Реферат: Особенности развития и размещения газовой промышленности России
Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е годы были во многом вызваны падением спроса на газ. Последнее произошло по ряду причин. Главная из них - господство традиционного, очень жесткого по форме, но малоориентированного на экономические стимулы и развитие конкуренции регулирования, включающего контроль цен как в добыче газа, так и у потребителей. Параллельно была создана система долгосрочных контрактов по принципу "бери или плати". Подобная система могла существовать только в условиях достаточно стабильных или растущих цен на альтернативные топливно-энергетические ресурсы. Когда же в начале 80-х годов цены на нефть стали снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и ценообразования в газовой промышленности США сделало ее неконкурентоспособной, предопределило сокращение спроса на газ и трудности с выполнением долгосрочных контрактов. Вскоре аналогичная ситуация возникла и в газовой промышленности Канады.
Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности с поставщиками других топливно-энергетических ресурсов. Для выражения такой конкуренции во многих случаях, в том числе в импортно-экспортных контрактах, стали применять формулы для цены газа как производной от "корзины цен" иных ресурсов (мазута, угля, возможно, электроэнергии и т.п.). Эти изменения условий контрактов получили широкое распространение после нефтяных кризисов. Причем введение компонент цены угля и ядерной энергии, учитывая высокую долю постоянной составляющей расходов, рассматривается в качестве необходимого в газовых контрактах стабилизирующего фактора. Другой подход наряду с гибкой реакцией на внешнюю конкуренцию предусматривает также внутренние преобразования в газовой промышленности для создания в ней стимулов повышения эффективности.[17]
В целом в Северной Америке кризисные явления конца 70-х годов способствовали реализации второго подхода. В 1984 г. в США были одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов поставок в долгосрочных контрактах (что облегчило положение трубопроводных компаний, бывших в то время и продавцами газа) и введены требования открытого доступа поставщиков к сетям трубопроводного транспорта (при этом транспортные компании, принявшие принцип открытого доступа, должны были обменять часть своих контрактов по поставкам газа на контракты на его транспортировку). Затем логика преобразований постепенно привела к необходимости разделения видов деятельности и предоставляемых услуг, к сформированию уже в начале 90-х годов полностью конкурентного рынка. Таким образом, развитие рыночных отношений в газовой промышленности США и их глубина в значительной мере определялись остротой возникших проблем и наличием соответствующих предпосылок - большого количества субъектов рынка (производителей газа и газотранспортных компаний), длительным периодом предшествующего развития, приведшего к созданию широкой и даже чрезмерно разветвленной газотранспортной сети и других мощностей (хранения, переработки газа и т.п.).
В Канаде в тех же условиях начала 80-х годов были приняты меры по либерализации ценообразования и разрешению доступа третьих сторон к магистральным трубопроводам при сохранении фактически монопольного положения на трансконтинентальные перевозки компании "Трансканада".
В России к настоящему времени создание основной инфраструктуры магистрального транспорта газа для снабжения внутренних потребителей в целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 г. снижения объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его уровня, особенно учитывая растущее стремление к сохранению только платежеспособного спроса, возникла определенная пауза в развитии отрасли. Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных газопроводов для газоснабжения новых регионов (на Северо-Западе, юге Западной Сибири и ряде других), а также газификации мелких и рассредоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее на внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возникнет потребность в предельно высоких темпах роста объемов поставок газа (не говоря уже о его дефицитности), что создает благоприятный фон для повышения качества газоснабжения. Причем возможная неустойчивость внутреннего рынка не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время крупные инвестиции требуются для завоевания новых позиций для российского газа на устойчиво растущем европейском рынке.
На внутреннем рынке долгосрочные контракты па поставку газа практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникавших при либерализации газового рынка в других странах, и облегчает введение новых форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой промышленности России носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг. действовала формула, ценообразования, предусматривающая ежемесячную коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была дифференцирована ни в региональном, ни в сезонном разрезах. Номинальная цена на газ для промышленных потребителей достигла 60 долл. за 1 тыс. куб. м, что близко к официально установленной экспортной цене для Украины (из-за отсутствия региональной дифференциации, которая началась только в прошлом году, такая вполне "европейская" цена действует и на Урале, и в Западной Сибири). В Северной Америке оптовая цена на газ в среднем не превышает этот уровень.[18]
Надо отметить, что оптовые цены на газ, составлявшие с 1982 г. 26 руб. за 1 тыс. куб. м, ас 1991 г. -52 руб., поднялись сейчас до 300 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м, то есть по сравнению с периодом до 1991 г. темп их роста обгонял инфляцию, а относительно 1991 г. находится на уровне несколько ниже нее. [19]По-видимому, для нынешних трудностей с неплатежами критически важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на газ и другие энергоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым (европейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт (что зачастую наиболее привлекательно для предприятий при ограниченности внутреннего рынка), а также при конкуренции с импортируемыми товарами это становится определяющим фактором.
Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обусловливается как решающей ролью транспортного фактора (а транспорт опирается на уже созданную крупнейшую инфраструктуру сетевого типа), так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов (в настоящее время подавляющая часть добываемого газа приходится на три крупнейших месторождения, расположенных вблизи друг от друга и на расстоянии 2-5 тыс. км от потребителей).[20]
Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в эксплуатации месторождения были переданы "Газпрому". Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. На часть месторождений среднего масштаба и извлечение газа из более глубоких, чем сеноманские залежи горизонтов, лицензии выданы не входящим в "Газпром" структурам, то есть первые шаги к демонополизации добычи природного газа уже предприняты. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей газотранспортной системы.
Указ президента РФ о создании РАО "Газпром" содержит положение о доступе производителей газа на территории Российской Федерации к транспортировке доли газа, пропорциональной уровню их добычи, по газотранспортной системе ЕСГ. Некоторые процедуры такого доступа регламентированы Временным положением. Однако на практике осуществляется не транспорт стороннего газа, а его покупка газотранспортными предприятиями Газпрома для последующей перекачки в составе общего потока газа. В принципе оба варианта - и покупка газа у производителей, и транзитная транспортировка стороннего газа - могут рассматриваться как допустимые формы взаимодействия монопольного собственника сети и других участников рынка, но условия монополиста и прежде всего ценовые должны стать открытыми и привлекательными для пользователей.
Целесообразно создать такую регулирующую систему, при которой "Газпрому" будет выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении. Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых месторождений не входящими в него структурами (хотя, возможно, и с финансовым и другими видами участия последнего и ассоциированных с ним организаций) и поступлением этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного потребления, ценовые и прочие условия которого могут формироваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа самим "Газпромом".[21]
Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми - в системе несколькими способами резервирования: от объектного резервирования (резервные агрегаты на компрессорных станциях, резервные мощности в добыче и на транспорте) до многониточной и закольцованной структуры газоснабжающей сети и объектов хранения газа, прежде всего подземных газохранилищ. Роль последних многофункциональна: они позволяют сочетать высокую внутригодовую загрузку базовых магистральных газопроводов с переменным во времени уровнем потребления газа отдельными потребителями, покрывать при необходимости экстремальные потребности (связанные с резкими похолоданиями и другими причинами, лежащими как внутри системы газоснабжения, так и вне ее), обеспечивать резервные поставки газа при технических отказах и авариях на объектах газоснабжения.[22]
Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собственного газа Газпрома, так и газа сторонних производителей обеспечение надежности обоих видов поставок по крайней мере в течение достаточно длительного периода будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих функций, а также правила справедливого поведения оператора по отношению к поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения отказов оборудования или аварийных ситуаций еще предстоит разработать.[23]
4 Проблемы и перспективы развития.
Единая система газоснабжения создавалась в условиях плановой экономики, когда критерием успешной работы было выполнение директив по наращиванию валовых объемов добычи газа, а также напряженных плановых заданий по его поставкам. Все это настраивало на интенсивное развитие системы и высокую надежность ее функционирования. Причем возможности выбора поставщиков действительно эффективного и надежного оборудования, наилучших подрядчиков и т.п. были, как правило, ограничены. Зато капиталовложения выделялись централизованно и на определенных этапах в соответствии с обоснованными потребностями. В подобных условиях приходилось прибегать к избыточному с чисто экономических позиций резервированию, включая установку громоздкого парка резервных газоперекачивающих агрегатов, к форсированному вводу мощностей на новых объектах и т.д. Сейчас наиболее актуальным для отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой самостоятельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.[24]
В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа. В этой связи вполне уместной считается увязка перспектив развития ТЭК России и европейского рынка энергоресурсов. При этом описываются оптимистический и вероятный сценарии. Оптимистический сценарий предусматривает рост цен на российские энергоносители, объемов потребления российских энергоресурсов и инвестиций в российский ТЭК (поскольку большее число проектов становится экономически эффективным), что в совокупности позволит использовать его как "мотор" для выхода из кризиса и перехода в стадию поступательного развития экономики".