скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Механизм гиперинфляции и способы его устранения

Хотя данный темп инфляции может быть довольно высок, все же при соблюдении двух указанных условий можно говорить о некоем инф­ляционном равновесии в экономике. Нарушение же по крайней мере од­ного из них может оказаться достаточным для вхождения экономики в гиперинфляционный режим. Какие же конкретные механизмы способ­ны дать импульс развитию этого процесса? Как видно из приведенных выше зависимостей, это прежде всего катастрофическое увеличение скорости обращения денег, «бегство» от них. Ожидая повышения цен, потенциальные покупатели будут' стремиться минимизировать свои де­нежные остатки, что приведет к увеличению спроса и фактическому росту цен: возникнет, таким образом, самоподдерживающийся процесс ускоряющейся инфляции. Роль «пусковой кнопки» здесь может сыграть, например, размораживание цен, если до этого инфляция протекала в подавленной форме (за счет принудительного снижения СОД), или обе­щание такого размораживания в ближайшем будущем, или даже прос­то общее осознание того факта, что рано или поздно это должно про­изойти.

Исследования Ф. Кейгена показали, что для развития гиперинфля­ционного процесса по этой схеме в принципе даже не обязательно вклю­чение механизма роста бюджетного дефицита и связанные с  этим денежные «накачки». Если реакция СОД на рост цен достаточно чувстви­тельна, а прогнозы хозяйственных агентов в отношении прекращения инфляции не страдают, излишним оптимизмом, то гиперинфляция мо­жет развиться и без увеличения номинальной денежной массы. Гипер­инфляция этого типа является чисто психологическим феноменом, неч­то вроде биржевой паники. В данном случае, очевидно, никакие фис­кальные или монетарные меры уже не способны стабилизировать де­нежное обращение. Требуется полная замена утратившей доверие хо­зяйственных агентов валюты или какой-то иной экзогенный шок, спо­собный остановить паническое «бегство от денег».

Другой механизм, способный запустить гиперинфляцию, — это вне­запно возникший в силу тех или иных причин существенный разрыв в доходах и расходах госбюджета, приводящий к выбросу в обращение крупной порции денег. В дальнейшем этот процесс также может стать самоподдерживающимся — из-за разрыва во времени правительство должно будет оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из на­логовых поступлений сформированных на базе цен предыдущего пе­риода. В условиях острой инфляции уже одно это может стать причи­ной значительного и увеличивающегося бюджетного дефицита, который придется покрывать дополнительной эмиссией. Исследования показы­вают, что именно таков механизм (он известен как эффект Оливера - Танци), послуживший причиной гиперинфляции уже в наше время в ряде латиноамериканских стран.

Понятно, что начиная с некоторого порогового уровня инфляции ее развитие будет поддерживаться также и «бегством от денег». В итоге темп инфляции будет складываться как произведение двух величин: стремящегося к 100 % бюджетного дефицита и неограниченно растущей СОД.

Возвращаясь к индексации, можно заметить, что ее введение как раз и способно стать причиной значительного увеличения разрыва в доходах и расходах госбюджета. Действительно, при некотором постоянном уровне бюджетного дефицита доходы потребителей в среднем растут, грубо говоря, в меру роста цен. Если в обществе ощущается потребность индексировать какую-то часть доходов, то значит, есть и такая катего­рия доходополучателей, доходы которых повышаются быстрее, чем це­ны. Привязывая минимальный рост доходов к сложившемуся темпу рос­та цен, мы тем самым заставим средние доходы расти еще быстрее. А это неизбежно поведет к нарастанию дефицита госбюджета и нару­шению сложившегося инфляционного равновесия. В принципе, если ин­дексация будет неполной, равновесие может и восстановиться па неко­тором более высоком уровне инфляции и бюджетного дефицита. Но вполне вероятно, что до тех пор успеют включиться какие-нибудь из обо­значенных выше резонансных эффектов и произойдет срыв в гиперинф­ляцию.[9]

 

2. Анализ инфляции в российской экономике

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы – тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам.  В одних странах уменьшение наличных денег  в обороте снижает инфляцию, в других – повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

Несмотря на “табу”, установленное Российским правительством на признание факта гиперинфляции она реально существует. Россия, несмотря на всю ее неординарность и уникальность существует во вполне конкретном мире, экономические процессы которого описаны сотни и тысячи раз.  Учебники по экономике называют цифру гиперинфляции на уровне 50-200% в год. В России темпы инфляции в первом полугодии составили 17-20% в месяц или около 800% в год. Это – гиперинфляция, все признаки совпадают. Попытки правительства апеллировать к “стабильному” курсу доллара могут обмануть лишь обывателя.

Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они сильно переплетены между собой. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что, используя лишь один рычаг – регулятор денежной массы, от инфляции избавится невозможно.

  Современная инфляция – не какой-то новый феномен российской истории ХХ столетия, в четко выраженных формах она проявляется, по крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления, завершившегося на первом этапе нэпа (1914-1924гг.). Второй раз инфляция проявилась уже в советское время – в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления (1928-1947гг.), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз она проявилась в период проводимых ныне экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996гг.), и продолжается уже пятый год.

  В менее отчетливых формах инфляция наблюдалась в советской экономики, в течение значительного времени, в частности с середины пятидесятых годов и особенно в восьмидесятые годы. Исключением в этом отношение можно считать два сравнительно коротких периода. Первый из них относится к годам нэпа, предшествующим индустриализации (1925-1928гг.), а второй – к концу сороковых и первой половины пятидесятых годов (1948-1955ггю), когда государство осуществляло прямую дефляционистскую политику снижения цен; оба периода не превышают 13 лет.

  Из сказанного следует, что инфляция возникла и нарастала в годы политических конфликтов ( войн, революций ) и при смене модели социально-экономического развития общества. В этом смысле она – неизбежная экономическая плата общества за конфликты и революции. Преодоление инфляции и ее последствий каждый раз требовало больших усилий  и значительного времени. Не представляет исключения и современная российская инфляция.

  Исторической ее особенностью являлось то, что ей предшествовал длительный период скрытой инфляции, выражавшейся, прежде всего в увеличении денежных сбережений населения, представляющих отложенный спрос, при усилении товарного дефицита. Переход к инфляции в открытых формах совпал с началом крупных инструментальных преобразований – реформированием отношений собственности, демонтажем системы государственного централизованного планирования,  либерализацией экономики и формированием системы рыночных отношений.[8]

 На пятый год реформ, уровень инфляции удалось снизить и в основном ввести в управляемые рамки. Однако  эффективный механизм антиинфляционного регулирования экономики еще не отработан. Схема антиинфляционной политики на практике реализована в обстановке продолжающегося экономического кризиса, когда замедление инфляции достигнуто средствами, применение которых оказалось неспособным приостановить снижение уровня производства и инвестиционной активности, не обеспечило по многим важным параметрам финансовой стабилизации экономики, особенно в реальной сфере. Иначе говоря, применяемая система противоинфляционного регулирования должна быть усовершенствована применительно к требованиям реализации антикризисных мер, способных обеспечить подъем экономики и возобновление ее развития по типу расширенного производства. В этой связи представляется интерес анализа происходящих инфляционных процессов в макроэкономическом плане.

   В результате инфляции происходит перераспределение денежных доходов и в конечном итоге национального дохода (или ВВП), имущества и собственности на все составляющие элементы национального богатства общества. Осуществляется оно в интересах государства, классов и социальных групп, которые стоят у власти, контролируют государственный бюджет, деятельность центрального и коммерческих банков (эмиссию денег, размеры и условия кредитования экономики и населения).

  Происходящее в обстановке инфляции ценовое перераспределение доходов носит принудительный и всеобщий характер, поскольку распространяется на всех покупателей товаров и услуг. Этим оно отличается от финансовых, бюджетно-кредитных методов перераспределения доходов (налогов, займов и других устанавливаемых государством платежей), которые касаются лишь отдельных групп предприятий и населения.

           Инфляция развивается, как правило, в период образования и увеличения дефицита государственного бюджета, а ее механизм используется для покрытия государственных расходов, не обеспечиваемых поступлением необходимых доходов, а также для сокращения платежеспособного спроса и потребительских расходов населения. Отсюда получили распространение объяснения ее причины главным образом денежными, бюджетно-кредитными факторами, которые восприняты и многими российскими реформаторами. В действительности корни инфляции не сводятся исключительно к процессам, происходящим в области денежного образования и финансов, т.е. в сфере распределения. Все дело в возникновении по тем или иным причинам общей несбалансированности экономики, и в первую очередь производства и потребления. Вызванное этим расстройство механизма распределения и денежного общения является отражением макроэкономической несбалансированности. Представленное в научной литературе немонетарное  объяснение причин инфляции представляется более глубоким и взвешенным, поскольку учитывается зависимость денежных факторов от макроэкономических процессов и всей структуры экономики.

  Если говорить о послевоенном периоде, то механизм инфляции использовался государством для ценового перераспределения ресурсов на выполнение расширявшихся программ капитального строительства и особенных мероприятий, обеспечивших в семидесятые годы военно-стратегический паритет с США. Политика ограниченной (умеренной и контролируемой) инфляции применялась как один из инструментов управления в рамках общей линии на поддержания роста экономики при сохранении, по меньшей мере, не снижающегося уровня жизни населения (попытки повысить этот уровень с десятой пятилетки, как правило, заканчивалось неудачей).

  В девяностые годы инфляцию использовали уже в качестве одного из главных рычагов проведения реформ. Ее механизм был направлен на прямое сокращение затрат общества на потребление и инвестиций, государственных расходов при  одновременном перераспределении доходов и государственной собственности в пользу частной и смешанного секторов экономики, класса новых собственников. Развертывание инфляции и ее воздействие на экономическое положение страны в период реформ видно из данных таблиц №1


Таблица 1.

Инфляция и основные макроэкономические показатели (в% к предшествующему году)


                               В качестве обобщающего показателя инфляции принято использовать индекс потребительских цен, динамика которого характеризует изменение уровня цен на самый крупный элемент использования ВВП – потребительские расходы домашних хозяйств, составляющие более половины его объема. В числе макроэкономических показателей приведены четыре: ВВП как показатель динамики общего объема производства товаров и услуг; капиталовложения за счет всех источников финансирования как индикатор инвестиционной активности;  реальные денежные доходы населения как основной параметр изменения конечного потребительского спроса и уровня потребления населения с выделением показателя реальной заработной платы; внешнеторговый оборот как показатель объема внешнеэкономической деятельности. Это позволяет сравнить уровень инфляции с динамикой производства ВВП и трех основных элементов конечного спроса – реальных доходов населения, расходов на инвестиции и экспорта.

  Из таблицы вытекают следующие выводы. Пик инфляции приходится на начало реформ (1992г.), затем ее темпы замедлились и в настоящее время составляют менее 1% в месяц ( в 1992-1994гг. они измерялись двузначными числами). Снижение инфляции сопровождалось уменьшением спада производства. Так, на старте реформ производство ВВП сократилось в 1992г. на 19%, в 1993-1994гг. глубина спада находилась на уровне 12-13% и в 1995г. уменьшилось в 3 раза ( до 4%), но в 1996г. вновь увеличились. Гораздо слабее снижение инфляции воздействовало на торможение спада инвестиций, глубина которого в 2-3 раза больше сокращения общего уровня производства, в том числе и сегодня.

  Более существенным оказалось влияние снижения инфляции на стабилизацию покупательной способности и потребительского спроса населения. в целом за рассматриваемый период реальные денежные доходы населения сократились несколько меньше, чем общий уровень производства, что говорит об определенном перераспределении ресурсов на  цели потребления, преимущественно для компенсации негативных социальных

издержек реформ. В 1996г. замедление инфляции дополнилось стабилизацией размеров реальных денежных доходов населения.

  Быстрее всего ее снижение воздействовало на стабилизацию внешнеэкономической деятельностью. Сокращение внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья приостановилось на втором году реформ. В течение трех последних лет объем торговли с этими странами в долларовом изменении увеличивается. В 1996г. обозначилось также расширение в долларовом эквиваленте торговли со странами СНГ.

  Маховик инфляции (инфляционная спираль) был во многом раскручен в результате применения необилеральной монета риской концепции реформ. Они    были развернуты под очевидным влиянием, попытки применить, в России традиционную и в общем стандартную практику экономического либерализма, который придерживается в своей деятельности МВФ, Всемирный банк, правительства США, Англии и нескольких других западных государств. В основе этой практики лежит идея саморегулирования рынка и минимизации участия государства в управлении экономикой. Опыт других индустриального развития стран (ФРГ, Франции, Японии), где наряду с механизмом конкуренции широко используется система государственного регулирования рынка, был признан для российских условий менее подходящим. Объяснялось это высоким уровнем монополизации российской экономики, устранить которую предполагалось через приватизацию государственной собственности, создание многоукладной экономики с преобладанием негосударственного спектра и децентрализацию управления.

  Поскольку основной причиной несбалансированности экономики в советский период считалось экономические сбои, ограниченное главным образом решениями органов государственного управления (плановыми заданиями), а не рынком регулирование конечного спроса (завышение его размеров по отношению к возможностям производства и поставок товаров), в первую очередь предлагалось усилить роль рыночных регуляторов именно в данной области. В этих целях было прекращено директивное государственное планирование, большую часть государственных предприятий и организаций (прежде всего средних и мелких) передали в частную собственность или акционировали. Было отмечено прямое государственное регулирование цен, сокращались государственные расходы. Либерализация условий хозяйственной деятельности предприятий была дополнена переходом к рыночному механизму обеспечения занятости населения и оплаты труда, ограничением системы государственных социальных гарантий, обесценением и практически полной ликвидацией сбережений населения, рассматриваемых как нежелательный  “денежный навес”, который лишь мешает стабилизации потребительского рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.