скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Особенности развития и размещения газовой промышленности России

В начале 90-х годов наиболее важным было то, что добыча газа базировалась на разработке уникальных Уренгойского, Ямбургского и Медвежьего месторождений, из которых только последнее прибли­зилось к стадии падающей добычи. Это обеспечивало необходимый запас прочности для системы в целом.[6]

В 1990-1991 гг., в период резкой политико-экономической неста­бильности, был практически приостановлен процесс развития ЕСГ и начался серьезный кризис в газовой промышленности, выразившийся в:

- неопределенности организационных форм существования от­расли, "суверенизации" частей ЕСГ, находившихся на территории отдельных союзных республик;

- прекращении централизованного инвестирования, составляв­шего основу финансирования отрасли, а затем вследствие высокой инфляции-в обесценивании имевшихся в отрасли внутренних средств;

- разрыве связей с поставщиками оборудования из стран СНГ, неплатежах за поставляемый внутри и вне России газ, неурегулиро­ванности вопросов транзита и т.д.

В создавшейся ситуации несомненным достижением является консолидация основного ядра газовой промышленности России в со­ставе РАО "Газпром". Важной предпосылкой этого стало наличие целостной структуры ЕСГ России, что, с одной стороны, было обус­ловлено системным подходом к планированию ее развития, а с дру­гой - объективно присущим данной системе фактором единства.

Основное отличие газоснабжения от нефтеснабжения заключа­ется в том, что транспортируемый природный газ - продукт, вполне готовый для использования и как сырье, и как топливо, причем до­водимое без каких-либо изменений до самых мелких, исчисляемых миллионами потребителей. Транспортируемая же нефть требует пе­реработки, то есть предназначена для ограниченного числа крупных специализированных предприятий. Природный газ разных месторож­дений - значительно более однородный по своим характеристикам продукт, чем нефть: при условии доведения до стандартов транспор­тировки он легко смешивается в газоснабжающей системе и далее поступает в "обезличенной" форме.

Стоимость транспортировки нефти и газа также неодинакова. При расстоянии 1600 км в расчете на 1 млн. БТЕ в среднем она составляет 2 долл. для сухопутных и 1 долл. для морских газопроводов по сравнению с примерно 0,3 долл. для нефтепроводов и 0,1 долл. для танкеров (Британская тепловая единица - неметрическая единица, равная 1055,06 Дж. и применяемая в США и Великобритании). Учитывая, что средняя дальность транспортировки газа в ЕСГ России превышает 2500 км, это с экономической точки зрения затрудняет его доставку потребителям вне существующей ЕСГ.

2   Размещение газовой промышленности.

Таким образом, обобщая  вышесказанное, можно выделить основные районы размещения газовой промышленности.

В Западно-Сибирском районе основными газовыми промыслами являются Уренгойский и Ямбургский, которые дают ежегодно по 200 млрд.м2 топлива, Березовский, Вынгапуровский и другие. Добыча при­родного газа ведется в сложных природно-климатических условиях севера Тюменской области, где слабо развита производственная ин­фраструктура, в том числе отсутствуют дорожная сеть, строительная база и т.д.[7]

К четырем магистралям Сибирь-Центр, действовав­шим к 1980 г, введены в эксплуатацию шесть газопроводов диамет­ром 1420 мм: Уренгой-Москва, Уренгой-Грязовец (Вологодская обл.), Уренгой-Елец (Липецкая обл.), Уренгой-Петровск (Саратовская обл.), Уренгой-Новопсков (Луганская обл.) и Уренгой-Помары-Ужгород. От Ямбургского месторождения в конце 80-х годов построено шесть новых мощных газопроводов в центральные районы европейской ча­сти и до западной границы СНГ: Ямбург-Москва, Ямбург-Елец, Ямбург-западная граница ("Прогресс") и другие.[8]

Западносибирский газ поступает на предприятия промышленных центров Урала по газопроводам Игрим-Серов-Нижний Тагил, Медвежье-Надым-Пунга-Пермь.

Второй по значению район газовой промышленности в России - Уральский. На его территории разрабатывается Оренбургское газо-конденсатное месторождение, содержащее помимо метана смесь аро­матических углеводородов, сероводород и гелий. Преимуществом этого месторождения по сравнению с западносибирскими и средне­азиатскими является размещение его вблизи важных промышленных центров России и стран СНГ. Однако наличие попутных компонентов в газе требует предварительной его очистки и ихугилизации. На этом месторождении построен крупный Оренбургский газохимический ком­плекс мощностью 45 млрд.м2 газа в год. Он производит газ, серу, конденсат и другие вещества. А в 1978 г. завершено строительство крупного международного газопровода Оренбург-западная граница СНГ, по которому на экспорт ежегодно поступало 16 млрд.м2 газа. Кроме того, в Уральском районе природный попутный газ добывает­ся на месторождениях Башкортостана и Пермской области. В 1996 г. регион добыл 33 млрд.м2[9]

Крупным районом развития газодобывающей промышленности Рос­сии становится Республика Коми и северо-восточная часть Архангельской области, где формируется Тимано-Печорский ТПК. При­родный газ добывается на Вуктыльском, Войвожском, Василковском, Джебольском и других месторождениях. "Голубое" топливо поступа­ет потребителям по газопроводу "Сияние Севера": Ухта-Тверь-Торжок-Ивацевичи(Беларусь). Добыча природного газа в Северном эко­номическом районе уменьшилась с 18 млрд.м2 в 1985 г. до 4 млрд.м2 в 1996 г., то есть в 4,5 раза.

В ближайшие годы акционерным обществом "Росшельф" начнется освоение одного из крупнейших в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения, находящегося на шельфе России в Баренцевом море. Геологические запасы месторождения оцениваются в 3 трлн.м2 и оно потребует инвестиций в 10-12 млрд. долларов.

В 1980 г. в Поволжье открыто Астраханское газоконденсатное ме­сторождение. В настоящее время на его основе формируется Астра­ханский промышленный узел по добыче и переработке газа и кон­денсата, а также по производству серы. Добыча на месторождении увеличилась до 4 млрд.м2 в 1996 г.[10]

К новым перспективным районам в Российской Федерации отно­сятся месторождения в Восточной Сибири (функционирует газопро­вод Мессаяха-Норильск), в Саха-Якутии (Таас-Тумус-Якутск) и на острове Сахалин. К освоению ресурсов природного газа в Саха-Яку­тии и на Сахалине большую заинтересованность проявляют фирмы Японии, Южной Кореи и других государств. Предполагается привлечь капиталы фирм Южной Кореи для совместного строительства газо­провода Республика Саха-Южная Корея. [11]

Ресурсы топлива в старых районах газодобывающей промышлен­ности в результате многолетней эксплуатации в значительной степе­ни истощены и не могут удовлетворять потребности народного хо­зяйства их за счет собственной добычи. Это относится к таким райо­нам, как Северный Кавказ и Поволжье, Украина и Азербайджанская Республика. Удельный вес этих регионов в добыче природного газа стран СНГ очень сильно сократился. На Украине сформировалась сложная система газопроводов: от Шебелинки на Харьков, на Полта­ву-Киев, на Днепропетровск-Одессу-Кишинев, от Дашавы на Киев, на Минск-Вильнюс-Ригу. Природный газ в республику поступает из Западной Сибири, Урала и Средней Азии. На Северном Кавказе сфор­мировалась система из следующих газопроводов: Ставрополь-Моск­ва, Краснодарский край-Ростов-на-Дону-Серпухов-Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону-Таганрог-Донецк, Ставрополь-Владикавказ-Тбилиси и др.

В Азербайджанской Республике газ добывается на Карадагском ме­сторождении (ежегодная добыча 10 млрд.мЗ; он транспортируется по газопроводу Карадаг-Тбилиси-Ереван.

Вторым крупным районом газовой промышленности являются государства Средней Азии и Казахстан. Вначале здесь добычей природного газа выделялась Республика Узбекистан (Бухаро-Газлинская провинция), а затем лидерство перешло к Республике Туркме­нистан. В Туркменистане разрабатываются такие крупные месторож­дения, как Шатлыкское, Майское, Ачакское, Наипское, Шахпахтынское, в Узбекистане - Джаркакское, Мубарекское, Газлинское и др. В Казахстане (его доля в добыче газа в СНГ составляет 0,9%) ускорен­ными темпами разрабатывается Карачаганакское газоконденсатное месторождение. Добыча природного газа в странах Средней Азии и Казахстане ведется в пустынных и полупустынных районах, где на­блюдается дефицит водных ресурсов и невысокий уровень вспомо­гательных производств. Среднеазиатский газ поступает потребите­лям по мощным многониточным газопроводам Средняя Азия-Центр и Средняя Азия-Урал, а также газопроводу Бухара-Ташкент-Чимкент-Бишкек-Алма-Ата.

В настоящее время правительство Республики Туркменистан для развития нефтегазового комплекса стремится привлечь капиталы фирм государств Ближнего и Среднего Востока. Предполагается по­строить газопровод через территорию Ирана и Турции в страны За­падной Европы.

Кроме природного газа страны СНГ богаты попутным нефтяным га­зом, который территориально связан с месторождениями нефти. По­путный газ отличается от природного наличием в нем наряду с мета­ном этана, пропана и бутана, являющихся ценным сырьем для про­мышленности органического синтеза. Попутный газ перерабатывают на газобензиновых (ГБЗ) и газоперерабатывающих заводах на от­дельные фракции, которые затем поступают потребителям. Основ­ная часть ГБЗ сосредоточена на территории европейской части в районах добычи нефти (Альметьевск, Отрадное, Туймазы, Шкапово Грозный), на Украине и в Закавказье. Новые газобензиновые заводы построены в главной нефтегазовой базе России - Западной Сибири (Нижневартовск, Правдинск). Начато строительство завода в Новом Уренгое, планируется построить в Архангельске. Добыча попутного газа составляет около 50 млрд.м2 в год. Однако большое количество этого ценного и дешевого углеводородного сы­рья не используется в народном хозяйстве, так как выбрасывается в атмосферу и сжигается в факелах.

Газовый конденсат перерабатывается на Оренбургском, Мубарекском, Чарджевском и Астраханском газохимических комплексах.

Одним из резервов получения газообразного топлива для некото­рых районов служит газификация угля и сланцев. Подземная газифи­кация угля осуществляется в Донбассе (Лисичанск), Кузбассе (Киселевск), Подмосковье (Тула) и на Ангренском месторождении в Узбе­кистане. Ежегодное производство искусственного газа достигает 20 млрд. м2.

3   Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.

Процесс приобретения газовой промышленно­стью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Отрасли удалось избежать разрушения сво­его ядра, более того, фактически только в новых условиях ее под­линная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся пер­венством нефтяной промышленности, оказалась в центре обществен­ного внимания. Тем не менее до сих пор остро ощущается неурегули­рованность многих вопросов функционирования отрасли и РАО "Газ­пром". В основном все концентрируется вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и возможных ме­рах по ее либерализации.

Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыноч­ной экономики - весьма специфическая отрасль, для которой стандарт­ные подходы малоприемлемы. В развитых странах Запада, в том числе в тех, где газовая промышленность прошла длительный путь развития, современное понимание ее статуса или сложилось в последние 10-15 лет, или и в настоящее время является предметом острой дискуссии.[12]

Проблемы либерализации газовой отрасли объективно связаны с необходимостью привлечения крупных финансовых средств для со­здания новых газотранспортных систем, гарантией возврата которых обычно выступает наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для его подачи по этим системам, и предвари­тельных договоренностей с потребителями на поставки газа по ним. Однако для достижения таких договоренностей нужно подтвержде­ние реальности сооружения системы в требуемые сроки и возможно­сти обеспечения надежных поставок газа. Все это легче сделать круп­ным интегрированным компаниям, зачастую опирающимся на госу­дарственную поддержку, чем потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований.

Регулирование отрасли будет происходить па­раллельно с развитием и унификацией методов регулирования газо­вой промышленности в странах Европы.[13] Именно европейский вари­ант станет решающим. Североамериканский опыт, на который обыч­но ссылаются, играет гораздо меньшую роль, поскольку отсутствует практическое взаимодействие с инфраструктурой этого рынка: российский газ экспортируется в основном на европейский рынок, кон­куренция и деловое сотрудничество осуществляются с его представи­телями и по принятым на нем правилам.

Надо отметить, что в настоящее время в Европе нет унифици­рованной модели организации и функционирования газовой промыш­ленности. Газовые рынки европейских стран за редким исключением не либерализованы. В большинстве случаев государство в той или иной степени контролирует отечественную газодобывающую отрасль (если таковая имеется), а также магистральный транспорт газа.

В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использова­нием национальных ресурсов природного газа.[14]

В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж добывае­мого газа ведутся специальным органом - Комитетом по переговорам по газу (КПГ), где представлены три основные норвежские газовые компании. В случае, если Коми­тет не может придти к общему мнению, он обращается в правительство за оконча­тельным решением. При создании КПГ предполагалось, что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских покупателей газа.

В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпада­ющего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией "Газюни", наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регу­лированию и утверждению правительством.

Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде стран, напри­мер, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности для сооруже­ния независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии применяется специфическая система регионализации рынков газа, препятствующая непосредствен­ной конкуренции поставщиков за конечного потребителя.[15]

Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах-членах ЕС и переходе от национальных моделей к функционированию единого газового рынка. Так, в 1994 г. введена в действие директива об углеводородном сырье, устанавливающая, что системы лицензирования должны основываться на открытых торгах, быть гласными и носить недискриминационный характер. В 1990-1991 гг. была принята директива о создании внутреннего энергети­ческого рынка, не затрагивавшая суверенных прав стран-членов ЕС. Однако проект директивы о либерализации рынка газа, опублико­ванный в 1992 г. и предполагавший разделение функций добычи и транспортировки, а также разрешение доступа третьих сторон, выз­вал серьезные споры и не был в полной мере реализован. В конце 1996 г. Генеральный секретариат Совета ЕС подготовил так называе­мое президентское компромиссное предложение о принципах работы газовой промышленности, которое стало объектом жесткой дискус­сии и пока окончательно не принято. Разногласия возникают в основ­ном из-за опасения, что нововведения не приведут к равноправию поставщиков и потребителей в различных странах ЕС. Это понятно, поскольку позиции привилегированных национальных участников газового рынка в европейских странах хорошо защищены, и главную угрозу влиятельные газовые компании видят в международной кон­куренции и открытии рынка.[16]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.