Реферат: Налоговое стимулирование лизинговых операций
Проблема заключается и в том, что, согласно статье 335 ГК РФ, в залог можно передать имущество, находящееся в собственности залогодателя. А в связи с тем, что оборудование на момент заключения кредитного договора не принадлежит лизингодателю и у банка имеются сомнения по поводу того, будет ли когда-нибудь имущество принадлежать лизинговой компании, то соответственно и нечего передавать в залог. То есть, здесь возникает временной разрыв: с момента заключения кредитного договора до момента осуществления поставки и перехода права собственности на оборудование от продавца к лизингодателю. И, тем не менее, некоторые банки нашли выход из сложившейся ситуации: финансирующий банк заключает с лизингодателем предварительный договор залога, согласно которому залогодатель (лизингодатель) обязуется заключить договор залога на оговоренных условиях.
Что же касается передачи в залог прав на получение лизинговых платежей, то банк вообще не рассматривает такую возможность, объясняя это тем, что нельзя передать в залог денежные средства. Это положение никто и не собирается оспаривать, но ведь в данной ситуации в залог передается имущественное право на получение лизинговых платежей. Беда в том, что, несмотря на содержащуюся в Законе «О лизинге» норму, прямо оговаривающую возможность как передачи в залог приобретаемого в будущем предмета лизинга, так и возможность уступки своих имущественных прав по договору лизинга, которые в силу статьи 336 ГК РФ также могут являться предметом залога, банки это не убедило и данная норма не действует. Для того, чтобы она работала, желательно разработать сам механизм ее действия и отразить это в банковском законодательстве.
Закон «О лизинге» имеет и много других недостатков. Будем надеяться, что в дальнейшем все недостатки будут учтены законодателями при издании других нормативных актов и внесении изменений в уже существующие.
II. Общеевропейские подходы к налогообложению
Международные финансовые организации осуществляют важную роль в развитии системы финансирования торговли и инвестиций. Кредитные линии подобные тем, которые открыл Европейский Банк конструкции и Развития целому ряду стран, могут облегчить пути к развитию благоприятных условий становления малых и средних предприятий, лизинговых отношений в экономике. Вместе с тем, как для стран с развитой рыночной экономикой, так и стран с переходной экономикой существуют общеевропейские подходы к определению параметров, применяемых в системах налогообложения стран, способствующих эффективному использованию ресурсов международных финансовых институтов в коммерческих операциях, в том числе финансирования лизинговых сделок:
- местная система налогообложения должна предусматривать выведение из-под налогообложения базы отчислений за пользование лизингом (как затрат) до налоговых отчислений;
- местное налоговое законодательство должно давать лизингодателю возможность проводить амортизацию сданного в лизинг оборудования и при этом график амортизации должен оставлять лизингодателю возможность получить нормальную прибыль;
- определение дохода в целях налогообложения не должно наносить ущерб инвестиционным институтам и лизинговым компаниям и должно приблизительно соответствовать правилу IAS 17. (Международный стандарт, отражающий практику бухгалтерского учета лизинговых сделок, который выпущен Комитетом по международным стандартам бухучета в сентябре 1982 года.);
- приемлемые правила исчисления НДС, по которым лизинговые компании должны получать право запрашивать и получать налоговый кредит в течение приемлемого промежутка времени;
- импортные пошлины не должны носить дискриминационного характера для лизинговых компаний, импортирующих оборудование;
- в случаях, когда оборотный капитал хранится в форме твердой валюты, то полученный прирост от нереализованной части валюты должен облагаться налогом;
- по системе законодательного и финансового регулирования необходимо иметь возможность работы с внебанковскими финансовыми структурами;
- внебанковские финансовые структуры должны иметь право на получение финансирования либо от банков, либо с рынка оборотных средств.
2.1. Налогообложение по российскому законодательству
Рассматривая законодательные акты Российской Федерации, принятые о лизинге в период с 1994 года, следует отметить, что в целом законодательная база сформировала не только организационно-правовые формы применения лизинговых отношений в экономике, но и имеет тенденцию к установлению ряда существенных налоговых, амортизационных и таможенных льгот, направленных на государственную поддержку лизинговых операций.
До принятия закона «О лизинге» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», в котором намечены мероприятия по ускоренному развитию и государственной поддержке инвестиционной деятельности на основе осуществления финансового лизинга. Этим постановлением Министерству финансов РФ было поручено подготовить и внести предложения о внесении изменений в действующее законодательство, предусмотрев в нем освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет, освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга, освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при выполнении лизинговых услуг, а для товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга, предусмотреть частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
В развитие постановления Правительства Российской Федерации № 633 принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», в котором установлено, что на себестоимость услуг, оказываемых лизингодателями, относятся проценты по полученным ими заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемых для осуществления операций финансового лизинга, а также, что лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателей.
Следующим Постановлением Правительства от 27 июня 1996 года № 752 «О Государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" были внесены изменения и дополнения во Временное положение о лизинге:
- имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств, а условия постановки лизингового имущества на баланс могут определяться согласованию между сторонами договора лизинга;
- ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3;
- доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества.
Кроме того, этим постановлением Правительства поручено соответствующим министерствам и ведомствам предусмотреть при разработке особенной части Налогового кодекса Российской Федерации комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства, а также предусмотреть комплекс мер по формированию вторичного рынка технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и используемого для технического перевооружения и модернизации производства.
Налоговая система - это инструмент реализации промышленно-экономической политики страны. В настоящий период система государственных приоритетов в этой сфере направлена на поддержку малого предпринимательства. Малые предприятия Российской Федерации получили благоприятные налоговые условия в виде отсрочки, рассрочки освобождения от уплаты налогов, льгот по применению механизма ускоренной амортизации, а также созданы фонды помощи и поддержи предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.
В целом, налоговая политика по отношению к малому предпринимательству создает объективные предпосылки для широкого внедрения лизинговых операций в малом бизнесе на основе любой формы собственности. Существенные льготы предоставляются при приобретении и введении в действие оборудования, которое используется в целях:
- замены оборудования, закупленного ранее по импорту;
- проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- защиты окружающей среды;
- установки автоматических линий и автоматизированных участков;
- внедрения оборудования, используемого для создания рабочих мест инвалидов;
- а также в ряде других случаев.
В соответствии с законодательными и другими нормативными актами предусмотрен целый ряд налоговых льгот для участников лизинговой деятельности:
• Банки (или другие кредитные учреждения) освобождаются от уплаты налога на прибыль, которая получена от предоставления кредитов на срок от 3 лет и более для реализации операций финансового лизинга, выполнения лизинговых договоров;
• Лизингодатели освобождаются от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
• Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при оказании лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты НДС при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
• Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, платежей по процентам за полученные заемные средства, в том числе кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, а также лизинговых платежей по операциям финансового лизинга;
• Частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга;
• Лизингополучатели имеют возможность уменьшения размеров платежей налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга отражается в активе баланса лизингополучателя только в случае перехода имущества в его собственность по истечении договора лизинга;
• Получена возможность снижения размеров платежей налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции;
• У лизингополучателя может упрощаться бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению финансовой задолженностью учет будет осуществлять лизингодатель. (Лизингополучатель объект в этом случае лизинга учитывает на забалансовом счете 001.);
• Продавцы (поставщики) лизингового имущества от участия в лизинговых операциях получают возможность возобновить или расширить выпуск продукции, увеличить доход от реализации запчастей к оборудованию или развития сервиса и модернизации, поставщики - получают дополнительный рынок сбыта и увеличение продаж.
Допустимые льготы
• Отнесение на себестоимость затрат по лизинговым операциям
• По налогам на инвестиции в оборудование
• По налогу на прибыль
• По налогу добавленную стоимость
• По применению норм ускоренной амортизации
• По таможенным платежам при ввозе технологического оборудования по приоритетным отраслям
• Малым предприятиям
• Возможность превышения лимитов кредитной задолженности, устанавливаемой для страны МВФ (Международным Валютным Фондом)
Возможности по снижению налогообложения
лизинговых операций
Прямое снижение налогооблагаемой базы за счет: | - |
включения в состав затрат (себестоимость продукции) лизинговых платежей и процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемых для осуществления операций финансового лизинга. (Постановление Правительства РФ от 20 октября 1995 года № 1133) |
Расчеты по НДС
Налог на добавленную стоимость | - приобретателем лизингового имущества; |
уплачивается: | - в составе лизинговых платежей. |
Вместе с тем:
1) Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия их на учет (Инструкция ГНС РФ от 11 октября 1995 года № 39 с последующими изменениями);
2) Импортное технологическое оборудование и запасные части к нему НДС не облагаются (Закон РФ «О НДС» от 6 декабря 1994 года № 57-ФЗ и Перечень оборудования, утвержденный ГТК РФ от 13 апреля 1995 года № 248);
3) Лизинговые платежи, осуществляемые малыми предприятиями, освобождены от уплаты НДС (Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О НДС» от 1 апреля 1996 года № 29-ФЗ).
Налог в дорожные фонды
Уплачивается: | - лизингодателем при приобретении транспортного средств; |
- лизингополучателем при оформлении лизинга на срок свыше 6-ти месяцев. |
Налог на имущество
Уплачивается: | - лизингодателем, так как имущество находится на его балансе |
|
- при условии долгосрочной аренды – арендатором. |
2.2. Расчет лизинговых платежей и сравнительный анализ лизинга и кредита на примере оборудования корпорации "Триол"
Предлагаем Вам сравнительный анализ и оценку возможных затрат предприятия по приобретению и использованию в течение 2 лет электроприводов Корпорации «Триол» по двум схемам:
1. Получение оборудования в лизинг
Для проведения анализа стоимость одной единицы оборудования с учетом НДС условно выбрана 120 единиц.
Базовые финансово-экономические условия лизинга состоят в следующем:
· Авансовый платеж после подписания Договора лизинга в размере 30% процентов от стоимости лизингового имущества, что составляет 36 ед.
· Величина кредитных ресурсов, привлеченных Лизингодателем состав–ляет 84 ед.
· Годовая процентная ставка кредита 75%.
· Действие Договора лизинга 2 года с ежемесячным осуществлением лизинговых платежей.
· Возмещение стоимости имущества осуществляется по годовой норме амортизации 21,3%. Согласно закону «О Лизинге» используется механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3 (три) при норме амортизации 7,1%-«Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов», шифр 40708. (Приложение 1: График платежей по договору лизинга).