скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Протекционизм и фритредерство: следует ли искать золотую середину?

Но где точнее в этих пределах будет находить­ся фактический коэффициент мирового обмена? Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку коэф­фициент обмена, или условия торговли, определяет, каким образом выгоды от международной торговли распределяются между двумя странами.

Фактический коэффициент обмена, который рас­полагается между верхним и нижним пределами, зависит от соотношения мирового спроса на эти два товара и их предложения.

3.5. Выигрыш от торговли

Условимся, что международный обменный коэффи­циент, или условия торговли, в действительности составляет 1П = 1.5 К. Торговля на таких условиях позволяет ввести в анализ линию торго­вых возможностей, которая показывает варианты выбора, которые имеют­ся у страны при специализации на одном продукте и его обмене (экспорте) для получения другого про­дукта. На рисунке 2 показаны прямые торговых возможностей; при этом предполагается, что обе страны специализируются в соответствии со своими сравнительными преимуществами и поэтому США производят только пшеницу (точка W на рис. 2а), а Бразилия — только кофе (точка с на рис. 2б).

Рисунок 2. Линии торговых возможностей и выигрыш от торговли

Теперь США и Бразилия не скованы прямой внутренних производственных возможностей. Специализация и торговля привели к появлению нового соотноше­ния обмена пшеницы и кофе, которое представлено прямыми торговых возможностей стран. Это новое соотношение является более совершенным для обе­их стран по сравнению с соотношением обмена в условиях самообеспечения, показанного прямыми производственных возможностей каждой из стран.

Специализация, основанная на использова­нии принципа сравнительных преимуществ, способ­ствует более эффективному размещению мировых ресурсов и увеличению производства как пшеницы, так и кофе, а потому выгодна и США, и Бразилии..

В результате специализации и торговли обе стра­ны имеют большее количество каждого вида продук­тов (точки A' и B’ против A и B на рис. 2а и 2б). Эти показатели сведены воедино в таблице 4, которая заслуживает внимательного изучения.

Таблица 4

Международная специализация в соответствии с принципом сравнительных преимуществ и выигрыш от торговли (гипотетические данные; т)

Страна

(1)

 Объем производства до специализации

(2)

Объем производства после специализации

(3)

Объем экспорта (—) и импорта (+)

(4)

Объем после торговли

(5)=(4)-(1)

Выигрыш от специали­зации и торговли

США 18 пшеница 30 пшеница —10 пшеница 20 пшеница 2 пшеница
12 кофе 0 кофе +15 кофе 15 кофе 3 кофе
Бразилия 8 пшеница 0 пшеница +10 пшеница 10 пшеница 2 пшеница
4 кофе 20 кофе —15 кофе 5 кофе 1 кофе

Тот факт, что точки АВ' отражают более совершенную ситуацию по сравнению с точками А и В, необычайно важен. Известно, что любая страна может выйти за пределы своих произ­водственных возможностей лишь за счет: 1) увеличе­ния количества и совершенствования качества своих ресурсов, либо 2) использования результатов тех­нического прогресса. Теперь найден третий способ — международная торговля, с помощью кото­рой страна в состоянии преодолеть узкие масштабы производства, ограниченные кривой производствен­ных возможностей. Эффект международной специа­лизации и торговли сравним с обладанием большими объемами лучших по качеству ресурсов или с внедре­нием усовершенствованной техники и технологии.

3.6. Растущие издержки

Стараясь как можно яснее сформулировать принци­пы, лежащие в основе международной торговли, мы прибегли к ряду упрощающих допущений. Для того чтобы не быть многословными, мы намеренно огра­ничились двумя продуктами и двумя странами: при­меры, включающие большее количество стран и продуктов, приводят к аналогичным выводам. Однако предположение о постоянных издержках яв­ляется более существенным упрощением. Поэтому сделаем здесь остановку, с тем, чтобы отметить важное значение растущих издержек (составляющих вогнутую кривую производственных возможностей) для нашего анализа.

По мере того как соотноше­ние издержек для США будет падать, а для Брази­лии — увеличиваться, будет достигнута точка, при которой соотношение издержек в двух странах сравняется, к примеру, на уровне 1П = 1.5К. В этой ситуации определяющие основания для углубления специализации и торговли — различие в соотноше­нии издержек — исчерпают себя, и дальнейшая спе­циализация поэтому будет экономически нецелесообразной. И самое главное, эта точка выравнивания соотношений издержек может быть достигнута, если США продолжают производить небольшое количество кофе наряду с пшеницей, а Бразилия продолжает выпускать немного пшеницы наряду с кофе. Первосте­пенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специали­зации. По этой причине нередко продукция, произведен­ная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогич­ной или точно такой же импортной продукцией.

3.7. Еще раз о свободной торговле

Аргументы в пользу свободной торговли известны с давних пор. На современном языке вопрос о свободной тор­говле сводится к следующему убедительному выво­ду. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономи­ка может достигнуть более эффективного размеще­ния ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень тех­нологических знаний каждой страны различны. Сле­довательно, каждая страна может производить опре­деленные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, из­держки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издерж­ки производства которых в стране выше относитель­но других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени исполь­зовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир — и каждая свободно торгующая страна — может получить больший ре­альный доход от использования того объема ресур­сов, которыми они располагают. Протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потре­бностей.

Побочная выгода от свободной торговли за­ключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возрос­шая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы про­изводства, и таким образом содействовать экономи­ческому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широ­кого ассортимента продукции. Причины, по кото­рым следует отдать предпочтение свободной торго­вле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинст­во экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

4. Торговые барьеры

Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на пути свободной торговли стоит большое количе­ство барьеров.

1. Пошлины. Пошлины являются акцизным на­логом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фи­скальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся вну­три страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение феде­рального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначе­ны для защиты местных производителей от ино­странной конкуренции. Хотя протекционистские по­шлины, как правило, недостаточно высоки для пре­кращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутрен­нем рынке.

2. Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, ко­торые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международ­ной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортиро­ваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

3. Нетарифные барьеры. Под нетарифными ба­рьерами понимается система лицензирования, со­здания неоправданных стандартов качества продук­ции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.

4. Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых ба­рьеров. В этом случае иностранные фирмы "доброво­льно" ограничивают объем своего экспорта в опреде­ленные страны. Экспортеры дают согласие на добро­вольные экспортные ограничения (которые аналоги­чны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров

4.1. Мотивация: эффект особых интересов

Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют сво­бодной торговле и таким образом снижают эконо­мическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. В нашем примере сравнительных преимуществ спе­циализация и торговля неблагоприятно сказывают­ся на производителях кофе в США и производи­телях пшеницы в Бразилии. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответству­ющим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защи­ты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", — играет очень важную роль.

Прямыми выгодами от импортных скидок или экспортных субсидий, как правило, пользуются не­многие, но каждый, кто их получает, имеет большой личный интерес. Отсюда сильный стимул к энергич­ной политической деятельности.

Но издержки подобной политики могут далеко превзойти все выгоды.

Следует также добавить, что издержки проте­кционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, поли­тические деятели сталкиваются с меньшими поли­тическими ограничениями, идя навстречу требова­ниям ввести протекционистские санкции.

4.2. Экономические последствия введения тарифов

Используем теперь простейший анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения наиболее широко распро­страненных торговых барьеров — защитных по­шлин. Линии Dd и Sd на рисунке 3 показывают внутренний спрос и предложение продукта, в про­изводстве которого США не обладают сравнитель­ными преимуществами, например кассетных магнитофонов. При отсутствии мировой торговли вну­тренняя цена и объемы производства соответст­венно составят 0Pd  и 0d.

Предположим, что экономика страны открыта для мировой торговли и что японские пред­приниматели, имеющие сравнительные преимуще­ства в производстве кассетных магнитофонов и доминирующие на мировом рынке, начали продавать свои изделия в США. При этом до­пустим, что в условиях свободной торговли внутренняя цена не может отличаться от нижней мировой цены, которая в данном случае равна w. При w, внутреннее потребление составит 0d, внутреннее производство — , а разница между этими двумя величинами, ad, отражает объем импорта.

Прямые последствия. Предположим теперь, что США введут пошлину на каждую единицу импор­тируемых магнитофонов, равную Рw,Рt. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с 0Pw  до t и будет иметь целый ряд последствий.

Во-первых, потребление магнитофонов в США упадет с 0d до , поскольку более высокая цена заставит покупателей двигаться вверх по кривой спроса. Американские потребители, безусловно, по­страдают в связи с введением пошлины; они будут платить на Рt больше за каждый из закупленных магнитофонов , который обойдется им теперь по цене Pt.

Кроме того, пошлина вынуждает потребителей сократить количество покупаемых магнитофонов и переадресовать свои расходы на покупку менее желанных товаров.

Во-вторых, американские производители, на ко­торых пошлина не распространяется, получат более высокую цену 0Pt за единицу товара. Поскольку эта новая цена выше соответствующей цены до введе­ния пошлин, или мировой цены w, местная про­мышленность, производящая магнитофоны, поднимется вверх по своей кривой предложения Sd, увели­чив масштабы отечественного производства с 0a до 0b.. Местные производители воспользуются как бо­лее высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж. Это объясняет интерес местных производи­телей в лоббистской деятельности в поддержку за­щитных пошлин. Однако с точки зрения общества расширение местного производства (на величину ab) отражает тот факт, что пошлина позволила мест­ным производителям магнитофонов перетянуть ре­сурсы из других, более эффективных отраслей.

В-третьих, пострадают японские производители. Хотя продажные цены на магнитофоны стали выше на величину Рw Рt, эта разница отчисляется прави­тельству США, а не японским производителям! Ми­ровая цена после установления пошлины и, следова­тельно, поштучный доход японских производителей сохраняются на уровне w, в то время как объемы американского импорта (японского экспорта) пада­ют с ad до bc.

И, наконец, отметим, что заштрихованный пря­моугольник в центре рисунка показывает доходы, которые приносит пошлина. В частности, совокуп­ные доходы от пошлины определяются умножением приходящейся на единицу товара пошлины Рt Рw на количество импортированных магнитофонов be. Эти доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением   дохода   от   потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель.

Рисунок 3. Экономические последствия введеиия протекционистских пошлин

Косвенное влияние. Существуют другие, менее заметные последствия введения пошлин, которые выходят за рамки нашей простой модели спроса и предложения. Из-за сократившихся продаж магни­тофонов в США Япония теперь получит меньше долларов для закупки американских товаров. То есть в американских экспортных отраслях — отрас­лях, дающих США сравнительные преимущества, — сократится производство и высвободятся ресур­сы. Речь идет о высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствуют их сравнительные преимущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче говоря, пошлины прямо способ­ствуют экспансии относительно неэффективных от­раслей, которые не обладают сравнительными пре­имуществами, и косвенным образом вызывают све­ртывание относительно эффективных отраслей, име­ющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной передислокации ре­сурсов в неверном направлении. Это не удивитель­но. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля, базирующаяся на сравни­тельных преимуществах, ведут к эффективному ис­пользованию мировых ресурсов и расширению ре­ального объема мирового производства. Цель и по­следствия защитных пошлин — сокращение миро­вой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностран­ных и местных производителей пошлины сокраща­ют объемы реального мирового производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.