определенные качества, по которым часто можно определить его про­фессиональную принадлежность.

Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классифика­ции профессий в целях ППФП.

Классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях; учитывать особенно­сти существующей системы профессиональной подготов­ки учащихся, сложности реального дифференцирования физической подготовки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру.

Важно, чтобы классификация позволяла решать за­дачи ППФП, для которой прежде всего необходимо, чтобы группировка профессий явилась основой для це­ленаправленного подбора физических упражнений и ви­дов спорта с целью активизации процесса обучения и со­вершенствования в профессии.

В учебнике «Теория и методика физического воспита­ния» Б. И. Загорским дана классификация профессий, включающая 3 большие группы:

1.    профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями;

2.    профессии, специфически осложненные внешни­ми условиями;

3.    профессии, требующие постоянного максимально­го и субпредельного проявления определенных физиче­ских способностей.

В классификации профессий, разрабатываемой науч­но-исследовательским институтом профтехобразования, выделено 5 основных групп профессий:

Профессии автоматизированного труда, для кото­рых характерны повышенное внимание, быстрота приня­тия решения и общая гиподинамия.

1.    Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характери­зующиеся пребыванием в вынужденных позах.

2.    Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и коорди­нации.

3.    Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений.

4.    Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости.

В этих группировках  классифицируются  разные признаки. Если имеется уже разработанная ППФП для какой-либо профессии, то, зная определяющие признаки, можно методы ППФП одной профессии перенести на другую.

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Для характеристики различных видов труда чаще всего исполь­зуются понятия его физической тяжести и нервно-психической на­пряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий вид — смешан­ный труд.

Примерами преимущественно физического труда являются профес­сии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых со­пряжены со значительными мышечными усилиями. К преимуществен­но физическому труду относится также спортивная деятельность в по­давляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогон­ках, тяжелой атлетике, лыжном спорте н др.

Примерами преимущественно умственного труда являются профес­сии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность ко­торых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. Физические нагрузки на человека в процессе труда с развитием автома­тизированного производства постоянно уменьшаются. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электро­ники, робототехники предъявляет к человеку повышенные требования устойчивости к психическим напряжениям, к срочному восприятию и осмысливанию большого потока информации о ходе производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.