1. К приведенным ниже понятиям подберите одно из определений:
а) Полезность | 1. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность |
б) Кривая безразличия | 2. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ |
в) Бюджетная линия | 3. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная изменением реального дохода. |
г) Эффект замещения | 4. Способность блага удовлетворять потребность |
д) Набор безразличия | 5. Линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат |
е) Равновесие потребителя | 6. Прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу |
ж) Предельная полезность | 7. Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую полезность |
з) Карта безразличия | 8. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью |
и) Эффект дохода | 9. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности |
2. Представьте себе две ситуации: а) Может быть это и фантастика, но допустим, что вы вдруг получили наследство от богатого дедушки из США в виде 10 автомобилей. Как вы будете использовать каждый автомобиль? Определите предельную полезность автомобилей для себя. б) Вы проработали уже 30 лет на одном предприятии и, наконец-то, ценой невероятных усилий и лишений купили себе автомобиль. Как вы будете его использовать? Какова его предельная полезность? От чего в таких ситуациях зависит предельная полезность автомобиля?
3. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. нa карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения - на горизонтальной: а) Цена продуктов питания (Рр) - 50 центов за единицу, цена развлечений (РН) - 50 центов за единицу; б) Pр = 50 центам; РН = 1 долл.; в) Рр= 1 долл.; РН = 50 центам; г) Рр = 40 центам; РН = 40 центам; д) Рр = 50 центам; РН = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю. Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).
4.
Студент читает журналы и
слушает музыку, записанную на кассеты. Таблица показывает полезность, которую
он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена
журнала - 1,5 долл., а цена кассеты - 7,5 долл. Предположим, что обычно студент
покупает 2 кассеты и 10 журналов.
а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?
б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров? в)
Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и
журналов. е) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить
на покупку кассет? з) При какой комбинации двух товаров полезность окажется
максимальной?
5. В таблице показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности. а) Начертите три кривые безразличия. б) Какая из них отражает наиболее высокий уровень полезности? в) Какая из них представляет самый низкий уровень полезности? г) Рассмотрите следующие комбинации товаров: А. 50Н и 8F. Б. 45Н и 4F. В. 12Н и 45F. Г. 25Н и 16F. Д. 21Н и 11F. Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия. д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента? е) Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения 2 а). Можете ли вы сейчас определить потребительский набор, представляющий максимальную полезность?
6. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой компакт-дисков и одежды. Рисунок показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки: а) точку, в которой А максимизирует свои потребности; б) точку, в которой А покупает только компакт-диски; в) точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров; г) точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но выходяшее за пределы его бюджетных возможностей; д) точку, в которой А покупает только одежду; е) точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможностей А.
7. Покупатель Х при цене товара А, равной 3 долл., покупает 2 единицы данного товара. Определите эффект дохода при снижении цены товара на 1 долл.
8. Определите эффект замещения для потребителя Х, если цена на единицу товара В уменьшилась с 4 до 3 долл. При цене, равной 4 долл., потребитель покупал 5 единиц товара В.
9. На рисунке представлены четыре кривые безразличия некоего потребителя, покупающего товары Х и Y, а также прежняя (UV) и новая (UW) бюджетные линии. Точки а и Ь—это две точки потребительского равновесия при денежном доходе, равном 20 долл.
Определите, являются ли приводимые утверждения верными (В) или неверными (Н).
а) Цена товара Х первоначально составляла 2 долл. б) Цена товара Y первоначально составляла 4 долл. в) Увеличение денежного дохода позволяет потребителю передвинуться на новую бюджетную линию UW. г) Приведенные кривые безразличия показывают, что чем больше товара Х будет иметь потребитель, тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара X. д) При бюджетном ограничении UW цена товара Х составит 2 долл. е) В точке (а) цена товара Y равна 8 долл. ж) Эффект замены объясняет, почему потребитель передвинулся из точки a в точку b. з) Сдвиг бюджетной линии из положения UV в положение UW объясняется снижением цены товара X.
10.
, где —объем потребления яблок на разных кривых безразличия, кг; —объем потребления апельсинов на разных кривых безразличия, кг.
Потребитель расходует на покупку яблок и апельсинов доход, равный 30 руб. При этом цена 1 кг. яблок составляет 2 руб., а апельсинов 6 руб.
а) Постройте карту кривых безразличия. Найдите равновесие потребителя (точку Е1) графически и проверьте ответ алгебраически.
б) Определите равновесие потребителя (точку Е2), если цена на апельсины упадет на 52,5%, а цена яблок и доход потребителя останутся неизменными.
в) Определите равновесие потребителя (точку Е3), если цена на апельсины упадет на 52,5%, доход сократится на 32,7%, а цена яблок останется неизменной.
г) Как должны измениться цены на яблоки и апельсины, чтобы при доходе в 30 руб. равновесие потребителя переместилось из точки Е1 в точку Е4 с координатами: 4 кг. яблок и 7 кг. апельсинов?
д) Как должен измениться доход в 30 руб., чтобы при ценах, обеспечивающих равновесие в точке Е4, равновесие потребителя переместилось в точку Е5 с координатами: 2 кг. яблок и 5 кг. апельсинов?
е) Рассчитайте эффект дохода и замещения в заданиях б) и в).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15